Семён ТУМАНОВ-ЦЕЙТЛИН

кинорежиссёр, режиссёр-постановщик, сценарист, художественный руководитель

Имя при рождении:
Цейтлин Семён Исаевич

Дата рождения:
22 июля 1921
г. Симферополь, Крымская АССР

Дата смерти:
22 июня 1973 (51 год)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинорежиссёр, режиссёр-постановщик, сценарист, художественный руководитель

Краткая биография

Туманов-Цейтлин Семён Исаевич (22 июля 1921, Симферополь, Крымская АССР  — 22 июня 1973, Москва) — режиссёр театра и кино, сценарист.

Всё же как бы плохо не было, чего бы ещё ни пришлось перенести, жизнь — самая остроумная штука!...
Жить! Жить! Жить!
(из фронтового дневника С. Туманова)

В 1921 году — сразу после рождения Семёна семья уехала в Иран, где его отец — Исай Цейтлин приступил к работе в посольстве РСФСР в Тегеране. 

Учился в 187-й школе (Куйбышевского района, г. Москвы). Театром увлекся во время учебы. Занимался в театральном кружке Московского дома пионеров.

Если проследить жизненный путь человека, ставшего в будущем известным режиссером или актером, то выяснится, что любовь к театру, к лицедейству проявилась у него еще в юности. Исключения, конечно, бывают, но редко. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свои первые постановки Семен Туманов-Цейтлин осуществил именно в школьные годы. Слава о них быстро распространялась по Москве — их невозможно было не заметить: яркие и не по возрасту «мастеровитые», они свидетельствовали об огромном творческом потенциале юного режиссера. Об этих постановках много говорили и даже писали в центральных изданиях.

Алексей Голубев, гл. редактор сайта #МузейЦСДФ.

Участник Великой Отечественной войныВ РККА с октября 1940 года. Призван Коминтерновским РВК, Московская области. Звание: гв. ефрейтор. Пулеметчик 2-го гвардейского мотоциклетного полка. Дважды выходил с полком из окружения.

Бойцы 2-го гвардейского мотоциклетного полка. 1942 год. Фото из архива С. Туманова-Цейтлина.

Принимал активное участие в создании полковой самодеятельности.

Фронтовая самодеятельность. Слева на фото Семён Цейтлин. 1942 год. Фото из архива С. Туманова-Цейтлина.

В составе 2-го гвардейского мотоциклетного полка воевал на фронтах — Северо-Западном, Калининском, Западном, 3-м Белорусском. 

Награждён медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу» (две медали), «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией» и другими.

После окончания Великой Отечественной войны поступил на режиссёрский факультет  Государственного института театрального искусства (ГИТИС), в мастерскую Ю.А. Завадского.

Параллельно с учёбой в ГИТИСе создал Молодёжный театр «РОМАНТИКИ». Театр прекратил деятельность в связи с тяжёлой болезнью Семёна Исаевича.

В 1951 году окончил ГИТИС. Дипломный спектакль — «Аленький цветочек» был поставлен в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которым в тот период руководил режиссёр Георгий Товстоногов. 

С 1952 года режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского  (главный режиссёр М.М. Яншин, руководил театром в 1950-1963 гг.).

Режиссёр Туманов-Цейтлин (справа на фото) с писателем Львом Аркадьевым. Театр-студия при ДК ЗИЛ. Фото из архива кинорежиссёра.

В 1954 — 1959  — руководитель самодеятельного коллектива — Молодёжной Театральной Студии при ДК ЗиЛ (ЗиС). 

В 1959 году окончил «Высшие режиссерские курсы» (ныне ВКСР), мастерская М. Ромма[1].

Режиссёр С. Туманов-Цейтлин и актёр Юрий Никулин (слева на фото) на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!» (1964). Фото из архива кинорежиссёра.

Режиссер игровых фильмов — «Алёшкина любовь» (1960), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Гнезда» (1966), «Николай Бауман» (1967), «Любовь Серафима Фролова» (1968), снискавших широкую любовь у зрителя.

 В 1966 году по сценарию Семёна Туманова-Цейтлина на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) по заказу Центрального телевидения СССР (ЦТ СССР) режиссёром В. М. Мусатовой был снят документальный фильм «Три Андрея» (оператор: А. Кочетков).

Семён Туманов-Цейтлин в документальном фильме «Познакомьтесь с нашим театром» (1959; фильм рассказывает о молодёжном Театре-студии при ДК ЗИЛ; Производство: ВГИК; курсовая работа В. Мусатовой и М. Бейку).

В 1971 — 1972 гг. преподавал «работу с актером» на «Высших курсах сценаристов и режиссеров» (отделение режиссеров детского фильма)[2].

Семён Туманов скончался 22 июня 1973 года в Москве. Похоронен на Химкинском кладбище рядом с Мусатовой (Башиной) Евгенией Мартыновной (1903 — 1971) — матерью жены [3].

_________________________________
1. В июне 1956 года на киностудии «Мосфильм» приказом Министерства культуры СССР по инициативе и под руководством кинорежиссёра Ивана Пырьева были созданы «Высшие режиссёрские курсы». За полтора года они подготовили пятнадцать режиссёров, среди них: Шухрат АббасовВладимир ГориккерГеоргий ДанелияМанос ЗахариасСергей МикаэлянИгорь ТаланкинСемён Туманов.  (Источник: 
ВОСПОМИНАНИЯ КИНОРЕЖИССЕРА ВЯЧЕСЛАВА ОРЕХОВА О ВСКР)
2. В 1971 году на ВСКР был организован специальный набор режиссеров детского кино. Приемную комиссию возглавил начальник Главного управления по производству художественных фильмов Госкино СССР Б. Н. Павленок. Было принято 25 слушателей.
 (Источник: www.kinobraz.ru)
3. Сведения предоставлены вдовой С. Туманова-Цейтлина — Владиленой Мусатовой.

СЕМЬЯ

Отец — Цейтлин Исай Семёнович (1896 — 1949), работал в г. Майкопе в ИТК № 30 МВД СССР.
Мать — Туманова Евдокия Тимофеевна (1897 — 1945), работала в «Красной охране». Член ВКП(б).

Семён Туманов-Цейтлин (стоит на фото) с женой Диной Мусатовой, отцом и мачехой. Конец 40-х годов. Фото из архива режиссёра.

Жена — Мусатова Дина (Владилена) Михайловна (родилась в Брянске), театральная актриса, режиссер-документалист. Осенью 1943 года прошла конкурсные испытания и была принята в «Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина» при Государственном академическом Малом театреВ 1946 году была приглашена работать в Театр имени Моссовета, где одновременно с работой закончила учебу и получила диплом об актерском образовании. В 1954 году поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма), который окончила в 1960 году. С 1960 по 1991 год — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В браке с Семёном Тумановым-Цейтлиным с 1946 года.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

Ленинградский театр им. Ленинского комсомола

1951 — Аленький цветочек; спектакль о любви и бескорыстной дружбе, которые умеют творить чудеса, основан на знаменитой сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; дипломный спектакль режиссёра 

 Московский драматический театр имени К. С. Станиславского   

1952 — Девицы-красавицы; по пьесе А. Симукова; режиссёр-постановщик совместно с М. Яншиным
1953 — Крошка Доррит; по пьесе А. Бурштейна (по роману Ч. Диккенса); режиссёр-постановщик
1954 — Дни Турбиных; по пьесе Михаила Булгакова; режиссёр совместно с М. Яншиным 
1954 — Любовь Ани Берёзко; по пьесе В. Пистоленко; режиссёр-постановщик
1956 — Перед свадьбой; по пьесе В. Пистоленко; режиссёр-постановщик 
1963 — Трёхгрошовая опера; по пьесе Б. Брехта (в переводе Ефима Эткинда); режиссёр-постановщик

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой

1955 — В добрый час; по пьесе  В.С. Розова; режиссёр-постановщик

Молодёжная Театральная Студия при ДК ЗиЛ (ЗиС)

1955 — Годы странствий; по пьесе А. Арбузоварежиссёр-постановщик
1957 — Бесплодные усилия любви; по пьесе В. Шекспирарежиссёр-постановщик
1957 — Походный марш (За час до рассвета); по пьесе А. Галичарежиссёр-постановщик
1958 — Такая любовь; по пьесе чешского драматурга П. Когоутарежиссёр-постановщик
1960 — Два цвета; по пьесе А. Зака и И. Кузнецова; режиссёр-постановщик

Большой драматический театр (БДТ)

1970 — Третья стража (пьеса была написана по просьбе Г.А. Товстоногова после просмотра им игрового фильма "Николай Бауман" (1969); автор пьесы совместно с Георгием Капраловым; постановка Г.А. Товстоногова; в ролях: Ефим Капелян — Савва Тимофеевич Морозов (спектакль шёл в театре при жизни Е. Капеляна)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Съёмочная группа фильма  «Алёшкина любовь» (1960). На фото: режиссёр С. Туманов-Цейтлин (стоит второй слева), актёр Леонид Быков (второй справа на фото). Фото из архива кинорежиссёра.

1960 — Алёшкина любовьигровой; производство: Мосфильм; художественный руководитель фильма: Михаил Ромм; автор сценария: Будимир Метальников;   режиссёры-постановщики: Семён ТумановГеоргий (Егор) Щукин; оператор: Константин Петриченко; композитор: Владимир Рубин; в роли Алёши – Леонид Быков   

Режиссёр С. Туманов-Цейтлин и Коля Козлов - исполнитель главной роли  в фильме ПАВЛУХА. 1961-1962 гг. Фото из архива кинорежиссёра.  
1962 — Павлухаигровой; производство: «Мосфильм»; автор сценария: Радий Погодин; режиссёр-постановщик совместно с Георгием ЩукинымКоля Козлов — Павлуха, Раиса Куркина — Зина;  Николай Лебедев — Роман, Надежда Румянцева — Лёля
1964 — Ко мне, Мухтар!; игровой; производство: «Мосфильм»; режиссёр-постановщик; автор сценария — Израиль Меттер; оператор — Александр Харитонов; художник — Георгий Колганов; композитор — Владимир РубинЮрий Никулин — младший лейтенант Николай Глазычев
1966 — Заблудший (Гнёзда)фильм был поставлен Творческим объединением «Телефильм» под названием «Гнёзда» в 1966 году, через год фильм вышел на широкий экран под названием «Заблудший»; автор сценария: Юрий Петухов (по его одноименному рассказу); режиссёр-постановщик; Николай Крючков  — Евсей; Лидия Смирнова — Пелагея; Клара Лучко — Нюра
1966 — Три Андрея (документальный фильм рассказывает о создании игрового фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (в роли Андрея Рублева — актер Анатолий Солоницын) и авторах фильма — Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском; в фильм вошли кадры из фильмов «Андрей Рублев» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»); производство: ЦСДФ по заказу Центрального телевидения СССР; автор сценария: С. Туманов-Цейтлин; режиссер: В. Мусатова; оператор: А. Кочетков; звукооператор: В. Георгиевская
1967 — Николай Бауман (фильм о революционере Николае Эрнестовиче Баумане, погибшем 18 октября 1905 года от руки черносотенца Михалина (по другим данным — "простого рабочего"), был снят к 50-летию Октябрьской революции); производство: «Мосфильм» Творческое объединение «Товарищ»; игровой; автор сценария совместно с Георгием Капраловым; режиссёр-постановщик; композитор: Вадим Рубин; в ролях: Игорь Ледогоров - Николай Бауман; Ефим Копелян - Савва Морозов;  Элина Быстрицкая - Мария Андреева; в 1968 году вторая премия ВКФ в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) за лучшую мужскую роль (Ефим Копелян)
1968 — Любовь Серафима Фролова; производство: «Мосфильм» Творческое объединение "Киноактёр"; игровой; мелодрама; режиссёр-постановщик; автор с
ценария: Николай Евдокимов; композитор: Владимир Рубин; в ролях: Леонид Куравлёв — Серафим Фролов, Тамара Сёмина — Настя Силина; Лариса Лужина — Анфиса, Геннадий Юхтин — муж Анфисы;  Павел Шпрингфельд — дедушка Насти;  Жанна Прохоренко — Мария

Фильм «Жизнь на грешной земле» (1973). Актриса Лариса Лужина и режиссёр Семён Туманов-Цейтлин. Автор фото: Игорь Гневашев. Январь 1973 года. Фото из архива кинорежиссёра.1973 — Жизнь на грешной земле; производство: «Мосфильм» Творческое объединение "Киноактёр"; по мотивам одноимённой повести Анатолия Иванова; игровой; драма; автор сценария: Анатолий Иванов; режиссёр-постановщик; гл. оператор; Петр Терпсихоров; композитор: Владимир Рубин; в ролях: Анатолий Кузнецов, Лариса Лужина, Евгений Шутов, Лидия Смирнова, Владимир Емельянов, Миша Тепляков
1973 — Последний подвиг Камо; производство: киностудия «Арменфильм» имени Амо Бекназаряна; игровой; автор сценария совместно с Георгием Капраловым    
1975 — Принимаю на себя Серго Орджоникидзе); игровой; Производство: «Мосфильм»;  автор сценария совместно с Георгием Капраловым  

Библиография

1985 — Искусство в боевом строю: Воспоминания. Дневники. Письма / ред.-составитель И.Н. Сахарова // М. Ковалева, С. Туманов. Письма о любви и о войне (с. 233-241) // (— 400 с., ил.) (изд.: — М.: «Искусство»)
1999 — Алим Никифоров. Хроника неподнятого занавеса. (— 360 с., ил.; ISBN — 5-900980-02-04) (изд.: — М.: ТОО "Аквинт")

Награды

1943 — Медаль «За боевые заслуги» (Приказ подразделения № 7/н от 10.07.1943 г.; Издан: 2 гв. мцп 31 А Западного фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За отвагу» (Приказ подразделения № 5/н от 05.03.1945 г.; Издан: 2 мцп. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За отвагу» (Приказ подразделения № 8/н от 22.05.1945 г. Издан: 2 гв. омцп. Архив: ЦАМО)
1946 — Медаль «За взятие Кенигсберга» (11 декабря 1946 года)
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (05 июня 1946 года)
1946 — Медаль «За победу над Японией» (09 июня 1946 года)
1966 — Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (26 января 1966 года)
1971 — Медаль «За трудовое отличие» (23 августа 1971 года)

Цитаты

[...]Пьеса А. Симукова отнюдь не безупречна. Во-первых, слишком уж быстро и легко преодолевают герои трудности на своём пути к новому. Оттого несколько сглаженным выглядит конфликт пьесы. А это, нам кажется, и привело ко второму недостатку произведения. В самом деле, драматургом дана заявка на интересный, самобытный образ молодого рабочего. Есть в Третьякове, правда, и недостатки: некоторое любование собой, своей славой. Но это воспринимается скорее как мальчишество. Сергей предстаёт в первых двух актах человеком умным и серьёзным. Он добился успеха, вывел пролёт из прорыва. Однако, чувствуя, очевидно, недостаточную остроту главного конфликта пьесы, автор решает не отпускать героя со сцены, не показав каких-то его ошибок и заблуждений. И в третьем акте Третьяков вдруг сразу глупеет: неуёмно кичится своим званием руководителя, пренебрежительно разговаривает с окружающими и, более того, совершив незаконный поступок, всячески пытается оправдать его. К этим действиям Третьякова драматург никак не подвел, не подготовил зрителя, так же как он не показал и раскаяние героя, осознание им своей вины. В следующем акте Третьяков - снова такой же передовой и уважаемый мастер, каким он был в начале пьесы. Зачем же нужны были «усложнение» характера, серьёзный проступок героя? И режиссёры и Б. Левинсон, играющий Третьякова, старались устранить противоречивость образа, найти логическое оправдание поступкам Сергея. Однако драматургический материал не позволил сделать это в полной мере.
Спектакль «Девицы-красавицы» поставлен народным артистом РСФСР М. Яншиным и молодым режиссёром С. Тумановым. С. Туманов - выпускник Государственного института театрального искусства. «Девицы-красавицы» - всего лишь вторая его работа. Творческое содружество опытного мастера и молодого режиссёра оказалось плодотворным: в спектакле достоверно, без стремления к приукрашиванию, лакировке действительности, отражена жизнь рабочей молодёжи.[...]

Нина Игнатьева (опубликовано в журнале СМЕНА № 614, декабрь 1952 год), Источник

[...]один случай мою судьбу точно изменил. Когда в восьмом классе, попав в театральную студию, я встретил Семёна Туманова. Он был тогда театральным режиссёром. Потом снял картину про Баумана, "Ко мне, Мухтар!" снял. Он был совершенно неистовым человеком в профессии. На голове у него росли пружинки во все стороны, в руке - вечная сигарета. Нечеловеческого темперамента человек, он не мог сидеть, всё время ходил, подпрыгивал... И очень быстро умер, сгорел, как свеча. Он меня словно за уши схватил и вытянул в мир, который был для меня закрыт.[...]

Константин Худяков, режиссёр (журнал STORY № 7 (125), июль 2019 года)

22 июля исполняется 100 лет со дня рождения Семёна Туманова. Автор двух несомненных зрительских кинохитов – фильмов «Алёшкина любовь» с Леонидом Быковым и «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным, с их негромкими обыкновенными героями, говоривших о преображающей нравственной силе и влиянии на окружающих подлинных чувств, – он, ученик Ю. Завадского, пришел в кино из Театра им. К. С. Станиславского, где в течение десятилетия (1952–1963) работал штатным режиссером. Здесь он поставил шесть спектаклей, в числе которых были «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (совместно с Михаилом Яншиным, 1954) и «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта (1963), ставшими событиями театральной жизни не только самим фактом первого обращения к Булгакову и Брехту после длительного перерыва, но художественным решением и исполнительским мастерством. «Дни Турбиных» играли с аншлагами больше 15 лет, в первые годы, как говорили, на спектаклях дежурила конная милиция. А о «Трехгрошовой опере» критик Аникст писал: «…Этой постановкой театр имени К. Станиславского порадовал так, как не радовал давно. Режиссер С. Туманов создал спектакль, полный жизни, неподдельного юмора и тонкой иронии. Этой работой он входит в первый ряд столичных режиссеров» (Комсомольская правда. 21 мая 1963).

Источник

Источники информации

При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: Кино : Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др./ — Москва : Сов. энциклопедия, 1987. ( — 640 с., —96 л. ил.), а также предоставленная вдовой с. Туманова-Цейтлина — В. М. Мусатовой. Фотографии: #МузейЦСДФ.