Борис ЦЕЙТЛИН

военный корреспондент, оператор, оператор подводных съемок, фотокорреспондент

Краткая биография

Материалы, связанные с жизнью и деятельностью Б. Цейтлина в период до 1925 года,  предоставлены иcториком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О.И. Капчинским (автор книг о советских органах госбезопасности).

Цейтлин Борис Борисович (08 апреля 1896, Варшава, Российская империя — после 1960, СССР). Награждён орденом «Знак Почёта» (1937). 

Родился 8 апреля 1896 года в Варшаве в семье мещан. Начальное образование получил в Варшаве, затем из-за процентной нормы (ограничения в общем образовании евреев в XIX – начале XX вв.; — прим. ред. #МузейЦСДФ) и, не имея возможность попасть в гимназию, на деньги дяди был отправлен на учебу в Германию, где окончил техническое училище в Митвайде. В начале Первой мировой войны три месяца как интернированный находился в солдатском лагере для военнопленных в Деберитце (Gefangenenlager Döberitz), затем освобожден как не подлежащий военной службе; окружным путем вернулся в Россию.[1]

В 1915 году окончил курсы братьев милосердия (медбрат в санотрядах). До 1916 в Союзе городов (Все­рос­сий­ский со­юз го­ро­дов по­мо­щи боль­ным и ра­не­ным вои­нам), затем был призван в армию и направлен рядовым в 39-й Сибирский Стрелковый полк, где его застал февральский переворот. Позже был направлен в учебную команду, затем в школу прапорщиков в Омске. С группой революционно настроенных юнкеров участвовал в разоружении школы и передаче оружия красногвардейцам, также сам присоединился к омским красногвардейцам.[2]

После октябрьского переворота переехал в Москву, где работал в Рог.-Сим. совете, заведовал рядом национализированных домов.
В 1918 году Цейтлин был мобилизован на продфронт и отправлен в Сибирь (Омск), где поступил  в распоряжение чрезвычайного комиссара по продовольствию А.Г.  Шлихтера. Продотряд под руководством Цейтлин отправляется по Иртышу в казачьи станицы для реквизиции хлеба.[3]

Во время  Колчаковского переворота в ноябре 1918 года был захвачен в плен. Находился в тюрьме в течение всего 1919 года. В  начале 1920 года во время отступления белых из Новониколевска Цейтлину удалось укрыться в подвале тюрьмы, а затем перейти в Красную Армию. Работал в политотделе 51-й дивизии начальником клубного отдела, затем на той же должности в ПОарме 5 с Вольфовичем (начальник по политотделу 5-ой армии Моисей Вольфóвич).[4]

С июня 1920 — начальник информации особого отделения дивизии 5-ой армии, с августа — уполномоченный по шпионажу особого отдела полпредства ВЧК по Сибири. С сентября 1920 — уполномоченный особого отдела Иркутской ГубЧК. С октября 1920 — заведующий политбюро милиции Тункинского Дола Иркутской губернии. С декабря 1920 — начальник особого отделения  № 2. С марта 1921 — начальник особого отделения № 3. С июля 1921 — уполномоченный Иркутской ГубЧК, затем заместитель начальника Иркутского угрозыска. Заместитель начальника угрозыска Республики Крым. Заместитель начальника Центроугрозыска Украинской Республики. С февраля 1923 по апрель 1924 — заместитель начальника особой группы по борьбе с бандитизмом ГПУ СССР. С 08 по 26 сентября 1924 — зам. начальника Харьковского угрозыска. В 1924 — начальник Ялтинского угрозыска.[5]

С 1 ноября 1924 по 08 декабря 1924 — уполномоченный по разработке активного п/о ОУР (уголовный розыск) ЦАУ (Центральное административное управление).[6]

С  1917 по 1922 состоял в партии, исключен при перерегистрации.[7]

29 октября 1924 принят в Москве на учет ОГПУ.[8]

Фото занимался с  детства, фотографировал и на фронте. В 1925 году перешел на работу в  «Культкино» — оператор, с момента централизации в «Совкино» хроники полгода был единственным оператором.[9]

Работает в кинопериодике. 1 апреля  1925 года на экраны выходит первый номер «Совкиножурнала». С 1926 года «Совкиножурнал» выходит регулярно. В штате киножурнала: Островский (зав. хроникой), заместитель и техруководитель Уланович, режиссеры-монтажеры Н. Н. Кармазинский и С. С. Лямин, операторы В. Л. Степанов и Б. Б. Цейтлин,  помощник Ф. А. Леонтович, осветитель Е. Д. Лозовский. (В Музее кино хранится "Историческая справка" (ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082317) о создании кинопериодики, составленная Н. Н. Кармазинским).

С 1928 по 1937 год — оператор Киевской кинофабрики ВУФКУ ( «Украинфильм»), затем Московской студии кинохроники.

В 1927 — 1930 годах — оператор в группе режиссёра Дзиги Вертова.

В 1927 году Вертов приступил к съемкам документального фильма об индустриализации Украинской ССР «Одиннадцатый» (рабочее назва­ние — «Путешествие по Украине» или «Украинская ССР»). В состав съемоч­ной группы «Одиннадцатого» входили: жена ВертоваЕлизавета Свилова (ассистент), кинооператоры Михаил Кауфман (брат Вертова), Борис Цейт­лин, Константин Куляев и художественный руководитель (по другим данным —администратор) Абрам Кагарлицкий.[10

Съемки проходили с 12 июня приблизительно по 7 ноября 1927 года. Официальный премьерный показ фильма состоялся 16 февраля 1928 года в Москве для членов Ассоциации револю­ционной кинематографии (АРК).

«Фильма «Одиннадцатый» написана непосредственно киноаппаратом, не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. «Одиннадцатый» написана 1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3) социалистическом языке»
(Дзига Вертов. 28 февраля 1928 года) 


Главный оператор одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930; реж.: Дзига Вертов). Были записаны не только подлинные шумы и звуки, впервые была проведена серия синхронных съемок (одновременная съемка изображения с записью звука). 

В 1930 году Борис Цейтлин окончил курсы водолазов и, в отсутствии специальной техники, провел первые подводные съемки для фильма «Город под водой» (Ялтинская фабрика Востоккино; реж.: В. Попова).

16 июля 1935 года снимал в Горках встречу Ромена Роллана и Максима Горького с советскими кинематографистами[11].

 А. М. Горький и Г. В. Александров в Горках во время встречи
с Роменом Ролланом. На втором плане стоит А. П. Довженко. 16 июля 1935 г.
Автор фото: Б. Б. Цейтлин.

В 1935 —1936 гг. снимал (совместно с оператором В. Ешуриным) военные кинорепортажи
во время  итало-эфиопской войны в Абиссинии.  

II Всесоюзный Съезд колхозников-ударников. На фото в центре сидят (справа налево): председатель СНК СССР В.М. Молотов, Народный комиссар обороны СССР М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов,  Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Председатель Комиссии партийного контроля ВКП(б) Лазарь Каганович с группой фотокорреспондентов и кинооператоров «Союзкинохроники» (в третьем ряду сидят слева направо): Борис Цейтлин, Михаил Ошурков (слева от Кагановича), Петр Новицкий (с фотоаппаратом сидит второй во втором ряду); звукооператор и оператор Сергей Семенов (стоит за Молотовым [второй справа]); стоят на фото (в верхнем ряду слева): оператор Владимир Фроленко (второй слева), организатор кинопроизводства Виктор Иосилевич (четвертый слева); фотограф Иван Шагин (второй справа в нижнем ряду). 11–12  февраля1935 года. Источник: www.russiainphoto.ru.

В феврале 1937 года в числе лучших кинодокументалистов страны был награжден орденом «Знак Почета».

Награждение деятелей культуры в Кремле. Предположительно конец 1936 или февраль 1937 года. На фото в центре (слева направо): Молотов Вячеслав Михайлович, Сталин Иосиф ВиссарионовичВорошилов Климент Ефремович, Будённый Семён Михайлович. Кинооператоры (в верхнем ряду слева направо): В.В. Соловьёв, Н.А. ЛыткинА.Г. Щекутьев, Б.Б. Цейтлин (с кинокамерой), фотограф Иван Шагин (в нижнем ряду третий справа) и другие. Фото из семейного архива Татьяны Степаевой (внучки оператора В.В. Соловьева).

В октябре 1937 года Борис Цейтлин был осужден на пять лет тюремного заключения с поражением в правах на три года по ст.152 УК РСФСР[12]. По некоторым данным дело было сфабриковано. Помимо Бориса Цейтлина по указанному делу проходили работники «Союзкинохроники»: оператор А. Кричевский, бывший управляющий трестом «Союзкинохроники» и директор ГУФКа В.С. Иосилевич.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 — 1943 гг. — специальный корреспондент журнала «Огонёк»

Военные корреспонденты (на фото слева направо): Борис Цейтлин, оператор Роман Кармен, писатель Константин Симонов. Вязьма,1943 год. Источник: www.diletant.media.

После 1945 года работал на киностудиях Иркутска, Новосибирска, Омска.
В 1956 — 1959 — оператор Западно-Сибирской киностудии.
По некоторым данным мог работать на киностудии «Моснаучфильм»[13].

СЕМЬЯ

Был женат.

_____________________________________
1. Из биографической справки по состоянию на 08 февраля 1937 года (ГАРФ. Р 7523. Оп. 44. Д. 190. Л. 133).
2. Там же.
3. Там  же.
4. Там же.
5. Из биографической справки. (ГАРФ. Фонд Р393 Опись 86. Дело 598. Цейтлин Борис Борисович, 1896 г.р.; Л. 1, 3-4, 8, 17).
6. Там же.
7. Там же.
8. РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 2, Д. 5. Л. 90. Цейтлин Борис Борисович. – оператор Москинохроники.
9. Из биографической справки. (ГАРФ. Фонд Р393 Опись 86. Дело 598. Цейтлин Борис Борисович, 1896 г.р.; Л. 1, 3-4, 8, 17).
10.  Дополнительные ассистенты Баранцевич и Стефанович также были в съемочной группе в Украине. Баранцевич отвечал за свет в сценах на шахте. Главным вторым оператором был Цейтлин; Куляев, судя по всему, участвовал скорее на раннем этапе в московских съемках и в съемках на Волховской ГЭС в Ленинградской области (из статьи «Энергия кино: Процесс и метанарратив в фильме Дзиги Вертова "Одиннадцатый" (1928)»).
11. 16 июля 1935 года в Горках состоялась встреча Ромена Роллана и Максима Горького с советскими кинематографистами. В ней приняли участие В. Пудовкин, А. Довженко, Э. Шуб, M. Ромм, Г. Рошаль, Г. Александров, Л. Трауберг, Ю. Райзман, М. Барская, Е. Соколовкая, Б. Бабицкий, Н. Лебедев, Б. Цейтлин, Г. Александров, М. Кауфман, Я. Чужин.
12. Журнал "Коммерсантъ Деньги"  от , стр. 59: ыл осужден на пять лет тюремного заключения с поражением в правах на три года по делу о растлении несовершеннолетних девушек" (ст. 152 УК РСФСР от 1929 года "Развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их, - лишение свободы на срок до пяти лет"; — прим. ред. #МузейЦСДФ).
13. Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 216).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1926 — Беспризорные; Производство: Совкино

1928 — Карандаш; культурно-производственный фильм; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм") по заказу Мосполиграфа; режиссер-оператор: Б. Цейтлин; ассистент: Л. Лабунский
1928 — Одиннадцатый (фильма об индустриализации Украинской ССР, главная роль в котором отводилась запорожской Днеп­рогэс); полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм"); реж. Дзига Вертов; главный оператор: Михаил Кауфман; операторы: Б. Цейтлин, Константин Куляев
1930  Энтузиазм. Симфония Донбасса; полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика "Украинфильм"; реж.: Дзига Вертов
1930 — Город под водой (фильм снимали в окрестностя Херсонеса; работа экспедиции Государственной Академии Искусствознания на раскопках, среди них водолазы ЭПРОНа); Производство: Ялтинская фабрика Востоккино ; реж.: В. Попова; операторы: Б. Цейтлин, Хаванов; оператор подводных съемок: Б. Цейтлин
1932 — Союзкиножурнал № 53; реж.: Н. Бобров; операторы: Соловьев, Б.Б. Цейтлин, И.Н. Вейнирович, А.Д. Черепанов, В.С. Нильсен
1932 — Интервью М. М. Литвинова (синхронное интервью с наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым перед его отъездом в Женеву на конференцию по разоружению 26. 01.1932 года); операторы: Б. Макасеев, Б. Цейтлин
1933 — Союзкиножурнал № 34/497; реж.:  Н. Кармазинский, Е. Мирович; операторы: Н. Степанов, М. Ошурков, Г.Т. Вьюнник, Ф. Шах, М. Лифшиц, Б. Цейтлин, Емельянов
1933 — Социалистическая деревня №18; киножурнал; реж.: И. Сеткина; операторы: Зернов, Писанко, Ципорин, Магакьян, Т. Бунимович, Б. Цейтлин 
1933  Высота 22 тысячи (кинохроникеры запечатлели полет в стратосферу на стратостате «Осоавиахим-1»: П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскина 30 января 1934 года в Кунцево; стратостат «Осоавиахим-1» достиг предельной высоты 22000 метром; стратостат потерпел аварию в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги, около деревни Потиж-Острог, Инсарского района, Мордовской автономной области; в гондоле, ударившейся со страшной силой о землю, были найдены тела погибших стратонавтов); реж.: Д. Яшин; операторы: М. Глидер, Р. Кармен, Б. Макасеев, Б. Небылицкий, Н. Самгин, Б. Цейтлин; асс. оператора: Е. Игнатович
1934 — А. В. Луначарский; реж.: Р. Гиков
1935 —  Социалистическая деревня № 4; киножурнал; операторы: М. Ошурков, Синеоков, Б. Цейтлин, Семененко
1935 — Социалистическая деревня № 19; киножурнал; реж.: И. Сеткина; операторы: А.М. Булдаков, М.И. Лившиц, Б. Цейтлин, Славин, Петров 
1935 — VII Всесоюзный съезд Советов (Речь В. М. Молотова на VII съезде Советов); операторы:  М. Ошурков, Б. Цейтлин, С. Коган; асс. оператора:  С. Семенов
1935 — VII Всесоюзный съезд Советов; киножурнал; операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, С. Коган; асс. оператора:  С. Семенов
1935 — VII Всесоюзный; спецвыпуск; реж.: С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин 
1935 — II Всесоюзный съезд колхозников-ударников; операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, Семененко  
1936 — К событиям в Абиссинии; спецвыпуск
1936 — Абиссиния (итало-эфиопская война); полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Ешурин, Б. Цейтлин 
1936 — Пионерия № 1; киножурнал; реж.: А. Ованесова; операторы: Писанко, Вихирев, Ковиат, Емельянов, Б. Цейтлин, В. Ешурин 
1936 — Наш Горький (похороны А. М. Горького); реж.: Л. Степанова; операторы:  Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт
1937 — Новые товарищи (дети из Испании отдыхают в пионерском лагере "Артек" в Крыму); реж.: М. Славинская
1942 — Союзкиножурнал № 36; реж.: С. Гуров; операторы: И. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин 
1942 — Полуостров Рыбачий (боевые действия Н-ской гвардейской дивизии на Карельском фронте в Баренцевом море на полуострове Рыбачий); реж.: И. Посельский; операторы:  Б. Цейтлин, Масленников 
1948 — Советский Азербайджан; реж.: М. Микаэлов, Исмаилов Г.; операторы: А. Алекперов, В. Збудский, С. Базалов, Т. Корецкий, М. Дадашев, М. Мустафаев, В. Еремеев, Б. Цейтлин 
1958 — Она стала сибирячкой (выращивание кукурузы в колхозах и совхозах Омской области); реж.: Н. Лебедев  

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Автор сюжетов первых номеров «Совкиножурнала». Снимал сюжеты для киножурналов: "Сибирь на экране" (73 номера в период: 1956 — 1959); "Новости дня" (1957 — 1958).

1957 — Новости дня № 30; реж.: М. Трояновский; операторы: И. Горчилин, К. Пискарев, А. Алекперов, С. Гусев, М. Попова, В. Кузин, А. Щекутьев, Г. Асланов, А. Грек, М. Ошурков, Б. Цейтлин, А. Аджибегишвили, С. Медынский, И. Филатов, Ю. Бородяев, Ю. Буслаев, М. Измайлова, А. Кричевский, Л. Панкин, А. Савин 

____________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронного каталога
РГАКФД
;  Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 216-217). Биография до 1925 года предоставлена историком О.И. Капчинским (со ссылкой на ГАРФ: Р 7523. Оп. 44. Д. 190. Л. 133;  ГАРФ. Фонд Р393 Опись 86. Дело 598. Цейтлин Борис Борисович, 1896 г.р.; Л. 1, 3-4, 8;  РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 2, Д. 5. Л. 90. Цейтлин Борис Борисович. – оператор Москинохроники.
).

Библиография

1931 — Б. Цейтлин. Киноаппарат под водой (Журнал "Пролетарское кино" №10-11 за 1931 год; с. 66-68)
1931 — Б. Цейтлин. Подводная киносъемка (Журнал "Пролетарское кино" № 7 за 1931 год; с. 61-63)

Награды

1937 — Орден «Знак Почёта»

Цитаты

[...]Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин.
В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис Цейтлин опустился на дно Черного моря недалеко от Севастополя, где незадолго до этого были открыты развалины древнего города, затонувшего, по свидетельству ученых-археологов, около 2500 лет назад. Смелый оператор решил заснять нa кинопленку эту редчайшую археологическую находку. Результатом его съемок был интересный фильм «Город в море» («Город под водой»; 1931; черно-белый; немой; съемки проводились в окресностях древнего Херсонеса; водолазы ЭПРОНа исследуют морское дно, где сохранились останки древнего города; Производство: Ялтинская кинофабрика Востоккино; режиссер: В. Попова; операторы: Б. Цейтлин, Хаванов; № 1489 в РГАКФД; — прим. ред.).
Развалины некогда цветущего города, его стены и башни, обросшие водорослями и многочисленными слоями морских ракушек, в освещенной таинственной синеве моря, с проплывающими рыбами, медузами и многочисленными животными самых причудливых форм,- все это не могло, не создавать поистине феерического зрелища. Помимо огромного познавательного интереса для широкой зрительской аудитории, съемки Б. Цейтлина были значительным вкладом в советскую археологическую науку.[...]

С.Н. Преображенский «Кино как метод научного исследования» (1948), Источник

[...]Когда мы вышли на просторные каменные ступени дома, оператор Цейтлин стал снимать Горького. Горький поглядывал на него угрюмо и не хотел ни позировать, ни притворяться, что разговаривает, — вообще делать кинематографические мизансцены. Какая-то мысль беспокоила его — он поглядывал по сторонам и вдруг спросил:
— Скажите, а можно мне с внучками сняться?
— Конечно, можно! — сказал Цейтлин.
Горький просиял.
— Дарья! Марфа! — стал громко кричать он.
Когда внучки прибежали, Горький, торопливо обхватив их, стал устраиваться как удобнее для съемки: теперь он безропотно исполнял все указания Цейтлина, присаживался на корточки, чтобы сравняться в росте со своими крохотными внучками, поднимал их, поворачивал к свету, все время стараясь подтолкнуть внучек поближе к аппарату и спрятаться за ними.
Это зрелище было настолько трогательным, что все мы, остановившись, смотрели на Горького: он был очарователен в своей любви к внучкам.[...]

Михаил Ромм (из книги "О себе, о людях, о фильмах"), Источник

[...]тема Красной армии освещалась в наших картинах в период мирного существования советского государства. Тема маневров: такие картины, как «Борьба за Киев» — о больших маневрах, и т.д.
Самое существование советского государства, находящегося в окружении капиталистических государств, сама идея защиты родины диктовала условия создания таких фильмов.[...]
Но первое боевое крещение наши операторы получали не только в своей стране, в съемках маневров и т.д. На съемке маневров, кстати сказать, также нелегко действовать в обстановке, когда идешь вместе с бойцом, но это—не настоящая война. А настоящее крещение боевое наши операторы получили на съемках войны в Абиссинии, например, когда итальянские фашисты напали на Абиссинию. Мы послали тогда операторов Цейтлина и Ешурина, которые снимали там военные действия. Есть целый фильм, который так и называется «Абиссиния». Операторы, которые сейчас вернулись из Абиссинии, говорят, что абиссинцы до сих пор показывают эту картину в особо торжественных случаях, потому что в этой картине видят запечатленной героическую борьбу против итальянских фашистов.[...]
Цейтлин Борис Борисович — оператор. В конце 1937 года был приговорен к пяти годам заключения с поражением в правах, по официальной формулировке, за содержание притона и растление несовершеннолетних. После отбывания наказания осужденные вместе с ним А. Кричевский и В. Иоселевич продолжили работу в кинохронике, а о судьбе Цейтлина ничего неизвестно. По некоторым данным, какое-то время он работал на Новосибирской киностудии [...]

Из лекции кинорежиссёра Ильи Копалина во ВГИКе 15 марта 1958 года., Источник

[ Страница дополняется материалами ]