Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 758 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Фронтовая киногруппа Северо-Западного фронта. Ноябрь 1941 года (?). На фото (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Кацман, Я. Марченко, Р. Халушаков, Б. Шер, А. Рубанович. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
Марченко Яков Григорьевич (1908 — 1969).
Оператор документального кино. Русский. Родился в г. Хиславичи Смоленской губернии в рабочей семье. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1934–1941 – оператор Ленинградской студии кинохроники.
В годы войны – фронтовой оператор. Снимал события на Северо-Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском фронтах.
В служебной характеристике периода его работы в киногруппе Брянского фронта (с 24.6.1942) отмечалось:
«Марченко – опытный оператор, хорошо ориентирующийся во фронтовой обстановке. Сильной стороной его работы является репортаж, событийная съемка. Один из лучших его сюжетов был сделан на Северо-Западном фронте в период зимнего наступления Красной Армии в районе Торопец – Андреаполь. Как кинорепортер по преимуществу Марченко уделяет достаточно внимания кинодокументации, он предпочитает основывать свою съемку на конкретных фактах и событиях.
Его сюжеты, как правило, не имеют строгого плана и состоят из разрозненных наблюдений, монтажно не связанных друг с другом. Вместе с тем в его съемках всегда можно найти интересные кадры, верно передающие обстановку и характер боевых действий.
Лучшие сюжеты "Бой за высоту 220", ("День войны"), "На плоскогорьях Дона" (СКЖ № 63), "На безымянной высоте" (СКЖ № 78).
В киногруппе Брянского фронта Марченко занимает место активного боевого оператора.
Оператор нередко дает фотографию неровного качества. Это объясняется порывистым репортерским стилем его работы. Вместе с тем оператор знает цену подлинной боевой обстановки и умеет использовать ее как основу или как фон действия».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 62.)
Снятые Марченко кадры вошли в фильмы «Орловская битва», сюжеты в выпусках и журналах хроники.
Награжден орденом Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Лауреат Сталинской премии (1952) за участие в съемках фильма «Цветущая Украина».
После войны работал на Украинской студии хроникально-документальных фильмов.
«НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»
5 октября 1942 г.
Брянский фронт
Операторы: Марченко, Монгловский
Часть п/п Петрушина получила приказ к исходному рубежу быть к 13 часам, отвлечь силы противника, помочь «соседу слева».
Длинной вереницей выстроилась колонна «тридцатичетверок» на марш. Десантная группа автоматчиков занимает свои привычные места по бортам машин.
Командиры экипажей уточняют маршрут движения колонны.
Одна за другой, поднимая клубы пыли, проходят машины. Неразлучны с боевыми машинами телохранители чудесных танков – десантники, они точно муравьи облепили борта и башни машин, плавно покачиваясь, исчезают в придорожной пыли.
По крутым обвалам балок легко оставляют препятствия позади. Ничто не мешает двигать могучую броню – ни крутые подъемы, ни резкие обрывы, мерно и плавно поблескивая гусеницами, друг за другом подходят к исходному положению.
Меж копен убранного хлеба принят боевой порядок. Дан мощный орудийный залп. Автоматчики, на ходу соскакивая, короткими перебежками следуют рядом с гусеницами танков, подминающих короткую тресту, оставляя параллельные линии на убранных полях.
Мастера меткого огня посылают снаряд за снарядом.
В кадре видны далекие взрывы – это разлетаются вражеские доты. Автоматчики, плотно прижавшись к земле, прикрываясь броней танка, поливают пулеметным дождем склон холма – очищают дорогу для танков от вражеских бронебойщиков.
Противник открыл арт. огонь по наступающей части Петрушина, не отличаются меткостью фашистские артиллеристы – разрывы их снарядов ложатся далеко от цели.
Огонь противотанковых пушек не смог задержать продвижение наших танков, противник вынужден был перебросить огонь дальнобойных орудий из левого фланга, который задерживает подброску резервов и боеприпасов, «соседу слева». Раздаются мощные разрывы, но далеко позади танков первого эшелона и с большим недолетом для второго.
Задача выполнена. В этой операции танкисты уничтожили важные огневые точки противника и оттянули большую часть огня на себя, чем помогли и своему «соседу слева».
Брянский фронт, 5.X.42 г.
(подпись).
Подлинник. Автограф.
«МАСТЕРА МИНОМЕТНОГО ОГНЯ»
8 октября 1942 г.
Брянский фронт 8.X.42.
Операторы: Марченко, Монгловский
Снято 260 м
В узкую щель амбразуры пристально следит глаз наблюдателя. Но майор Чуйченко больше всего доверяет своим глазам.
Он, вооружившись биноклем, «засекает» огневые точки противника на окраине пункта «Н». Обнаружен ряд огневых точек у развалин – окраина города «Н».
Тут же отдается приказ ст. лейтенанту, мастеру минометного огня т. Ужвику «открыть беглый огонь по врагу». Раздается команда т. Ужвика: «Минометному расчету ст. серж. Белькова открыть огонь!» Одна за другой летят мины во вражеский стан. Четко работает расчет.
Огнем миномета поражаются огневые точки противника. Серию взрывов в намеченную цель зафиксировал майор Чуйченко. Под прикрытием минометного огня группа автоматчиков мелкими перебежками просачивается на окраину наб. пункта.
Достигнув первых домов окраины, автоматчики, пользуясь надежным укрытием и защитой кирпичных развалин, огнем автомата и снайперских винтовок уничтожают отступающего противника.
<…> чтобы не быть обнаруженным противником и не подвергнуться вражескому обстрелу.
По узким проходам и укрытиям расчет переносит свой миномет. Расчеты Белькова оказались правильными, стоило уйти последнему заряжающему, захватив кассеты, на месте, где только что работал расчет, разрывается несколько вражеских снарядов. За все время войны расчет Ужвика не имел потерь, но на своем боевом счету имеет 75 фрицев убитых, около ста пленных, 4 ПТО, 1 миномет и 1 пулемет. точку. Под прикрытием дымовой завесы расчет продвигается вперед, скрываясь в дыму.
В этой операции автоматчики Гусельников и Шакир захватили языка и в тот же день получили награды – медаль «За боевые заслуги».
Подлинник. Автограф.
«ЭСКАДРОННАЯ РАЗВЕДКА»
13 октября 1942 г.
Брянский фронт
Операторы: Марченко, Монгловский
Конные разведчики лейт. Мякушина получили приказ проследить за опушкой противника.
Друг за другом лихие конники пробираются по лощине и оврагу на высотку – откуда видна опушка противника.
Положив в лощине лошадей, установили наблюдение, отмечая на карте более выгодные места для удара.
Послав связного казака Усанкова с донесением о результатах наблюдения, продолжали наблюдать.
Во весь опор, поднимая вихрь пыли, скачет Усанков, лихо спрыгивает с коня, докладывает майору Хамидову.
Молнией проносятся лихие казаки с гиком и обнаженными клинками на расположение противника. В охранении эскадрона на полном галопе несется пулеметная тачанка м. серж. Сусницына.
Застрочил «максим» длинными пулеметными очередями, прикрывая фланг эскадрона. Ничто не в силах остановить эскадрон, ни пулеметный, ни артиллерийский обстрел противника – эскадрон скрывается за вершиной. 1700 фрицев уложили уральские казаки за день боев на Брянском фронте.
Подписи.
Подлинник. Автограф.
«На улицах появились дворники...»
«ВОЗРОЖДЕННЫЙ ГОРОД»
17 сентября 1943 г.
Брянский фронт
Оператор: Марченко Я.Г.
Орел. Два года фашистские сапоги «хозяйничают» в этом городе. Груды развалин и обломков, начиненных смертью, оставили здесь немцы. Более 5000 мин извлечено из зданий города. Вокзал и ж.-д. хозяйство полностью выведено из строя. Все предприятия и жилые дома сожжены и взорваны. Мосты и трамвайные пути разрушены. Месяц тому назад это были руины мертвого города.
Линия фронта «ушла» далеко на Запад. Возрождается город. На улицах появились дворники. Нарядным становится Орел. Женщины и дети разбирают останки мостов. На ж. д. строятся пути, в домах вставляются стекла. «Заработала» первая парикмахерская, открылся базар, появились на базаре люди – появилась в городе жизнь.
Восстановилось ж.-д. сообщение Москва – Орел – Харьков, прошел первый пассажирский поезд. На фронт ежеминутно уходят эшелоны. С первым поездом из госпиталя возвращается в свою часть Герой Сов. Союза славный танкист, участник Орловской битвы кап. танкист Гопуренко и Есеков (они беседуют на вокзале). Вечным памятником доблести и образцом мужества, светлой памяти погибших героев гвардейцев стоит на площади «броня», убранная живыми цветами. Это настоящий боевой танк.
Еще один город возрожден – Орел.
Снято 200 м.
Оператор Марченко.
17.IX.43, г. Орел.
Подлинник. Автограф.
СТАРАЯ РУССА – ХОЛМ[1]
[Не ранее 18 февраля 1944 г.]
К наступлению войск 2-го Прибалтийского фронта
Монтажный лист
И. Гутман, Я. Марченко, Ю. Монгловский, В. Масс, М. Сегаль
Придавая особое значение участку действий войск 2-го Прибалтийского фронта, угрожающих основным коммуникациям немцев на подступах к Прибалтике, противник оказывает упорное сопротивление нашим войскам.
Ведя непрерывные местные бои на флангах, прогрызая метр за метром вражескую оборону, наши войска, тесня противника, продвигаются вперед. Угрожая охватом немецкой группировке, находящейся в выступе Старая Русса – Холм, эти местные операции привели к начавшемуся отходу немцев по направлению Дно – Порхов и освобождению городов Старая Русса и Холм.
Операция только началась и окончательные ее результаты еще впереди. Таким образом, посылаемый материал является предварительным, с незаконченными результатами, и представляет собой отдельные эпизоды, снятые во время марша частей на исходные рубежи для атаки, во время боевых действий отдельных штурмовых подразделений и во время дальнейшего продвижения частей вперед.
В связи с необходимостью срочной отправки материала вынужден ограничить монтажный лист этими общими сведениями и кратким описанием снятого материала.
Операторами Я. Марченко и М. Сегалем снято:
Оператором И. Гутманом снято:
Операторами Ю. Монгловским и В. Массом снято:
Всего снято 700 метров.
Нач. киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Гиков).
Подлинник. Машинопись. Без даты.
___________________________
1. Бои за освобождение Старой Руссы шли уже в начале 1942 года. Немецкие войска не хотели отдавать город. Пригороды переходили из рук в руки – врагам, «нашим». И так продолжалось почти 2 года.
Тяжелой выдалась для наших войск зима 1944 года. Во многом оказалась виновата мягкая погода с частыми оттепелями. В это время болота Старой Руссы никак не желали замерзать и не давали советской артиллерии, танкам и машинам возможности продвинуться дальше. Но даже эти трудности не стали помехой нашим войскам при наступлении и желании любой ценой освободить древний город.
В эти месяцы в войне произошел перелом. Это поняли и фашисты. Чувствуя момент расплаты, гитлеровцы спешили увезти из Старой Руссы все ценное, а остальное разрушить. В эти дни была украдена знаменитая икона Старорусской Божьей Матери, церковная утварь. Даже трамваи были разобраны и вывезены оккупантами. Все, что было не вывезено – разрушалось незамедлительно.
В городе к 1944 году осталось не более 30 жителей. Они прятались от лютовавших фашистов и старались не покидать своих домов и подвалов. Из 3000 домов остались относительно целыми только 10. Все предприятия города были полностью разрушены. Больницы, клубы, библиотеки, магазины были сравнены с землей. Древнейший город Старая Русса за 1941–1945 годы, можно сказать, был уничтожен, как исторический памятник.
Когда советские войска, наконец, вошли в город, на каждом шагу они видели виселицы и пожары. Старая Русса была освобождена 18 февраля 1944 года частями 1-й ударной армии. Более 60 человек за бои под Старой Руссой получили звания Героя Советского Союза. Многие – посмертно.
«Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Сталина на главной улице...»
«НОВОСОКОЛЬНИКИ»
Монтажный лист к материалу №№ 107–113
Операторы: Я. Марченко, М. Прудников, К. Широнин, И. Гутман, М. Сегаль, Ю. Монгловский, В. Масс
В материале операторов Я. Марченко и М. Сегаля снято:
Работа расчетов во время огневого налета.
Разрывы мин. Ротные минометы ведут огонь с бруствера окопа.
Командир орудия ст. сержант тов. Каиро подает команду. Наводчик сержант тов. Мяги.
Огневые позиции на улице города. Артиллерия и минометы ведут из города огонь по противнику, укрепившемуся на высотах западнее Новосокольников.
Огонь ведут артиллеристы расчета лейтенанта тов. Рыжова. (Крупный план: подает команду «огонь».)
Примечание: почти весь этот материал снят в подразделениях полковника тов. Аракушинского, части которого входят в состав Эстонского национального корпуса. Фамилия полковника Аракушинского упоминалась в приказе тов. Сталина.
Всего снято 330 метров.
В материале оператора М. Прудникова и К. Широнина снято:
Всего снято 680 метров.
В материале оператора И. Гутмана снято:
Всего снято 80 метров.
В материале операторов В. Масса и Ю. Монгловского снято:
Взорванные рельсы. Немецкие паровозы, брошенные при поспешном отступлении.
Планы города.
Концентрационный лагерь, взорванный немцами при отступлении.
Городская церковь, взорванная и оскверненная немцами.
Автоматчики – проходы по городу.
Лейтенант тов. Печатнов, первый со своими бойцами ворвавшийся в город, водружает красный флаг (лейтенант тов. Печатнов за храбрость и умение, проявленное во время боев за Новосокольники, награжден орденом Отечественной войны II степени).
Командир части полковник Костров поздравляет лейтенанта Печатнова с наградой.
Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Сталина на главной улице.
Эта дивизия названа в приказе тов. Сталина.
Тов. Кроник снят на НП и на арт. позициях.
Всего снято 250 метров.
Материал в количестве 1340 метров выслан в 13 (тринадцати) коробках.
Начальник киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Р. Гиков).
Верно: подпись.
Заверенная копия. Машинопись.
«В ЭСТОНСКОМ КОРПУСЕ»
2 февраля 1944 г.
Монтажный лист №№ 121, 122, 123, 124
Оператор: Я. Марченко, М. Сегаль
Весь посылаемый материал снимался для фильма и представляет ряд эпизодов, предшествующих бою, который должен был быть снят по мере вовлечения частей Эстонского корпуса в широкие и большие боевые операции.
Основной акцент в силу этого сделан на съемках людей, эстонцев, готовых к бою за освобождение своей земли от немецких захватчиков.
В материале имеются следующие 8 эпизодов:
Строй представителей полков. Знаменосцы проходят с развернутыми знаменами вдоль строя. Вручение знамен командирам полков. Получают знамена.
Знаменосцы со знаменами расходятся по своим местам. Командир поздравляет части с вручением знамен. Марш с развернутыми знаменами.
Строй танкистов на фоне танков. Вручение знамени. Колонна танков с развернутым знаменем уходит на передовую.
Снято 180 метров.
Строй бойцов с оркестром и венками подходит к могиле, где похоронены бойцы и офицеры Эстонской части, павшие в боях. Возложение венка на могилу.
Герой Советского Союза майор Мери читает клятву, которую повторяют бойцы (см. приложение). После клятвы бойцы поют «Интернационал».
Снято 90 метров.
Проход расчетов. Привал. Чтение приказа о награждении бойцов. Отличившимся бойцам вручаются ордена.
Движение частей по дороге: пехотинцев, минометчиков, артиллеристов, автоматчиков, лыжников.
Всего по эпизоду (4 и 5) снято 210 метров.
В землянке за столом разбирают карты. В землянку входит офицер связи и докладывает о выполнении приказания.
Командир дивизии и начальник штаба сидят за столом. Выходят из землянки с группой офицеров, садятся в машину. Машины уходят в места расположения частей. НП дивизии. Группа офицеров на наблюдательном пункте.
Бойцы автоматчики, готовые к походу, ожидают приказа выступления. За столом капитан Миллярт[1] пишет письмо семье. Аккордеонист – сержант Савлаук – исполняет эстонскую песню о милой, которая ждет его возвращения.
Входит связной, передает приказ, и все уходят.
Всего в эпизоде (6, 7 и 8) снято 180 метров.
Вместе с материалом посылаю также ноты и слова эстонской песенки, которую поет в землянке сержант тов. Савлаук, и текст клятвы, данной бойцами на могиле героев.
Все это прошу передать тов. Копалину И.П.
Нач. киногруппы
2-го Прибалтийского фронта Р. Гиков.
Незаверенная копия. Машинопись.
_______________________
1. Возможно, Милляр.
«Немцы не случайно выбрали место для "фабрики смерти"»
«САЛАСПИЛС[1]. КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ (Город Рига)»
Монтажный лист № 1639
Оператор: Марченко
В 15 км от г. Риги был расположен богатейший парк, в центре которого находился замок рыцарских времен. Немцы не случайно выбрали место для «фабрики смерти» Саласпилс (в переводе это Островной Замок). По Двине и шоссейной дороге сюда доставлялись тысячи мирных жителей, которые никогда уже отсюда не уезжали.
Огромная территория была обнесена 3-4-х ярусными проволочными заграждениями, внутри которых были выстроены бараки. Их ровно столько, сколько нужно, чтобы вместить до 10 тысяч человек. Из бывшего парка осталась только одна аллея – «Аллея Смерти», по этой тенистой дороге проходила узкоколейка, и далее стрелки уводили пути по квадратам бывшего парка. Более 15 га было полностью механизировано.
Расстрелянных, измученных, повешенных не носили – их развозили по квадратам и сваливали в огромные продольные рвы.
В этот район категорически запрещалось входить, так гласит надпись на немецком и русском языках.
Материал снят в лагере Саласпилсе.
Возможно, много будет не в фокусе, – обнаружен дефект в аппарате, аппарат в ремонте, о чем сообщено телеграммой.
Незаверенная копия. Машинопись.
_________________________
1. Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») – концентрационный лагерь (нем. Polizeigefängn isundArbeitserziehungslagerSalaspils, а также LagerKurtenhof), созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Официальное название – Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек (Латвия под игом нацизма. Сборник архивных документов. М.: Европа, 2006. 344 с.).
P.S. На территории бывшего нацистского концлагеря Саласпилс в Латвии ставят памятник немецким солдатам.
Начало стройке положили отставные военные германского бундесвера (надо полагать, не без ведома городской администрации). В роще, где до этого отдыхали во время памятных мероприятий бывшие узники концлагеря и ветераны-освободители, теперь возведут каменную стену и монументальный крест в память о погибших немецких солдатах и офицерах.
Как уточняет издание, финансирование работ было предоставлено администрацией немецкого города Бремена. Но денег все равно не хватило, и поэтому «часть денег пожертвовали жители». Жаль только, из газетного материала решительно непонятно, чьи жители – Бремена или Саласпилса...
Возведение памятника немецким солдатам на территории, политой кровью более чем ста тысяч узников концлагеря, вызвало неоднозначную реакцию горожан: как сообщила порталу Ves. LV активист русского движения Саласпилса Галина Муштавинская, бывшие заключенные Саласпилсского концлагеря расценили этот факт как циничное надругательство.