Из книги В.Э. Томберга "В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового кинооператора" (М., Эйзенштейн-центр, 2002)
Великую Отечественную войну снимали 250 фронтовых кинооператоров. Число операторов на том или ином фронте изменялось в зависимости от активности и масштабов военных действий. Но ни в одном сражении не участвовало нас так много, как в Берлинской операции: 39! В общей сложности было заснято порядка 30 тысяч метров плёнки. К этому добавилось около 20 тысяч метров немецкой трофейной кинохроники. Большая часть материала уже находилась в студии. С завершающими войну эпизодами 9 мая 1945 года в Москву вылетел кинорежиссёр Ю. Райзман. Потом он об этом писал: «Девятого мая, — вспоминает Ю.Я. Райзман, — я с материалом вылетел в Москву. Самолёт сделал над Берлином круг. Внизу зияли руины поверженной столицы фашистской империи. Вечером мы прилетели в Москву. Нашу столицу озаряли разноцветные они праздничного салюта. Этот контраст и подсказал конец фильма...»
Тогда, в 1945 году, этот торжественный финал картины воспринимался с глубоким волнением.
Яркая, солнечная, шумная Москва празднует Победу. Идут счастливые, улыбающиеся москвичи с цветами. Играют оркестры. По Красной площади шагают воины-победители и швыряют к подножию мавзолея фашистские штандарты.
А начинается фильм боями за Рейхстаг. Захвачена Имперская канцелярия. Вот личный кабинет Гитлера. На полу валяется огромный помятый глобус.
— Не у этого ли глобуса, — размышляет диктор, — создавал Гитлер свои преступные планы порабощения народов? Фашистский фюрер решил завоевать всю Европу, истребить славянские народы, захватить Индию, Канаду, Африку, даже Соединённые Штаты Америки и включить в Германскую империю.
На экране мы видим, как начала осуществляться эта бредовая идея. Фашистские полчища шагают по городам Европы. Бронированные колонны движутся по Африке. Подводные лодки атакуют корабли у берегов Америки. И вот, упоённый безнаказанными победами, Гитлер бросает свою колоссально разросшуюся военную машину на Советский Союз.
— Многим казалось тогда, — говорит диктор, — что нет такой силы, которая могла бы остановить движение его армий. Но на пути встал Сталинград.
Разгром гитлеровских полчищ на Волге сменяет эффектное зрелище: двойной экспозицией на географической карте воспроизводится, как советская армия гонит фашистские войска за Дон, за Десну, за Днепр, за Вислу и выходит на Одер... Форсирует его. С боями приближается к Берлину. Вот он - огромный город - чадящий, окутанный дымом пожарищ.
— Не впервые русские войска стоят у стен этого мрачного города - очага войн и насилий. Берлин сдался русским войскам в 1760 году...
На экране подлинные исторические документы XVIII века: Акт капитуляции, старинные овеянные славой русские воинские знамёна, трубы, возвестившие тогда победу.
— История повторяется.
Советские войска ведут бои в Берлине. На отвоёванных улицах немцы по приказу советского командования разбирают завалы.
— Теперь они покорно расчищают нашим танкам путь к центру Берлина. А ещё не так давно бросали цветы под гусеницы своих танков, уходящих на восток.
Возникает трофейная кинохроника парада гитлеровских войск.
— Бряцание шпор и сабель приводило их в восторг. Веками воспитывалось в этом народе преклонение перед военщиной. Посмотрите в эти глаза! На эти руки, которые исступлённо тянутся с криком «Хайль Гитлер!»
И снова — поверженный Берлин. Руки женщин, детей, стариков тоже протянуты. На сей раз они просят пищи у повара советской походной кухни.
— Сейчас эти руки униженно тянутся за хлебом. И советская армия даёт им хлеб...
В городе продолжаются жестокие бои. Рушатся стены, полыхают целые кварталы. Из окон вырываются огненные языки. В огне и чаду мечутся фашистские солдаты. Диктор напоминает:
— Берлинцам давно знаком этот едкий дым пожарищ. Здесь Гитлер пожёг Рейхстаг. И это было началом пожара, охватившего весь мир.
В огромных кострах фашисты сжигают тысячи книг великих писателей всего мира. С горящими факелами шествуют нескончаемые колонны нацистов. Гитлер в истерическом экстазе призывает сильнее разжигать пожар войны - уничтожать, убивать, насиловать, закабалять. А диктор комментирует:
— Здесь с факелами шагали гитлеровские молодчики, восстанавливая времена средневековья. Здесь воспитывалась армия убийц, палачей Майданека, Освенцима, Треблинки. Отсюда через всю Европу шагали факельщики — поджигатели наших мирных городов и деревень. И этот огонь войны, зажжённый здесь, в Берлине, вернулся обратно.
Так документальные кинокадры, одухотворённые чувствами и мыслями авторов, превратились в яркие запоминающиеся образы и усилили эмоциональное впечатление.
— Ликуйте, советские люди! — говорит диктор. - Вы совершили то, чего не смог сделать никто другой в мире!