Анатолий ПОГОРЕЛЫЙ

кинооператор

Полное имя:
Анатолий Иванович ПОГОРЕЛЫЙ

Дата рождения:
29 июля 1905
с. Екатериновка, Весёлотерновская волость, Верхнеднепровский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Погорелый Анатолий Иванович (18 (29) июля 1905, с. Екатериновка (ныне Украина) — ноябрь 1991, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор игрового и документального кино. Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1943, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член ВКП(б) — КПСС с 1946 года.Член СК СССР с 1958 года.

В 1929 году окончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума. 
В 1928 — 1929 — оператор Ленинградской кинофабрики «Совкино».
В 1929 — 1931 — работал на кинофабрике «Узбекгоскино».
В 1931 — 1940 — работал на Ленинградской кинофабрике «Росфильм» / киностудия «Ленфильм».

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 03 июля 1941 года (командир миномётного батальона 98-го стрелкового полка). После ранения — с марта 1942 — оператор фронтовых киногрупп. Звание: капитан.

  • С марта 1942 — оператор киногруппы Ленинградского и 1-го Белорусского фронтов.
  • С августа 1944 по 1945 — оператор киногруппы 1-го Украинского фронта. Был тяжело ранен.

За съемки штурма Выборга награжден орденом Отечественной войны II степени (1944).

В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях в составе 21 армия (21 А).

02 сентября 1945 года Анатолий Погорелый снимал (в группе операторов) на борту линкора «Миссури» подписание акта о капитуляции Японии.

Кинооператоры (на первом плане):  А.И. Погорелый и В.В. Микоша на аэродроме в Токио. Сентябрь 1945 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 16306006.

Члены съемочной группы ЦСДФ перед возвращением из Японии в СССР. Сентябрь 1945 года. На фото (слева направо): операторы Владислав Микоша, Анатолий ПогорелыйМихаил Посельский. Автор неизвестен. Фотография была опубликована в книге М. Посельского "Свидетельства очевидца" (2005 год). Фото из архива Наталии Венжер.

Кадры, снятые Анатолием Погорелым, вошли в документальные фильмы «Ленинград в борьбе», «Берлин», «Разгром Японии» и другие.

С октября 1945 по 1947 — на киностудии «Ленфильм» и Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1947 — 1962 — оператор Ленинградской студии кинохроники.
С 1962  — оператор «Мостехфильма» (с 1966 года — «Центрнаучфильм»).
Позже работал в Творческом объединение «Экран» Гостелерадио СССР.

СЕМЬЯ

Жена — Вермишева Екатерина Ивановна (07 декабря 1925, с. Цинандали, ЗСФСР (ныне Грузия) — 17 декабря 1998, Москва) — режиссер документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Народная артистка РСФСР (1979). В браке до 1972 года.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

Фрагманты воспоминаний Анатолия Погорелого в онлайн-проекте Музея кино "Цена кадра". Текст читает артист театра и кино Сурен Тюнибабян.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1929 — Ваши глаза; игровой 
1931 — Американка из Багдада; игровой
1931 — На небесах; игровой
1931 — Подъем; игровой
1931 — На этом свете (Крупная мелочь); игровой
1934 — Секрет фирмы («Товарищ Корман»); игровой
1936 — Женитьба; игровой
1937 — Тайга золотая; игровой
1939 — Доктор Калюжный; игровой
1940 — Киноконцерт; игровой

Документальные

Режиссёр В. Соловцев и оператор А. Погорелый. 23 марта 1943 г.. Источник фото: страница ЛСДФ в facebook.

1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943) 
1942 — Колпино (Город переднего края); Производство: Ленинградская объединенная киностудия; режиссер: М. Клигман; оператор 
1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники; реж.: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг; асс. режиссера: О. Артюнина; звукооператоры: В. Нестеров, Е. Кашкевич; диктор: Ю. Левитан; сценаристы: Д. Писаревский, Б. Горбатов
1943 — Ладога (фильм рассказывает о Ладожской военная трассе, действующей в навигацию 1942 года во время блокады Ленинграда); полнометражный; производство: Ленинградская объединенная киностудия; режиссеры: П. Паллей, В. Соловцев, Г. Трофимов; операторы: В. Гарданов, А. Погорелый, Н. Долгов, В. Синицын, А. Климов, В. Страдин, В. Короткин, С. Фомин;  музоформители: Д. Астраданцев, Ю. Кочуров; звукооператоры: Б. Картавенко, К. Познышев, В. Котов; ассистенты по монтажу: М. Белова, А. Сецко
1943 — Балтика (фильм о боевых действиях Балтийского флота во время Великой Отечественной войны); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: С. Иванов; операторы: Н. Долгов, О. Иванов, С. Фомин, А Климов, А. Погорелый, Б. Сорокин; звукооператоры: Е. Кашкевич, В. Нестеров, К. Познышев; автор текста: А. Крон
1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией; полнометражный; Производство: ЦСДФ, Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Ю. Райзман, Н. Шпиковский, Э. Волк, М. Егоров; операторы: И. Беляков, А. Богоров, А. Погорелый, Г. Симонов, Д. Рымарев, Е. Учитель, А. Шафран, Я. Блюмберг, Б. Дементьев, Ф. Леонтович, А. Левитан, А. Климов, О. Иванов, Л. Медведев, И. Панов, П. Паллей, А. Рубанович, К. Станкевич, Р. Халушаков, Г. Трофимов; асс. режиссера: З. Тулубьева, Я. Бабушкин, И. Верещагин; асс. оператора: Н. Козырев, Г. Сенотов, Ю. Королев; музоформитель: Д. Блок, Б. Вольский; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор М. Лебедев; художник И. Нижник
1944 — Великая победа под Ленинградом; полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Н. Комаревцев, П. Паллей, В. Соловцов; операторы: А. Погорелый, Е. Учитель, В. Страдин, С. Фомин 
1944 — Ленинградские партизаны; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: В. Гребнев; операторы: Б. Дементьев, Л. Изаксон, В. Короткин, С. Масленников, А. Романенко, О. Иванов, А. Ксенофонтов, А. Погорелый, В. Страдин, Б. Синицын 
1945 — Берлин; полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы:  А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. ПановМ. ПосельскийС. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин 
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; реж.:  С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов 
1945 — Разгром милитаристской Японии (нов . ред. 1985 года); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок:  А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц; текст Е. Габриловича; монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. ПогорелыйМ. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
1945 — Чехословакия 
1945 — Всесоюзный парад физкультурников; полнометражный; реж.: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский; операторы: Атакшеев, А. Богоров, Г. Гибер, Ш. Гегелашвили, П. Касаткин, К. Кутуб-Заде, А. Кричевский, А. Левитан, Г. Монгловская, Б. Макасеев, В. Микоша, Ф. Проворов, П. Паллей, А. Погорелый, Г. Рейсгоф, Д. Рымарев, С. Семенов, А. Свинцов, Я. Толчан, Е. Учитель, В. Цитрон, М. Цирюльников, Д. Шоломович, А. Щекутьев; звукооператор И. Гунгер, В. Котов, В. Нестеров, диктор Л. Хмара; асс. режиссера Л. Залкинд, А. Кирюхина, К. Кулагина, нач. группы В. Иосилевич 
1945 — Ленинград встречает победителей; Производство:  Ленинградская студия кинохроники; режиссер: В. Соловцов; операторы: М. Блажков, А. Богоров, В. Левитин, А. Погорелый, В. Синицын, Г. Симонов, Б. Соркин, Г. Трофимов, Е. Учитель, Е. Шапиро; ассистент режиссера: Т. Прокофьева; звукооператор: Б. Картавенко
1948 — Праздник пес­ни; оператор
1949 — Пушкинские дни (празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в г. Москве (в Колонном зале Дома Союзов, в ГАБТе, на Пушкинской площади), селах Михайловское, Болдино и Каменка (Украина)); Производство: ЦСДФ; режиссер: Л. Степанова; операторы: И. Беляков, И. Бессарабов, И. Грязнов, С. Гусев, В. Ешурин, Е. Ефимов, С. Киселев, А. Кричевский, А. Крылов, Б. Макасеев, Г. Монгловская, П. Опрышко, А. Погорелый, М. Прудников, М. Силенко, С. Семенов, Г. Симонов, В. Страдин, А. Хавчин, А. Щекутьев
1949 — Дни отдыха; Производство:  Ленинградская студия кинохроники; режиссер: А. Минкин; оператор: А. Погорелый; звукооператор: Е. Бельский; диктор: Р. Выгодский; автор текста: Е. Рябчиков
1950 — Народ чтит память Суворова; Производство:  Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Е. Учитель; операторы: С. Барташевич, Я. Гринберг, Г. Донец, Я. Блюмберг, С. Ковалева, Е. Козырев, С. Масленников, О. Иванов, А. Павлов, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Трофимов; музоформитель: Р. Шуб; звукооператор: Е. Бельский; редактор: В. Соловьев
1950 — Ленинградский Дом научно-технической пропаганды; Производство:  Ленинградская студия кинохроники; режиссер: А. Фёдоров ; оператор: А. Погорелый
1951 — Водный спорт в ДОСААФе; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер:  Н. Комаревцев; оператор: А. Погорелый; звукооператор: Е. Бельский; сценарист: А. Попов
1951 — Хочу быть моряком; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер 
Н. Комаревцев; оператор АПогорелыйавтор сценария: А. Попов; ассистент оператора: В. Богданов; редактор Б. Савранский; диктор Р. Выгодский; звукооператор Е. Бельский
1952 — Новаторы (испытание турбины на испытательном стенде в цехе Ленинградского металлургического завода имени Сталина); Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Палей; оператор А. Погорелый; звукооператор Е. Бельский; автор сценария В. Алексеев
1952 — 1-е Мая в городе Ленинграде; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: Н. Блажков, Я. Гринберг, С. Ковалева, Ф. Овсянников, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Трофимов, Р. Шевалье; звукооператор Б. Картавенко
1952 — Первенство Советского Союза по лёгкой атлетике; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: С. Фомин, Я. Блюмберг, В. Валдайцев, Б. Козырев, С. Масленников, Г. Трофимов, А. Погорелый; звукооператор Е. Бельский
1952 — День отдыха в Ленинграде; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Беляев; операторы: О. Иванов, А. Погорелый; автор сценария А. Попов; композитор В. Соловьев-Седой; звукооператор Е. Бельский
1954 — Дружеская встреча (тренировки на гребной базе "Спартак" на берегу Невки; Международные соревнования по гребному спорту (каноэ, байдарках)); Производство: Ленинградская ст. кинохроники; режиссер: М. Доброва; операторы: О. Иванова, Г. Бартошивич, Я. Блюмберг, В. Валдайцев, АПогорелый, К. Станкевич, Г. Трофимов 
1954 — Опыт крупноблочного строительства (научно популярный)полнометражный; Производство: Ленинградская ст. кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: Г. Асланов, З. Бабасьев, Я. Гринберг, Н. Константинов, А. Погорелый, Ф. Попов, К. Станкевич 
1954 — На стройках из крупных блоков (научно-популярный)Производство: Ленинградская ст. кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: Г. Асланов, Я. Гринберг, Н. Константинов, А. Погорелый, Ф. Попов 
1955 — Медвежий цирк; производство: Ленинградская ст. кинохроники; режиссер и автор сценария Е. Вермишева: оператор; 2-я Премия XIII МКФ детских и юношеских фильмов в Венеции
1956 — В Баренцевом море; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: А. Федоров; оператор: А. Погорелый 
1956 — Всесоюзные соревнования гим­настов (лично-командное первенство Советского Союза по спортивной гимнастике в Ленинграде по программе шестнадцатых Олимпийских игр); Производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: В. Соловцев; операторы: А. Погорелый, К. Станкевич, С. Фомин; звукооператор: Е. Бельский
1957 — От сердца к сердцу; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Е. Вермишева; оператор
1959 — Мой город; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Е. Вермишева; оператор А. Погорелый
1957 — Русский характер; полнометражный
1959 — Идущие впе­реди; оператор
1959 — День нашей жизни (фильм об одном дне жизни Советского Союза — 16 сентября: съемки на Северном полюсе, у берегов Берингова пролива, в якутской тайге, в маленьком селении Орочи, на р. Ангаре, в отрогах Заилийского Алатау); полнометражный; реж.: Р. Кармен; главные операторы: Д. Каспий, В. Микоша; операторы: В. Копалин, Р. Туморина, Безвиконная, М. Попова, Зайцев, И. Михеев, Марченко, Чернявский, Ю. Чернятин, И. Панов, Е. Аккуратов, Богаров, Листвин, Патушинский, А. Ковальчук, П. Шлыков, Ю. Бородяев, Ф. Овсянников, А. Саранцев, Дупленский, Е. Качин, А. Погорелый
1960 — Мой город; оператор
1961 — Великое предвиде­ние; полнометражный
1961 — XII-я Спартакиада Вооруженных сил; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Е. Учитель; операторы: В. Гулин, Я. Блюмберг, Н. Виноградский, В. Козырев, О. Лучинин, С. Масленников, Ф. Овсянников, А. Погорелый, К. Станкевич, С. Фомин; звукооператор: Е. Бельский; автор текста: В. Самойлов

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Ленинградский киножурнал", "Советская Карелия", "Наш край", " Северный киножурнал" и другие.

1943 — Шлиссельбург наш; сюжеты кинолетописи; операторы6 А. Погорелый, Е. Учитель
1958 — Советский спорт № 1режиссер: Эггерс К.; операторы: Васильченко В., Гринберг Л., Истомин А., Максимов Л., Микоша В., Погорелый А., Фомин Г., Ходяков В.

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмографияэлектронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 165). Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 659-661) со ссылкой на творческую карточку члена СК СССР (отдел творческих кадров СК РФ). Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ). Фотографии из частных архивов.

Библиография

1970 — Погорелый А.И. 900 дней блокады [Текст] / Их оружие — кинокамера (Составители: В.И. Желтов, А.А. Лебедев; с. 82-90) (изд.: — М; «Искусство»)
1984 — Погорелый А.И. 900 дней блокады [Текст] / Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР; 2-е издание дополненное; с. 100-105) (изд.: — М; «Искусство»)

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1943 — Сталинская премия (— за фильм «Ленинград в борьбе» (1942))
1944 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 301/н от 12.10.1944 г.; Издан: ВС 21 А. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Сталинская премия (— за фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944))
1985 — Орден Отечественной войны I степени (06 ноября 1985 года)

Цитаты

[...]Кинооператоры Ленинградской студии кинохроники были разделены на фронтовые киногруппы, таким образом, чтобы каждая снимала какой-то срез жизни города или фронта. В Северной группе (Объединенной Ленинградской и Северо-Западной группе) с начала войны работал 21 человек. Руководил фронтовой группой опытнейший документалист Иосиф Хмельницкий. Большинство кадров про городскую жизнь снято Ансельмом Богоровом и Владимиром Страдиным. Богоров, в частности, снимал знаменитые кадры работы Публичной библиотеки в блокадную зиму, выдачу нормы хлеба, ремонта танка в неотапливаемом цехе, пожар на Бадаевских складах. К Балтийскому флоту был прикреплен Сергей Фомин. На Карельском перешейке, пока это было возможно, снимали Ефим Учитель, Григорий Донец, Георгий Симонов, Филипп Печул. Попытки прорыва блокады на Невском пятачке снимал Анатолий Погорелый.
Операторы снимали бомбежки, работу пожарных, показывали жертв обстрелов, словом, то, что происходило в городе, который фактически стал «горячей точкой». Сам собой режим съемки перешел из городского во фронтовой.[...]

Мария Голик, Источник

[...]Снимать военные действия для многих было делом новым. Оно требовало не только мужества, выдержки, отваги, но и определенных профессиональных навыков, сноровки. Так, до войны никто не снимал боевых действий с воздуха. Но именно эти съемки легли в основу первого военного документального фильма «Наша Москва». Каждый день на Центральную студию кинохроники поступали тысячи метров пленки. К 24-й годовщине Красной Армии была создана картина «Разгром немецких войск под Москвой». Она явила собой эпопею подвига советских воинов и была воспринята как действенный призыв бить врага. Миллионы человек посмотрели фильм за рубежом, а Американская академия кинематографических искусств и наук присудила ему премию «Оскар» 1943 года.
Героической была работа и операторов Ленинградской студии кинохроники. «Пошел с камерой по городу, – вспоминает А. Погорелый, – повсюду пожары. Ни тушить их, ни перебираться куда-то у жильцов не было сил. Истощенные, закопченные, брели они безмолвными тенями, везли на санках уже умерших близких, присаживаясь порой на каких-то странных утоптанных сугробинах. Потом я узнал, что это были засыпанные снегом трупы. И в такое тяжелое время все же работали цехи Кировского и Ижорского заводов. Я снимал ремонт поврежденных танков и вооружения, завод «Большевик», изготовлявший снаряды, гранаты и мины, электростанцию «Красный Октябрь», добычу торфа. Условия работы были тяжелые, но духом мы не падали».[...]

Людмила Варшавская-Енисеева, Источник