Имя при рождении:
Моисей Абелевич Кауфман

Дата рождения:
04 сентября 1897
Белосток, Гродненская губерния, Российская империя

Дата смерти:
11 марта 1980 (82 года)
Москва, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Михаил Абрамович Кауфман (04 сентября 1897, Белосток — 11 марта 1980, Москва) — режиссер, оператор документального и научно-популярного кино. Один из основоположников советского документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Брат кинорежиссёра Дзиги Вертова и американского кинооператора Бориса Кауфмана.

Михаил Кауфман входил в группу «киноков» (ведущий оператор), созданную Дзигой Вертовым (в 1922 году Вертов опубликовал свой манифест «Мы», в котором объявил о создании группы «Киноков» («Кино-око»  совершеннее человеческого глаза)). Группа была создана из единомышленников, целью которых стал поиск новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки. Кроме Кауфмана в группу входили: операторы Иван Беляков (первоначально выполнял обязанности графика и художника-аниматора), Григорий Лемберг, Николай КонстантиновБ. Ф. КудиновПетр Зотов, Б. Франциссон, киноразведчики Абрам Кагарлицкий и Илья Копалин, художник театра и кино, фотограф Александр Родченко, мультипликатор Александр Бушкин, монтажер Елизавета Свилова.

С 1922 года оператор Московской кинофабрики «Госкино». Снимал сюжеты для киножурнала «Кино-Правда» (1922-1925), фильм «Шестая часть мира» (1926), «Одиннадцатый» (1928), «Человек с каноаппаратом» (1929), автор-оператор (в соавторстве с  Ильей Копалиным, Иваном Беляковым, Петром Зотовым)  фильма «Москва» (1927), «День в яслях» (1927), «Весной» (1929), «Небывалый поход» (1931), «Большая победа» (1933), «Авиамарш» (1936), «Наша Москва» (1939) и др.

В 1932 — 1941 гг. снимал сюжеты для кинопериодики («Союзкиножурнал», «Пионерия», «Звездочка» и др.).

С 1941 года в научно-популярном кино. В 1941— 1977  — режиссер киностудии «Мостехфильм» — «Центрнаучфильм». Постановщик фильмов: «Так было — так будет» (1942), «История одной линии» (1946), «Рассказ о Гало» (1955), «В Третьяковской галерее» (1956), «Игорь Грабарь» (1957), «Борис Пророков» (1960), «Планета загадок» (1964), «Композитор Тихон Хренников» (1967), «Динамовцы» (1972) и др. 

 В 2002 в России вышли два документальных фильма (оператор Александр Буров) о братьях Кауфман: «Дзига и его братья» (режиссер Евгений Цымбал) и «Все Вертовы» (режиссер Владимир Непевный).

2 ноября 2021 года на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел четвертый эпизод интернет-проекта «Золотая коллекция неигрового кино» : «Весной» по сценарию Александра Дерябина. Авторы рассказывают о творческом противостоянии братьев КауфмановМихаила и Давида (Дзиги). 

СЕМЬЯ

Отец — Абель Кушелевич Кауфман, букинист, занимался книготорговлей: владел книжными магазинами в Белостоке и Киеве, также был содержателем и попечителем городской публичной библиотеки.
Мать — Хаи-Эстер Рахмиелевна Гальперн (Фейга Гальперн).
Старший брат — Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман; 02 января 1896, Белосток Гродненской губернии — 12 февраля 1954, Москва), режиссер-документалист, сценарист. Один из крупнейших теоретиков советского кинематографа 1920-х годов, автор многочисленных работ по теории и практике кино. Организатор творческой группы документалистов "Киноки" (от "кино-око", то есть "киноглаз"). Автор фильма «Человек с киноаппаратом» (1929), одного из самых известных в мировом документальном кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). 
Младший брат —  Борис Кауфман (фр. Boris Kaufman или Kaufmann, имя при рождении Борух Абелевич Кауфман, 24 августа 1903, Белосток Гродненской губернии — 24 июня 1980, Нью-Йорк) — французский и американский кинооператор и кинорежиссёр. Первый фильм снял в 1928 году. Оператор всех фильмов Жана Виго. С началом Второй мировой войны ушёл на фронт. После поражения Франции эмигрировал в США, преподавал в Торонто в киношколе, где сотрудничал как кинодокументалист с Джоном Грирсоном, а в 1942 вновь переехал в США, где снимал документальные фильмы. Впоследствии постоянно работал с Элиа Казаном и Сидни Люметом, По мнению последнего: «...Борис Кауфман был превосходным оператором-постановщиком, наверное, лучшим из всех, кого я видел, самым артистичным из всех и я восхищаюсь им». Борис Кауфман был удостоен премий «Оскар» и «Золотой глобус» за операторскую работу в фильме Элиа Казана «В порту» (1953) и номинирован на «Оскар» за фильм «Куколка» (1956, по сценарию Теннесси Уильямса). 
В 1933 году Михаил Кауфан пережил личную трагедию — бесследно исчезла его гражданская жена–итальянка Габриэль, трехмесячный ребенок был найден в тяжелом состоянии и на следующий день умер в больнице. 
Впоследствии был женат.
Сын — Борис Кауфман.

Михаил Кауфман умер 11 марта 1980 года в Доме ветеранов кино, оставшись один после смерти второй жены и отъезда сына в Израиль. (Источник: www.mjcc.ru)

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1922 — Процесс правых эсеров в Москве (проходил в Москве в период с 8 июня по 7 августа 1922 года в Доме союзов); Производство: Госкино; режиссер: Д. Аертов; оператор
1923 — Даешь воздух! (фильм о летательных и воздухоплавательных аппаратах —самолетах, аэростатах, дирижаблях, воздушных шарах и гидропланах); Производство: Госкино; режиссер: Д. Вертов; оператор
1923 — Праздник авиации в Москве; Производство: Госкино; режиссер: Д. Вертов; оператор
1923 — Пять лет борьбы и побед; оператор
1923  Сегодня; мультфильм; оператор
1924 — Аэросани; режиссер-оператор
1924  Кино-Глаз (серия 1-я Жизнь врасплох); полнометражный; Производство: Госкино; режиссер: Д. Вертов; оператор; монтажер: Е. Свилова
1925 — Первый Октябрь без Ильича (Празднование седьмой годовщины Октября; Октябрь без Ильича); оператор
1926 — Шестая часть мира (Пробег Кино-Глаза по СССР; Экспорт и импорт Госторга СССР); оператор
1927 — День в яслях; режиссер-оператор
1927 Москва (кинохроника / Moscow 1927 newsreel)полнометражный; автор-оператор в соавторстве с Ильей Копалиным, Иваном Беляковым, Петром Зотовым
1927 — Обработка кишок; режиссер-оператор
1927 — Порт Новороссийск; режиссер-оператор
1927 — Радио-художник; режиссер-оператор
1928 — Жизнь ребенка в яслях (День в городских яслях; День в яслях; Ясли); режиссер-оператор
1928 — Одиннадцатый (фильма об индустриализации Украинской ССР, главная роль в котором отводилась запорожской Днеп­рогэс); полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм"); реж. Дзига Вертов; главный оператор: Михаил Кауфман; операторы: Б. Цейтлин, Константин Куляев
1929 — Весной; производство: ВУФКУ; режиссер-оператор
1929 Человек с киноаппаратом; полнометражный; Производство: ВУФКУ;  режиссёр: Дзига Вертов; оператор: Михаил Кауфман; ассистент режиссёра: Елизавета Вертова-Свилова
1931 — Небывалый поход; совм. с Н. Быковым
1931 — Незабываемый поход; режиссер-оператор
1931 — Эти не сдадут (фильм о Сталинградском тракторном заводе); Производство: Союзкинохроника; режиссер; оператор совместно с Михаилом Слуцким
1932 — СТЗ; автор сценария; режиссер-оператор
1933 — Большая победа (строительство завода Шарикоподшипник); Производство: Союзкинохроника; режиссер; оператор совместно с Павлом Лампрехтом
1933 — Большевик; оператор
1933 — Никита Изотов; режиссер-оператор
1934 — Авиамарш (взлет самолетов и подъем аэростатов в воздух на Тушинском аэродроме; пуск моделей самолетов; прыжки парашютистов с самолетов; авиаторы выполняют фигуры высшего пилотажа); Производство: Союзкинохроника; режиссер-оператор
1934 — Привет храбрым (приезд Димитрова, Попова, Танева из Германии в СССР); режиссер-оператор
1935 — Счастливая юность (фильм о физкультурном параде на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссеры: С. Гуров, М. КауфманИ. ПосельскийИ. Сеткина; операторы: И. Беляков, Н. БлажковС. ГусевБ. МакасеевБ. НебылицкийМ. ОшурковД. РымаревВ. Соловьев, С. Фомин; асс. режиссера: М. СлавинскаяС. Каплун; звукооператор: Н. Бертран 1937 — Лебедев-Кумач; режиссер
1937 — Четыре виртуоза; режиссер-оператор
1937 — Трехминутки о кандидатах в депутаты (посвящен кандидатам в депутаты Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР); Производство: Московская студия кинохроники 
режиссеры: И. Копалин, И. Жуков, Л. Варламов, М. Кауфман, М. Фиделева, С. Гуров, С. Репников, Ф. Киселев, М. Слуцкий, Г. Кумяльский, Г. Сатарова, Я. Посельский, И. Венжер 

1938 — Архитектор Мордвинов; режиссер-оператор
1938 — Привет храбрым; автор сценария, режиссер-оператор
1938 — Танцы народов СССР (ансамбль народных танцев СССР под руководством И. А. Моисеева); Производство: Московская студия кинохроники; режиссер-оператор
1939 — На освобожденной земле (присоединение территории Западной Белоруссии к Советскому Союзу); Производство: Московская студия кинохроники; операторы: П. Лампрехт, И. Вейнерович, В. Цитрон, М. Кауфман
1938 — Наша Москва (фильм о сталинской реконструкции Москвы); Производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: М. Кауфман, Б. Небылицкий; операторы: М. Кауфман, А. Сологубов, Б. Небылицкий; музоформители: А. Гран, В. Смирнов; звукооператор: В. Нестеров
1942 — Так было — так будет; режиссер
1943 — Сибирь в дни войны; режиссер
1945 — Земля в пространстве; режиссер
1945 — Тень от Луны; режиссер
1946 — История одной линии; режиссер
1947 — В горном Крыму; режиссер
1947 — Неведомый Крым; режиссер
1948 — Владимиро-Суздальская Русь; режиссер
1950 — Советская электропромышленность; режиссер
1954 — Изобразительное искусство Китая (Изобразительное искусство Китая в музеях СССР); режиссер
1955 — Рассказ о Гало; режиссер
1955 — Советская сельскохозяйственная делегация в Англии; Производство: Моснаучфильм; режиссер; операторы: В. А. Вырубов, А. Пухальский
1956 — В Третьяковской галерее; режиссер
1957 — В гостях у трехгорцев; режиссер
1958 — Поэма о жизни народа; режиссер
1958 — Художник Грабарь; режиссер
1959 — Соперники металла; оператор
1960 — Народный художник СССР Иогансон; режиссер-оператор
1960 — Художник Борис Пророков; режиссер-оператор
1961 — Маяк свекловодов; режиссер-оператор
1964 — Планета загадок; режиссер-оператор
1964 — Машины – садам; режиссер
1967  Композитор Тихон Хренников; Производство: Центрнаучфильм; режиссер; операторы: М. Кауфман, В. Альтшулер
1968 — Где лучше отдыхать; режиссер-оператор
1968 — Поет Иван Петров (фильм о выдающемся певце нашей современности, артисте Большого театра СССР И. Петрове); Производство: Центрнаучфильм; автор сценария совм. с В. Поповым; режиссер; операторы: Ю. Фогельман, А. Казнин
1972 — Динамовцы; режиссер
1973 — Всегда в строю (произведения графики, скульптуры и живописи на выставке "На страже Родины", посвященной 55-й годовщине Советской Армии); Производство: Центрнаучфильм; режиссер-оператор совместно с Я. Люблиным

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для тематического киножурнала "Киноправда" (выпуски (период с 1918 по 1925 год) хранятся в РГАКФД), созданного по инициативе Д. Вертова, а также для киножурналов "На страже СССР", "Союзкиножурнал", "Пионерия", "Наука и техника", "Звездочка", "Социалистическая деревня", "Советское искусство".

_________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Энциклопедия отечественного кино 2011.russiancinema.ru; Журнал ; . Фото сайта www.vufku.org

Фильмография ЦСДФ

1929 — Человек с киноаппаратом (оператор)

Кинопериодика

НАУКА И ТЕХНИКА 1933 № 11 (оператор)

Библиография

1931 — М. КАУФМАН. Киноанализ (Журнал "Пролетарское кино" №4 за 1931 год; с. 8-11)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.: — М.; "Искусство")

Награды

1931 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1967 — Бронзовая медаль ВДНХ

Цитаты

[...]Первым из киноков, неотделимых от Вретова эпохи «бури и натиска», является Михаил Кауфман, энтузиаст и виртуоз съёмки, художник и теоретик, долго и плодотворно размышлявший над законами своего искусства, впоследствии крупный режиссёр-документалист. М. Кауфман вместе с Дзигой Вертовым и И. Беляковым входил в тот самый «Совет трёх» – «мозговой центр» группы киноков, который во многом формировал стиль, метод, масштаб работы группы, её, выражаясь языком позднейшей терминологии, «профессиональный уровень».[...]

Д. Шацилло, Источник

[...]Из дневника Вертова: «Сегодня утром исчезла Габриэль – подруга Кауфмана. Ребеночка нашли в Измайловском зверинце в ужасном состоянии. Кауфман в невменяемости. Он рыщет на мотоцикле по городу, ничего не видя, и ревет посреди улицы, как раненый зверь. Обойдя все отделения милиции, все больницы, все морги, бросается к себе в комнату и кидается то на стену, то на постель, то на пол. И плачет, содрогаясь в конвульсиях. Его пугает вид бритвы – неодолимое желание зарезаться. Ночевал у него. Затем он у меня. Не могу влезть в трамвай. Каждое прикосновение вызывает нервное сотрясение. У Кауфмана резкая нервозность и полубессознательное состояние. Он хотел уехать домой, но на лестнице упал и вернулся. Нервно плакал. Ребенку нужно перелить кровь. Переливание назначено на утро, но ребенок умирает ночью».[...]

Евгений Цымбал, Источник

Оператор Кауфман осуществлял все с высоким мастерством. Работая маленьким портативным аппаратом «Кинамо» или даже громоздким статичным аппаратом того времени, он стремился всегда, в любых условиях съемки к подвижности. Он помог Вертову снимать жизнь, особенно людей, не нарушая их естественного поведения, врасплох.
ШУБ Э. Жизнь моя — кинематограф. М., 1972.

Моей основной задачей было создание кадра, который бы особенно остро воспринимался с экрана. Иначе он оставался обычным явлением, мимо которого мы привыкли проходить в обыденной жизни. Я помню, впоследствии меня увлекла мысль С. Эйзенштейна о «монтаже аттракционов». Кадр должен иметь идейный замысел, вести к определенной цели – тогда он не может быть не замечен на экране. Поэтому деформация изображения (ракурс) играла большую роль при реализации наших замыслов. Но прием ради приема не должен существовать. Прием нужно уметь применять, а также предвидеть, каким приемом пользоваться (жизнь «врасплох», провокация, наблюдение). Оператор-документалист должен обладать молниеносной реакцией на события, должен в совершенстве владеть техникой, вырабатывать автоматизм в управлении кинокамерой, что освобождает его время для поисков кадров вокруг себя, в реальной жизни...

Михаил Кауфман:, Источник

[...]Ушаков (Николай Ушаков (1899—1973) — поэт, писатель и переводчик; — прим. ред. #МузейЦСДФ) пишет:
«Мультипликация и рапид не являются для Кауфмана своего рода трюком. Они помогают ему расшифровывать суть тех фактов, которую невозможно расшифровать при обычной съемке. Так анализируется движение поезда и человеческих толп, выветривание скал, распускающийся цветок, медленно плывущие облака».
По мнению Ушакова (хотя это не подразумевается прямо), Кауфман превосходит Вертова в расшифровке действительности, ибо режиссер «частично абстрагирует» то, что снято оператором. Расшифровывая видимый мир, Кауфман словно бы приручает его, выступает как дрессировщик. В подтверждение этого Ушаков рассказывает, как оператор, чтобы снять грачиху, приучал ее к киноаппарату (в фильме «Весной») и как «вылечил» публику в ресторане «Москва» от боязни софитов (в фильме «Москва»). Подобно тому как дрессированные львы замирают на тумбах, подчиняясь хлысту дрессировщика, натура у Кауфмана «застывает» во времени, остановленная всевластием «кино-глаза»:
«Кауфман превращает движение в статику. Качаются на качелях. И тут стремление Кауфмана анализировать явления заставляет его исследовать процесс качания. Выявить, что происходит в крайних точках взлета и падения. <…>. Качели идут вверх и останавливаются, застывая в таком положении. Состояние тех, кто в этот момент находится на качелях, выяснено.[...]

А. Дерябин, Источник

[ Страница дополняется материалами ]