Операторы и работники фронтовых киногрупп. Марченко Яков Григорьевич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Марченко Яков Григорьевич

12.03.2021

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 758 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Фронтовая киногруппа Северо-Западного фронта. Ноябрь 1941 года (?). На фото (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Кацман, Я. Марченко, Р. Халушаков, Б. Шер, А. Рубанович. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Марченко Яков Григорьевич (1908 — 1969).

Оператор документального кино. Русский. Родился в г. Хисла­вичи Смоленской губернии в рабочей семье. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1934–1941 – оператор Ленинградской студии кинохроники.

В годы войны – фронтовой оператор. Снимал события на Северо-Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском фронтах.

В служебной характеристике периода его работы в кино­группе Брянского фронта (с 24.6.1942) отмечалось:

«Марченко – опытный оператор, хорошо ориентирующийся во фронтовой обстановке. Сильной стороной его работы является репортаж, событийная съемка. Один из лучших его сюжетов был сделан на Северо-Западном фронте в период зимнего наступления Красной Армии в районе То­ропец – Андреаполь. Как кинорепортер по преимуществу Марченко уделяет достаточно внимания кинодокументации, он предпочитает основывать свою съемку на конкретных фактах и событиях.

Его сюжеты, как правило, не имеют строгого плана и состоят из разрозненных наблю­дений, монтажно не связанных друг с другом. Вместе с тем в его съемках всегда можно найти интересные кадры, верно передающие обстановку и характер боевых действий.

Лучшие сюжеты "Бой за высоту 220", ("День войны"), "На плоскогорьях Дона" (СКЖ № 63), "На безымянной высоте" (СКЖ № 78).

В киногруппе Брянского фронта Марченко занимает место активного боевого оператора.

Оператор нередко дает фотографию неровного качества. Это объясняется порывистым репортерским стилем его работы. Вместе с тем оператор знает цену подлинной боевой обстановки и умеет использовать ее как основу или как фон действия».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 62.)

Снятые Марченко кадры вошли в фильмы «Орловская битва», сюжеты в выпусках и журналах хроники.

Награжден орденом Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За доблест­ный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Лауреат Сталинской премии (1952) за участие в съемках фильма «Цветущая Украина».

После войны работал на Украинской студии хроникально-документальных фильмов.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»

5 октября 1942 г.

Брянский фронт

Операторы: Марченко, Монгловский  

Часть п/п Петрушина получила приказ к исходному рубежу быть к 13 часам, отвлечь силы противника, помочь «соседу слева».

Длинной вереницей выстроилась колонна «тридцатичетверок» на марш. Десантная группа автоматчиков занимает свои привычные места по бортам машин.

Командиры экипажей уточняют маршрут движения колонны.

Одна за другой, поднимая клубы пыли, проходят машины. Неразлучны с боевыми машинами телохранители чудесных танков – десантники, они точно муравьи облепили борта и башни машин, плавно покачиваясь, исчезают в придорожной пыли.

По крутым обвалам балок легко оставляют препятствия позади. Ничто не мешает дви­гать могучую броню – ни крутые подъемы, ни резкие обрывы, мерно и плавно поблески­вая гусеницами, друг за другом подходят к исходному положению.

Меж копен убранного хлеба принят боевой порядок. Дан мощный орудийный залп. Автоматчики, на ходу соскакивая, короткими перебежками следуют рядом с гусеницами танков, подминающих короткую тресту, оставляя параллельные линии на убранных полях.

Мастера меткого огня посылают снаряд за снарядом.

В кадре видны далекие взрывы – это разлетаются вражеские доты. Автоматчики, плотно прижавшись к земле, прикрываясь броней танка, поливают пулеметным дождем склон холма – очищают дорогу для танков от вражеских бронебойщиков.

Противник открыл арт. огонь по наступающей части Петрушина, не отличаются меткостью фашистские артиллеристы – разрывы их снарядов ложатся далеко от цели.

Огонь противотанковых пушек не смог задержать продвижение наших танков, противник вынужден был перебросить огонь дальнобойных орудий из левого фланга, который задер­живает подброску резервов и боеприпасов, «соседу слева». Раздаются мощные разрывы, но далеко позади танков первого эшелона и с большим недолетом для второго.

Задача выполнена. В этой операции танкисты уничтожили важные огневые точки против­ника и оттянули большую часть огня на себя, чем помогли и своему «соседу слева».

Брянский фронт, 5.X.42 г.

(подпись).

Подлинник. Автограф.

«МАСТЕРА МИНОМЕТНОГО ОГНЯ»

8 октября 1942 г.

Брянский фронт 8.X.42.

Операторы: Марченко, Монгловский  

Снято 260 м

В узкую щель амбразуры пристально следит глаз наблюдателя. Но майор Чуйченко больше всего доверяет своим глазам.

Он, вооружившись биноклем, «засекает» огневые точки противника на окраине пункта «Н». Обнаружен ряд огневых точек у развалин – окраина города «Н».

Тут же отдается приказ ст. лейтенанту, мастеру минометного огня т. Ужвику «открыть беглый огонь по врагу». Раздается команда т. Ужвика: «Минометному расчету ст. серж. Белькова от­крыть огонь!» Одна за другой летят мины во вражеский стан. Четко работает расчет.

Огнем миномета поражаются огневые точки противника. Серию взрывов в намеченную цель зафиксировал майор Чуйченко. Под прикрытием минометного огня группа автоматчиков мелкими перебежками просачивается на окраину наб. пункта.

Достигнув первых домов окраины, автоматчики, пользуясь надежным укрытием и защитой кирпичных развалин, огнем автомата и снайперских винтовок уничтожают отступающего противника.

<…> чтобы не быть обнаруженным противником и не подвергнуться вражескому обстрелу.

По узким проходам и укрытиям расчет переносит свой миномет. Расчеты Белькова оказались правильными, стоило уйти последнему заряжающему, захватив кассеты, на месте, где только что работал расчет, разрывается несколько вражеских снарядов. За все время войны расчет Ужвика не имел потерь, но на своем боевом счету имеет 75 фрицев убитых, около ста пленных, 4 ПТО, 1 миномет и 1 пулемет. точку. Под прикрытием дымо­вой завесы расчет продвигается вперед, скрываясь в дыму.

В этой операции автоматчики Гусельников и Шакир захватили языка и в тот же день получили награды – медаль «За боевые заслуги».

Подлинник. Автограф.

«ЭСКАДРОННАЯ РАЗВЕДКА»

13 октября 1942 г.

Брянский фронт

Операторы: Марченко, Монгловский  

Конные разведчики лейт. Мякушина получили приказ проследить за опушкой противника.

Друг за другом лихие конники пробираются по лощине и оврагу на высотку – откуда видна опушка противника.

Положив в лощине лошадей, установили наблюдение, отмечая на карте более выгодные места для удара.

Послав связного казака Усанкова с донесением о результатах наблюдения, продолжали наблюдать.

Во весь опор, поднимая вихрь пыли, скачет Усанков, лихо спрыгивает с коня, докладывает майору Хамидову.

Молнией проносятся лихие казаки с гиком и обнаженными клинками на расположение противника. В охранении эскадрона на полном галопе несется пулеметная тачанка м. серж. Сусницына.

Застрочил «максим» длинными пулеметными очередями, прикрывая фланг эскадрона. Ничто не в силах остановить эскадрон, ни пулеметный, ни артиллерийский обстрел противника – эскадрон скрывается за вершиной. 1700 фрицев уложили уральские казаки за день боев на Брянском фронте.

Подписи.

Подлинник. Автограф.

«На улицах появились дворники...»

«ВОЗРОЖДЕННЫЙ ГОРОД»

17 сентября 1943 г.

Брянский фронт

Оператор: Марченко Я.Г.

Орел. Два года фашистские сапоги «хозяйничают» в этом городе. Груды развалин и обломков, начиненных смертью, оставили здесь немцы. Более 5000 мин извлечено из зданий города. Вокзал и ж.-д. хозяйство полностью выведено из строя. Все предприятия и жилые дома сожжены и взорваны. Мосты и трамвайные пути разрушены. Месяц тому назад это были руины мертвого города.

Линия фронта «ушла» далеко на Запад. Возрождается город. На улицах появились дворники. Нарядным становится Орел. Женщины и дети разбирают останки мостов. На ж. д. строятся пути, в домах вставляются стекла. «Заработала» первая парикмахерская, открылся базар, появились на базаре люди – появилась в городе жизнь.

Восстановилось ж.-д. сообщение Москва – Орел – Харьков, прошел первый пассажир­ский поезд. На фронт ежеминутно уходят эшелоны. С первым поездом из госпиталя возвращается в свою часть Герой Сов. Союза славный танкист, участник Орловской битвы кап. танкист Гопуренко и Есеков (они беседуют на вокзале). Вечным памятником доблести и образцом мужества, светлой памяти погибших героев гвардейцев стоит на площади «броня», убранная живыми цветами. Это настоящий боевой танк.

Еще один город возрожден – Орел.

Снято 200 м.

Оператор Марченко.

17.IX.43, г. Орел.

Подлинник. Автограф.

СТАРАЯ РУССА – ХОЛМ[1]

[Не ранее 18 февраля 1944 г.]

К наступлению войск 2-го Прибалтийского фронта

Монтажный лист

И. Гутман, Я. Марченко, Ю. Монгловский, В. Масс, М. Сегаль  

Придавая особое значение участку действий войск 2-го Прибалтийского фронта, угрожающих основным коммуникациям немцев на подступах к Прибалтике, противник оказывает упорное сопротивление нашим войскам.

Ведя непрерывные местные бои на флангах, прогрызая метр за метром вражескую оборону, наши войска, тесня противника, продвигаются вперед. Угрожая охватом немецкой группировке, находящейся в выступе Старая Русса – Холм, эти местные операции привели к начавшемуся отходу немцев по направлению Дно – Порхов и освобождению городов Старая Русса и Холм.

Операция только началась и окончательные ее результаты еще впереди. Таким образом, посылаемый материал является предварительным, с незаконченными результатами, и представляет собой отдельные эпизоды, снятые во время марша частей на исходные рубежи для атаки, во время боевых действий отдельных штурмовых подразделений и во время дальнейшего продвижения частей вперед.

В связи с необходимостью срочной отправки материала вынужден ограничить монтажный лист этими общими сведениями и кратким описанием снятого материала.

Операторами Я. Марченко и М. Сегалем снято:

  1. Артиллерия: огонь по противнику, смена огневых позиций под вражеским обстрелом.
  2. Минометы в бою: минометный расчет из перелеска ведет огонь из 50 мм минометов.
  3. Передний край: немецкая оборона, подбитые танки, окопы.
  4. Ночью на передовой: саперы, делающие проходы в немецкой обороне. Проход пехоты в сделанные саперами проходы. Атака взвода.
  5. Старая Русса. Общий план города с воздуха. Планы города, разрушенного немцами. Домик Достоевского. Курорт, фонтан источника, грязелечебница, санаторий и т.д.

Оператором И. Гутманом снято:

  1. Лыжники на марше к исходным рубежам.
  2. Артиллерия на марше к исходным рубежам: застрявшие пушки в снегу и болоте. Бойцы на руках вытаскивают орудия.
  3. Пехота и автоматчики на марше к исходным рубежам.
  4. Дивизион средних минометов на огневых позициях.
  5. Танки с десантом автоматчиков движутся за отступающим противником.
  6. Привал танкистов.
  7. Бой за населенный пункт и пленные.
  8. Город Холм, освобожденный нашими войсками, и линия немецкой обороны.

Операторами Ю. Монгловским и В. Массом снято:

  1. Действия разведки.
  2. Бой за опорный пункт в районе юго-западнее Холма.

Всего снято 700 метров.

Нач. киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Гиков).

Подлинник. Машинопись. Без даты.
___________________________
1. Бои за освобождение Старой Руссы шли уже в начале 1942 года. Немецкие войска не хотели отдавать город. Пригороды переходили из рук в руки – врагам, «нашим». И так продолжалось почти 2 года.

Тяжелой выдалась для наших войск зима 1944 года. Во многом оказалась виновата мяг­кая погода с частыми оттепелями. В это время болота Старой Руссы никак не желали за­мерзать и не давали советской артиллерии, танкам и машинам возможности продвинуться дальше. Но даже эти трудности не стали помехой нашим войскам при наступлении и жела­нии любой ценой освободить древний город.

В эти месяцы в войне произошел перелом. Это поняли и фашисты. Чувствуя момент расплаты, гитлеровцы спешили увезти из Старой Руссы все ценное, а остальное разру­шить. В эти дни была украдена знаменитая икона Старорусской Божьей Матери, церковная утварь. Даже трамваи были разобраны и вывезены оккупантами. Все, что было не вывезе­но – разрушалось незамедлительно.

В городе к 1944 году осталось не более 30 жителей. Они прятались от лютовавших фа­шистов и старались не покидать своих домов и подвалов. Из 3000 домов остались относи­тельно целыми только 10. Все предприятия города были полностью разрушены. Больницы, клубы, библиотеки, магазины были сравнены с землей. Древнейший город Старая Русса за 1941–1945 годы, можно сказать, был уничтожен, как исторический памятник.

Когда советские войска, наконец, вошли в город, на каждом шагу они видели виселицы и пожары. Старая Русса была освобождена 18 февраля 1944 года частями 1-й ударной ар­мии. Более 60 человек за бои под Старой Руссой получили звания Героя Советского Союза. Многие – посмертно.

«Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Ста­лина на главной улице...»

«НОВОСОКОЛЬНИКИ»

Монтажный лист к материалу №№ 107–113

Операторы: Я. Марченко, М. Прудников, К. Широнин, И. Гутман, М. Сегаль, Ю. Монгловский, В. Масс  

В материале операторов Я. Марченко и М. Сегаля снято:

  1. Минометчики на огневой позиции ведут огонь.

Работа расчетов во время огневого налета.

Разрывы мин. Ротные минометы ведут огонь с бруствера окопа.

  1. Взвод перед атакой ведет огонь.
  2. Артиллерия истребительного противотанкового батальона на огневой позиции ведет огонь по дзоту противника.

Командир орудия ст. сержант тов. Каиро подает команду. Наводчик сержант тов. Мяги.

  1. В городе Новосокольники.

Огневые позиции на улице города. Артиллерия и минометы ведут из города огонь по противнику, укрепившемуся на высотах западнее Новосокольников.

Огонь ведут артиллеристы расчета лейтенанта тов. Рыжова. (Крупный план: подает команду «огонь».)

  1. Планы разрушенного города, улиц и вокзала.

Примечание: почти весь этот материал снят в подразделениях полковника тов. Аракушинского, части которого входят в состав Эстонского национального корпуса. Фамилия полковника Аракушинского упоминалась в приказе тов. Сталина.

Всего снято 330 метров.

В материале оператора М. Прудникова и К. Широнина снято:

  1. Огневой налет гвардейских минометов на немецкие позиции.
  2. Продвижение нашей пехоты под огнем противника.
  3. Автоматчики выбивают немцев, пытавшихся закрепиться на опушке леса.
  4. Бойцы подразделения подполковника Воронина продвигаются вперед, прочесывают местность от оставшихся немецких солдат.
  5. Освобожденные населенные пункты.
  6. Пленные немцы.
  7. Обеспечивая продвижение частей, саперы извлекают немецкие мины. Гвардии еф­рейтор тов. Пахотин Николай Васильевич (награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды), работая на переднем крае, извлек около 800 мин.
  8. Продвижение наших частей на запад.
  9. Трофеи, в их числе – «последняя новинка», десятиствольные минометы.
  10. На наблюдательном пункте. Наблюдает за боем (деревня Замощье-Шибалово) генерал-майор товарищ Букштынович.

Всего снято 680 метров.

В материале оператора И. Гутмана снято:

  1. Бойцы лыжного батальона под огнем противника выходят из лесных укрытий и идут в атаку.

Всего снято 80 метров.

В материале операторов В. Масса и Ю. Монгловского снято:

  1. На железнодорожной станции Новосокольники.

Взорванные рельсы. Немецкие паровозы, брошенные при поспешном отступлении.

  1. Город Новосокольники.

Планы города.

Концентрационный лагерь, взорванный немцами при отступлении.

Городская церковь, взорванная и оскверненная немцами.

Автоматчики – проходы по городу.

Лейтенант тов. Печатнов, первый со своими бойцами ворвавшийся в город, водружает красный флаг (лейтенант тов. Печатнов за храбрость и умение, проявленное во время боев за Новосокольники, награжден орденом Отечественной войны II степени).

Командир части полковник Костров поздравляет лейтенанта Печатнова с наградой.

Бойцы, освободившие город, устанавливают портрет тов. Сталина на главной улице.

  1. Огневые позиции в городе – артиллерия ведет огонь по высотам в предместьях города, которые заняты немцами.
  2. На наблюдательном пункте командира дивизии, освободившей Новосокольники (НП находится в самом городе), генерал-майора тов. Кроника.

Эта дивизия названа в приказе тов. Сталина.

Тов. Кроник снят на НП и на арт. позициях.

Всего снято 250 метров.

Материал в количестве 1340 метров выслан в 13 (тринадцати) коробках.

Начальник киногруппы 2-го Прибалтийского фронта (Р. Гиков).

Верно: подпись.

Заверенная копия. Машинопись.

«В ЭСТОНСКОМ КОРПУСЕ»

2 февраля 1944 г.

Монтажный лист №№ 121, 122, 123, 124

Оператор: Я. Марченко, М. Сегаль  

Весь посылаемый материал снимался для фильма и представляет ряд эпизодов, пред­шествующих бою, который должен был быть снят по мере вовлечения частей Эстонского корпуса в широкие и большие боевые операции.

Основной акцент в силу этого сделан на съемках людей, эстонцев, готовых к бою за освобождение своей земли от немецких захватчиков.

В материале имеются следующие 8 эпизодов:

  1. Вручение знамен полкам Эстонской дивизии.

Строй представителей полков. Знаменосцы проходят с развернутыми знаменами вдоль строя. Вручение знамен командирам полков. Получают знамена.

Знаменосцы со знаменами расходятся по своим местам. Командир поздравляет части с вручением знамен. Марш с развернутыми знаменами.

  1. Вручение знамен танкистам, входящим в состав корпуса.

Строй танкистов на фоне танков. Вручение знамени. Колонна танков с развернутым знаменем уходит на передовую.

Снято 180 метров.

  1. Клятва перед боем на могиле героев.

Строй бойцов с оркестром и венками подходит к могиле, где похоронены бойцы и офицеры Эстонской части, павшие в боях. Возложение венка на могилу.

Герой Советского Союза майор Мери читает клятву, которую повторяют бойцы (см. приложение). После клятвы бойцы поют «Интернационал».

Снято 90 метров.

  1. Артиллерия на марше.

Проход расчетов. Привал. Чтение приказа о награждении бойцов. Отличившимся бойцам вручаются ордена.

  1. Марш частей к местам сосредоточения.

Движение частей по дороге: пехотинцев, минометчиков, артиллеристов, автоматчиков, лыжников.

Всего по эпизоду (4 и 5) снято 210 метров.

  1. В землянке командира корпуса.

В землянке за столом разбирают карты. В землянку входит офицер связи и докладывает о выполнении приказания.

  1. В землянке командира дивизии.

Командир дивизии и начальник штаба сидят за столом. Выходят из землянки с груп­пой офицеров, садятся в машину. Машины уходят в места расположения частей. НП дивизии. Группа офицеров на наблюдательном пункте.

  1. Землянка и ночь перед боем.

Бойцы автоматчики, готовые к походу, ожидают приказа выступления. За столом ка­питан Миллярт[1] пишет письмо семье. Аккордеонист – сержант Савлаук – исполняет эстонскую песню о милой, которая ждет его возвращения.

Входит связной, передает приказ, и все уходят.

Всего в эпизоде (6, 7 и 8) снято 180 метров.

Вместе с материалом посылаю также ноты и слова эстонской песенки, которую поет в землянке сержант тов. Савлаук, и текст клятвы, данной бойцами на могиле героев.

Все это прошу передать тов. Копалину И.П.

Нач. киногруппы

2-го Прибалтийского фронта Р. Гиков.

Незаверенная копия. Машинопись.
_______________________
1. Возможно, Милляр.

«Немцы не случайно выбрали место для "фабрики смерти"»

«САЛАСПИЛС[1]. КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ (Город Рига)»

Монтажный лист № 1639

Оператор: Марченко

В 15 км от г. Риги был расположен богатейший парк, в центре которого находился за­мок рыцарских времен. Немцы не случайно выбрали место для «фабрики смерти» Салас­пилс (в переводе это Островной Замок). По Двине и шоссейной дороге сюда доставлялись тысячи мирных жителей, которые никогда уже отсюда не уезжали.

Огромная территория была обнесена 3-4-х ярусными проволочными заграждениями, внутри которых были выстроены бараки. Их ровно столько, сколько нужно, чтобы вместить до 10 тысяч человек. Из бывшего парка осталась только одна аллея – «Аллея Смерти», по этой тенистой дороге проходила узкоколейка, и далее стрелки уводили пути по квадратам бывшего парка. Более 15 га было полностью механизировано.

Расстрелянных, измученных, повешенных не носили – их развозили по квадратам и сваливали в огромные продольные рвы.

В этот район категорически запрещалось входить, так гласит надпись на немецком и русском языках.

Материал снят в лагере Саласпилсе.

Возможно, много будет не в фокусе, – обнаружен дефект в аппарате, аппарат в ре­монте, о чем сообщено телеграммой.

Незаверенная копия. Машинопись.

_________________________
1. Са́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») – концентрационный лагерь (нем. Polizeigefängn isundArbeitserziehungslagerSalaspils, а также LagerKurtenhof), созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Официаль­ное название – Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового вос­питания.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолет­них узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек (Латвия под игом нацизма. Сборник архивных документов. М.: Европа, 2006. 344 с.).

P.S. На территории бывшего нацистского концлагеря Саласпилс в Латвии ставят памят­ник немецким солдатам.

Начало стройке положили отставные военные германского бундесвера (надо полагать, не без ведома городской администрации). В роще, где до этого отдыхали во время памятных ме­роприятий бывшие узники концлагеря и ветераны-освободители, теперь возведут каменную стену и монументальный крест в память о погибших немецких солдатах и офицерах.

Как уточняет издание, финансирование работ было предоставлено администрацией не­мецкого города Бремена. Но денег все равно не хватило, и поэтому «часть денег пожертво­вали жители». Жаль только, из газетного материала решительно непонятно, чьи жители – Бремена или Саласпилса...

Возведение памятника немецким солдатам на территории, политой кровью более чем ста тысяч узников концлагеря, вызвало неоднозначную реакцию горожан: как сообщила порталу Ves. LV активист русского движения Саласпилса Галина Муштавинская, бывшие заключенные Саласпилсского концлагеря расценили этот факт как циничное надругатель­ство.


Материалы по теме