Всеволод ПОПОВ

редактор, сценарист

Полное имя:
Всеволод Михайлович ПОПОВ

Дата рождения:
06 июня 1907
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
12 марта 1988 (80 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
редактор, сценарист

Краткая биография

Попов Всеволод Михайлович (24 мая (06 июня) 1907, Москва — 12 марта 1988, Москва). Беспартийный. Член СК СССР с 1959 года.[1]

В 1924 году окончил 5-ю советскую трудовую школу. Изучал иностранные языки, учился в электромашиностроительном институте. Работал шофером, электромонтером, арматурщиком.
С октября 1924 по январь 1926 — арматурщик на стройке фабрики «Мосполиграф».
С ноября 1927 по август 1928 — старший рабочий дорожного управления Ленско-Витимского горного округа. 

С октября 1928 по июль 1929 — учился на Высших государственных литературных курсах.
С августа 1929 по январь 1930 — литературная работа (внештатная) в Госмедиздате. 
С февраля по апрель 1930 — референт по тематическому плану художественно-производственного отделения «Совкино».

С июня по октябрь 1930 — в тресте коммунального хозяйства, в контрольном бюро механического цеха на заводе Лепса. Одновременно с работой в 1927 — 1930 гг. занимался переводами для журналов «Знание – сила», «Советский экран», газеты «Кино», сотрудничал с издательством «Теакинопечать».
С ноября 1930  по январь 1931 — на литературной работе в отделении кинопроката «Союзкино».
С января 1931 по март 1935 — помощник секретаря, консультант группы тематического планирования в художественно-производственном отделе, инспектор по хроникальным фильмам, инспектор по Закавказским киноорганизациям «Союзкино», ГУФК.
С февраля 1935  — заведующий сценарным отделом Госкинпрома Грузии.
С марта 1936 по март 1937 — редактор сценарного отдела киностудии «Мосфильм».
С марта 1937 — редактор киностудии «Мостехфильм».

Автор критических статей о хроникальных фильмах в «Кино-газете», также читал лекции в ГИКе на тему «Человек в хроникальном фильме».

Во время Великой Отечественной войны с 30 декабря 1941 — редактор, ст. редактор отдела фронтовых съемок Центральной студии кинохроники.

Автор большинства рецензий и аннотаций на киноматериалы, снятые операторыми на фронте.

Съемочная группа ЦСДФ во время перелёта из Москвы в Токио в августе 1945 года.
На фото (слева направо): оператор В. Микоша, редактор В. Попов, оператор С. Фомин.
Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

  • С января 1942 — редактор в киногруппе Северо-Кавказского фронта.

Краткая его служебная характеристика гласила:

«В годы Великой Отечественной войны – старший редактор фронтового отдела. Ведет работу по творческому руководству фронтовыми съемками беспрерывно с января 1942 г. по настоящее время. Своей принци­пиальной неутомимой работой заметно способствовал улучшению качества фронтовых съемок и делу создания важнейших произведений документального кино.

Имел серьезные достижения в области воспитания фронтовых кинооператоров, ко­торым он отдавал свои опыт и знания и оказывал творческую помощь на всех этапах войны».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 145.)

От себя без всякого преувеличения добавим: сыграл поистине выдающуюся роль в организации всей работы фронтовых киногрупп, в последовательном проведении репер­туарной политики, ориентированной, прежде всего, на правду и творческое отношение операторов к своей работе.[2]

С 24 июня 1944 по 18 апреля 1947 — старший редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

С апреля 1947 года работал как сценарист документального и научно-популярного кино.


____________________________
1. Даты жизни указаны в соответствии с информациией справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 667).
2. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 784).

СЕМЬЯ

Отец — Попов Михаил Николаевич (род. в 1876 году в д. Матвеевка, Усманского уезда, Тамбовской губернии), юрист, московский присяжный поверенный.
Мать — Попова Адександра Михайловна (род. в 1882 году в Николаеве).
Жена — Вышеславцева Марина Александровна (род. в 1910 году в Москве).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные и научно-популярные фильмы

1938 — За высокий урожай картофеля; автор сценария
1938 — Родная кровь (Переливание крови); автор сценария
1941 — В мире пресноводных; производство: киностудия «Мостехфильм»; авторы сценария В.Н. Лебедев, В.М. Попов; режиссер Г. Долин
1945 — Берлин (новая редакция 1967 года); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; автор дикторского текста: В. Попов с Н. Шпиковским (в титрах не указан); монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; диктор: Л. Хмара; редактор: В. Попов
1946 — Туркменистан; полнометражный; производство: Ашхабадская киностудия; режиссеры: Н. Бондаренко, Н. Копысов; операторы: В. А. Лавров, Д. Мамедов, Д. Непесов, И. Чикноверов; авторы дикторского текста: В. Попов,  Е. Иванов-Барков; другие создатели: М. Осокин, П. И. Смирнов; диктор:  Л. И. Хмара
1947 — Защите с/х культур от болезней; автор сценария
1947 — Зерносушение (2-я серия); автор сценария
1948 — Тайна куриного яйца; автор сценария
1948 — У истоков истины; автор сценария
1949 — Иван Петрович Павлов; автор сценария
1949 — Лесная быль; автор дикторского текста (совместно с А. Згурида)
1954 — Изобразительное искусство Китая (в музеях СССР); автор сценария
1956 — Колхоз на Кубани; автор сценария совместно с Г. Бобровым
1956 — Художник Врубель; автор сценария
1958 — Рокуэлл Кент; автор сценария
1962 — Бородино; автор сценария
1964 — Художник Ярошенко; автор сценария
1969 — Чернышевский; автор сценария совместно с Ю. Чебряковым

Игровые фильмы

1946 — Белый клык; автор декторского текста (совместно с А. Згуриди)

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.  Биография —  справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 667-669; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2456. — Оп. 7. — Ед. хр. 63.  — Л. 52; Там же. — Ф. 2456. — Оп. 10. — Ед. хр. 1120; Там же. — Ф. 2487. — Оп. 1. — Ед. хр. 1002   — Л. 145.); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 784). 

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1944 — Медаль «За трудовое отличие»
1944 — Орден «Знак Почёта» (14 апреля 1944 года)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Медаль «За победу над Японией»

Цитаты

[...]Вопрос актуальности и своевременности выхода продукции на экран является сложнейшим и важнейшим вопросом. И когда сопоставишь стиль работы оператора и киногруппы, его движение в боевом порядке, тот риск, с которым связана эта работа, то у меня рождается нехорошее чувство, что здесь мы в студии в Москве потеряли горячность, которая должна быть всегда особенностью работы оператора-хроникера. Эта горячность связана с оценкой того факта, что хроника живет в конкретном времени, она неразрывно связана с другими видами пропаганды и агитации. Она, как самолет, опирается на тот воздух, который связан с подачей фактов и политических событий. Это тот воздух, которым хроника живет, занимает свое место в этом общем потоке оповещения народа обо всем происходящем.[...]

Всеволод Попов, Источник