Мусатова Дина (Владилена) Михайловна (родилась в Брянске), театральная актриса, режиссер-документалист. Член КПСС с 1963 года. В январе 1991 года вышла из КПСС. Член СК СССР (СК России) с 1965 года.
С 1960 по 1991 год — режиссер ЦСДФ. За время работы на студии сняла более 50-ти документальных фильмов, режиссёр киножурналов "Пионерия" (1970 – 1985), "Ровесник" (1973 – 1975), "По Советскому Союзу" (кинообозрение), "Советское кино" (киноальманах), "Москва" (кинообозрение).
Награды
1964 — 1-й Всесоюзный кинофестиваль (Ленинград, 1964) (Вторая Премия за полнометражный документальный фильм "Красная площадь" (1964))
1964 — Международный кинофестиваль спортивных фильмов в Кортина-д'Ампеццо (Италия) (Премия за документальный фильм " Когда торжествует зима (Русская зима)" (1963))
1966 — Международный кинофестиваль в Карловых Варах (Mezinárodní filmový festival Karlovy Vary) (Гран-при за рекламный фильм "Сувениры" (1966))
Более 70 экспонатов — фотографии и копии документов из архива проекта #МузейЦСДФ. Комментарии к фото — из воспоминаний В.М. Мусатовой, записанных в период 2018-2019 гг. Материалы выставки обновлены 18 января 2021 года. Реставрация фото: Татьяна Юрина и Илья Бриткин.
На фото: родители Владилены Мусатовой — Евгения Мартыновна и Михаил Алексеевич Мусатовы. 20-е годы.
В. Мусатова: Что касается детства, мне фантастически повезло с родителями. Они никогда не ссорились. Они друг друга любили. В доме жила любовь. Я любила маму, папу просто обожала. Так повелось...
На фото: Владилена Мусатова. 21 июля 1926 года.
Владилена Мусатова родилась в Брянске. С 1926 по 1930 — жила с родителями в Армавире, с 1930 по 1941 — семья жила в Ростове-на-Дону.
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Евгения Мартыновна и Юрий Мартынович Башин.
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Фото: "Двор в Крепостном переулоке. Ростов-на-Дону. 26 июля 1938 года". Дина Мусатова стоит во втором ряду (третья справа).
В. Мусатова: Мы жили в веселом, шумном городе Ростове-на-Дону. В одноэтажном домике. Вокруг нас тоже были одноэтажные домики, которые образовывали двор по Крепостному переулку, дом 74. У каждого крылечка были посажены цветочки, а вся остальная территория принадлежала детям. Мы там были хозяевами. Нас детей было человек 8 или 9. Так как я была старшая, то я верховодила среди детей. Придумывала массу всего. Мы играли в пиратов, путешественников. Придумывали какие-то спектакли, массу интересных игр. И все дети охотно в них играли. Была возможность, скажем, если это прятки, куда-то спрятаться. Холодильников тогда не было, но у всех были погреба, где хранились всякие соленья, варенья. Я обожала варенье и солёные арбузы. Это было нечто. У каждой семьи был свой сарайчик, в котором хранились дрова и уголь и керосин.<...>
Источник: «Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Фото: "В парке Ростова-на-Дону. 1936-1937 гг.". На фото (третья слева): Владилена Мусатова.
В. Мусатова: Летом, когда было тепло по вечерам, весь Ростов выходил гулять. Шли по главной улице Энгельса, теперь она снова называется Большая Садовая, как когда-то давно. Но в моём раннем детстве - это была улица Энгельса.
Я шла с папой и мамой, мы были нарядно одеты. Вокруг нас было много людей. Они шумели, смеялись. Очень весёлые были ростовчане. Все шли в городской сад.
Городской сад - это было девятое чудо света. Даже сейчас я понимаю, какая это была роскошь. Сад был двухуровневый (верхний и нижний парк). Можно было войти и идти по верху, где в основном были кафе, продавалось мороженое. Можно было спуститься в нижний парк, где было невероятное количество красивых фонтанов, грот, беседки, обязательно играл оркестр (музыканты менялись). Совершенно божественный аромат исходил от вечерних цветов, которых было невероятное количество.
Мы гуляли по парку, иногда заходили в кафе съесть мороженное, но не каждый раз. Но сама прогулка - это было здорово.<...>
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Дина Мусатова в театральном кружке Дворца пионеров. Ростов-на-Дону.
Дина Мусатова: Когда стало возможно, я сразу же записалась в театральный кружок Дворца пионеров, который находился в нескольких кварталах от нашего дома. Нужно было проехать на трамвае или на троллейбусе. В кружке ставили замечательные спектакли. Это случилось, когда я уже пошла в школу. Школа была тоже рядом с домом. Училась я легко, была круглой отличницей. Я не позволяла себе получить даже четверку, с моей точки зрения это было неприлично. Чтобы я принесла папе на подпись дневник с четверкой — никогда, только пятерки! Четверки бывали, но троек никогда не было. Легко почему-то я училась. Была в классе первой ученицей. Занималась общественной работой. Была то председателем отряда, то старостой класса. Ходила в лидерах. Вступила в пионеры, потом в комсомол.<...>
В возрасте от 12 до 13 лет я была ясновидящей. Это очень испугало нас с мамой. Папе мы об этом даже не говорили. Потому что считали, что это что-то нехорошее. Такие вот были дурёхи. Я видела во сне подробно то, что со мной происходило на следующий день. Утром я рассказывала это маме, а когда возвращалась из школы, подтверждалось, что всё так и было. Причем в совершенно немыслимых подробностях.<...>«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
На фото: Владилена Мусатова.
В. Мусатова: Ростов был в те годы театральным городом. Я с раннего детства была знакома с театром, сначала с местным ТЮЗом, затем с театром оперетты. Потом был молодёжный театр. Но самое интересное было, когда приехал театр имени Моссовета. Тогда театр был в "ссылке" в Ростове. Не знаю, чем Завадский не угодил властям, но театр сослали в наш город. Театр в Ростове (Ростовский театр драмы имени М. Горького) находился в течение нескольких лет. И ни одной премьеры я не пропустила. И хотя родители жили очень скромно, я делала всё возможное, чтобы попасть на очередной спектакль. Я видела совсем молодую Марецкую, видела Мордвинова, Плятта, Осипа Абдулова — всех этих изумительных актеров, которых обожали ростовчане.
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Фото: "Поселек Головинка под Сочи. 1940 год". На фото (справа): Владилена Мусатова.
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
На фото: Владилена Мусатова.
В. Мусатова: Я училась в восьмом классе. Папа — артиллерист, сразу ушёл на фронт. К нам приехали родные из Витебска, этот город к тому времени уже захватили немцы. Родственники с трудом добрались до Ростова и жили у нас. Таким образом, в нашем доме жили сразу несколько женщин — мы с мамой, мамина родная сестра, их мама, т.е. моя бабушка, и моя двоюродная сестра, которая была на один год моложе меня. Она была красавицей.<...>
Я записалась в агитбригаду, которая создавалась в городе. Читала стихи, играла Марину Мнишек в сцене у фонтана, уже были госпитали, мы давали концерты в госпиталях, ходили рыть окопы. Делали для фронта всё, что могли. Это делали все и делали охотно. Когда стало понятно, что, видимо, придется уходить из города, мы с мамой стали потихонечку собираться. Через некоторое время мы переехали в Армавир, а потом в Пятигорск. На квартире в Пятигорске собралось восемь женщин, среди них три девочки.
Это случилось 8 августа 1942 года. Я должна была идти к зубному врачу. Квартира, где нас приютили, находилась у Подкумка — это местная речка. А мне нужно было идти в другой конец города, к Машуку. Мама предложила поесть, т.к. поставят пломбу и долго нельзя будет есть. Я послушалась маму и чего-то съела. Пока я ела, раздались взрывы. Мгновенно стало ясно, что у Машука, куда я собиралась идти, высадился немецкий десант, причем не только люди, но и техника. Мы были совершенно подавлены этим известием. Всё кругом гремело. Мимо нашего дома проходили остатки Красной Армии, которые перебирались через Подкумок, в тех местах, где реку можно было перейти вброд. Наступил вечер, было впечатление, что весь город в огне. Было очень светло и очень страшно.<...>
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
На фото: студентки МЭИ — Владилена Мусатова и Лия Дербышева. 21 мая 1943 года.
В августе 1942 года, после оккупации Пятигорска фашистами, Дина с матерью переезжают в Лениногорск (до 6 февраля 1941 года — Риддер (ныне Казахстан).
В 1942 году поступила в Московский энергетический институт (МЭИ был эвакуирован в начале войны в Лениногорск).
В МЭИ Дина познакомилась с Лией Дербышевой. Дружба продлилась вплоть до 1991 года, до того момент, когда Дина вышла из КПСС*.
_________________________
* Для вступления в КПСС требовались рекомендации двух членов партии с партийным стажем не менее года. Лия Дербышева, дочь профессиональных революционеров, была членом КПСС с 1955 года. В 1965 году она и режиссер Владлен Трошкин дали рекомендацию Дине Мусактовой для вступления в КПСС. В январе 1991 года Владилена Михайловна вышла из КПСС. 6 ноября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о роспуске и прекращении деятельности Коммунистической партии Советского Союза.
На фото: Владилена Мусатова. 1943-1944 год.
В 1943 году Владилена Мусатова (вместе с реэвакуированным МЭИ) приехала в Москву.
Д. Мусатова: Наступил день реэвакуации института в Москву. Нас разместили по вагонам. Лия Дербышева перевела меня в свой вагон, где были ребята постарше, с ними было веселее, чем с первокурсниками. Меня прекрасно встретили. Весело было — это не то слово. Бесконечные гитары, песни, розыгрыши, шутки. Ехали мы в Москву около месяца.<...>
В поезде я окончательно подружились с Лией Дербышевой, которая была москвичкой. Она сказала: "В общежитие я тебя не пущу, будешь жить у меня".<...>«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Фото: "Третий курс, 2-я группа. Театральное училище им. М.С. Щепкина. 10 октября 1945 года". На фото (сидят): Дина Мусатова (третья справа).
Осенью 1943 года прошла конкурсные испытания и была принята в «Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина» при Государственном академическом Малом театре. Во время учебы получала небольшие роли в спектаклях театра.
На фото: "Урок речи в театральном училище им. М.С. Щепкина. 18 октября 1945 года". На фото (слева направо): Олег, Галя, Диля (Владилена) Мусатова, Мила Крестовникова, Аля Колесова, Ганна и Жан-Пьер (Иван Петрович Толмачев).
В. Мусатова: И я стала учиться на курсе Благонравова и Дейкун. Их было двое — муж и жена. Я безумно много занималась речью, как раньше занималась математикой. Вот такие препятствия я преодолевала в жизни. Но я и тут победила. У меня в сессию была даже не «трёшка», а «четыре» по русскому языку. Почему? Я пошла к преподавательнице речи, которая учила нас на курсе, попросила объяснить, разложить по полочкам, какие недостатки у меня имеются по сравнению с московской речью. Она была со мной очень любезна, всё мне объяснила, и я составила себе план, и ежедневно, по нескольку часов, училась произносить скороговорки, безударные гласные, гекзаметр, всё то, что было нужно для дальнейшей учебы и работы. Это было интересно, Лика смотрела на меня с ужасом, когда я повторяла по много раз "карова", "забор", "малако" , по южному это звучало так — "крова", "збор", "млако", потому что предударные гласные съедались. Говорилось по гамме — сначала наверх, потом вниз. Я подходила к роялю и на одной ноте читала: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына..." И так далее, и так далее... Гекзаметр…<...>
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
Дина Мусатова (слева на фото).
Д. Мусатова: Семён[Туманов] демобилизовался в самом конце войны. Я училась в «Щепке», и как-то во время сессии ко мне после актёрского показа подошли два мальчика и спросили, люблю ли я романтику. Я ответила, что да. И они меня пригласили в будущий театр «Романтика». «Его пока нет, но мы всё равно называем его театром!» – сказали они. Один из двоих был Илья Брусин – близкий друг Светланы Сталиной (её однокурсник по журфаку МГУ), в «Романтике» он был завлитом. Вторым был студент театрального училища (Маяковского), фронтовик Аркадий Заферман, ставший потом актёром, (взяв себе псевдоним Рубцов, он работал в театре Моссовета). Я им понравилась на показе, поэтому они пригласили меня к себе.
Мы договорились, когда и где встретимся. Встреча состоялась в комнате у Семёна, где мы и познакомились. Позже Илья привёл к нам Светлану, ей у нас очень нравилось.
Я пришла из Щепкинского училища, где играли Островского, Сумбатова-Южина, то есть классику. Там была дисциплина почти как в Институте благородных девиц: Боже сохрани было нам накрасить ресницы или губы! – это было ЧП, это было невозможно. Словом, нас «держали в вате». А тут я вдруг в «Романтике» увидела мир – совершенно другой!..
Фото: "В театральном училище им. М.С. Щепкина. 1943 – 1944 гг.". На фото (справа налево): В . Мусатова, Чижова, Герасимова.
В 1946 году В. Мусатова была приглашена работать в Театр имени Моссовета, где одновременно с работой закончила учебу и получила диплом об актерском образовании.
В. Мусатова: На выпускных экзаменах у меня было две главных роли — Елена в "Мещанах" Горького и Эмма Леопольдовна в пьесе Сумбатова-Южина "Джентльмен". Это были две главных роли в спектаклях.
«Детство и юность режиссера Дины Мусатовой» (события 30-х — 40-х годов прошлого века)
На фото: Семён Туманов (стоит на фото) с женой Диной Мусатовой, отцом и мачехой. Конец 40-х годов. Фото из архива режиссёра.
Туманов-Цейтлин Семён Исаевич (22 июля 1921, Симферополь — 22 июня 1973, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист; участник Великой Отечественной войны (в РККА с октября 1940 года); звание: гв. ефрейтор; награждён медалями: «За боевые заслуги» (1943), «За отвагу» (две награды в 1945 г.). В 1951 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС); работал режиссёром в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которым в тот период руководил режиссер Георгий Товстоногов; дипломный спектакль — «Аленький цветочек»; с 1952 года режиссер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, также был художественным руководителем молодёжного Театра-студии при ДК ЗИЛ; в 1959 году окончил Высшие режиссерские курсы (ныне ВКСР), созданные на киностудии «Мосфильм» по инициативе и под руководством кинорежиссера Ивана Пырьева в июне 1956 года (мастерская М. Ромма); режиссер игровых фильмов — «Алёшкина любовь» (1960), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Николай Бауман» (1967), «Любовь Серафима Фролова» (1968), снискавших широкую любовь у зрителей.
В браке с Диной Мусатовой с 1946 года.
На фото: Владилена Мусатова. Конец 40-х годов.
В 1948 году, в связи с болезнью мужа — участника Великой Отечественной войны Туманова-Цейтлина Семёна Исаевича, оставила работу в театре. Работала актрисой эстрады, руководила самодеятельными театральными коллективами, преподавала бальные танцы и пение, также снималась в кино.
Семён демобилизовался в самом конце войны. Я училась в «Щепке», и как-то во время сессии ко мне после актёрского показа подошли два мальчика и спросили, люблю ли я романтику. Я ответила, что да. И они меня пригласили в будущий театр «Романтика». «Его пока нет, но мы всё равно называем его театром!» – сказали они. Один из двоих был Илья Брусин – близкий друг Светланы Сталиной (её однокурсник по журфаку МГУ), в «Романтике» он был завлитом. Вторым был студент театрального училища (Маяковского), фронтовик Аркадий Заферман, ставший потом актёром, (взяв себе псевдоним Рубцов, он работал в театре Моссовета). Я им понравилась на показе, поэтому они пригласили меня к себе.<...>
Я познакомилась с Семёном, меня пригласили приходить — пока просто смотреть, вникать. Это было потрясающе! В то время это была студия, но сами себя они называли театром, потому что в будущем они надеялись именно на создание театра. У них был Статут с положениями, был худсовет, который назывался «пятёрка». В него выбирали самых достойных, они и решали коллегиально все вопросы. Например, я понравилась Семёну, он представил меня пятёрке и именно пятёрка меня проверяла – ко мне месяц присматривались. И только после этого они должны были дать своё заключение о том, что я человек хороший, что я человек способный. Средний возраст пятёрки был от 20 до 25 лет. А мне было 20.
Все собирались в комнате у Семёна. Он жил один, потому что его родители развелись, и отец уехал жить к другой женщине, а мать Евдокия Тимофеевна Туманова умерла сразу после его возвращения из армии, я с ней не встретилась. Она любила называть себя Диной. Мне понравилось это имя больше, чем Диля (Владилена) – для меня.
В эту комнату приходили друзья театра «Романтика»: Галич, дружба с которым началась с постановки его пьесы «За час до рассвета», композитор Рубин, ставший другом на всю жизнь – Семёна, студии и моим… Ефремов бывал у нас, но не участвовал в нашей жизни, а только интересовался. И потом он сказал, что если бы не было «Романтики», то не было бы и «Современника», потому что он очень многое взял от нас. На всю жизнь остался другом и очень помогал нам всем Егор Яковлев.
Из воспоминаний В. Мусатовой. Фронтовик, режиссёр театра и кино Семён Туманов-Цейтлин
На фото: Дина Мусатова в роли Снегурочки. Январь 1952 года.
Я преподавала бальные танцы, вела драмкружки, давала уроки музыки школьникам младших классов, работала на ёлках Снегурочкой… Кстати, я зарабатывала большие деньги, став режиссёром, я таких доходов не имела. Когда Семён встал на ноги, стал работать в театре, мне уже не надо было так вкалывать. Можно было решать вопрос о моей настоящей профессии. Актрисой я работать не могла, в то время это было совершенно немыслимо – поезд уже ушёл. Кто бы взял человека, давным-давно получившего диплом, много лет занимавшегося неизвестно чем, а потом вдруг захотевшего вернуться в профессию?<...>
И тут раздался звонок с Центрнаучфильма: приглашают на картину «В песках Каракумов», режиссёр Нонна Александровна Агапова. Я прихожу, работаю. <...>
Нонна Александровна увидела мой большой интерес к тому, что она делает, к её работе, и предложила мне на следующей её картине поработать ассистентом режиссёра, сказав: «У меня такое впечатление, что Вы прекрасно можете работать режиссёром». И я отработала ассистентом режиссёра на фильме о каком-то квадратно-гнездовом способе (это ведь Научфильм!), после чего она мне посоветовала: «Идите во ВГИК, Вам туда прямая дорога!» Когда я всё это рассказала Семёну, он сказал: «Ты хочешь быть режиссёром? Прекрасно! Ты завтра уже можешь поступать в ГИТИС – Завадский набирает курс. Там тебя все знают, так что это не проблема, можешь считать, что ты уже там учишься!» – «Нет! Я хочу во ВГИК, я хочу в кино, и я хочу сама поступать!» – «У меня там никого нет, я ведь не смогу тебе помочь!» – «Очень хорошо! Значит, меня оценят совершенно объективно – гожусь я или нет. Если я поступлю – замечательно. Если не поступлю – буду знать, что это я не поступила, что я неспособна». Ему понравилась эта моя точка зрения: «Ну, пробуй!»<...>
Из воспоминаний В. Мусатовой. Фронтовик, режиссёр театра и кино Семён Туманов-Цейтлин
На фото: Дина Мусатова. 50-е годы.
В 1954 году поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма), который окончила в 1960 году. Сокурсниками В.М. Мусатовой по ВГИКу были — Андрей Тарковский, Ирма Рауш-Тарковская, Василий Шукшин, Юлий Файт, Александр Митта, Владимир Китайский, Александр Гордон.
«Слушай, вели мне что-нибудь, ну скажем - взлететь на небо.
Хочешь c далекой Венеры пришлю тебе ландышей...
Белых... белых...
Я совсем не поэт, никаких к тому данных,
Но если, если бы ты захотела,Я всё бы на свете сумел: я бы спел тебе песню,
Цветущую песню, как никто никогда никому не пел...»Из стихотворения В. Китайского (посвящается В. Мусатовой)
На фото: студентка ВГИКа Дина Мусатова (слева на фото). Приокско-Террасный заповедник. 1955-1956 гг.
Нас было только две русских студентки на курсе — Ирма Рауш и я.
И Андрей (Тарковский) прозвал нас "роммовые бабы". А ещё на курсе была эстонка, поступившая по направлению, и иностранка — гречанка Марика Бейку. <...>
Во время учебы мы очень много получили от Михаила Ильича и от того, что мы делали на его курсе. Я хорошо помню его слова: если на курсе есть два талантливых человека, то курс — в порядке. Безусловно, у нас на курсе было талантов больше, чем два... Хотя все обычно вспоминают только Тарковского и Шукшина.
Конечно, у них волей-неволей возникали какие-то противоречия, споры… Чувствовалось, кто из сокурсников ближе к Васе, а кто — к Андрею. Лично я была абсолютно предана Андрею и не только потому, что мы много общались, просто по складу своему Тарковский был мне более близок. Кроме того, он был очень современным человеком. Его способности, его талант — все это стало чувствоваться после третьего курса, когда пошли его курсовые (и дипломная) работы, которые даже сейчас не утратили смысла и художественного значения. <...>
Источник: ДИНА МУСАТОВА ОБ АНДРЕЕ ТАРКОВСКОМ
В июле – августе 1957 года в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
В. Мусатова: В 1957 году Москва принимала гостей со всего мира, потому что походил Международный фестиваль молодёжи и студентов. Я училась во ВГИКе и мне предстояла курсовая работа, мне поручили сделать две части картины «Искусство друзей» – полнометражного фильма, который делала режиссёр Лия Николаевна Дербышева.
В назначенный день я, одевшись во всё лучшее, что у мен было, явилась на съёмку. Мне дали открытый белый ЗИЛ, несколько операторов и переводчика. Мы поехали на аэродром встречать английскую делегацию. Они буквально выпархивали из самолёта – девушки и юноши – лёгкие, воздушные и очень просто одетые, как будто они вышли во двор погонять мяч. Они были одеты в маечки и шортики, в маечки и коротенькие юбочки – совсем простые. И вели себя соответственно – валялись на траве, рядом валялись их рюкзачки. Всё было смешно, хохотливо, непринуждённо.
Я совсем не так представляла себе встречу делегации и почувствовала себя очень неловко в своих крепдешинах.<...>
На следующий день была назначена съёмка мексиканцев. Первое, что я сделала, вернувшись домой, – сняла весь свой наряд, мы с мамой нашли кусок яркого ситца и сшили мне маленькую юбку-колокол и подобрали к ней маленькую маечку из тех, что у меня были. Именно так я проходила весь фестиваль, чувствуя себя замечательно. Правда, на съёмках у меня прибавились две детали. Мексиканцы, люди очень экспансивные, очень весёлые, я им пришлась, видимо, по сердцу и они подарили мне брошь ручной работы в виде сомбреро, а на голову надели настоящее сомбреро. Вот в таком виде я работала и чувствовала себя прекрасно.
«Искусство друзей» (фильм рассказывает о выступлениях художественных коллективов и отдельных представителей стран-участниц фестиваля; полнометражный; режиссер: Л. Дербышева; автор сценария и текста: В. Комиссаржевский; главные операторы: А. Левитан, Р. Халушаков; операторы: Н. Генералов. П. Касаткин, М. Прудников, М. Силенко, В. Трошкин, С. Фрид; Гл. звукооператор: И. Гунгер; редактор: Э. Бахрах; асс. режиссера: Е. Залкинд, В. Мусатава (курсовая работа), Л. Рамазина; директор картины: Б. Чекалов)
На фото: Дина Мусатова на съемках документального фильма «Познакомьтесь с нашим театром». 1957 год.
Документальный фильм о самодеятельном театральном коллективе в ДК ЗИЛ — курсовая работа студентов ВГИКа (мастерская М. Ромма) — Владилены Мусатовой и Марики Бейку.
В. Мусатова: ВГИКу предложили поручить кому-то из студентов сделать фильм о рабочем классе. Все дипломники отказались, и тогда это предложили делать кому-то из более младших.
Тогда были очень модными картины о рабочем классе, но всем осточертели трубы дымящие, станки скрипящие, и я не была исключением. Я пришла домой и посоветовалась с Семёном, не взяться ли мне за эту тему. «Конечно взяться! У тебя под руками прекрасная тема о рабочем классе – мой театр». Действительно, почему бы не показать, как рабочий класс не только стоит у станков, но и как рабочие искусством занимаются. Я быстро написала заявку, её приняли, но с условием, что операторы будут уже из дипломников – «Тема серьёзная, мы рассчитываем на вашу изобретательность, о Вас очень хорошо отзывается ваш мастер, так что мы даём Вам двух дипломников (операторов)...».<...>
На фото: съемка эпизода фильма «Познакомьтесь с нашим театром». ДК ЗИЛ. 1957 год.
В. Мусатова: Дали мне двух ребят (операторов), мы с ними очень быстро нашли общий язык. Кстати, мне с ними повезло – плёнка у них была хорошая, что было очень существенно для киносъемки. Мы стали работать над фильмом, который потом стал называться «Познакомьтесь с нашим театром!».
Но мне было мало того метража, который предлагался. И я попросила себе ещё одного режиссёра, потому что тогда метраж увеличивался и, соответственно, увеличиваются возможности. Мне дали Марийку Бейку – гречанку, которая училась с нами на курсе, она не возражала и мы начали с ней работать.
Фото: "На съемках фильма «Познакомьтесь с нашим театром». 1957 год". На фото (слева направо): режиссер театра-студии ЗИЛ Семён Туманов, Дина Мусатова, актер самодеятельного театра Юрий Копеев.
В. Мусатова: Когда Семён набирал как бы самодеятельные студии, он очень придирчиво отбирал людей. Многих отсеяли, а с теми, кого отобрали, Семён попал в самую точку. Они все оказались личностями.
О каждом участнике студии ЗИЛа можно рассказывать бесконечно. Каждый состоялся как личность. В большинстве своём они стали людьми искусства, но и в других областях каждый из них себя проявил.
У Семёна было поразительное чутьё! Он набрал людей ещё и верных. Когда не стало Семёна, они не хотели расходиться, и так – органично – получилась наша дружба.
Ну, во-первых, я их снимала (речь идет о фильме "Познакомьтесь с нашим театром"). Это важно. А во-вторых, на какой-то юбилей студии я предложила собраться у нас на даче.<...>
За столом собралось пятьдесят человек. Всё прошло очень волнующе, как говорится, со слезами на глазах. И мне пришло в голову: почему бы не отметить так день рождения Семёна? В квартиру я пригласила, конечно, меньший круг. А потом отметили и мой день рождения…
Так с 1973 года мы и встречаемся… Это ведь огромное количество лет! Мы не пропустили ни одного года. Естественно, подружились, вокруг появились ещё какие-то общие знакомства. Словом, была интересная жизнь. Они все моложе меня, я у них что-то вроде старшины. Они до сих пор и работают, и находят себе занятие по душе. Это лишний раз говорит о том, как правильно когда-то Семён их выбрал.
На фото: Дина Мусатова с Типочкой.
Наш тибетский терьер был до того ревнив, что когда к нему привели его собственного сына, он фыркнул, залез под кровать и не выходит оттуда до тех пор, пока пса (его звали Мек) не увели. Типом мы назвали собаку, потому что Семён поставил спектакль «Крошка Доррит» (спектакль был поставлен С. Тумановым в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского в 1953 году. – Прим. ред. #МузейЦСДФ), в котором есть персонаж, которого именно так и зовут, а во-вторых, там есть такая фраза: «Слушайте, Эдуард, почему вас все зовут Типом? Это ведь кличка для пуделя, а не имя!» И мы подумали, что Тип — действительно прекрасная кличка для собаки, и именно так назвали щенка, которого купили во Львове, когда Семён был там на гастролях, а я к нему приехала.<...>
На фото: Типочка — тибетский терьер.
В. Мусатова: Тип прожил у нас восемнадцать лет, снялся в четырёх картинах, всё понимал, был очень красивый. Но всему приходит конец. Умер он очень благородно: мы выехали на дачу, и в первый же день он исчез. Искали-искали, звали-звали, всех соседей обежали — никто его не видел. И только недели через три у меня в гостях была моя подруга и мы пошли гулять в лес и там я наткнулась на останки Типа. Мы его, конечно, похоронили. Он не хотел своей смертью нас огорчать. Такая вот была собака.<...>
На фото: Дина Муатова с актерами молодежного театра-студии ЗИЛ и тибетским терьером Типочкой.
В. Мусатова: Типочка наш начал сниматься, когда я ещё училась во ВГИКе, — дважды он был занят в студенческих работах. Потом — в картине «Познакомьтесь с нашим театром» (фильм о молодёжном Театре-студии при ДК ЗИЛ), где он бегал по кругу, а в зубах у него был цилиндр, в который бросали монетки. В кадре были только ноги людей и собака. Чтобы он пробежал по кругу, с одной стороны стоял Семён, а с другой — я, мы по очереди звали Типа (который слушался нас не хуже Дейка[немецкая овчарка — герой фильма "Ко мне, Мухтар!"]), и он бегал от одного к другому. А ещё он снимался в фильме «Когда торжествует зима»: в эпизоде, когда все вылезают из машины, последним доставали Типочку. Так что он у нас был пёс кинематографический.<...>
Егор Владимирович Яковлев (14 марта 1930, Москва — 18 сентября 2005, там же) — российский журналист и писатель.
С 1956 года работал в центральных советских газетах. Организатор и главный редактор (1967—1968) журнала «Журналист». В 1977 году написал книгу о Ленине «Держать душу за крылья» (переведена на вьетнамский язык). С 1968 года был спецкорреспондентом газеты «Известия». В 1985—1986 г. Яковлев снова работал собственным корреспондентом «Известий» в Чехословакии.
В 1986 году Яковлев стал заместителем председателя правления Агентства печати «Новости» (АПН) и главным редактором «Московских новостей». Делегат XIX конференции КПСС (1988). Осенью 1990 г. добился независимости газеты от АПН. Она стала одним из ведущих либерально-демократических изданий в годы перестройки, начатой Михаилом Горбачёвым. В январе 1991 года вышел из КПСС.
С 28 августа по 27 декабря 1991 гг. — председатель Всесоюзной государственной телерадиокомпании, с 27 декабря 1991[1] по 24 ноября 1992 года — председатель Российской государственной телерадиокомпании «Останкино».
На фото: выпускница ВГИКа Дина Мусатова. 1960 год.
Дипломную работу — документальный фильм «Это тревожит всех» (о сектантах - пятидесятниках — от протеста против сектантства, фанатизма, изуверства — к утверждению веры истинной) снимала на Центральной студии документальных фильмов (оператор — Владлен Трошкин). Оппонентом на защите диплома был режиссер Александр Медведкин. После успешной защиты диплома была приглашена работать на ЦСДФ.
На фото: Дина Мусатова. ЦСДФ. Лихов переулок, дом 6.
С 1960 по 1991 год — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). За время работы на студии сняла более 50-ти документальных фильмов, режиссёр киножурналов "Пионерия" (1970 – 1985), "Ровесник" (1973 – 1975), "По Советскому Союзу" (кинообозрение), "Советское кино" (киноальманах), "Москва" (кинообозрение).
На фото (слева направо): оператор Константин Ряшенцев, режиссер Григорий Чухрай, выпускница режиссерского ф-та ВГИКа Дина Мусатова. Москва, Лихов переулок, дом 6.
Ряшенцев Константин Михайлович (21 декабря 1921, Владикавказ — 21 сентября 1970, Амман, Иордания). Награжден двумя орденами «Красной Звезды» (1942 и 1970 ( посмертно)). Член ВКПб (с 1950). Член СК СССР (с 1959).
Участник Великой Отечественной войны. В РККА с сентября 1940 года (студентом 1-го курса операторского факультета ВГИКа Константин Ряшенцев был призван в РККА и направлен в батальон морской пехоты). Звание: гл. старшина.
В 1951 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Александра Гальперина).
С 1951 — ассистент оператора, с июля 1954 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Погиб в Аммане (Иордания) 21 сентября 1970 года от снайперской пули во время съемок документального фильма «Иорданский репортаж».
«Пусть крепнут молодые голоса»
Проблемы дальнейшего развития документального кино стали в наши дни предметом острых дискуссий и горячих споров. Они продиктованы стремлением отточить могучее оружие образной публицистики, найти такие пути к сердцу зрителя, которые помогали бы глубже осмыслить события и явления нашей многообразной жизни, побуждали бы его к действию.<...>
Нам хотелось бы остановиться на одном отрадном и многообещающем явлении в жизни документального кино: в общий хор мастеров кинопублицистики смело вплелись голоса творческой молодёжи. Это выпускники ВГИКа и студенты, выполняющие ещё свои дипломные и даже курсовые работы. На экраны в последнее время вышли такие картины, как «Утро нашего города» (коллективная работа вгиковцев), «Слово предоставляется студентам» (режиссёры – студенты Ренита и Юрий Григорьевы), «Это тревожит всех» (режиссёр – студентка Д. Мусатова), «Чехословакия в Москве» (студенты И. Жуковская и Л. Файнциммер), «Тени на тротуарах» (студенты В. Краснопольский и В. Усков), «Две строки в газете» (студентка Х. Арая), «О чём не рассказал комментатор» (студент Г. Дегальцев), «Встречи на улицах» (студентка В. Андерсон) и другие работы.<...>
Фото: "На съемках документального фильма «Эхо в горах». 1962 год". На фото: режиссер Дина Мусатова и оператор Сергей Медынский.
Фильм о строительстве в горах Тянь-Шаня прямой трассы с севера на юг Киргизии (оператор: С. Медынский; директор картины: Н. Алексеев).
На фото: киногруппа ЦСДФ на съемках строительства высокогорной дороги Фрунзе-Ош. Фильм: «Эхо в горах». 1962 год.
В. Мусатова: Я получила тему о строительстве высокогорной дороги Фрунзе-Ош, которое проходило в очень трудных условиях: на высокогорье через стремительные речки со скользкими большими камнями. Это были условия, трудные для строителей, но и для нас тоже, потому что работать на высокогорье сложнее, чем на равнине. Но было очень интересно.<...>
Нам очень хотелось передать в картине к этой стройке, показать, что это не просто строительство, а вдохновенный труд. И молодёжь там трудилась такая задорная, такая славная! Мы с удовольствием снимали эту картину.<...>
На фото: режиссер Дина Мусатова и кинооператор Сергей Медынский. Фильм: «Эхо в горах». 1962 год.
Медынский Сергей Евгеньевич (17 февраля 1922, Екатеринбург — 14 августа 2014, Москва). Лауреат Ленинской премии (1960). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Член СК СССР (СК России).
Участник Великой Отечественной войны. В 1943 году ушел на фронт добровольцем.
Осень 1945 года поступил на операторский факультет ВГИКа (мастера — А. Головня, Л. Кулешов), который окончил в апреле 1950 года.
В 1950 — 1969 — ассистент оператора, оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Работал ассистентом у кинооператора, режиссера-документалиста Романа Лазаревича Кармена (Медынского рекомендовал Кармену профессор ВГИКа Б. Волчек).
В1953 году принял участие в создании фильма «Повесть о нефтяниках Каспия» (режиссер-оператор: Р. Кармен), а в 1959 году — картины «Покорители моря» (режиссер-постановщик: Роман Кармен).
В 1960 году группа Кармена за создание этих фильмов была удостоена Ленинской премии. Одним из лауреатов стал Сергей Медынский.
С 1969 — главный оператор ТО «Экран» Центрального телевидения.
С 1973 преподаватель ВГИКа, руководитель творческой мастерской, профессор.
Автор ряда статей, книг по теории документального кино.
На фото (слева направо): директор картины Николай Алексеев, главный инженер строительства трассы Юрий Аквилянов, оператор Сергей Медынский и режиссер Дина Мусатова. Фильм: «Эхо в горах». 1962 год.
В. Мусатова: На стройке было много молодежи, среди которой мы отметили молодого инженера Юрия Аквилянова, сразу понравившегося нам своей энергией, деловитостью, какой-то задиристостью. Словом, он нам понравился, мы подружились и даже продолжали потом эту дружбу в Москве – он приезжал к нам в гости, с ним всё время переписывался Медынский.
Это была троица – Аквилянов, Медынский и я – ходившая везде вместе. Он показывал нам Киргизию, чьими красотами он гордился. Действительно, там было что посмотреть, даже на том пути, где мы должны были работать.
Например, там было высокогорное озеро – совершенно синее, круглое, и удивительно – если ты, стоя на одном берегу, что-то шепнёшь, то на другом тебя услышат, хотя расстояние там очень значительное. В горах встречались и такие места: что-то скажешь – отзовётся несколько раз. Отсюда и возникло название «Эхо в горах».<...>
Фото: "В горах Тянь-Шаня. 1962 год". На фото (стоят слева направо): режиссер Дина Мусатова, оператор Сергей Медынский, директор картины Николай Алексеев.
Фото: "На съемках документального фильма «Эхо в горах». 1962 год". На фото: режиссер Дина Мусатова.
На фото: съемочная группа фильма «Эхо в горах». 1962 год
В прошлом году группа московских документалистов сделала небольшой фильм о строительстве высокогорной дороги в Средней Азии («Эхо в горах», режиссёр В. Мусатова). Атмосфера смелого, постоянного сопряжённого с опасностями труда показана в нём отлично. Однако наибольшего успеха авторы достигли в эпизоде, в котором их внимание сосредоточилось на человеке, показанном в момент драматически-напряжённого действия. На головокружительной высоте, над бездной всё подготовлено для наведения моста. Стальная огромная ферма смонтирована, её нужно надвинуть с помощью лебёдок. Ошибка, неточность в каких-нибудь сантиметрах и – перекос, всё летит вниз… В этом эпизоде, длящимся несколько минут, в центре оказывается руководитель работ – инженер, немолодой уже человек со скупыми движениями и прямым взглядом. Вряд ли в те минуты этот человек замечал, что и на него наведён съёмочный киноаппарат. Сосредоточена вся воля, внимательные глаза схватывают и мгновенно оценивают детали опасной операции. А у него, между прочим, совсем будничный вид, хотя это минуты не только решающего сражения, но также и праздника… И только когда всё завершается успехом, на усталом лице инженера вдруг возникает едва ли не детская, чуточку растерянная улыбка. Она-то и обнаруживает, это счастливо схваченная аппаратом улыбка, как велико было напряжение…
Семен Нагорный. Газета «Известия» от 4 октября 1963 года.
На фото: Дина Мусатова в монтажной. ЦСДФ, Лихов пер., дом 6. Нач. 60-х годов.
На фото: кинооператор Сергей Медынский (слева на фото) и режиссер Дина Мусатова. 1962-1963 гг.
Документальный фильм «Когда торжествует зима» (Русская зима) — Премия Международного кинофестиваля спортивных фильмов в итальянском городе Кортина-д'Ампеццо.
Режиссер: В. Мусатова
Операторы: А. Кочетков, С. Медынский
В. Мусатова: Я в своих фильмах применяла непостановочные методы, а достигала документальности съёмок разными способами: тайными съёмками («Это тревожит всех» (1960; о сектантах - пятидесятниках; дипломная работа режиссера В. Мусатовой; оператор: В. Трошкин), разными придумками («Когда торжествует зима»), получивший приз кинофестиваля спортивных фильмов в Кортина-д’Ампеццо (Cortina d'Ampezzo). Там было много придумок. В фильме не звучало ни одного слова дикторского текста, всё строилось на изображении. И трюки, которые мы там применили, были совершенно безобидные. Могу о них рассказать.
Например, эпизод: поезд приходит на подмосковную пригородную станцию. Из него вываливается огромное количество людей с лыжами. С этого потока панорама переходит на надпись, висящую там вечно: «По путям ходить запрещается!» А потом – снова на поток людей, который дружно, весело идёт через пути. Это получилось забавно, но безобидно.
На фото: режиссер В. Мусатова. Фильм: «Когда торжествует зима». 1963 год.
В. Мусатова: Долго думали, как снять эпизод, который мне очень хотелось вставить в картину. Наконец, придумали. По сюжету по дороге должна была ехать «Волга», которая никак не могла догнать лыжника, бегущего перед ней. И хотя машина ехала быстро, лыжник всё время оказывался впереди. Когда он наконец останавливается, останавливается и автомобиль, и оказывается, что это 82-летний человек, который занимается лыжами. Это не озвучивается, всё видно. Это я придумала. А как это исполнить, придумал Саша Кочетков – оператор, который снимал. Он нашёл место – между Марьино и Куркино, где дорога делает несколько поворотов. Мы заранее всё проверили, промерили, подготовили, нашли для съёмки человека (реального, ему действительно было 82 года!). И нам подобрали трёх лыжников, со спины похожих на него. Всех четверых одинаково одели, отличительной деталью был красный шарф, чтобы запомнилось.
Снимали так: идёт машина, впереди бежит лыжник. Какое-то время – несколько секунд – он продержится впереди, тем более, что они все были спортсменами. Но когда машина подходит к повороту, он падает в снег и ему на смену выходит второй, ожидавший на этой точке. Это было хорошо отрепетировано, поэтому на экране смотрелось правдоподобно. Последним бежал дедушка, чтобы обернуться в конце. Получилось забавно.
Это была комедия, документальная комедия без единого слова, но на хорошей музыке, почему я и получила приз…
На фото: Дина Мусатова с мужем, режиссером театра и кино Семёном Тумановым.
В. Мусатова: Мне многие задавали вопрос о том, почему я не ухожу вторым режиссёром к мужу. Я отвечала: «Потому что у нас крепкий брак, и я не хочу, чтобы он давал какие-то трещины. Работая вместе не избежать конфликтов – это просто невозможно, особенно в творчестве». У меня есть некоторое тщеславие: мне было приятно сознавать, что я режиссёр, что я работаю самостоятельно. Кстати, на выпуске из института (ВГИКа) Ромм беседовал с каждым из нас и спросил меня, насколько твёрдое моё решение идти в документалистику. Я ответила, что вполне твёрдое. «Это очень хорошо! Но учтите, если вы захотите вернуться в игровое кино, я помогу».
Роман Григорьев, режиссер: "Смех Дины Мусатовой слышен во всех уголках студии, она работает всегда весело и радостно. Из экспедиций за ней тянутся письма — от героев её фильмов, от новых друзей. Наверное, дружба с этими людьми помогает ей жить, работать, творить..."
Газета «Советское кино» № 18 (61) 7 марта 1964 года.
На фото (слева направо): Пээт Петерс, Роман Кармен, Владилена Мусатова, Вадим Раменский, Галина Пчелякова. Красная Пахра. 1964 год.
В. Мусатова: Роман Кармен (худрук 4-го творческого объединения ЦСДФ) пригласил к себе на дачу в Пахру молодых кинематографистов. В основном это были его ученики. У Кармена была идея — создать молодежное творческое объединение на студии.
Он показывал нам дом. На стенах висели фотографии Кармена с известными людьми. Я впервые попробовала текилу...
Провели что-то наподобие мозгового штурма. Однако, дальше этой встречи дело не пошло...
Фото: "Молодые кинематографисты Галина Пчелякова, Вахтанг Микеладзе и Владимир Коновалов на даче у Романа Кармена в Красной Пахре. 1964 год".
Владимир Коновалов: Мы, студенты его мастерской, горели желанием создать свое молодежное об единение на ЦСДФ, что могло бы в корне изменить ситуацию в неигровом кино и отношение начальства к молодым режиссерам, выпускникам ВГИК. Мы пригласили режиссера Владилену Мусатову в качестве руководителя такого объединения, тем более что она была чуть-чуть старше нас, но уже крепким профессионалом и большим оптимистом. С этой идеей мы решили познакомить Романа Кармена в расчете на его поддержку. Мы – это Вадим Раменский, Пээт Петерс, Галя Пчелякова, Вахтанг Микеладзе и я. Приехали к Кармену на дачу в Красную Пахру и изложили свою программу действий. Пригласили с собой и Мусатову. Мы оказались плохими дипломатами. Нам и в голову не пришла мысль о бестактности нашего визита. Надо было сначала предложить Кармену возглавить наше молодежное объединение. Но мы знали, как он занят своей работой, за него решили, что он откажется и тогда мы предложили бы вместо него Владилену Мусатову. Кармен не показал своего неудовольствия тем, что не был выбран нами, не продолжил разговор на этот предмет. Надо отдать должное Кармену: он сумел превратить неудачную депутацию в веселое дружеское застолье. К общему удовольствию, нашлась гитара, но она висела на гвозде в предбаннике, а ключей от бани у Кармена с собой не оказалось. Единственной, кто смог пролезть в форточку за гитарой, была Галя Пчелякова.<...>
«Кино, спорт, любовь... из жизни кинорежиссера» (СК-НОВОСТИ № 7-8 (381-382) 22 июля 2019 года)
Фото: "На съемках документального фильма «Красная площадь». 1964 год". На фото (слева направо): режиссер Дина Мусатова, оператор Леонид Котляренко.
Котляренко Леонид Тихонович (30 мая (12 июня) 1917 — 21 мая 1969). Награжден орденами и медалями. Член ВКП(б) с 1951 года. Член СК СССР с 1957 года.
В 1940 году окончил операторский факультет ВГИКа с красным дипломом. После окончания ВГИКа был направлен на военные сборы на Кавказ, где его застала война. Мобилизован на фронт с первого дня начала войны. Звание — инженер-капитан (звание присвоено Закавказским военным округом 20 марта 1943 года).
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. Кадры, снятые Леонидом Котляренко, вошли в документальные фильмы: «Освобождение Донбасса» (1942); «День войны» (1942), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Приговор народа» (1943); «Кавказ» (1944), «От Вислы до Одера» (1945), «Берлин» (1945) и другие.
Оператор полнометражного документального фильма «Красная площадь», снятого по сценарию В. Осьминина режиссером В. Мусатовой. Фильму была присуждена вторая Премия на Первом Всесоюзном кинофестивале, который проходил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1964 году.
На фото: "На съемках фильма «Красная площадь». 1964 год". На фото: художник И. Нижник (слева) и Дина Мусатова. Автор фото: оператор Л. Котляренко.
Фото: "Первый Всесоюзной кинофестиваль в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). 1964 год". На фото (слева направо): режиссеры Виктор Лисакович, Альгимантас Видугирис (кинодраматург, оператор), Александра Рыбакова, сценарист и главный редактор ЦСДФ Владимир Спиридонович Осьминин, режиссер Дина Мусатова, сценарист Исаак Семёнович Прок.
Фильму «Красная площадь» была присуждена вторая Премия (в категории "документальный фильм") на Первом Всесоюзном кинофестивале, который проходил в Ленинграде в 1964 году.
В. Мусатова: Когда мы были в кинотеатре «Россия» на премьере «Девяти дней одного года» и подошли к Михаилу Ильичу поздравить, поблагодарить за прекрасный фильм и яркие впечатления, он, глядя на меня и улыбаясь, сказал Семёну: «Какую газету не откроешь – кругом Мусатова!» Тогда у меня вышел фильм «Красная площадь» который имел большую прессу.
На Всесоюзной кинофестивале в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). 1964 год. На фото: сценарист Исаак Семёнович Прок (второй слева), режиссеры Дина Мусатова и Александра Рыбакова, сценарист и главный редактор ЦСДФ Владимир Спиридонович Осьминин.
На фото: съемочная группа фильма «Мы встретились на Байкале». На фото на крыше автобуса ПАЗ (сидят справа налево): режиссер Дина Мусатова, директор картины Валентина Гусева, звукооператор Юрий Игнатов. Байкал, 1965 год.
«Мы встретились на Байкале» (документальный фильм о фестиваль дружбы советской и японской молодежи близ города Иркутска, на берегу озера Байкал)
Режиссер: Д. Мусатова
Операторы: В. Копалин, В. Ходяков, В. Цитрон
Автор текста: К. Бакши
Звукооператор: В. Георгиевская
Директор картины: Валентина Гусева
У меня была такая встреча, совершенно необыкновенная. Я хотела продолжения, но его, к сожалению, тогда не получилось, а сейчас это уже невозможно. В 1965 году Алжире должен был проходить фестиваль молодежи и студентов, но там произошёл военный переворот, и этот фестиваль не состоялся, хотя участники из нескольких стран туда уже направились. Наш ЦК комсомола решил сделать маленький фестиваль, чтобы утешить японскую делегацию, которая, (можете себе представить их путь через СССР и дальше, буквально через весь земной шар!) ехала за свои деньги. Там были люди, пострадавшие в Хиросиме и Нагасаки. Это всё было как-то трепетно. Вообще вся история с этой японской делегацией вызывает у меня какой-то трепет.
Наш фестиваль проходил в Иркутске и недалеко от него, на Байкале, в очень хорошем санатории, где поселили нашу и японскую делегации. Там были две группы людей – советская и японская. Это было хорошо придумано и удобно для нас.<...>
Там было много разных людей. Наша съёмочная группа там познакомилась с Геной Поповым, о котором я хочу рассказать.
Он появился перед нами неожиданно и даже забавно. Итак, в первый день мы с группой сидим, изучаем обстановку. Люди ходят, знакомятся, расселяются… И вдруг мы видим: между соснами натянута бельевая верёвка, а по ней, как по асфальту, идёт в ботиночках совершенно очаровательный молодой человек – высокий и красивый. Кто такой? «Это – из наших циркачей – отвечают нам. – Очень хороший эквилибрист Геннадий Попов. Он таким образом разминается. Познакомьтесь!» Мы познакомились. Когда его представляли, сказали: «Перед вами – почётный гражданин Парижа!» <...>
«Они встретились на Байкале». Об эквилибристе, удивительном человеке и гражданине Парижа – Геннадии Попове
На фото: А. Тарковский в документального фильма «Три Андрея». 1966 год.
Дина Мусатова - режиссер документального фильма «Три Андрея» (оператор А. Кочетков), снятого на ЦСДФ по заказу Центрального телевидения СССР (ЦТ СССР). Фильм, рассказывающий об Андрее Рублеве, Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском, руководство Госкино СССР не выпустило в прокат на широкий экран. Впервые фильм был показан в начале перестройки в Доме кино во время ретроспективного показа фильмов режиссера Андрея Тарковского.
<...> когда через несколько лет мне предложили сделать на ЦСДФ по заказу французского телевидения фильм о молодых режиссерах, я сразу сказала — Тарковский. А наш главный редактор говорит: "Там же написано о молодых режиссерах, надо хотя бы о двоих". Я моментально сообразила, что вторым героем станет Кончаловский. Дала согласие, и так на свет появился документальный фильм «Три Андрея». Героями этой кинокартины, кроме самого Тарковского, стали его соавтор по сценарию Андрей Кончаловский и великий иконописец Андрей Рублев — работа над знаменитым фильмом была тогда в самом разгаре. Каким-то образом худсовет все мои задумки утвердил, и я с большим удовольствием снимала фильм «Три Андрея». С Тарковским мы встретились как старые друзья, хотя эта встреча и состоялась после большого перерыва. Как он был, так и остался «моим человеком». И я по-прежнему была для него, как бы это сказать — «человеком его круга». Наверное, поэтому и работали мы с ним очень легко и быстро.<...>
В Тарковском совмещалось такое количество человеческих качеств, иногда редких и даже поразительных... Во время этих встреч я была поражена глубиной его мысли, его невероятной серьезностью. Я же помню, как во ВГИКе он наяривал в перерывах между лекциями на пианино, а студенты в этот момент веселились и танцевали, как занималась с ним фехтованием… Короче говоря, в ходе съемок «Трех Андреев» он предстал передо мной невероятно зрелым человеком и очень серьезным художником. Конечно, работая над «Андреем Рублевым», он был безумно занят и буквально вырывал время для моих съемок. Поэтому долго общаться мы, к сожалению, не могли… После его ухода я, естественно как-то подружилась с его первой женой Ирмой Рауш-Тарковской. И мы до сих пор общаемся.<...>
Источник: ДИНА МУСАТОВА ОБ АНДРЕЕ ТАРКОВСКОМ
На фото: Николай Сличенко и Дина Мусатова. Фильм: «Николай Сличенко» 1969 год.
В 1969 году на экраны вышел документальный фильм о творчестве актера театра и кино, певце Николае Сличенко.
С 1951 года актер цыганского театра «Ромэн» в Москве. С 1977 года — главный режиссёр и художественный руководитель театра «Ромэн», единственного в мире профессионального цыганского театра.
В фильм вошли отрывки из спектаклей театра «Ромэн». Звучат песни и романсы «Две гитары», «Я встретил вас», «Милая», «Очи черные», а также песни на стихи Сергея Есенина, которые занимали особое место в репертуаре артиста, также вошли танцевальные номера. Сличенко исполняет цыганскую венгерку и танец, сопровождающий знаменитую песню «Бида».
Мне предложили тему – Николай Сличенко. Это была заказная работа для французского телевидения. Я за неё взялась, потому что меня очень заинтересовал этот талантливый человек, певец. Создать его образ на экране – мне это было интересно. Но мне не хотелось использовать дикторский текст, я вообще люблю картины без дикторского текста. У меня есть несколько картин, построенных только на интервью или на изображении с музыкальным сопровождением.
Сразу было понятно, что эта картина потребует большой работы по линии звука – картина ведь о певце. В то время Коля выступал на концертах, пел один с гитарой или с квартетом. Я понимала, что для фильма этого недостаточно – личность Сличенко надо было показать ярче, а его вокальные и актерские возможности – шире. Я очень любила работать с Аликом Петровым – великолепным звукооператором, который обладал прекрасным вкусом.<...>
Петров с удовольствием согласился работать, но предложил необычную вещь: «Давай запишем всё на «Мелодии». У нас на студии, конечно, замечательный зал звукозаписи и есть вся необходимая аппаратура, но «Мелодия» – это классом выше, там возможностей больше». Но на «Мелодии» нам поставили условие, что будет работать их звукооператор Вепринцев. Петров этого человека знал, они согласились сотрудничать на равных, и это у них получилось замечательно.
Итак, этот вопрос был решён, но тут же возник следующий. Полнометражный фильм, в котором представлено лишь пение под гитару – это не решение. Это сокращает возможности. Здесь даже квартета мало. Нужны силы побольше, краски поярче. Тогда мы приглашаем Кнушевицкого – замечательного аранжировщика, равного которому, по моему мнению, не было, нет и не будет. Он может всё! Это очень тонко чувствующий человек и высокий профессионал. К счастью, он согласился работать с нами. Но предупредил, что сначала переговорит с Колей. А тот сразу понял, что если к его исполнению прибавятся оркестр и хор, то хуже точно не будет. И Сличенко согласился.<...>
Как создавался фильм «Николай Сличенко». Вспоминает режиссер Владилена Мусатова
На фото: оператор Владимир Воронцов. Фильм: «Николай Сличенко» 1969 год.
Авторы картины – режиссёр Д. Мусатова и оператор В. Воронцов – не ограничили себя задачей создать обычный фильм-концерт. Они попытались раскрыть на экране особенности творчества актёра, показать все грани его дарования. Сличенко – артист многосторонний, он никогда не бывает однообразен, талант его в каждом исполнении песни, в каждом спектакле проявляются по-разному, с новой, неожиданной стороны, словно говорят создатели фильма. И подтверждают эту мысль эпизодами, снятыми и смонтированными так, что в них ярко и выпукло выступает та или иная черта творчества актёра.<...>
ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ. Журнал «Советское кино» от 20 сентября 1969 года
На фото: Николай Сличенко и Дина Мусатова. Ленинград (ныне Санкт-Петербург). 1969 год. Фильм: «Николай Сличенко».
В фильме представлены разные жанры. Там есть и театр «Ромэн», в котором Сличенко был и остаётся руководителем. Случилась такая забавная история: была ночная съёмка с массовкой, изображавшей табор. Ко мне подошла солистка цыганского хора, очаровательная Роза и, протянув свой кошелёчек, попросила его сохранить: «На, возьми, тут все мои копейки… Мало ли что, сейчас ночь, а мы танцуем…» Это была, конечно, шутка, но очень милая, что она тут же и подтвердила – сбросив свои туфельки, пошла танцевать босыми ножками. Мы это сняли крупным планом, потому что ножки были тридцать второго размера, беленькие, и их мелькание было совершенно замечательным. Так что постановки театра «Ромэн» мы показали как часть работы Коли. <...>
Мы пользовались всеми возможностями для съёмок. В частности, театр «Ромэн» был на гастролях в Риге, и мы снимали Колю на паруснике (конечно, под фонограмму). Это было просто красиво. Мы провели там целый день, Коля пел и для нас тоже, а когда вернулись на берег, то всей группой зашли поужинать в ресторан. Колю, конечно, тут же все узнали, ему зааплодировал весь ресторан, а латышский ансамбль, выступавший там, в честь Сличенко спел «Очи чёрные» на русском языке. Его все знали.<...>
Как создавался фильм «Николай Сличенко». Вспоминает режиссер Владилена Мусатова
На фото: кинорежиссёры Д. Мусатова и М. Каюмов (справа на фото) приветствуют оператора из Демократической Республики Вьетнам – члена жюри конкурса короткометражных фильмов VI МКФ Лыу Суан Тхи. ЦСДФ, Лихов переулок, д. 6. 14 июля 1969 года.
VI Московский Международный кинофестиваль (ММКФ) проходил с 07 по 22 июля 1969 года.
14 июля гости фестиваля побывали на Центральной студии документальных фильмов.
11 часов утра. Два переполненных автобуса подъехали к студии. Трещат киносъемочные камеры. Гостей-документалистов из Австралии, Англии, ФРГ, Польши, Чили, Венгрии, Вьетнама. Финляндии встречают прославленные мастера документального кино.
Директор ЦСДФ А. Семин приглашает гостей в просмотровый зал. Гости смотрят фильм «Десант на крышу мира» и фрагменты из новых картин.
Затем состоялась дискуссия о проблемах кинодокументалистики.
Источник: Газета «Спутник кинофестиваля» от 16 июля 1969 года.
Мали́к (Абдумали́к) Каю́мович (Абдукаю́мович) Каюмов (22 апреля 1912 (по другим данным — апреле-мае 1911), Ташкент (ныне республика Узбекистан) — 29 апреля 2010, Москва). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1940). Народный артист Узбекской ССР (1965). Народный артист СССР (1967). Герой Социалистического Труда (1990). Член КПСС с 1960 года.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
В1961 — 1976 — директор и художественный руководитель Студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Узбекистана.
НЕСКОЛЬКО МИНУТ В ЦИРКЕ («Литературная газета» 27 февраля 1974 года)
Фото: Дина Мусатова в Азербайджане.
Фото: "Режиссер Дина Мусатова и оператор Олег Воинов на съемках документального фильма «Мой Азербайджан». 1977 год".
Фото: кадр из фильма «Нам шестьдесят». 1982 год.
В 1982 году было 60-летие Советского Союза. По этому поводу я делала фильм – трёхчастёвый, цветной, – который назывался «Нам шестьдесят». Название пошло от Гали Шерговой, которая написала текст к песне, а сценаристом был Ким Бакши, с которым я вообще много работала. В этом фильме третья часть целиком посвящена тому, о чём я хочу рассказать – Хамиту Саматову.
Это фронтовик, который получил на фронте много ранений, вследствие чего был демобилизован. Он жил в Узбекистане в селе. Возвращаясь домой, сойдя с поезда, он слышит какое-то мяуканье, писк, всхлипывания – странные звуки. Обернулся, видит – маленький, крохотный детёныш, мальчик. Весь в лохмотьях, несчастный, плачет. Он подошёл к нему, спрашивает: «Ты чей?» – «Ничей!» – «Где папа, мама?» – «Нету!».
Немец разбомбил поезд, он чудом остался жив, вот и сидит на вокзале. Хамит спрашивает: «Пойдёшь со мной? Я тебя возьму к себе в дом» – «Конечно!» А ребёнок крохотный, даже стоять не может. Он взял его на руки, на другом плече – сумка солдатская, и пошёл к себе домой.<...>
Когда мы в 82-м году приехали снимать, увидели огромный двор, и сад, и огород, прекрасный новый дом, старую мазанку, оставленную как бы для отдыха днём в жаркое время, и огромное количество народа вокруг. Разного возраста, разных национальностей. Каждый занят своим делом.
Нашу съёмочную группу устроили в гостинице. Мы стали присматриваться, приглядываться к тому, что происходит, чтобы понять, что и как снимать. Прошёл день или два. Мы потихонечку снимали незаметно для них какие-то репортажные кусочки, но основной была беседа с ними. Мы хотели, чтобы Хамит рассказал свою историю.<...>
В. Мусатова. О работе над фильмом «Нам шестьдесят»
На фото (справа налево): режиссер Дина Мусатова, оператор Юрий Оржеховский, светотехник Юрий Чистяков. Москва, 1984 год.
На фото: режиссер-документалист В. Мусатова.
В 1989 году выходит фильм В. Мусатовой «Хотим перемен» (фильм рассказывает о тех переменах, которые произошли в жизни молодежи за годы перестройки в СССР); автор сценария: К. Бакши; операторы: В. Еланчук, В. Семин; звукооператор И. Воскресенская; монтажер Н. Якимова; редактор: Г. Слуцкая; директор картины Э. Болотинская
В феврале 1990 году Владилена Мусатова уходит со студии, а в 1991 году из кино.
В январе 1991 года Владилена Михайловна вышла из КПСС.
Дина Мусатова с друзьями — Натальей Якимовой (Голубовой) и Владимиром Рубиным. 90-е годы