Последнее обновление: 23.04.2024.
Мусатова Дина (Владилена) Михайловна (родилась в Брянске 25 января 1925 года), театральная актриса, режиссер-документалист. Член КПСС с 1963 года. В январе 1991 года вышла из КПСС. Член СК СССР (СК России) с 1965 года.
С 1926 по 1930 — жила с родителями в Армавире, с 1930 по 1941 — семья жила в Ростове-на-Дону, где в 1933 году пошла в школу и в 1940 году вступила в ряды ВЛКСМ.
В 1941 году Дина Мусатова вместе с матерью была эвакуирована в Армавир, затем семья переехала в Лениногорск (до 6 февраля 1941 года — Риддер (ныне Казахстан).
В 1942 году поступила в Московский энергетический институт (МЭИ был эвакуирован в начале войны в Лениногорск). В 1943 году вместе с институтом приехала в Москву.
Осенью 1943 года прошла конкурсные испытания и была принята в «Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина» при Государственном академическом Малом театре. Во время учебы получала небольшие роли в спектаклях театра.
В 1946 году была приглашена работать в Театр имени Моссовета, где одновременно с работой закончила учебу и получила диплом об актерском образовании.
В 1948 году, в связи с болезнью мужа — участника Великой Отечественной войны Туманова-Цейтлина Семёна Исаевича, оставила работу в театре. Работала актрисой эстрады, руководила самодеятельными театральными коллективами, преподавала бальные танцы и пение, также снималась в кино.
В 1954 году поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма), который окончила в 1960 году. Сокурсники В. М. Мусатовой по ВГИКу: Андрей Тарковский, Ирма Рауш-Тарковская, Василий Шукшин, Юлий Файт, Александр Митта, Владимир Китайский, Александр Гордон.
Во время учебы во ВГИКе увлекалась фехтованием. Вместе с Андреем Тарковским, который также занимался фехтованием, принимала участие в московских соревнованиях среди студентов творческих ВУЗов.
Параллельно с учебой во ВГИКе работала по договорам режиссером и автором на радио и телевидении.
Дипломную работу — документальный фильм «Это тревожит всех» (о сектантах - пятидесятниках — от протеста против сектантства, фанатизма, изуверства — к утверждению веры истинной) снимала на Центральной студии документальных фильмов (оператор — Владлен Трошкин). Оппонентом на защите диплома был режиссер Александр Медведкин. После успешной защиты диплома была приглашена работать на ЦСДФ.
С декабря 1959 по 1991 год — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
За время работы на студии сняла более 50-ти документальных фильмов, режиссёр киножурналов "Пионерия" (1970 – 1985), "Ровесник" (1973 – 1975), "По Советскому Союзу" (кинообозрение), "Советское кино" (киноальманах), "Москва" (кинообозрение).
В 1961 году находилась в творческой командировке в Ташкенте на Студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Узбекистана (в 1961 — 1976 — директор и художественный руководитель студии — Малик Каюмов. - Прим. ред. #МузейЦСДФ).
1963 году документальному фильму В.М. Мусатовой «Когда торжествует зима» / «Русская зима» (операторы: А. Кочетков, С. Медынский) была присуждена Премия XX Международного кинофестиваля спортивных фильмов в итальянском городе Кортина-д'Ампеццо (Cortina d'Ampezzo).
Режиссер документального полнометражного фильма «Красная площадь», снятого по сценарию В. Осьминина оператором Л. Котляренко. Фильму была присуждена вторая Премия на Первом Всесоюзном кинофестивале, который проходил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1964 году.
Режиссер документального фильма «Три Андрея» (1966; оператор: А. Кочетков), снятого на ЦСДФ по заказу Центрального телевидения СССР (ЦТ СССР). Фильм, рассказывающий об Андрее Рублеве, Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском, руководство Госкино СССР не выпустило в прокат на широкий экран. Впервые фильм был показан в начале перестройки в Доме кино во время ретроспективного показа фильмов режиссера Андрея Тарковского.
В 1966 году рекламный фильм В. Мусатовой «Сувениры», созданный на киностудии «Фильмэкспорт» по заказу ТВ Франции, был продан в 16 стран. Гран-при на МКФ в Карловых Варах.
Отец — Мусатов Михаил Алексеевич (1893 — 1951) — инженер-землеустроитель; участник Первой мировой и Великой Отечественной войны — артиллерист. В 1941 был году призван в РККА.
Мать — Мусатова (в девичестве Башина) Евгения Мартыновна (1903 — 1971), домохозяйка.
Бабушка (по линии матери) — Башина Фаня Афанасьевна, до революции владела в Брянске рестораном и двумя гостиницами.
Муж — Туманов-Цейтлин Семён Исаевич (22 июля 1921, Симферополь — 22 июня 1973, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист; участник Великой Отечественной войны (в РККА с октября 1940 года); звание: гв. ефрейтор; награждён медалями: «За боевые заслуги» (1943), «За отвагу» (две награды в 1945 г.). В 1951 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС); работал режиссёром в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которым в тот период руководил режиссер Георгий Товстоногов; дипломный спектакль — «Аленький цветочек»; с 1952 года режиссер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, также был художественным руководителем молодёжного Театра-студии при ДК ЗИЛ; в 1959 году окончил Высшие режиссерские курсы (ныне ВКСР), созданные на киностудии «Мосфильм» по инициативе и под руководством кинорежиссера Ивана Пырьева в июне 1956 года (мастерская М. Ромма); режиссер игровых фильмов — «Алёшкина любовь» (1960), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Николай Бауман» (1967), «Любовь Серафима Фролова» (1968), снискавших широкую любовь у зрителей. В браке с Диной Мусатовой с 1946 года.
1957 — Искусство друзей (в июле – августе 1957 года в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов; фильм рассказывает о выступлениях художественных коллективов и отдельных представителей стран-участниц фестиваля); полнометражный; режиссер Л. Дербышева; автор сценария и текста В. Комиссаржевский; главные операторы: А. Левитан, Р. Халушаков; операторы: Н. Генералов. П. Касаткин, М. Прудников, М. Силенко, В. Трошкин, С. Фрид; Гл. звукооператор: И. Гунгер; редактор: Э. Бахрах; асс. режиссера: Е. Залкинд, В. Мусатава (курсовая работа), Л. Рамазина; директор картины Б. Чекалов
1957 — Познакомьтесь с нашим театром (фильм о молодёжном Театре-студии при ДК ЗИЛ); Производство: ВГИК (курсовая работа В. Мусатовой)
1960 — Это тревожит всех (о сектантах - пятидесятниках — от протеста против сектантства, фанатизма, изуверства — к утверждению веры истинной); дипломная работа режиссера В. Мусатовой; оператор: В. Трошкин; звукооператор: Ю. Игнатов; автор текста: Л. Лиходеев; в работе над фильмом принимали участие журналисты: В. Гузанов, П. Финн
1960 — Твои помощники (фильм рассказывает о бытовой технике и сфере услуг как о неотъемлемой части жизни и быта советской семьи); режиссер; операторы: А. Вакурова, Г. Захарова
1961 — Праздник в Народной Монголии; режиссер; операторы: П. Касаткин, И. Михеев
1961 — Н.С. Хрущев на полях Кубани, Дона и Украины; режиссер
1961 — Люба, Роза, Абдулла... (фильм о колхозе "Политотдел" в Узбекистане); Производство: Ташкентская студия кинохроники; режиссер монтажа; оператор А. Турсунов
1961 — Годы и люди (фильм рассказывает о промышленных предприятиях Москвы); режиссер; оператор И. Бганцев
1961 — Хозяйка полей; режиссер
1962 — Эхо в горах (фильм о строительстве в горах Тянь-Шаня прямой трассы с севера на юг Киргизии); режиссер; оператор С. Медынский; директор картины Н. Алексеев; Приз на кинофестивале в Кишиневе
1962 — Миссия доброй воли из Дагомеи (современный Бенин); режиссер
1962 — Колониализму – нет!; режиссер; Приз на кинофестивале в Каире (Египет)
1963 — Когда торжествует зима (Русская зима); режиссер; операторы: А. Кочетков, С. Медынский; Премия Международного кинофестиваля спортивных фильмов в итальянском городе Кортина-д'Ампеццо
1963 — О чем ты думаешь, солдат? режиссеры: И. Бессарабов, В. Мусатова; оператор И. Бессарабов
1964 — Красная площадь; полнометражный; режиссер; оператор Л. Котляренко; сценарий В. Осьминин; автор текста Г. Шергова; звукооператор И. Гунгер; композитор В. Рубин; директор картины Н. Мжедлова; Вторая Премия на Первом ВКФ в Ленинграде в 1964 году
1964 — У нас в гостях женщины Америки; режиссер; операторы: А. Крылов, Б. Шер
1965 — Мы встретились на Байкале (Фестиваль дружбы советской и японской молодежи близ города Иркутска, на берегу озера Байкал); режиссер; операторы: В. Копалин, В. Ходяков, В. Цитрон; автор текста К. Бакши; звукооператор В. Георгиевская; директор картины В. Гусева
1965 — Мы идем на фестиваль (IV Международный кинофестиваль в Москве); режиссер; оператор: В. Ходяков
1965 — Ровесники (фильм о делегатах Всемирного фестиваля молодежи и студентов); режиссер; оператор: Е. Аккуратов
1965 — Пять из семисот пятидесяти (в 3-й части фильма актер Олег Табаков в разных ролях говорит с Олегом Табаковым); режиссер
1966 — Вместе с партией (открытие 15-го съезда ВЛКСМ в Кремле); режиссер
1966 — XV – съезд ВЛКСМ: единство поколений; режиссер
1966 — Три Андрея (документальный фильм рассказывает о создании игрового фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (в роли Андрея Рублева — актер Анатолий Солоницын) и авторах фильма — Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском; в фильм вошли кадры из фильмов «Андрей Рублев» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»); По заказу Центрального телевидения СССР; режиссер; оператор А. Кочетков; звукооператор В. Георгиевская
1966 — Сувениры; Производство: студия «Фильмэкспорт»; по заказу ТВ Франции; режиссер; оператор: Е. Легат; Гран-при на МКФ в Карловых Варах
1967 — Глазами вдохновения (в фильме изображены: мчащаяся конница, идущий по лесу лесничий С. Чаговец, работающие: камнерез И. Стренге, астроном С. Искударян, карельская художница Тамара Юфа, кузнец В. Хавронов. Изображение сопровождается стихами поэтессы Г. Шерговой); режиссер; оператор Е. Легат
1969 — Николай Сличенко (о творчестве актера театра и кино, певце Николае Сличенко; с 1951 года актер цыганского театра «Ромэн» в Москве); полнометражный; По заказу ЦТ СССР для ТВ Франции; режиссер; оператор В. Воронцов; асс. режиссера Н. Якимова
1969 — Дружба (торжественное заседание в Доме дружбы с народами зарубежных стран, посвященное 10-летию со дня создания Советской ассоциации дружбы с народами Африки); режиссер; оператор Н. Даньшин
1970 — Президент Центральноафриканской Республики генерал Жан-Бедель Бокасса в СССР; режиссер; операторы: Ю. Монгловский, Г. Серов
1972 — Сегодня и ежедневно (фильм рассказывает о цирках Москвы: Старом цирке на Цветном бульваре и цирке на проспекте Вернадского); по заказу ССОД; режиссер; операторы: О. Воинов, А. Кочетков
1973 — Визит премьер-министра Дании в Советский Союз; режиссер; операторы: О. Воинов, Ю. Леонгардт
1973 — Делегация парламента Австрии в Советском Союзе; режиссер; операторы: И. Галин, Ю. Егоров
1974 — Начало всему — человек (Белорусская ССР; Колхоз "Прогресс" Гродненской области); режиссер; операторы: А. Киселев, Н. Соловьев
1975 — Художник революции (фильм рассказывает о жизни и творчестве художника И.И. Бродского); режиссер; оператор Н. Соловьев
1975 — На земле Суздальской; режиссер; операторы: Г. Голубов, Н. Соловьев
1977 — Рождение клубного вечера (фильм-очерк о подготовке и организации клубного вечера во Дворце Культуры 1-го Государственного подшипникового завода в Москве); режиссер; оператор: Г. Серов; автор сценария: А. Рогов; звукооператор К. Никитин; редактор Е. Феоктистова; директор картины К. Рыжиков
1977 — Мой Азербайджан; полнометражный; режиссер; оператор О. Воинов
1977 — Новое село (рассказ о жилищном строительстве в колхозах Прибалтики и Белоруссии); По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссер; оператор А. Левитан
1978 — Всесоюзный съезд учителей; режиссер; автор сценария Л. Горскова; оператор А. Левитан
1978 — Социалистическая экономическая интеграция; режиссер; оператор: А. Левитан
1978 — Главный педсовет страны (III Всесоюзный съезд учителей в КДС в Москве); режиссер; операторы: Е. Аккуратов, О. Воинов, Н. Генералов, В. Горбатский, О. Лебедев, А. Левитан, В. Киселев
1979 — Планы и жизнь. Мы строим (8-я серия; рассказ о жилищном строительстве в СССР); По заказу Гостелерадио СССР; режиссер; операторы: Аккуратов Е., Воинов О.
1980 — Планы и жизнь. Три поля под одним небом (11-я серия; рассказ о трех колхозах, расположенных в РСФСР, Эстонии и Узбекистане); По заказу Гостелерадио СССР; режиссер; оператор А. Лебедев
1981 — Планы и жизнь. Социальная программа (фильм об общественном фонде потребления, о затратах государства в социальной сфере: бесплатное здравоохранение, образование, дети в СССР, отдых. Политика государства по решению демографической ситуации, принятие постановления "О мерах по усилению помощи семьям, имеющим детей"); По заказу Гостелерадио СССР; режиссер; оператор: А. Лебедев
1981 — Союз равноправных народов (о дружбе народов пятнадцати республик, входящих в состав СССР0; По заказу ТПП СССР; режиссер; оператор А. Лебедев; автор сценария К. Бакши
1982 — Нам шестьдесят (об интернациональной дружбе народов СССР на примере строительства Игналинской атомной станции; в фильме сюжет о Саматове, усыновившем 14 детей во время Великой Отечественной войны); режиссер; автор сценария: К. Бакши; оператор А. Лебедев; редактор Е. Феоктистова; звукооператор Ю. Котов; директор картины С. Куницын
1983 — Встреча на 65 параллели (на примере судеб советского шофера Г. Гаврилова и финского плотника В. Маннитна рассказано о взаимовыгодном сотрудничестве СССР и Финляндии в строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината); режиссер; авторы сценария: Васильев А., Кранс М.; оператор Ю. Оржеховский; редактор В. Московский; звукооператор Ю. Котов; директор картины С. Куницын
1984 — Москва 1984 № 60 Красная Пресня; режиссер; оператор: Оржеховский Ю.
1984 — Думы крестьянские (о внедрении безнарядного подряда на животноводческих фермах Владимирской области рассказывают: председатель колхоза-миллионера "Большевик" Владимир Михайлович Ульянов и доярка Надежда Семеновна Пискарева); режиссер; автор сценария О. Сизова; оператор Ю. Оржеховский; редактор О. Мозжухина; звукооператор А. Андриянов; директор картины С. Куницын
1985 — СЭВ — новые рубежи; режиссер; оператор О. Першин
1986 — Сельское хозяйство СССР; режиссер; оператор А. Лебедев
1988 — И дух смирения, терпения, любви...; режиссер; операторы: А. Яцура А., И. Галин
1988 — Размышление о детском театре (деятели культуры и искусства говорят о настоящем и будущем детского театра в СССР); режиссер; авторы сценария: Воронов Н., Эйдлин Л.; оператор: В. Еланчук; звукооператоры: И. Воскресенская, И. Смирнов; монтажер Н. Якимова; редактор Г. Слуцкая; директор картины Е. Мамонтова
1989 — Хотим перемен (фильм рассказывает о тех переменах, которые произошли в жизни молодежи за годы перестройки в СССР); режиссер; автор сценария К. Бакши; операторы: В. Еланчук, В. Семин; звукооператор И. Воскресенская; монтажер Н. Якимова; редактор Г. Слуцкая; директор картины Э. Болотинская
1989 — Осторожно, дети! (фильм посвящен вопросу предупреждения дорожно-транспортных происшествий); режиссер; оператор А. Лебедев
1989 — Пустите детей приходить ко мне (фильм о воскресной детской школе храма "Большое Вознесение"); режиссер; операторы: Р. Комм, А. Яцура, Ю. Шиповский
1990 — Горы зовут (рекламный фильм о развитии альпинизма и туризма в горных районах СССР); производство: КВС "Отечество" (ЦСДФ); режиссер; оператор: А. Яцура
1991 — Что такое тетратлон?; режиссер; операторы: В. Грезин, В. Макаров
1961 — Изуверы (в диафильме использованы мтериалы документальной кинокартины «Это тревожит всех»); производство: студия «Диафильм»; автор В. Мусатова; консультант Л. Лиходеев; редактор Е. Вайсбурд
Режиссер киножурналов: "Пионерия" (1970 – 1985), "Ровесник" (1973 – 1975), "По Советскому Союзу" (кинообозрение), "Советское кино" (киноальманах), "Москва" (кинообозрение).
1960 — Пионерия № 9; режиссер; операторы: Л. Комаров, О. Лебедев, И. Запорожский, М. Дороватовский
1960 — Пионерия № 12; режиссер; операторы: Н. Даньшин, М. Измайлова, Р. Вилесова, Л. Зайцев, Ю. Серов
1961 — СССР-сегодня № 3; режиссер
1976 — Москва. Кинообозрение № 24. Имени Свердлова (о Свердловском районе Москвы - ныне входит в ЦАО г. Москвы); режиссер; автор сценария: А. Рогов; оператор: А. Левитан; звукооператор: К. Никитин; диктор: Ю. Колычев; редактор: С. Суркова; директор картины: В. Черненко
1977 — Москва. Кинообозрение № 29. Содружество (о содружестве мастеров сцены и заводских коллективов); режиссер; оператор: Р. Туморина; автор сценария: О. Дзюбинская; диктор: Ю. Колычев; редактор: Е. Феоктистова; звукооператор: К. Никитин; директор картины: Т. Салеева
1978 — Пионерия № 7 (сюжет «Горячая пора» - колхозные школьники на летних каникулах участвуют в соревновании "День пахаря"; сюжет «Саша любит музыку» - четвероклассник Саша Томас исполняет произведение И.С.Баха; сюжет Сюжет «Они подружились в Москве» - детская Международная Олимпиада по русскому языку в Москве); режиссер; операторы: Левитан А., Раненко Э., Буслаев Ю., Киселев В.; редактор: Л. Яковлева
1979 — Москва. Кинообозрение № 40 Перовский район (о Перовском районе города Москвы); режиссер; автор сценария: Е. Феоктистова; оператор: Е. Аккуратов; звукооператор: И. Воскресенская; редактор: С. Сурков; директор картины: Л. Шерстнев
1980 — Москва. Кинообозрение № 43. Ленинский район столицы (о Ленинском районе г. Москвы, его памятниках, предприятиях, образовательных учреждениях); режиссер; автор сценария: В. Беликов; оператор: Генералов Н.; звукооператор: К. Никитин; редактор: Е. Феоктистова; директор картины: В. Дроздов
1980 — Москва. Кинообозрение № 44. По московскому времени (о выдающихся людях столицы); режиссер; оператор Г. Серов; автор сценария А. Мелик-Пашаева; звукооператор К. Никитин; редактор Е. Феоктистова; директор картины Е. Мамонтова
1982 — Пионерия № 12 (1. Сюжет о Всесоюзной фотовыставке "Страна Пионерия". 2. Сюжет о самом маленьком народе СССР - нивхи. 3. Сюжет о дружбе пионеров двух сел - Азербайджана и Украины. 4. Сюжет о духовом оркестре рижской средней школы № 21); режиссер; редактор: Г. Слуцкая
1982 — Москва. Кинообозрение № 52. Сердце России (к 60-летию образования РСФСР, Москва - столица Российской Федерации); режиссер; автор сценария: К. Бакши; оператор: Лебедев А.; редактор: Е. Феоктистова; звукооператор: И. Воскресенская; директор картины: С. Куницын
1983 — Пионерия № 4 (о Ленинградском театре юного зрителя имени А.А. Брянцева); режиссер; оператор: И. Фрез; редактор: Г. Слуцкая
1983 — Москва. Кинообозрение № 56. Проблемы, заботы, радости; режиссер; автор сценария: А. Мелик-Пашаева; оператор: Лебедев А.; редактор: Е. Феоктистова; звукооператор: Ю. Котов; директор картины: С. Куницын
1983 — Москва. Кинообозрение № 59. Дни Софии в Москве; режиссер; автор сценария: К. Бакши; операторы: Оржеховский Ю., Забабурин В.; редактор: О. Мозжухина, звукооператор: В. Зорин; директор картины: Т. Макарова
1984 — Москва. Кинообозрение № 60. Красная Пресня; режиссер; автор сценария: С. Суркова; оператор: Ю. Оржеховский; редактор: О. Мозжухина; звукооператор: К. Никитин; директкор картины: С. Куницын
1985 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 210; (Празднование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне; Детский санаторий; Композитор Е. Дога); По заказу ССОД; режиссер; авторы сценария: Васильев А., Кранс М.; оператор: Парфенов Д.; редактор: Голофаева З.; звукооператор: Брус В.; диреткор картины: Куницын С.
1986 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 219. Слово о Серпухове; По заказу ССОД; режиссер; автор сценария: Л. Тарнорудер; композитор: Л. Солин; оператор: А. Лебедев; редактор: Голофаева З.; звукооператор: Воскресенская И.; директор картины: Болотинская Э.
1987 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 220 Первенец космической эры (к 30-летию запуска искусственного спутника Земли); режиссер; автор сценария: Л. Тарнорудер; оператор: А. Лебедев; редактор: Н. Колчина; заукооператор: И. Воскресенская; директор картины: Э. Болотинская
1987 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 222; режиссер; автор сценария: К. Бакши; оператор: А. Лебедев; редактор: Н. Колчина; заукооператор: В. Зорин; директор картины: Э. Болотинская
[...]Я пришла во ВГИК с актерским дипломом. Итак, Андрей[Тарковский] мне очень понравился, он был элегантен, аристократично себя держал. Помню, как он первым ко мне подошел и спросил: "Слушай, это твой сценарий напечатали в газете?" Я говорю: "Какой?" Оказывается, когда мы поступали, у нас было задание — написать сценарий. Мой сценарий напечатали в газете "ВГИКОВЕЦ". А я и не знала. Андрей мне показал газету и сказал: "Как тебя угораздило комедию написать?". Я говорю: "От отчаяния". Это действительно случайно получилось, я не собиралась никакой комедии писать. Но это отдельный рассказ. Мне было приятно, что Андрей такой внимательный, что он похвалил меня за этот сценарий. И мне сразу стало очень легко, настолько легко, что мы с ним даже рядышком сели. И как-то так пошло... Он говорит: «А какое у тебя хобби?». Я отвечаю: «Не знаю, хотела бы продолжить свои занятия фехтованием». Дело в том, что в Щепкинском училище, когда я там училась, был такой предмет — фехтование. Мне он очень нравился. А во ВГИКе фехтование было необязательным, хотя секция такая была. И Андрей говорит: "О, и я туда хочу!" И мы вдвоем поперлись на фехтование. Я так иронически говорю, потому что кроме нас там никого не было. Это были часы режиссерского факультета. Почему-то остальные студенты-режиссеры проигнорировали фехтование. Мы пришли в секцию, сидим и думаем, что же нам делать? А педагог говорит: "Ну что же, попробуем вас вдвоем. Хотя так не полагается. Надо, чтобы женщина фехтовала с женщиной, а мужчина — с мужчиной. У Вас есть стаж еще с актерского образования. Правда, у Тарковского такого стажа нет, но он мужчина, как бы сильнее. Давайте мы поставим вас вдвоем". Мы посмеялись и стали заниматься. И так это было увлекательно и так все легко получалось, просто очаровательно! Я вспоминаю и уверена, что Андрей тоже к этому относился, как к очень милому времяпрепровождению. И мы иногда, встречаясь в коридоре, говорили "ан гард", т.е. "к барьеру". Короче говоря, мы вместе занимались в этой секции, и делали определенные успехи. Нас даже хотели направить в Ленинград, как подающую надежду пару фехтовальщиков. Но мы отказались.[...]
В. Мусатова, режиссёр-документалист, Источник
[...]У меня была такая встреча, совершенно необыкновенная. Я хотела продолжения, но его, к сожалению, тогда не получилось, а сейчас это уже невозможно. В 1965 году Алжире должен был проходить фестиваль молодежи и студентов, но там произошёл военный переворот, и этот фестиваль не состоялся, хотя участники из нескольких стран туда уже направились. Наш ЦК комсомола решил сделать маленький фестиваль, чтобы утешить японскую делегацию, которая, (можете себе представить их путь через СССР и дальше, буквально через весь земной шар!) ехала за свои деньги. Там были люди, пострадавшие в Хиросиме и Нагасаки. Это всё было как-то трепетно. Вообще вся история с этой японской делегацией вызывает у меня какой-то трепет.
В. Мусатова, режиссер, Источник
Наш фестиваль проходил в Иркутске и недалеко от него, на Байкале, в очень хорошем санатории, где поселили нашу и японскую делегации. Там были две группы людей – советская и японская. Это было хорошо придумано и удобно для нас[...]
Там было много разных людей. Наша съёмочная группа там познакомилась с Геной Поповым, о котором я хочу рассказать.
Он появился перед нами неожиданно и даже забавно. Итак, в первый день мы с группой сидим, изучаем обстановку. Люди ходят, знакомятся, расселяются… И вдруг мы видим: между соснами натянута бельевая верёвка, а по ней, как по асфальту, идёт в ботиночках совершенно очаровательный молодой человек – высокий и красивый. Кто такой? «Это – из наших циркачей – отвечают нам. – Очень хороший эквилибрист Геннадий Попов. Он таким образом разминается. Познакомьтесь!» Мы познакомились. Когда его представляли, сказали: «Перед вами – почётный гражданин Парижа!» [...]
[...]Товстоногов через несколько лет поставил пьесу «Третья стража» (1970), написанную Семёном[Тумановым-Цейтлиным] в соавторстве с Г. Капраловым. Это была пьеса о Баумане и она была взята к постановке потому, что в труппе был потрясающий Копелян, уже сыгравший Савву Морозова в фильме, вышедшим в 1967 году. По просьбе Товстоногова был добавлен материал, появилась линия его жены. Такое название появилось потому, что в Средневековье у Букингемского дворца стража менялась по часам. Третья стража заступала на пост на рассвете. Действие пьесы происходит в 1904-1905 годах – как бы на рассвете революции. Спектакль сошёл со сцены после смерти Копеляна.
Дина Мусатова, режиссёр, Источник
«Аленький цветочек» был поставлен в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которым в тот период руководил Товстоногов, Семён получил диплом. И его пригласил к себе Яншин в театр имени Станиславского. Семён был сорежиссёром спектакля «Дни Турбиных», где основная работа была проведена именно им, а Михаил Михайлович осуществлял общее руководство. Потом был спектакль «Девицы-красавицы» Симукова, выдвигавшийся на Сталинскую премию. Но это был год смерти Сталина, поэтому премией перестали награждать.
Семён вообще остался без наград: Сталинская премия накрылась; из театра он решил уходить, хотя и был первым в списке на звание «Заслуженный артист», потому что считал, что, получив звание, уйти уже не сможет. А уходил он в кино – на Высшие режиссёрские курсы.[...]
В 1982 году было 60-летие Советского Союза. По этому поводу я делала фильм – трёхчастёвый, цветной, – который назывался «Нам шестьдесят». Название пошло от Гали Шерговой, которая написала текст к песне, а сценаристом был Ким Бакшии, с которым я вообще много работала. В этом фильме третья часть целиком посвящена тому, о чём я хочу рассказать – Хамиту Саматову.
Дина Мусатова, режиссёр, Источник
Это фронтовик, который получил на фронте много ранений, вследствие чего был демобилизован. Он жил в Узбекистане в селе. Возвращаясь домой, сойдя с поезда, он слышит какое-то мяуканье, писк, всхлипывания – странные звуки. Обернулся, видит – маленький, крохотный детёныш, мальчик. Весь в лохмотьях, несчастный, плачет. Он подошёл к нему, спрашивает: «Ты чей?» – «Ничей!» – «Где папа, мама?» – «Нету!»[...]
Хамита устроили на какую-то лёгкую работу в воинскую часть. По работе ему надо было ездить по району. Во время этих поездок он не мог пройти мимо беспризорных детей, он их забирал к себе. Причём, не глядя – откуда ребёнок, какой национальности. Дитя погибает – всё, он уже не может пройти мимо. Так он набрал четырнадцать детей! Среди них была одна белоруска, двое русских мальчишек, одна еврейка из Белоруссии, таджичка – разные, разные дети…
Вот кого видел – того и забирал.[...]
Когда мы в 82-м году приехали снимать, увидели огромный двор, и сад, и огород, прекрасный новый дом, старую мазанку, оставленную как бы для отдыха днём в жаркое время, и огромное количество народа вокруг. Разного возраста, разных национальностей. Каждый занят своим делом.[...]
[...]Я в своих фильмах применяла непостановочные методы, а достигала документальности съёмок разными способами: тайными съёмками («Это тревожит всех» (1960; о сектантах - пятидесятниках; дипломная работа режиссера В. Мусатовой; оператор: В. Трошкин), разными придумками («Когда торжествует зима» (1963; режиссер: В. Мусатова; операторы: А. Кочетков, С. Медынский), получивший приз кинофестиваля спортивных фильмов в Кортина-д’Ампеццо (Cortina d'Ampezzo). Там было много придумок. В фильме не звучало ни одного слова дикторского текста, всё строилось на изображении. И трюки, которые мы там применили, были совершенно безобидные.[...]
Дина Мусатова, режиссёр, Источник
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в том числе автобиографии и творческой карточки режиссера. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.