Николай ШПИКОВСКИЙ

кинорежиссёр, редактор, сценарист

Полное имя:
Николай Григорьевич ШПИКОВСКИЙ

Дата рождения:
25 августа 1897
г. Киев, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти:
03 декабря 1977 (80 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, редактор, сценарист

Краткая биография

Шпиковский Николай Григорьевич (13 (25) августа 1897, Киев (ныне Украина) — 03 декабря 1977, Москва) — режиссёр игрового и документального кино, сценарист, редактор. Член СК СССР с 15 ноября 1957 года.

В 1918 году окончил юридический факультет Новороссийского университета
В 1920 — 1921 — секретарь в Институте труда при ВЦСПС.
В 1921 — 1923 — юрисконсульт ЦК химиков и треста «Химголь».

В 1923 — 1925 — заместитель ответственного редактора «Кино-газеты» и журнала «Экран "Кино-газеты"».
Одновременно в 1924 — 1925 — режиссер кинофабрики «Межрабпомфильм»; в 1925 — 1926 — Московской кинофабрики «Госкино» / «Совкино».
В 1927 — 1928 — режиссер и сценарист Одесской кинофабрики ВУФКУ / «Украинфильм».
В 1932 — режиссер звуковой кинофабрики «Союзкино»; в 1932 — 1937 — Московской кинофабрики «Росфильм» / «Мосфильм».
В 1938 — 1941 — на Киевской киностудии художественых фильмов.
В 1941 — 1942 — на Центральной объединенной киностудии (г. Алма-Ата).

С 24 июня 1944 — 1945 — редактор-инспектор; 01 ноября 1944 — старший редактор во фронтовом отделе Центральной студии документальых фильмов (ЦСДФ). Вместе с Юлием Райзманом поставил документальные фильмы «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945).
С 15 декабря 1945 по 1947 — режиссер киностудии «Воентехфильм» / «Моснаучфильм».
С 1947 — сценарист документального и научно-популярного кино (по договорам).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1925 — Шахматная горячка; короткометражный, автор сценария и режиссер совместно с Всеволодом Пудовкиным); 
1926 — Потомок араба; автор сценария
1927 — Чашка чая; автор суенария и режиссер 
1928 — Три комнаты с кухней; режиссер 
1929 — Шкурник; автор сценария и режиссер
1929 — Хлеб; режиссер
1931 — Гегемон; автор сценария и режиссер
1935 — Дуэль; короткометражный; автор сценария и режиссер
1935 — Осадное положение; автор сценария
1936 — Трое с одной улицы
1939 — Шуми-городок; автор сценария
1941 — Боевой киносборник № 6, новелла «Пир в Жирмунке»; автор сценария

Документальные

1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией; производство: ЦСДФ и Ленинградская студия кинохроники; полнометражный; автор-режиссер: Ю. Райзман; авторы сценария и дикторского текста: Ю. Райзман и Н. Шпиковский; режиссер: Н. Шпиковский; съемочная бригада, в т.ч.: режиссеры – Э. Волк, М. Егоров; операторы-лауреаты – И. Беляков, А. Богоров, А. Погорелый, Г. Симонов, Д. Рымарев, Е. Учитель, А. Шафран; операторы – Я. Блюмберг, Б. Дементьев, Ф. Леонтович, В. Левитин, А. Климов, А. Ксенофонтов, Н. Долгов, О. Иванов, В. Максимович, Л. Медведев, И. Панов, П. Паллей, А. Рубанович, К. Станкевич, Р. Халушаков, Г. Трофимов; асс. режиссера: З. Тулубьева, Я. Бабушкин, И. Верещагин; асс. оператора: Н. Козырев, Г. Сенотов, Ю. Королев; музоформители: Д. Блок, Б. Вольский; звукооператор: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор: М. Лебедев; художник И. Нижник; военный консультант: генерал-майор С. Платонов; директор картины З. Симагина
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. СвиловаИ. Сеткина, Т. Лихачёва; композитор: Д. Шостакович; директор фильма: И. Хмельницкий; вторые директоры фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; редактор: В. Попов; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсН. Вихирев, К. Венц, Г. ГиберГ. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. ЕпифановД. ИбрагимовР. Кармен, И. Комаров, Н. КиселевА. ЛевитанФ. ЛеонтовичВ. ЛезерсонЕ. Мухин, Л. Мазрухо, И. ПановМ. ПосельскийС. СеменовВ. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. ФроленкоМ. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков; ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва; текст читает: Л. Хмара; графическое оформление: И. Нижник; музыкальное оформление: А Ройтман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов
1950 — Первые крылья; режиссер
1951 — Советская Белоруссия; режиссер
1954 — На полях Кубани; режиссер
1956 — Опыт одного колхоза; режиссер
1956 — Букет цветов; режиссер
1957 — Поёт Ив Монтан (гастроли в СССР французского певца Ива Монтана и актрисы Симоны Синьоре в СССР); полнометражный; авторы сценария: Юткевич С.Слуцкий М. режиссер М. Слуцкий; операторы: И. Бессарабов И., А. Кричевский, Р. ХалушаковГ. Захарова.; асс. режиссера С. Пумпянская; комбинированные съемки И. Нижник; редактор Л. Перцова; диктор Л. Хмара; звукооператоры: Е. Уманский, Д. Овсяников; директор картины Б. Вайнштейн
1958 — Дочь Малого театра
1959 — Город чудес (16 июня 1969 года: подготовительные работы к открытию Выставки достижений народного хозяйства: подрезается трава, поливаются тротуары, цветы; фонтаны "Каменный цветок", "Дружба народов"; митинг, посвященный открытию выставки; выступает Н. С. Хрущев); полнометражный; автор сценария Н. Шпиковский; режиссер Л. Варламов; операторы: Р. Халушаков, Б. Шер; музоформитель Н. Гевиксман; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Георгиевская; художник И. Нижник; ассистент режиссера М. Нароушвили
1959 — Большой концерт; режиссер
1962 — В едином строю к великой цели; режиссер
1964 — Я – кинолюбитель; режиссер совместно с Фёдором Киселёвым

_______________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч. ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Цитаты

[...]Созданный в один год с «Землей» Довженко, «Хлеб» образует с ней парадоксальную мировоззренческую, идеологическую и эстетическую пару. Оба фильма режиссеры обозначали как киноэпосы, в которых фиксируется трагедия разрушения традиционной картины мироздания и уничтожения тысячелетнего крестьянского уклада, достигая апокалиптических масштабов.
Несмотря на утопистский ажиотаж, коллективный эксперимент воспринимается трагически. В обеих лентах текучий, мелодичный рассказ о космологических по сути сдвигах, находит идеальное выражение в операторской работе, авангардистский, порывистый монтаж крошит ткань фильмов, как плуг кулацкую землю. В отличие от Довженко Шпиковский старается не использовать сложный многослойный символический язык - его образы чистые, аскетические, выразительные и удивительно суггестивные. Как и Довженко, что задействовал во всех трех фильмах своей эпической трилогии «Звенигора» - «Арсенал» - «Земля» определенно монументального актера Семена Свашенко, Шпиковский в «Хлебе» пробует создать собственного коммунистического супергероя. Его роль исполняет актер и писатель Лука Ляшенко. Завершенный в октябре 1929 года «Хлеб» был отправлен на пересмотр в Головреперткому, который запретил картину протоколом от 7 марта 1930 года, а после переделок повторно в 1931 с такой мотивацией: «Картина дает ложное представление о борьбе за хлеб. Середняк из картины выпал полностью. Период восстановительный (ограничение кулака), относительное экономическое укрепление кулака (НЭП), классовая борьба, подготовка политических предпосылок для ликвидации кулачества и коллективизация (индустриализация ) - все это выпало из картины. Проблема хлеба толкуется в картине вне связи с социалистическим строительством».[...]

Источник

[ Страница дополняется материалами ]