Опубликовано: журнал «Советское кино» от 20 сентября 1969 года. Фото: "Н. Сличенко во время гастролей в Ленинграде. 1969 год". Фото из личного архива Дины Мусатовой.
Любители старинного русского и цыганского романса, темпераментных цыганских танцев, несомненно будут смотреть полнометражную ленту «Николай Сличенко» (1968; производство ЦСДФ по заказу ТВ Франции; режиссер: В. Мусатова; оператор: В. Воронцов; асс. режиссера: Н. Якимова, -Прим ред. #МузейЦСДФ), которая снята на Центральной студии документальных фильмов.
Авторы картины – режиссёр Д. Мусатова и оператор В. Воронцов – не ограничили себя задачей создать обычный фильм-концерт. Они попытались раскрыть на экране особенности творчества актёра, показать все грани его дарования. Сличенко – артист многосторонний, он никогда не бывает однообразен, талант его в каждом исполнении песни, в каждом спектакле проявляются по-разному, с новой, неожиданной стороны, словно говорят создатели фильма. И подтверждают эту мысль эпизодами, снятыми и смонтированными так, что в них ярко и выпукло выступает та или иная черта творчества актёра.
…Кажется, что романс «На дворе мороз» и песню на стихи Есенина «Клён ты мой…» поют разные люди. Столько грусти, затаённой боли выражено в одном произведении, столько есенинской удали, поэтичности в другом…
…Вот Сличенко исполняет романс «Снова слышу голос твой…». Мы видим две фигуры, двух влюблённых. Тот юноша, что исполняет свою «серенаду» прямо под окном – более смелый, решительный, энергичный, чем стоящий поодаль – мягкий, лиричный, осторожный в движениях…
Сличенко тонко чувствует «нерв» песни, относится к ней, как к драматическому произведению в миниатюре. Вероятно, поэтому ему удалось вернуть изначальную форму вещам «заигранным», потерявшим свой первозданный блеск. В частности, артист нашёл естественное звучание песни «Очи чёрные», освободив её от вульгарных, кабацких наслоений. Не надрыв, а радость любви зазвучала в ней… Слушая её теперь, можно поверить, что «Очи чёрные» любил петь Фёдор Шаляпин…
В той свежести, что отличает известный репертуар артиста, определённая заслуга и музыкального руководства фильма, композитора и дирижёра В. Кнушевицкого.
…Есенинское «Письмо к матери» Сличенко исполняет в павильоне. Интерьеры весьма скромны, никакого движения в кадре. На протяжении нескольких минут на экране только лицо певца. Настороженно встречаем мы первые музыкальные фразы. Такими ли окажутся есенинские строки, какими они звучали много раз где-то внутри нас? И тотчас забываем о контроле, покорённые обаянием исполнителя…
Хорошо, что нам подарили это мгновение – встречу с искусством Николая Сличенко.