«Они встретились на Байкале»

Об эквилибристе, удивительном человеке и гражданине Парижа – Геннадии Попове.

19.12.2018

Дина Мусатова

Мусатова Дина (Владилена) Михайловна — театральная актриса, режиссер-документалист.

С Диной Мусатовой беседовала Н. Ярошевич. Благодарим И. Г. Никитину (техническая подготовка) и Е. В. Бойкову (литературное редактирование) за помощь в подготовке материала. 

Д.М.: Стоит задача вспомнить необыкновенных людей и рассказать о них.

 Н.А.: А мы рассказываем о Вас. То есть, о людях через Ваши впечатления о них.

 Д.М.: Ну, это уже не столь важно. Всё-таки, мне кажется, если какая-то познавательно-развлекательная часть нашего разговора существует – то это хорошо.

У меня была такая встреча, совершенно необыкновенная. Я хотела продолжения, но его, к сожалению, тогда не получилось, а сейчас это уже невозможно. В 1965 году Алжире должен был проходить фестиваль молодежи и студентов, но там произошёл военный переворот, и этот фестиваль не состоялся, хотя участники из нескольких стран туда уже направились. Наш ЦК комсомола решил сделать маленький фестиваль, чтобы утешить японскую делегацию, которая, (можете себе представить их путь через СССР и дальше, буквально через весь земной шар!) ехала за свои деньги. Там были люди, пострадавшие в Хиросиме и Нагасаки. Это всё было как-то трепетно. Вообще вся история с этой японской делегацией вызывает у меня какой-то трепет.

На съемках документального фильма «Мы встретились на Байкале». На крыше автобуса ПАЗ члены съемочной группы(справа налево): режиссер Дина Мусатова, директор картины Валентина Гусева, звукооператор Юрий Игнатов. Иркутск, 1965 год. Фото из личного архива В.М. Мусатовой.

Наш фестиваль проходил в Иркутске и недалеко от него, на Байкале, в очень хорошем санатории, где поселили нашу и японскую делегации. Там были две группы людей – советская  и японская. Это было хорошо придумано и удобно для нас.

Наша киногруппа была очень довольна, потому что было, что снимать. Сами понимаете, эти крошечные женские ножки в сабо, которые топают по сопкам, этот Байкал с его невероятными соснами, эта сибирская природа и люди, в ней живущие, с одной стороны, и очаровательные японцы – с другой. Были прыжки через костры, были кораблики, плывущие по Байкалу, украшенные зажженными фонариками… Словом, было много всего замечательного. Самым волнующим был огромный, можно сказать, съезд, проходивший в Иркутске на большом стадионе в присутствии огромного количества людей, на котором выступали наши делегации. Это была их площадка. Всё выглядело просто здорово, особенно когда вышли японцы – девочки и мальчики – с портретами близких, погибших в Хиросиме и Нагасаки, о которых японцы рассказывали. Слёзы были у всех.

Н.Я.: Как фильм назывался?

 Д.М.: «Они встретились на Байкале» (ЦСДФ; документальный фильм о фестиваль дружбы советской и японской молодежи близ города Иркутска, на берегу озера Байкал; режиссер: Д. Мусатова; операторы: В. Копалин, В. Ходяков, В. Цитрон; автор текста: К. Бакши; звукооператор: В. Георгиевская)

Там было много разных людей. Наша съёмочная группа там познакомилась с Геной Поповым, о котором я хочу рассказать.

Он появился перед нами неожиданно и даже забавно. Итак, в первый день мы с группой сидим, изучаем обстановку. Люди ходят, знакомятся, расселяются… И вдруг мы видим: между соснами натянута бельевая верёвка, а по ней, как по асфальту, идёт в ботиночках совершенно очаровательный молодой человек – высокий и красивый. Кто такой? «Это – из наших циркачей – отвечают нам. – Очень хороший эквилибрист Геннадий Попов. Он таким образом разминается. Познакомьтесь!» Мы познакомились. Когда его представляли, сказали: «Перед вами – почётный гражданин Парижа!» Можете представить наше удивление. А оказывается, когда советский цирк давал представления в Париже, группа наших циркачей в перерыве между выступлениями сидела в кафе, болтали с французами, как-то объясняясь. Зашёл разговор о том, чьи циркачи лучше. И наши сказали: «Да наш Генка Попов может сделать стойку на Эйфелевой башне!» Французы говорят: «Да нет, это невозможно!» Когда я была потом в Париже, то специально поднялась на Эйфелеву башню и увидела большую доску, на которой написаны имена людей, погибших во время строительства этой башни и в последующие годы. Некоторые из них просто падали в результате несчастного случая, во время проведения технически сложных работ, но больше всего было самоубийц – специально лезли туда, чтобы броситься вниз, некоторые только для того, чтобы потом их имена написали на этой доске. Это были в основном молодые люди и даже подростки. Французы, сидевшие в кафе с нашими циркачами, оказались журналистами. На следующий день в газетах появился анонс: «Русский эквилибрист будет делать стойку на Эйфелевой башне!» Гена говорит: «Ну, что же делать, надо стоять!» Назначили день и час. Анонс прочитали очень многие, поэтому ожидалось большое количество зрителей. Он поднялся на башню. Причём, Гена говорил: «Я настолько был уверен в себе, что даже не взял тренировочный костюм, так в ботиночках и пошёл».

Вид на Эйфелеву башню со смотровой площадки на Монпарнасе. Фото: #МузейЦСДФ.

Оказывается, Эйфелева башня не стоит на месте, она движется в верхней точке. Движется по эллипсу. Причём так: половину пути проходит и на какое-то время останавливается, потом ещё сколько-то проходит и опять на несколько секунд останавливается. Гена всё это рассчитал, прикинул и сказал: «Хорошо! Я готов!» и спустился вниз.

В назначенный день он (уже в тренировочном костюме!) поднялся на самую высокую площадку Эйфелевой башни в сопровождении, конечно, всех наших, переживавших за него. От французов было двое – фотограф, который снимал и очень потом обогатился на этих снимках (Гена мне их показывал в газетах), и кинооператор-женщина, которая, естественно, хотела снять это событие для кино. Уже на подходе к исходной точке дама отпала – ей стало плохо, и её отправили вниз – так на не подействовало восхождение. Остался один фотограф, который дошёл вместе с Геной до конечной точки. Гена встал на перила на обе руки, дождался, когда окажется в нулевой точке, вытянул ноги вверх. Башня стала передвигаться, он медленно перенес свой вес на одну руку. А когда башня дошла до следующей точки, он поменял руку. Так он проделал три круга. Тогда фотограф показал знаками: «Всё, всё! Слезайте!» Внизу началась овация, которая была еле слышна наверху. Гена спустился вниз и стад почётным гражданином Парижа. Единственным человеком, который смог сделать такое. Я уже потом видела специальную доску на которой написано, что русский циркач Геннадий Попов выполнил такой трюк.

Эйфелева башня в Париже. Фото: #МузейЦСДФ.

Дальше, как говорил Гена, началась удивительная жизнь. «Если я куда-нибудь захожу, все меня узнают, с меня нигде не берут денег!», рассказывал он. Почётный гражданин Парижа – ему дали подтверждающий это звание значок. Словом, как говорил Гена, это всё было забавно.

Вот такую историю рассказал нам Геннадий Попов. И он оказался в нашей делегации. Мы снимали, как он выполняет некоторые свои номера, потом снимали совершенно уникальный номер на стадионе, сорвавший овации зрителей. Словом, всё шло по порядку. Потом фестиваль кончается, делегации разъезжаются, полные впечатлений. Мы тоже полны впечатлений. Но оказалось, что Попов не едет вместе со своими циркачами в Москву. Почему? Отвечает: «Да, отдохну здесь недельки две. Уж очень красиво!»

Я сижу в монтажной, разбираю и монтирую съемочный материал. Раздаётся стук в дверь, входит один из операторов, главный в нашей группе – Володя Копалин: «Дина, иди сюда! Пришёл Гена и хочет нас видеть». Я оставила работу, мы спускаемся вниз. Стоит Геннадий и говорит: «Ребята, я хочу вас пригласить в шашлычную тут рядом, на Пушкинской – просто повидаться, поговорить». «Прекрасно! Замечательно!» Мы пошли в шашлычную. Но сразу предупредили: каждый платит за себя. «Нет, нет! Я вас пригласил, я и плачу! Я же богатый человек, у меня большая ставка и нет никаких родственников. Я вас угощаю!» Мы сидим. Выпили, закусили прекрасными шашлыками. Он предложил: «Хотите, я расскажу вам свою жизнь?» «Конечно, хотим!»

Оказалось, он потерялся во время войны. Он тогда был совсем маленьким, настолько маленьким, что сейчас не помнит, откуда они с мамой ехали и куда. Помнит только, что ехали на поезде. И немецкие самолёты поезд разбомбили. Все высыпали из вагонов, и кто как мог спасался: кто-то полз, кого-то разорвало на куски… Этот малыш тоже выскочил из вагона и побежал куда-то. Его подхватил неизвестный человек. Потом был, и это он уже помнит, детский дом, в который его поместили. Он много лет пытался найти свою маму, но не получилось.

Когда он был в этом детском доме, в один прекрасный день им объявляют: «Приезжает цирк! Вас всех поведут на спектакль» Все в восторге. Гена не знает, что это такое – цирк. Все идут туда, и мальчишка оказывается в совершеннейшем восторге от того, что он видит. Он хочет туда! И он чувствует, что сможет. Потом он вспоминал: «Я не знаю, как это объяснить, я ведь был ещё ребёнком, но чувствовал, что я должен туда пойти». Ему сказали, что, когда он выучится, окончит школу, то тогда и решит, куда ему идти. Но нет! Он выясняет, когда цирк собирается уезжать, и в этот день сбегает из детского дома, каким-то образом втискивается в цирковой поезд и уезжает. Когда его обнаруживают под лавкой (все в недоумении!), он умоляет: «Я буду делать всё, что хотите! Я буду убирать за вашими животными! Только возьмите меня с собой!» Он так просил, так плакал, что у циркачей дрогнуло сердце, и они его взяли в свой коллектив. При цирке ведь всегда есть какие-то дети – родные и приблудные, всякие. А он был таким трогательным! Его взяли уборщиком при животных. Одновременно в тех городах, где они гастролировали, он получал знания в школах, то есть параллельно учился.

В цирке к нему стали присматриваться и заметили, что где-то за кулисами Гена повторяет то, что циркачи делают на арене, и у него получается! Тогда поняли, что у него уникальный организм: гибкий, ловкий, с хорошим чувством баланса, что мальчишка чувствует даже доли секунды. Словом, из него может получиться артист цирка. Ну, а пока он работает, ему платят за это, чему он очень рад – первые заработки! Он очень подружился с одной львицей, как-то они пришлись друг другу по душе. И вот как-то ночью (днём ему бы этого никто не разрешил!), когда служитель, закрывавший клетки с хищниками, то ли забыл, то ли отвлёкся, и оставил клетку с львицей открытой, Геннадий вошёл в эту клетку и сел рядом с ней. Они общались: она его лизала, он её гладил, и им было так хорошо вместе! Вдруг раздаётся крик – это служитель издалека увидел, что мальчик находится рядом с львицей, решил, что она напала на него, и со всех ног бежит к клетке, размахивая чем-то вроде палки. Львица, решив, что на её любимое дитя посягают, спокойно выходит из клетки, идёт навстречу этому служителю и делает одно движение лапой. Когти зверя проехали по его лицу. Полилась кровь, человек упал. Львица спокойно вернулась в клетку к Геннадию. Гена решив, что служитель мёртв, что теперь его признают виновным, в ужасе бежит на вокзал, садится в ближайший поезд и уезжает, сам не зная куда. Где-то сходит с поезда, прибивается к какой-то компании беспризорников. Они обчистили какой-то ларёк, их поймала милиция… Словом, началась у будущего циркача ужасная жизнь. В конце концов, Гену определили в колонию для малолетних преступников. Сами понимаете, какая там была обстановка и каково ему там было. Однако и там он продолжал свои занятия, а люди в этой колонии оказались достаточно умны, чтобы понять, насколько способен этот человек, и отдали его в цирковое училище в Москве, которое он блистательно окончил и стал эквилибристом.

А потом была история с Парижем. У него удачно сложилась карьера, в цирке его любили за замечательный характер и уникальные способности – как говорили, он всё мог.

«А теперь, – сказал Гена, – я расскажу вам, зачем остался на Байкале. Недалеко от Иркутска есть колония для малолетних преступников. Я туда пошёл выступить и поговорить. Если вернуться чуть назад, когда я уже работал в цирке, стал известным, и у меня вроде бы всё шло хорошо, меня постоянно терзала мысль: а для чего я это делаю? Есть деньги, но это ведь не главное. У меня никого нет… И я придумал: пошёл в ЦК комсомола и попросил бумагу о том, что  могу входить на территорию любого исправительного учреждения для малолетних преступников для бесплатных выступлений и общения с ними. У меня это хорошо получается – я ведь сам был в таком же учреждении, я знаю язык, на котором они разговаривают, и я могу помочь этим детям. Мне дали такую бумагу. В Иркутске был мой очередной такой поход. Всё прошло замечательно, я имел большой успех: они и смотрели, как я работаю, и слушали с большим интересом, понимая, что я вышел из их среды. Словом, я доволен встречей, а сейчас уже вернулся в свою труппу. Я хотел всё это рассказать, чтобы вы не думали, что моя стойка на руках на Эйфелевой башне – единственное, на что я способен… нет, я ещё и пользу приношу».

Это было очень трогательно. Гена пригласил нас к себе домой. Это была совершенно крохотная комнатка. Он не хотел жить в общежитии, потому что не хотел, чтобы цирковые знали об этой его «дополнительной работе», чтобы не вызывать дополнительные вопросы. Его можно понять. Поэтому, когда он был в Москве, то снимал комнатушку, в которой жил. Он показывал, как делает зарядку: все упражнения – на кончиках пальцев. Очень интересно! В комнате было всего три костюма: один цивильный для выхода «в люди», а второй – цирковой, для выступлений на арене, третий – для тренировок, в котором он нам показывал свою гимнастику.

Мы с моими оператором и с автором сценария Кимом Бакши, очень хорошим журналистом, решили делать фильм об этом человеке. Написали заявку, принесли в дирекцию студии, дошли до министра. Нас нигде не поняли.  «Ну, зачем о тюрьме…» Это было такое время – 70-е годы. К сожалению, фильм не состоялся…

Но я по сей день рада, что такой удивительный человек встретился на моём жизненном пути!