Документальный фильм по заказу Исполнительного комитета СО Красного Креста к 150-летию со дня гибели А. С. Пушкина. В основе картины лежат материалы Всесоюзной выставки "Пушкин в памяти поколений".
Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799, Москва — 10 февраля 1837, Санкт-Петербург)
В фильм вошли кадры: виды Михайловского Святогорского монастыря и могилы А.С. Пушкина в монастыре; Музей А.С. Пушкина в г. Москве; памятник А.С. Пушкину; церковь Большого Вознесения в г. Москве, где венчался А.С. Пушкин с Н.Н. Гончаровой; особняк на Арбате, где жил Пушкин с женой после женитьбы; Дом-музей А. С. Пушкина в Болдино; Дом-музей А.С. Пушкина на Мойке в г. Ленинграде (Санкт-Петербург). В фильме прозвучали — романс О. Горбовской на стихи А. Толстого и песнопение Б. Феоктистова на стихи А.С. Пушкина. О поэте говорят: литературовед Борис Тарасов, поэт Татьяна Глушкова, художник-график Юрий Селивёрств.
Говорит Борис Николаевич Тарасов (род. 1947), писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, сопредседатель Союза писателей России (во время съемок фильма в 1988 году — аспирант Литературного института им. А.М. Горького):
"Достоевский говорил, что Пушкин унёс с собой в гроб некую тайну... и вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Тайна Пушкина неразрывно связана с тайной человека и его историей. Вглядываясь в сокровенные глубины человеческой души, поэт обнаруживал в них незримую борьбу гадов и ангелов, питающую противоречивый ход истории, составляющую таинственную непредсказуемость бытия. Именно в этих сокровенных глубинах зарождается гордость, тщеславие, зависть. Берут начало желания первенства и власти, счастья и свободы, просыпается тоска и скука, вера, надежда, любовь, завязываются первые акты маленьких и больших трагедий человеческого существования. Размышляя над летописью истории, Пушкин видел её наполненность героями, полководцами, историческими деятелями... людьми выдающимися, в разной степени втянутыми в игру гордого, эгоистического сознания. Между тем, на первый взгляд, второстепенные, рядовые персонажи истории сдерживают разрушительность этой игры, нейтрализуют шум и ярость бурного исторического процесса. И без такой тихой истории зло не имело бы никаких преград".
"Многие думаю, что пушкинская гармония — это некая райская идиллия, безоблачная благодать и не находят её в сегодняшней жизни. Но Пушкин ответил бы на это словами своего Моцарта: "Но нет: тогда б не мог и мир существовать..." — потому что гармония у Пушкина — это не состояние, а наоборот, вечно длящийся процесс борьбы противоположных начал, света и тьмы, добра и зла. В этом процессе верх может брать то одна, то другая сила. Сегодня, как никогда, актуальна проблема пушкинской гармонии — выравнивать крен мира, осаживать дисгармоническое начало, разрушающее мир и людские души. Вот что значит исповедовать пушкинский гармонический идеал".
“Я женат — и счастлив, — писал Пушкин Плетневу 24 февраля 1831 года (Пётр Александрович Плетнёв, критик, поэт, издавал произведения А.С. Пушкина; — прим. ред.). — Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился…”. Через несколько дней Пушкины дали в квартире на Арбате свой первый семейный бал… Так начался самый светлый период жизни Александра Сергеевича Пушкина.
"Сегодня должен я был выехать из Болдина. Известие, что Арзамас снова оцеплен, остановило меня еще на день (речь идёт о мероприятиях царского правительства: карантины, вооружённые кордоны, запреты передвижений во время эпидемии халеры, что впоследствии привело к холерным бунтам (городские, крестьянские и солдатские волнения в России в 1830 — 1831 гг.; — прим. ред.). Надо было справиться порядком и хлопотать о свидетельстве. Где ты достал краски для ногтей? Скажи Нащокину (Павел Воинович Нащокин — ближайший друг А.С. Пушкина последних лет; — прим. ред.), чтоб он непременно был жив, во-первых, потому что он мне должен; 2) потому что я надеюсь быть ему должен. 3) что если он умрет, не с кем мне будет в Москве молвить слова живого, т. е. умного и дружеского."
"Нет сомнения, что схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех...Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал... ".
"Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?» И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина..."
Василий Андреевич Жуковский — наиболее близкий друг Пушкина из его старших современников.
Говорит художник-график Юрий Иванович Селивёрстов (1940 — 1990; в конце 80-х приступил к главному труду своей жизни — создал серию портретов великих русских мыслителей; — прим. ред.):
"Всё тленно в этом мире, но несёт в этой жизни человек от рождения частицу вечности — это его бессмертная душа. И Пушкин, как никто другой, а может быть, первый со всей пронзительностью помог нам это понять, осмыслить... наверное, поэтому он и называется «истинно народный поэт», потому что в его творчестве более чем у кого-либо есть то, что мы называем отзвуком национальной души… При всех тех общечеловеческих характеристиках, которые свойственны и русской душе: широта, отзывчивость, доброта — есть одна черта, о которой можно сказать, что она отличительна — это дух покаяния... русский человек несёт на себе чувство большой вины и Пушкин почувствовал это".
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Режиссёр Владилена Мусатова
Автор сценария В. Тетерин
Автор текста Н. Лисовой
Звукооператор И. Гунгер
Монтажер Н. Якимова
Редактор М. Шапошников
Директор фильма Э. Болотинская
«Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
А.С. Пушкин. Из письма Петру Чаадаеву. 31 октября 1836 год, Источник