Алевтина ГРЕК

оператор

Имя при рождении:
ВАКУРОВА

Профессии:
оператор

Краткая биография

Вакурова Алевтина Александровна (3 января 1921—1994). В 1943 окончила операторский ф-т ВГИКа. В 1944 — 1980 оператор ЦСДФ.

Муж — Грек Исаак Григорьевич (1918 — 1995), кинооператор, режиссёр ЦСДФ.

Молодежный бал в Кремле 12 февраля 1954 г. Владимирский зал. Слева направо: осветитель Владимир Сендеров, директор фильма Маргарита Сергеевна Кафиева, оператор Галина Захарова, оператор Алевтина Грек (Вакурова), осветитель Яков Левитин. Фото из личного архива Екатерины Андриканис.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1955 — Международные соревнования по плаванию
1959 — Праздничный концерт (праздничный концерт во Дворце спорта в Лужниках, посвященный 42 годовщине Октябрьской революции); реж.: Е. Залкинд; операторы: М. Ошурков, А. Вакурова и другие.
1959 — Твои помощники; реж. Д. Мусатова; операторы: Г. Захарова, А. Вакурова
1963 — Пусть всегда будет солнце (фильм о Всемирном конгрессе женщин);полнометражный;  реж.: Н. Соловьёва; операторы: В. Ходяков, А. Вакурова, Ю. Монгловский, Л. Панкин, М. Попова, А. Саранцев
1965 — По Советскому Союзу. Киноальманах № 15; реж. З. Фомина; операторы: Ю. Леонгардт, С. Коган, О. Рейзман, А. Вакурова
1965 —  Двадцатилетие великого подвига (празднование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.); полнометражный; операторы:  Е. Мухин, В. Лезерсон, А. Вакурова, В. Скоробогатова, М. Попова, А. Воронцов, Г. Серов, И. Филатов, Г. Асланов, Г. Монгловская, Е. Лозовский, М. Ошурков, И. Сокольников, А. Истомин, Л. Кокошвили, С. Скраливецкий, И. Гален, И. Запорожский, И. Гоганцев
1967 — Микис Теодоракис; операторы: А. Вакурова, Г. Захарова
1968 — Буревестник (к 100-летию со дня рождения М. Горького); реж. О. Рейзман; операторы: А. Вакурова, Н. Истомин, А. Савин
1968 — Парламентарии Норвегии в СССР; реж.: Л. Файнберг; операторы: О. Арцеулов, А. Вакурова
1968 — Они строят Москву; реж. О. Рейзман
1971 — Всемирная книжная лениниана
1971 — Песнь моя, жизнь моя; реж.: А. Павлов
1973 — Парламентарии Франции  гости Советского Союза; реж.: К. Кулагина; опеарторы: А. Вакурова, В. Воронцов
1973 — Новое в животноводстве; реж.:  С. Киселев; операторы: А. Вакурова, Н. Генералов, Н. Шмаков
1974 — Там, где собирают часы (фильм о 2-го Московском часовом заводе); реж. Е. Андриканис
1974 — Витаме сердечне, Польша! (о днях польской культуры в СССР, посвященных тридцатилетию Польской Народной Республике); реж.: Л. Данилов; операторы: А. Вакурова, В. Воронцов
1975 — У дружбы много дорог (Дни Монголии в СССР); реж.:  Е. Крылова; операторы: А. Вакурова, В. Воронцов
1975 — Знания народу (о деятельности Всесоюзного общества "Знание" и роли Политехнического музея в изучении науки и техники); реж. В. Федорченко; операторы: А. Вакурова, В. Макаров
1977 — Люди доброго сердца; реж.: В. Софронов; операторы: А. Вакурова, А. Пяткин, И. Скачков, Л. Сокольников
1977Красному знамени верны; реж.: Л. Кристи; операторы: М. Авербух, А. Вакурова

КИНОПЕРИОДИКА:

Сняла более 400 сюжетов для киножурналов: "Новости дня", "Пионерия", "Советский воин".

Кинооператоры ЦСДФ (слева направо): Мая Попова, Галина Захарова, Алевтина Вакурова. Фото: из личного архива Екатерины Андриканис.

Режиссёр Екатерина Андриканис: " ... кадры, которые мы сегодня не можем смотреть без слез, кадры Победы, были сняты Алевтиной Грек ночью и рано утром 9 Мая на Красной площади. Первые 4 плана в этом ролике сняты Алевтиной Александровной ..."

Цитаты

9 Мая 1945 года.
Алевтина Александровна Вакурова (Грек). Мамина ближайшая подруга. Они познакомились в 1938 году при поступлении во ВГИК и дружили всю свою жизнь. Аля, как называли ее близкие, принадлежала к поколению тех настоящих энтузиастов-хроникеров, кадрами которых мы так гордимся сегодня. Эти люди и создали то, что мы называем «кинолетописью».
Из рассказов Алевтины Александровны Грек (Вакуровой).
«8 Мая мы все сидели у радиоприемников. Ждали официального сообщения о Победе. Уже Франция, Англия, Америка объявили об окончании войны с фашизмом и провозгласили 8 мая Днем Победы. А из Кремля — ни слова! «Ну, почему не объявляют? Что случилось?» Потом оказалось, что ждали освобождения Праги, но тогда это было странно, страшно и непонятно. И вдруг 9 мая в час ночи я наконец-то слышу: «От Советского Информбюро...» Я дослушала сообщение до конца, вскочила и побежала на студию.» Надо добавить, что жила Алевтина в районе Измаловского парка, транспорт, естественно, уже не ходил — ночь на дворе. И она пешком, через всю Москву помчалась в Лихов переулок дом 6. «Потная, с подкашивающимися от усталости ногами, я ворвалась на студию, схватила камеру и побежала на Красную площадь. Охранники, которые не имели право меня не только пропустить вовнутрь, но тем более, выпустить со студии с камерой без особого пропуска, — поймите, ведь еще продолжался военный режим, поняли мой порыв, поняли, что ЭТО необходимо снимать, и благословили на съемку.» Также пешком Алевтина побежала на Красную площадь. Там уже собрались толпы ликующих москвичей.
Те кадры, которые мы сегодня не можем смотреть без слез, кадры Победы, были сняты Алевтиной Грек ночью и рано утром 9 Мая на Красной площади. Первые 4 плана в этом ролике сняты Алевтиной Александровной...

Екатерина Андриканис, режиссёр, писатель, педагог