Левинсон Наум (Нахман) Борисович (19 сентября 1911, Минск (ныне Белоруссия) — 1979, Москва) — организатор кинопроизводства. Заслуженный работник культуры РСФСР (1970). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года.[1]
В 1933 — 1934 годах проходил службу в РККА[2].
Во время Великой Отечественной войны — зам. начальника фронтовой киногруппы. В РККА с июня 1941 года. Звание: лейтенант, ст. лейтенант, мл. политрук. Воинская часть: 767 зенитный артиллерийский полк; Политуправление 3 Украинского фронта (3 УкрФ); Севастопольский участок фронта Черноморского Флота (ЧФ), киногруппа ЧФ.
Киногруппа Черноморского флота. Севастополь,1942 год. На фото (слева направо): асс. оператора К. Ряшенцев, Н. Левинсон, кинооператоры Д. Рымарев, В. Микоша, Г. Донец. Фото из архива Д. Микоши (Фирсовой).
Награжден орденом Красной Звезды (1942), двумя орденами Отечественной Войны II степени (оба 1945 года) и медалями[5].
С марта 1948 — главный администратор; с 1952 — заместитель директора ГЦТК (ныне Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова)[6].
С 1968 года работал в Ансамбле народного танца СССР под управлением Игоря Моисеева[7].
Левинсон Наум Борисович умер в 1979 году. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Во время немецко-фашистской оккупации Минска родители Н. Б. Левинсона стали жертвами Холокоста[8].
Жена — Левинсон Руза Самойловна (1914 — 1992), работала преподавателем французского языка.
Сын — Левинсон Александр Наумович, спортивный журналист; окончил Московский институт физкультуры (ГЦОЛИФК); учился на факультете журналистики МГУ; работал заведующим отделом спорта газеты «Московский комсомолец»; позже работал в ИТАР-ТАСС.
Съемки киногруппы Черноморского флота вошли в СКЖ и документальные фильмы:
1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; реж. В. Беляев; асс. режиссера: А. Евсиков; съемки по Севастополю: операторы В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевич; съемки по флоту: А. Кричевский, Г. Донец, А. Смолка; текст писателя Л. Соболева; диктор: Ю. Левитан; музоформитель: : композитор Д. Астраданцев; звукооператор: В. Котов; зам. нач. киногруппы: Н. Левинсон (в титрах не указан); начальник фронтовых киногрупп: П. Тарасов
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолка, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; зам. нач. фронтовой киногруппы: Н. Левинсон (в титрах не указан); начальник фронтовой киногруппы: А. Литвин; директор картины: Б. Лакман
Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю эпизоды прожитых на войне дней, невольно хочется пересмотреть всё заново, «кадр за кадром». И вот, словно из вчера, всплывают из глубин памяти горячие точки, в которых пересекалась с войной твоя судьба. Как вчера вижу руины Севастополя, покрытые красными маками… На третий день войны вместе с другими фронтовыми кинооператорами я снял свои первые кадры кинолетописи Великой Отечественной. Потом появились в Севастополе и мои товарищи Д. Рымарев, Ф. Кротик-Короткевич, К. Рященцев, Н. Левинсон.[...]
Владислав Микоша, Источник
Первая эскадрилья «козлов», задрав колёса, пошла в крутое пике. Я начал снимать, вся эскадрилья не помещалась в визире камеры. Было хорошо видно, как отрывались бомбы. Рёв самолётов, свист бомб и грохот зениток заглушили работу камеры, казалось, что она остановилась. Левинсон крепко держал меня за плечи. Я продолжал вести панораму за бомбами и хорошо видел, как они вонзились в ангар, и он исчез в дыму и пламени огромного взрыва. В синеве неба повисли чёрные, рваные куски железа. Мы прижались к каменной стенке. Взрывная волна больно хлестнула. Левинсон что-то кричал, но я ничего не слышал, тогда он показал рукой. Вторая эскадрилья, перевернувшись колёсами вверх, пошла в пике. А первая низко над Константиновским равелином взмыла в небо. Я продолжал снимать, в визире камеры хорошо было видно, как бомбы, а их было много, попали прямо в гидросамолёты…
Взрывная волна уложила нас на траву. Если бы не каменная ограда, нас могло отбросить неизвестно на какое расстояние. А потом неожиданно наступила тишина, если не считать далёкого воя улетавших «юнкерсов» и треска бушующего пламени, пожиравшего искорёженные останки амфибий и бензиновые бочки.
Нужно было перезарядить камеру, я потянулся к кофру, но руки не подчинялись, по всему телу била дрожь, очень хотелось пить. Левинсон сидел с широко открытыми глазами и что-то беззвучно шептал…[...]
[...]В Севастополе – на этом узком участке тогдашнего большого фронта – киноработников было немного: два оператора – Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев, два ассистента – Константин Ряшенцев и Фёдор Короткевич, начальник киногруппы Н. Левинсон. Они всё время были вместе. Первым здесь появился Микоша. Хотя нет, Ряшенцев тоже был в Севастополе. Студент 1 курса операторского факультета ВГИКа Костя Ряшенцев был призван в начале войны в армию и направлен в батальон морской пехоты. Он отличился в бою, был ранен и лежал в госпитале. О нём узнал Микоша и попросил начальство из Политуправления откомандировать юного моряка в киногруппу. После госпиталя Ряшенцев вошёл в киногруппу Черноморского флота как ассистент. Так что здесь, в Крыму, создалось целое киноподразделение – сильное и оперативное. Уже после войны, окончив ВГИК, Костя стал известным хроникёром. Оператор-боец, он и погиб на боевом посту – на Ближнем Востоке, в стране Иордании, 21 сентября 1970 года… Пуля израильского снайпера сразила его в тот момент, когда он поднимал аппарат для своего очередного – последнего – неснятого кадра. Пуля пробила объектив аппарата «Конвас-автомат», прошла сквозь плёнку и попала Косте в голову…[...]
Лев Данилов, Источник
Положение, в котором оказалась киногруппа Ч.Ф., в настоящее время не случайно, это результат трехлетнего неудачного руководства нач. киногруппы Тарасова, а в последнее время реж. Беляева, зам. Лакман и Левинсона. О работе Тарасова Вам известно, писать об этом нет необходимости.
Запорожский И.А., кинооператор, Источник
Режиссер Беляев, приняв киногруппу с плохим прошлым, не исправил недостатки, и сам, по слабости характера попал под влияние некоторых представителей киногруппы и был использован в их интересах.
Лакман и Левинсон – заместители начальника, не могли поделить сферы действий, сваливали свои обязанности один на другого.
Материальным обеспечением и ремонтом автомашин никто не занимался (это должны были делать сами операторы). Финансовая часть, запущенная при Тарасове, не была налажена. Суточные и командировочные систематически не выплачивались. (Приходилось буквально вырывать 400-500 р. Раз в 3-4 месяца).[...]
[...]В марте 1948 г. поступил работать в ГЦТК главным администратором. С 1952 года стал замдиректора театра. В 1959 г. Н. Левинсон создал комплексные бригады мастеров во главе с сильным художником. Разделение на бригады остается в театре по сей день. Никто в театре не знал, что он отважно воевал. Никогда, даже в самые торжественные моменты, он не надевал ордена и медали. Из ГЦТК в 1968 году Левинсон ушёл в Ансамбль народного танца СССР п/у Игоря Моисеева, где он долго и плодотворно работал, организовав и проведя гастроли ансамбля по всему миру.
Театр кукол имени С. В. Образцова, Источник
Использована информация из открытых источников. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (2016; под. редакцией А. Дерябина; стр. 481). Документы о награждении: Проект Минобороны РФ "Память народа. 1941-1945": герой войны Левинсон Нахман Борисович. Фотографии из частных архивов, а также сайта Театра кукол имени С. В. Образцова.