Материалы, связанные с жизнью и деятельностью Б. Цейтлина в период до 1925 года, предоставлены иcториком, к.и.н., доцентом кафедры теории и истории государства и права Академии труда и социальных отношений О.И. Капчинским (автор книг о советских органах госбезопасности).
Последнее обновление: 07.11.2024.
Цейтлин Борис Борисович (08 апреля 1896, Варшава, Российская империя — 20 апреля 1961, Москва). Награждён орденом «Знак Почёта» (1937).
Родился 8 апреля 1896 года в Варшаве в семье мещан. Начальное образование получил в Варшаве, затем из-за процентной нормы (ограничения в общем образовании евреев в XIX – начале XX вв.; — прим. ред. #МузейЦСДФ) и, не имея возможность попасть в гимназию, на деньги дяди был отправлен на учебу в Германию, где окончил техническое училище в Митвайде. В начале Первой мировой войны три месяца как интернированный находился в солдатском лагере для военнопленных в Деберитце (Gefangenenlager Döberitz), затем освобожден как не подлежащий военной службе; окружным путем вернулся в Россию.[1]
В 1915 году окончил курсы братьев милосердия (медбрат в санотрядах). До 1916 в Союзе городов (Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам), затем был призван в армию и направлен рядовым в 39-й Сибирский Стрелковый полк, где его застал февральский переворот. Позже был направлен в учебную команду, затем в школу прапорщиков в Омске. С группой революционно настроенных юнкеров участвовал в разоружении школы и передаче оружия красногвардейцам, также сам присоединился к омским красногвардейцам.[2]
После Октябрьской революции (в современной истории России — октябрьский переворот) переехал в Москву, где работал в Рог.-Сим. совете, заведовал рядом национализированных домов.
В 1918 году Цейтлин был мобилизован на продфронт и отправлен в Сибирь (Омск), где поступил в распоряжение чрезвычайного комиссара по продовольствию А.Г. Шлихтера. Продотряд под руководством Цейтлин отправляется по Иртышу в казачьи станицы для реквизиции хлеба.[3]
Во время Колчаковского переворота в ноябре 1918 года был захвачен в плен. Находился в тюрьме в течение всего 1919 года. В начале 1920 года во время отступления белых из Новониколевска Цейтлину удалось укрыться в подвале тюрьмы, а затем перейти в Красную Армию. Работал в политотделе 51-й дивизии начальником клубного отдела, затем на той же должности в ПОарме 5 с Вольфовичем (начальник по политотделу 5-ой армии Моисей Вольфóвич).[4]
С июня 1920 — начальник информации особого отделения дивизии 5-ой армии, с августа — уполномоченный по шпионажу особого отдела полпредства ВЧК по Сибири.
С сентября 1920 — уполномоченный особого отдела Иркутской ГубЧК.
С октября 1920 — заведующий политбюро милиции Тункинского Дола Иркутской губернии.
С декабря 1920 — начальник особого отделения № 2.
С марта 1921 — начальник особого отделения № 3.
С июля 1921 — уполномоченный Иркутской ГубЧК, затем заместитель начальника Иркутского угрозыска. Заместитель начальника угрозыска Республики Крым. Заместитель начальника Центроугрозыска Украинской Республики.
С февраля 1923 по апрель 1924 — заместитель начальника особой группы по борьбе с бандитизмом ГПУ СССР. С 08 по 26 сентября 1924 — зам. начальника Харьковского угрозыска. В 1924 — начальник Ялтинского угрозыска.[5]
С 1 ноября 1924 по 08 декабря 1924 — уполномоченный по разработке активного п/о ОУР (уголовный розыск) ЦАУ (Центральное административное управление).[6]
С 1917 по 1922 состоял в партии, исключен при перерегистрации.[7]
29 октября 1924 принят в Москве на учет ОГПУ.[8]
Фото занимался с детства, фотографировал и на фронте. В 1925 году перешел на работу в «Культкино» — оператор, с момента централизации в «Совкино» хроники полгода был единственным оператором.[9]
Работает в кинопериодике. 1 апреля 1925 года на экраны выходит первый номер «Совкиножурнала». С 1926 года «Совкиножурнал» выходит регулярно. В штате киножурнала: Островский (зав. хроникой), заместитель и техруководитель Уланович, режиссеры-монтажеры Н. Н. Кармазинский и С. С. Лямин, операторы В. Л. Степанов и Б. Б. Цейтлин, помощник Ф. А. Леонтович, осветитель Е. Д. Лозовский. (В Музее кино хранится "Историческая справка" (ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13082317) о создании кинопериодики, составленная Н. Н. Кармазинским).
С 1928 по 1937 год — оператор Киевской кинофабрики ВУФКУ ( «Украинфильм»), затем Московской студии кинохроники.
В 1927 — 1930 годах — оператор в группе режиссёра Дзиги Вертова.
В 1927 году Вертов приступил к съемкам документального фильма об индустриализации Украинской ССР «Одиннадцатый» (рабочее название — «Путешествие по Украине» или «Украинская ССР»). В состав съемочной группы «Одиннадцатого» входили: жена Вертова — Елизавета Свилова (ассистент), кинооператоры Михаил Кауфман (брат Вертова), Борис Цейтлин, Константин Куляев и художественный руководитель (по другим данным —администратор) Абрам Кагарлицкий.[10]
Съемки проходили с 12 июня приблизительно по 7 ноября 1927 года. Официальный премьерный показ фильма состоялся 16 февраля 1928 года в Москве для членов Ассоциации революционной кинематографии (АРК).
«Фильма «Одиннадцатый» написана непосредственно киноаппаратом, не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. «Одиннадцатый» написана 1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3) социалистическом языке»
(Дзига Вертов. 28 февраля 1928 года)
Главный оператор одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм», 1930; реж.: Дзига Вертов). Были записаны не только подлинные шумы и звуки, впервые была проведена серия синхронных съемок (одновременная съемка изображения с записью звука).
В 1930 году Борис Цейтлин окончил курсы водолазов и, в отсутствии специальной техники, провел первые подводные съемки для фильма «Город под водой» (Ялтинская фабрика Востоккино; реж.: В. Попова).
16 июля 1935 года снимал в Горках встречу Ромена Роллана и Максима Горького с советскими кинематографистами[11].
А. М. Горький и Г. В. Александров в Горках во время встречи
с Роменом Ролланом. На втором плане стоит А. П. Довженко. 16 июля 1935 г.
Автор фото: Б. Б. Цейтлин.
В 1935 —1936 гг. снимал (совместно с оператором В. Ешуриным) военные кинорепортажи
во время итало-эфиопской войны в Абиссинии.
II Всесоюзный Съезд колхозников-ударников. На фото в центре сидят (справа налево): председатель СНК СССР В.М. Молотов, Народный комиссар обороны СССР М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Председатель Комиссии партийного контроля ВКП(б) Лазарь Каганович с группой фотокорреспондентов и кинооператоров «Союзкинохроники» (в третьем ряду сидят слева направо): Борис Цейтлин, Михаил Ошурков (слева от Кагановича), Петр Новицкий (с фотоаппаратом сидит второй во втором ряду), фотокор Михаил Калашников (в центре с фотоаппаратом; стоит между Сталиным и Ворошиловым); звукооператор и оператор Сергей Семенов (стоит за Молотовым [второй справа]); стоят на фото (в верхнем ряду слева): оператор Владимир Фроленко (второй слева), организатор кинопроизводства Виктор Иосилевич (четвертый слева); фотограф Иван Шагин (второй справа в нижнем ряду). 11–12 февраля1935 года. Источник: www.russiainphoto.ru.
2 феврале 1937 года Постановлением ЦИК СССР был награжден орденом «Знак Почета» за заслуги в области кинооператорского искусства.
Награждение деятелей культуры в Кремле. Предположительно конец 1936 или февраль 1937 года. На фото в центре (слева направо): Молотов Вячеслав Михайлович, Сталин Иосиф Виссарионович, Ворошилов Климент Ефремович, Будённый Семён Михайлович. Кинооператоры (в верхнем ряду слева направо): В.В. Соловьёв, Н.А. Лыткин, А.Г. Щекутьев, Б.Б. Цейтлин (с кинокамерой), фотограф Иван Шагин (в нижнем ряду третий справа) и другие. Фото из семейного архива Татьяны Степаевой (внучки оператора В.В. Соловьева).
В октябре 1937 года Борис Цейтлин был осужден на пять лет тюремного заключения с поражением в правах на три года по ст.152 УК РСФСР[12]. По некоторым данным дело было сфабриковано. Помимо Бориса Цейтлина по указанному делу проходили работники «Союзкинохроники»: оператор А. Кричевский, бывший управляющий трестом «Союзкинохроники» и директор ГУФКа В.С. Иосилевич.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 — 1943 гг. — специальный корреспондент журнала «Огонёк» и газеты «Сталинский сокол».
Снимал в декабре 1943 года в Харькове судебный процесс над нацистскими преступниками. Фотографии хранятся в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля.
Военные корреспонденты (слева направо): фотокор Борис Цейтлин, оператор Роман Кармен, писатель Константин Симонов. Вязьма,1943 год. Источник фото: www.diletant.media.
Фотография Цейтлина, Кармена и Симонова была сделана Яковом Халипом 13 марта 1943 году в г. Вязьма в 7 утра (источник информации: личный архив Р. Кармена).
После 1945 года работал на киностудиях Иркутска, Новосибирска, Омска.
В 1956 — 1959 — оператор Западно-Сибирской киностудии.
По некоторым данным мог работать на киностудии «Моснаучфильм»[13].
Скончался 20 апреля 1961 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Был женат.
1926 — Беспризорные; Производство: Совкино
1928 — Карандаш; культурно-производственный фильм; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм") по заказу Мосполиграфа; режиссер-оператор: Б. Цейтлин; ассистент: Л. Лабунский
1928 — Одиннадцатый (фильма об индустриализации Украинской ССР, главная роль в котором отводилась запорожской Днепрогэс); полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика ВУФКУ ("Украинфильм"); реж. Дзига Вертов; главный оператор: Михаил Кауфман; операторы: Б. Цейтлин, Константин Куляев
1930 — Энтузиазм. Симфония Донбасса; полнометражный; Производство: Киевская кинофабрика "Украинфильм"; реж.: Дзига Вертов
1930 — Город под водой (фильм снимали в окрестностя Херсонеса; работа экспедиции Государственной Академии Искусствознания на раскопках, среди них водолазы ЭПРОНа); Производство: Ялтинская фабрика Востоккино ; реж.: В. Попова; операторы: Б. Цейтлин, Хаванов; оператор подводных съемок: Б. Цейтлин
1932 — Союзкиножурнал № 53; реж.: Н. Бобров; операторы: Соловьев, Б.Б. Цейтлин, И.Н. Вейнирович, А.Д. Черепанов, В.С. Нильсен
1932 — Интервью М. М. Литвинова (синхронное интервью с наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым перед его отъездом в Женеву на конференцию по разоружению 26. 01.1932 года); операторы: Б. Макасеев, Б. Цейтлин
1933 — Союзкиножурнал № 34/497; реж.: Н. Кармазинский, Е. Мирович; операторы: Н. Степанов, М. Ошурков, Г.Т. Вьюнник, Ф. Шах, М. Лифшиц, Б. Цейтлин, Емельянов
1933 — Социалистическая деревня №18; киножурнал; реж.: И. Сеткина; операторы: Зернов, Писанко, Ципорин, Магакьян, Т. Бунимович, Б. Цейтлин
1933 — Высота 22 тысячи (кинохроникеры запечатлели полет в стратосферу на стратостате
1934 — А. В. Луначарский; реж.: Р. Гиков
1935 — Социалистическая деревня № 4; киножурнал; операторы: М. Ошурков, Синеоков, Б. Цейтлин, Семененко
1935 — Социалистическая деревня № 19; киножурнал; реж.: И. Сеткина; операторы: А.М. Булдаков, М.И. Лившиц, Б. Цейтлин, Славин, Петров
1935 — VII Всесоюзный съезд Советов (Речь В. М. Молотова на VII съезде Советов); операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, С. Коган; асс. оператора: С. Семенов
1935 — VII Всесоюзный съезд Советов; киножурнал; операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, С. Коган; асс. оператора: С. Семенов
1935 — VII Всесоюзный; спецвыпуск; реж.: С. Гуров; операторы: С. Гусев, Р. Кармен, С. Коган, Б. Макасеев, М. Ошурков, Б. Цейтлин
1935 — II Всесоюзный съезд колхозников-ударников; операторы: М. Ошурков, Б. Цейтлин, Семененко
1936 — К событиям в Абиссинии; спецвыпуск
1936 — Абиссиния (итало-эфиопская война); полнометражный; реж.: И. Копалин; операторы: В. Ешурин, Б. Цейтлин
1936 — Пионерия № 1; киножурнал; реж.: А. Ованесова; операторы: Писанко, Вихирев, Ковиат, Емельянов, Б. Цейтлин, В. Ешурин
1936 — Наш Горький (похороны А. М. Горького); реж.: Л. Степанова; операторы: Б. Цейтлин, Б. Макасеев, И. Беляков, Б. Небылицкий, В. Соловьев, Б. Бурт
1937 — Новые товарищи (дети из Испании отдыхают в пионерском лагере "Артек" в Крыму); реж.: М. Славинская
1942 — Союзкиножурнал № 36; реж.: С. Гуров; операторы: И. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин
1942 — Полуостров Рыбачий (боевые действия Н-ской гвардейской дивизии на Карельском фронте в Баренцевом море на полуострове Рыбачий); реж.: И. Посельский; операторы: Б. Цейтлин, Масленников
1948 — Советский Азербайджан; реж.: М. Микаэлов, Исмаилов Г.; операторы: А. Алекперов, В. Збудский, С. Базалов, Т. Корецкий, М. Дадашев, М. Мустафаев, В. Еремеев, Б. Цейтлин
1958 — Она стала сибирячкой (выращивание кукурузы в колхозах и совхозах Омской области); производство: Новосибирская студия кинохроники; реж.: Н. Лебедев; оператор
Автор сюжетов первых номеров «Совкиножурнала». Снимал сюжеты для киножурналов: "Сибирь на экране" (73 номера в период: 1956 — 1959); "Новости дня" (1957 — 1958).
1957 — Новости дня № 30; реж.: М. Трояновский; операторы: И. Горчилин, К. Пискарев, А. Алекперов, С. Гусев, М. Попова, В. Кузин, А. Щекутьев, Г. Асланов, А. Грек, М. Ошурков, Б. Цейтлин, А. Аджибегишвили, С. Медынский, И. Филатов, Ю. Бородяев, Ю. Буслаев, М. Измайлова, А. Кричевский, Л. Панкин, А. Савин
Газета «Сталинский сокол»
1942 — Герой Советского Союза т. Голубев получил высокую награду − второй орден Красного Знамени. На снимке: младший техник-лейтенант Наисаров прикрепляет орден на грудь летчика (23.10.1942).
1942 — Старший лейтенант Смирнов после возвращения из боевого полета (23.10.1942).
1942 — На командном пункте истребительной части. На переднем плане Герой Советского Союза полковник Данилов (30.10.1942).
1942 — Защитник Сталинграда, орденоносец старший лейтенант Решетов совершил 406 боевых вылетов, лично сбил 7 самолетов противника и 8 – в групповом бою (13.11.1942).
1942 — Защитник Сталинграда, орденоносец старший лейтенант Сальников (13.11.1942)
1942 — Лучший экипаж Н-ской бомбардировочной части, сделавший 215 боевых вылетов. Стоят на крыле: слева направо – штурман лейтенант Г. Власов, награжденный медалью «За отвагу», командир экипажа младший лейтенант П. Дерюжкин, награжденный орденом Красной Звезды, и стрелок-радист старший сержант К. Кочетков, награжденный орденом Красного Знамени (13.11.1942)
1942 — Летчицы-истребители Сталинградского фронта (13.11.1942)
1942 — Воздушные разведчики. Разведывательный экипаж лейтенанта Свирчевского. На снимках: 1. Перед вылетом на задание экипаж еще раз уточняет по карте маршрут. 2. Разведчики надели кислородные маски. Все готово к отлету. 3. Задание выполнено. «Пе-2» возвращается на свой аэродром. 4. Из самолета немедленно достают кассету с фотоснимками. 5. Острые глаза дешифровщиков Мирошниченко (слева) и Коровейкова находят на снимке даже хорошо замаскированные врагом об'екты. 6. Фотоснимок деревни, подожженной фашистскими карателями. 7. Экипаж разведчика (слева направо): штурман старший лейтенант Глыба, командир экипажа лейтенант Свирчевский и стрелок-радист старшина Свистунов. Калининский фронт. (27.11.1942)
1942 — Стрелок-радист старший сержант Кочетков в одном воздушном бою уничтожил три «Мессершмитта-109». Тов. Кочетков награжден орденом Красного Знамени. (27.11.1942)
1942 — Воюют отлично (11.12.1942)
1942 — Северо-западнее Сталинграда (11.12.1942)
1942 — Сбитый фашистский бомбардировщик (11.12.1942)
1942 — Механик звена техник-лейтенант Локтионов (11.12.1942)
1942 — Подготовка бомбардировщика к боевому вылету (01.01.1943)
1942 — На снимках Герои Советского Союза (05.06.1943)
1943 — Группа советских ассов, сбивших за последнее время на Кубани более сотни фашистских самолётов (11.06.1943)
1943 — Капитан Микитянский на моделях самолётов показывает, в каком положении ему пришлось вести воздушный бой (11.06.1943)
1943 — Майор Маслов вручает партийный билет добровольцу – лётчице гвардии лейтенанту Наташе Меклин (11.06.1943)
1943 — Жене Рудневой (11.06.1943)
1943 — Младший лейтенант А. Люльчак со своими «друзьями» (20.08.1943)
1943 — Подвиг старшего сержанта Богуна (03.09.1943)
1943 — Результаты штурмовки нашей авиацией вражеской автоколонны (10.09.1943)
1943 — После налёта советских штурмовиков (24.09.1943)
1943 — Экипаж бомбардировщика, потопивший 21 вражеское судно (29.09.1943)
[...]Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин.
С.Н. Преображенский «Кино как метод научного исследования» (1948), Источник
В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис Цейтлин опустился на дно Черного моря недалеко от Севастополя, где незадолго до этого были открыты развалины древнего города, затонувшего, по свидетельству ученых-археологов, около 2500 лет назад. Смелый оператор решил заснять нa кинопленку эту редчайшую археологическую находку. Результатом его съемок был интересный фильм «Город в море» («Город под водой»; 1931; черно-белый; немой; съемки проводились в окресностях древнего Херсонеса; водолазы ЭПРОНа исследуют морское дно, где сохранились останки древнего города; Производство: Ялтинская кинофабрика Востоккино; режиссер: В. Попова; операторы: Б. Цейтлин, Хаванов; № 1489 в РГАКФД; — прим. ред.).
Развалины некогда цветущего города, его стены и башни, обросшие водорослями и многочисленными слоями морских ракушек, в освещенной таинственной синеве моря, с проплывающими рыбами, медузами и многочисленными животными самых причудливых форм,- все это не могло, не создавать поистине феерического зрелища. Помимо огромного познавательного интереса для широкой зрительской аудитории, съемки Б. Цейтлина были значительным вкладом в советскую археологическую науку.[...]
[...]Когда мы вышли на просторные каменные ступени дома, оператор Цейтлин стал снимать Горького. Горький поглядывал на него угрюмо и не хотел ни позировать, ни притворяться, что разговаривает, — вообще делать кинематографические мизансцены. Какая-то мысль беспокоила его — он поглядывал по сторонам и вдруг спросил:
Михаил Ромм (из книги "О себе, о людях, о фильмах"), Источник
— Скажите, а можно мне с внучками сняться?
— Конечно, можно! — сказал Цейтлин.
Горький просиял.
— Дарья! Марфа! — стал громко кричать он.
Когда внучки прибежали, Горький, торопливо обхватив их, стал устраиваться как удобнее для съемки: теперь он безропотно исполнял все указания Цейтлина, присаживался на корточки, чтобы сравняться в росте со своими крохотными внучками, поднимал их, поворачивал к свету, все время стараясь подтолкнуть внучек поближе к аппарату и спрятаться за ними.
Это зрелище было настолько трогательным, что все мы, остановившись, смотрели на Горького: он был очарователен в своей любви к внучкам.[...]
[...]тема Красной армии освещалась в наших картинах в период мирного существования советского государства. Тема маневров: такие картины, как «Борьба за Киев» — о больших маневрах, и т.д.
Из лекции кинорежиссёра Ильи Копалина во ВГИКе 15 марта 1958 года., Источник
Самое существование советского государства, находящегося в окружении капиталистических государств, сама идея защиты родины диктовала условия создания таких фильмов.[...]
Но первое боевое крещение наши операторы получали не только в своей стране, в съемках маневров и т.д. На съемке маневров, кстати сказать, также нелегко действовать в обстановке, когда идешь вместе с бойцом, но это—не настоящая война. А настоящее крещение боевое наши операторы получили на съемках войны в Абиссинии, например, когда итальянские фашисты напали на Абиссинию. Мы послали тогда операторов Цейтлина и Ешурина, которые снимали там военные действия. Есть целый фильм, который так и называется «Абиссиния». Операторы, которые сейчас вернулись из Абиссинии, говорят, что абиссинцы до сих пор показывают эту картину в особо торжественных случаях, потому что в этой картине видят запечатленной героическую борьбу против итальянских фашистов.[...]
Цейтлин Борис Борисович — оператор. В конце 1937 года был приговорен к пяти годам заключения с поражением в правах, по официальной формулировке, за содержание притона и растление несовершеннолетних. После отбывания наказания осужденные вместе с ним А. Кричевский и В. Иоселевич продолжили работу в кинохронике, а о судьбе Цейтлина ничего неизвестно. По некоторым данным, какое-то время он работал на Новосибирской киностудии [...]
[...]Хронику Гражданской войны в Испании вели Р. Кармен и Б. Макасеев, итало-фашисткую агрессию в Абиссинии снимали Ешурин и Б. Цейтлин. Не могу не сказать о Борисе Цейтлине, которому доверялись в опасные, подозрительные тридцатые годах заграничные командировки. Тогда НКВД с прилежанием присматривало за всеми подряд, и один неосторожный, опрометчивый шаг мог привести к принудительной поездке к берегам Колымы на несколько лет в качестве врага народа… Борис Борисович был человек пробивной, обаятельный, умеющий быстро устанавливать и поддерживать нужные знакомства. У него возникли хорошие, доверительные отношения с абиссинским монархом; он был довольно свободно вхож в его резиденцию. Думаю, работа в кино, высокий статус профессии кинематографиста в то время во многом способствовали авторитету Цейтлина. Во время захвата фашистами резиденции короля он вывез принца на своей корреспондентской машине под советским флагом и спас ему жизнь, за что последний был Цейтлину очень благодарен… Потом жизнь Бориса Борисовича из-за некоторых личных, бытовых слабостей привела его на нашу Восточно-Сибирскую киностудию, в довольно бедное тогда Забайкалье. (Это была, можно сказать, ссылка).[...]
Евгений Корзун, кинооператор, Источник
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронного каталога РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 216-217). Биография до 1925 года предоставлена историком О.И. Капчинским (со ссылкой на ГАРФ: Р 7523. Оп. 44. Д. 190. Л. 133; ГАРФ. Фонд Р393 Опись 86. Дело 598. Цейтлин Борис Борисович, 1896 г.р.; Л. 1, 3-4, 8; РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 2, Д. 5. Л. 90. Цейтлин Борис Борисович. – оператор Москинохроники.).