Наум ЛЕВИНСОН

администратор, директор театра, зам. начальника фронтовой киногруппы

Имя при рождении:
Левинсон Нахман Борисович

Дата рождения:
19 сентября 1911
г. Минск, Минская губерния, Российская империя

Профессии:
администратор, директор театра, зам. начальника фронтовой киногруппы

Краткая биография

Левинсон Наум (Нахман) Борисович (19 сентября 1911, Минск (ныне Белоруссия) — 1979, Москва) — организатор кинопроизводства. Заслуженный работник культуры РСФСР (1970). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года.[1]

В 1933 — 1934 годах проходил службу в РККА[2].

Во время Великой Отечественной войны — зам. начальника фронтовой киногруппы. В РККА с июня 1941 года. Звание: лейтенант, ст. лейтенант, мл. политрук. Воинская часть: 767 зенитный артиллерийский полк; Политуправление 3 Украинского фронта (3 УкрФ); Севастопольский участок фронта Черноморского Флота (ЧФ), киногруппа ЧФ.

Киногруппа Черноморского флота. Севастополь,1942 год. На фото (слева направо): асс. оператора К. Ряшенцев, Н. Левинсон, кинооператоры Д. Рымарев, В. МикошаГ. Донец. Фото из архива Д. Микоши (Фирсовой).

  • В 1941 — 1944 — зам. начальника киногруппы Черноморского флота, нач. группы Севастопольского участка фронта; администратор киногруппы 2-го Украинского фронта[3].
  • В январе 1945 — кинооператор 3-го Украинского фронта[4].

Награжден орденом Красной Звезды (1942), двумя орденами Отечественной Войны II степени (оба 1945 года) и медалями[5].

С марта 1948 —  главный администратор; с 1952 — заместитель директора ГЦТК (ныне Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова)[6].
С 1968 года работал в Ансамбле народного танца СССР под управлением Игоря Моисеева[7].

Левинсон Наум Борисович умер в 1979 году. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

СЕМЬЯ

Во время немецко-фашистской оккупации Минска родители Н. Б. Левинсона стали жертвами Холокоста[8]. 
Жена — Левинсон Руза Самойловна (1914 — 1992), работала преподавателем французского языка.
Сын — Левинсон Александр Наумович, спортивный журналист; окончил Московский институт физкультуры (ГЦОЛИФК); учился на факультете журналистики МГУ; работал заведующим отделом спорта газеты «Московский комсомолец»; позже работал в ИТАР-ТАСС.  

_________________________________
1. Источники:
— Информационный портал Минобороны РФ "Память народа. 1941-1945": герой войны Левинсон Нахман Борисович.
— Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (2016; под. редакцией А. Дерябина; стр. 481). 
2. Информационный портал Минобороны РФ "Память народа. 1941-1945": герой войны Левинсон Нахман Борисович.
3. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (2016; под. редакцией А. Дерябина; стр. 481).
4. В наградных документах за 1945 год указан как кинооперато и как зам. начальника киногруппы. (Проект Минобороны РФ "Память народа. 1941-1945": герой войны Левинсон Нахман Борисович)   
5. Награды указаны в соответствии с информацией сайта "Память народа. 1941-1945": герой войны Левинсон Нахман Борисович (Проект Минобороны РФ).
6. Источник: официальны сайт Театра кукол имени С. В. Образцова  www.puppet.ru. В справочнике "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (2016; под. редакцией А. Дерябина; стр. 481) ошибочно указано, что после войны работал директором ГЦТК.
7. Источник: сайт www.puppet.ru
8. Там же.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Съемки киногруппы Черноморского флота вошли в СКЖ и документальные фильмы:

1942 —  Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; реж. В. Беляев; асс. режиссера: А. Евсиков; съемки по Севастополю: операторы В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевич; съемки по флоту: А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка; текст писателя Л. Соболева; диктор: Ю. Левитан; музоформитель: : композитор Д. Астраданцев; звукооператор: В. Котов; зам. нач. киногруппы: Н. Левинсон (в титрах не указан); начальник фронтовых киногрупп: П. Тарасов
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. МикошаД. ШоломовичИ. Аронс, В. АфанасьевЯ. БерлинерК. ДупленскийИ. ЗапорожскийД. КаспийЛ. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. СмолкаВ. СущинскийБ. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; зам. нач. фронтовой киногруппы: Н. Левинсон (в титрах не указан); начальник фронтовой киногруппы: А. Литвин; директор картины: Б. Лакман

_______________________________
Использована информация из открытых источников. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (2016; под. редакцией А. Дерябина; стр. 481). Документы о награждении: Проект Минобороны РФ "Память народа. 1941-1945": герой войны Левинсон Нахман Борисович. Фотографии из частных архивов, а также сайта Театра кукол имени С. В. Образцова.

Цитаты

Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю эпизоды прожитых на войне дней, невольно хочется пересмотреть всё заново, «кадр за кадром». И вот, словно из вчера, всплывают из глубин памяти горячие точки, в которых пересекалась с войной твоя судьба. Как вчера вижу руины Севастополя, покрытые красными маками… На третий день войны вместе с другими фронтовыми кинооператорами я снял свои первые кадры кинолетописи Великой Отечественной. Потом появились в Севастополе и мои товарищи Д. Рымарев, Ф. Кротик-Короткевич, К. Рященцев, Н. Левинсон.[...]
Первая эскадрилья «козлов», задрав колёса, пошла в крутое пике. Я начал снимать, вся эскадрилья не помещалась в визире камеры. Было хорошо видно, как отрывались бомбы. Рёв самолётов, свист бомб и грохот зениток заглушили работу камеры, казалось, что она остановилась. Левинсон крепко держал меня за плечи. Я продолжал вести панораму за бомбами и хорошо видел, как они вонзились в ангар, и он исчез в дыму и пламени огромного взрыва. В синеве неба повисли чёрные, рваные куски железа. Мы прижались к каменной стенке. Взрывная волна больно хлестнула. Левинсон что-то кричал, но я ничего не слышал, тогда он показал рукой. Вторая эскадрилья, перевернувшись колёсами вверх, пошла в пике. А первая низко над Константиновским равелином взмыла в небо. Я продолжал снимать, в визире камеры хорошо было видно, как бомбы, а их было много, попали прямо в гидросамолёты…
Взрывная волна уложила нас на траву. Если бы не каменная ограда, нас могло отбросить неизвестно на какое расстояние. А потом неожиданно наступила тишина, если не считать далёкого воя улетавших «юнкерсов» и треска бушующего пламени, пожиравшего искорёженные останки амфибий и бензиновые бочки.
Нужно было перезарядить камеру, я потянулся к кофру, но руки не подчинялись, по всему телу била дрожь, очень хотелось пить. Левинсон сидел с широко открытыми глазами и что-то беззвучно шептал…[...]

Владислав Микоша, Источник

[...]В Севастополе – на этом узком участке тогдашнего большого фронта – киноработников было немного: два оператора – Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев, два ассистента – Константин Ряшенцев и Фёдор Короткевич, начальник киногруппы Н. Левинсон. Они всё время были вместе. Первым здесь появился Микоша. Хотя нет, Ряшенцев тоже был в Севастополе. Студент 1 курса операторского факультета ВГИКа Костя Ряшенцев был призван в начале войны в армию и направлен в батальон морской пехоты. Он отличился в бою, был ранен и лежал в госпитале. О нём узнал Микоша и попросил начальство из Политуправления откомандировать юного моряка в киногруппу. После госпиталя Ряшенцев вошёл в киногруппу Черноморского флота как ассистент. Так что здесь, в Крыму, создалось целое киноподразделение – сильное и оперативное. Уже после войны, окончив ВГИК, Костя стал известным хроникёром. Оператор-боец, он и погиб на боевом посту – на Ближнем Востоке, в стране Иордании, 21 сентября 1970 года… Пуля израильского снайпера сразила его в тот момент, когда он поднимал аппарат для своего очередного – последнего – неснятого кадра. Пуля пробила объектив аппарата «Конвас-автомат», прошла сквозь плёнку и попала Косте в голову…[...]

Лев Данилов, Источник

Положение, в котором оказалась киногруппа Ч.Ф., в настоящее время не случайно, это результат трехлетнего неудачного руководства нач. киногруппы Тарасова, а в последнее время реж. Беляева, зам. Лакман и Левинсона. О работе Тарасова Вам известно, писать об этом нет необходимости.
Режиссер Беляев, приняв киногруппу с плохим прошлым, не исправил недостатки, и сам, по слабости характера попал под влияние некоторых представителей киногруппы и был использован в их интересах.
Лакман и Левинсон – заместители начальника, не могли поделить сферы действий, сваливали свои обязанности один на другого.
Материальным обеспечением и ремонтом автомашин никто не занимался (это должны были делать сами операторы). Финансовая часть, запущенная при Тарасове, не была налажена. Суточные и командировочные систематически не выплачивались. (Приходилось буквально вырывать 400-500 р. Раз в 3-4 месяца).[...]

Запорожский И.А., кинооператор, Источник

[...]В марте 1948 г. поступил работать в ГЦТК главным администратором. С 1952 года стал замдиректора театра. В 1959 г. Н. Левинсон создал комплексные бригады мастеров во главе с сильным художником. Разделение на бригады остается в театре по сей день. Никто в театре не знал, что он отважно воевал. Никогда, даже в самые торжественные моменты, он не надевал ордена и медали. Из ГЦТК в 1968 году Левинсон ушёл в Ансамбль народного танца СССР п/у Игоря Моисеева, где он долго и плодотворно работал, организовав и проведя гастроли ансамбля по всему миру.

Театр кукол имени С. В. Образцова, Источник