Последнее обновление: 06.02.2023.
Астраданцев Дмитрий Борисович (21 января 1904 — 12 марта 1945, Москва) — композитор, музыкальный оформитель.
С начала 20-х годов выступал как пианист-импровизатор на эстраде и тапер в кинотеатрах Ленинграда. Работал в Театре марионеток.
Автор музыки к игровым фильмам «Золотой клюв» (1929), «Города и годы» (1930), «Анненковщина» (1933), «Музыкальная история» (1940) и др.
Во время Великой Отечественной войны продолжил работу в блокадном Ленинграде. В 1942 году вместе с другими членами киногруппы документального фильма «Ленинград в борьбе» был эвакуирован в Москву, где продолжил работу на Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1944 году награждён Орденом Трудового Красного Знамени — «за успешную работу в области советской кинематографии дни Великой Отечественной войны и выпуск художественных кинокартин».
Композитор и автор музыкального офромления документальных фильмов, вошедших в золотой фонд кинолетописи страны, «Ленинград в борьбе» (1942), «Черноморцы» (1942), «69-я параллель» (1942), «Народные мстители» (1943), «Битва за Севастополь» (1944).
Скончался 12 марта 1945 года в Москве. Прах захоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Серафимовском кладбище.
Мать — Астраданцева Мария Алексеевна (1883 — 1960), актриса.
Дочь — Кулагина Татьяна Дмитриевна (род. в 1944 году в Москве).
Двоюродный брат — Астраданцев Алексей Павлович, (1894, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 июня 1938), член ВКП(б), образование общее среднее (ремесленное училище), начальник отдела боевой подготовки Краевого Совета Осоавиахима, прож. в г. Ростове-на-Дону. Арестован 09.08.1937 г. за участие в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации. Осуждён 07.06.1938 г. ВК Верховного суда СССР по ст.ст.58-1"б"-8-11 УК РСФСР к расстрелу. Реабилитирован 11 июня 1957 г. (за отсутствием состава преступления).
Внучатая племянница — Астраданцева Елена Марковна (внучка Астраданцева Алексея Павловича).
Игровые
1929 — Золотой клюв (по одноимённой исторической повести Анны Караваевой); композитор Д. Астраданцев
1930 — Города и годы (по одноимённому роману Константина Федина); режиссер Е. Червяков; композитор Д. Астраданцев
1931 — Мститель; композитор
1933 — Анненковщина; композитор
1935 — Новая родина; композитор
1940 — Музыкальная история (действие происходит в довоенном Ленинграде); производство: «Ленфильм»; режиссёры: А. Ивановский, Г. Раппапорт; оператор А. Кольцатый; композитор Д. Астраданцев
1941 — Киноконцерт 1941 г. (фильм-концерт); производство: «Ленфильм»; режиссёры: И. Менакер, А. Минкин, Г. Раппапорт, Семён Тимошенко, М. Цехановский, М. Шапиро; операторы: А. Кальцатый, В. Левитин; Музыкальное оформление: Д. Астраданцев,
Б. Тылес
Документальные
1934 — Рапорт лучших; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор: П. Паллей; звукооператор: М. Лихачев; музоформитель Д. Астраданцев
1934 — Рапорт лучших; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор П. Паллей; звукооператор: М. Лихачев; музоформитель Д. Астраданцев
1934 — Снежный марш (Парад физкультурников. Спортивные состязания на лыжах, санях под парусом, фигурное катание); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: П. Паллей; операторы: В. Беляев, П. Паллей; музоформитель Д. Астраданцев
1935 — Цветущий поток (Физкультурный парад в Ленинграде); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор: П. Палей; звукооператоры: П. Харитонов, Н. Бертран, музоформитель Д. Астраданцев
1936 — Праздник в тундре (съемки проходили в Ненецком национальном округе); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Н. Беляев; операторы: Б. Г. Селезнев, Е. Ю. Учитель; звукооператор Р. Соловьев; музоформитель Д. Астраданцев
1937 — Испанские дети в СССР; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: Н. Блажков, Ф. Овсянников; музоформитель Д. Астраданцев
1937 — А. С. Пушкин; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер-оператор П. Паллей; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор П. Харитонов
1939 — Пулково; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Э. Иогансон; оператор Г. Симонов; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор Б. Картавенко
1939 — Город в тундре (фильм о городе Мончегорске на Кольском полуострове); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Беляев; операторы: В. Беляев, Ф. Овсянников; музоформитель Д. Астраданцев; директор Г. Васильев; звукооператор Р. Соловьев
1940 — Линия Маннергейма; полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев; операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсяников, П. Паллей, Г. Симонов, Я. Славин, Е. Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин
1942 — На линии огня (фильм рассказывает об одной из боевых операций лета 1942 года на Западном фронте); производство: Мосфильм; режиссер Е. Дзиган; авторы сценария: Н. Богданов, Е. Дзиган; оператор Е. Ефимов; звукооператор В. Котов, композитор Д. Астраданцев; текст песен В. Лебедев-Кумач
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; композитор Д. Астраданцев; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года
1942 — 69-я параллель (фильм посвященный Северному военно-морскому флоту и мужеству его моряков); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: Г. Донец, В. Мищенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский, Б. Маневич (в титрах не указан); автор текста: Леонид Соболев; музыкальное оформление: композитор Д. Астраданцев; звукооператор: В. Котов; текст читает: Ю. Левитан; начальники съемочных групп: С. Гробер, Б. Лакман
1942 — Черноморцы (фильм посвящен событиям и героям обороны Севастополя 1941-1942 гг.; С беспримерным мужеством в течение двухсот пятидесяти дней город отражал сильный натиск немецко-фашистских войск. В фильме показана героическая эпопея обороны Севастополя, мужество и отвага его защитников, боевые действия Черноморского флота, защищавшего город с моря. Фильм заканчивается эвакуацией Севастополя, которая была произведена по приказу Верховного Командования); полнометражный; режиссер В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Рымаревым, Ф. Короткевичем, А. Кричевским, Г. Донец, А. Смолка; музоформитель Д. Астраданцев; текст читает Ю. Левитан; звукооператор В. Котов
1943 — Ладога (фильм рассказывает о Ладожской военная трассе, действующей в навигацию 1942 года во время блокады Ленинграда); полнометражный; производство: Ленинградская объединенная киностудия; режиссеры: П. Паллей, В. Соловцев, Г. Трофимов; операторы: В. Гарданов, А. Погорелый, Н. Долгов, В. Синицын, А. Климов, В. Страдин, В. Короткин, С. Фомин; музоформители: Д. Астраданцев, Ю. Кочуров; звукооператоры: Б. Картавенко, К. Познышев, В. Котов; ассистенты по монтажу: М. Белова, А. Сецко
1943 — Трофеи великих битв (экспонаты и посетители выставки образцов трофейного вооружения, захваченного у немцев, в ЦПКиО им. Горького); режиссер И. Посельский; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, А. Кричевский, М. Оцеп; асс. режиссера А. Кирюхина; звукооператор В. Нестеров; музыкальное оформление Д. Астраданцев
1943 — Народные мстители (партизаны ведут боевые действия в различных районах СССР, в том числе на Кавказе); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, Н. Комаревцев
операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, А. Эльберт; звукооператор: В. Котов, В. Нестеров; асс. оператора: Я. Местечкин, В. Муромцев, С. Школьников; композитор Д. Астраданцев
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; музыкальное оформление: Д. Астраданцев
1944 — Наши женщины; режиссеры: И. Венжер, М. Варейкис; операторы: Г. Симонов, С. Семенов, Д. Шоломович, М. Барбутлы, М. Силенко, Е. Лозовский, Л. Котляренко; ассистент режиссера Е. Козина; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Нестеров
1944 — Клятва молодых (комсомольцы-танкисты у танков; пишут письмо И. В. Сталину; беседуют с населением в освобожденных городах; комсомольцы восстанавливают Сталинград; работают в шахте; убирают урожай; в заводском цехе; бригадир-стахановец Шашков в цехе одного из заводов Москвы); режиссеры: Д. Вертов, Е.И. Свилова; операторы: И. Беляков, Г. Амиров, Б. Борковский, Б. Дементьев, С. Семенов, В. Косицын; музоформитель Д. Астраданцев; звукооператор В. Котов
1944 — Великая победа под Ленинградом; полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; авторы-режиссеры: Н. Комаревцев, П. Паллей, лауреат Сталинской премии В. Соловцов; композитор Д. Астраданцев
[...]Сколько трогательных эпизодов было снято в эти дни! Проходя по улицам Ленинграда, мы видели, чувствовали, какую бодрость и силу вдохнула в этот город весна. В воскресный день на проспекте 25-го Октября — множество народу, оживленно, шумно. Я видел смеющихся людей. Улыбки на лицах появились в Ленинграде только весной.
Роман Кармен, оператор, режиссер, Источник
Ефим Учитель, Николай Комаревцев, Валерий Соловцев и я работали по монтажу картины. Нашими ближайшими помощниками были ассистенты режиссера Лидия Кикас, Клавдия Козырева. Диктор Рувим Выгодский, проживший в Ленинграде всю блокаду, ходил около монтажных столов в состоянии глубочайшего нетерпения. Ему уже хотелось получить хотя бы наброски будущего текста. Композитор Астраданцев, благодаря продуктам, привезенным из Москвы, несколько ожил — ко времени нашего приезда он был в очень тяжелом состоянии. Сейчас он уже приступил к работе над музыкой к нашему фильму.[...]
Мы работали сверх сил: пять часов в течение дня посвящались съемкам. Зная, что главное уже снято товарищами, все же испытывали чувство гордости и профессионального удовлетворения, внося свой посильный вклад в кинолетопись Ленинграда.
Остальное время — монтаж фильма. Это был коллегиальный творческий труд. Темперамент Валерия Соловцева дополнял аналитический, философский образ мышления Ефима Учителя. Изобретательный Коля Комаревцев извлекал за монтажным столом из примелькавшего эпизода какие-то совершенно новые звучания. Мне был дорог каждый метр пленки, ощущение глубокой взволнованности не покидало меня. Материал в целом был уникален.
Удивительно и прекрасно в нашей работе было то, что между нами, в общем-то очень усталыми людьми, не возникло ни одного серьезного спора, ни разу не повеяло холодком несогласия. И за эту совместную работу, вошедшую столь памятной зарубкой в мою биографию, я благодарен товарищам-ленинградцам.[...]
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография (документальные фильмы) — электронный каталог РГАКФД. Награды: www.medal.spbarchives.ru: www.pamyat-naroda.ru.