Самуил БУБРИК

режиссёр, сценарист

Полное имя:
Самуил Давидович БУБРИК

Дата рождения:
23 июня 1899
Белосток, Гродненская губерния, Белостокский уезд, Российская империя

Дата смерти:
16 октября 1965 (66 лет)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
режиссёр, сценарист

Краткая биография

Бубрик Самуил Давидович (10 (23) июня 1899, Белосток — 16 октября 1965, Москва) — режиссёр-документалист. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1948). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1949). Беспартийный.

Специализировавшийся в области документально-биографических фильмов.

"Родился в семье служащего в 1899 году. С 1908 по 1915 учился в Белостокском коммерческом училище. В 1915 вместе с родителями эвакуирован в Москву. Образование продолжал в Московском коммерческом училище, которое окончил в мае 1917 года. В том же году поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института и  в Художественную школу живописи, ваяния и зодчества ...
В 1920 году уехал в Берлин, где работал в различных советский организациях Внешторга...
В 1928 году поступил в режиссёрскую мастерскую С.М. Эйзенштейна при Государственном техникуме кинематографии.
В конце 1929 пришёл на кинопроизводство. Работал сначала ассистентом режиссёра на фабрике «Культурфильм», а с 1932 года режиссёром «Союзкинохроники» (позднее — Центральной студии документальных фильмов).
В течение 1931 —1935 годов работал в выездных редакциях кинопоезда.
Начиная с 1937 года принимал участие в выпуске киножурнала «Советское искусство».
С 1938 года снимаю главным образом историко-биографические документальные фильмы. Ряд из них отмечен премиями на Международных кинофестивалях..."
Из автобиографии, написанной Самуилом Бубриком 27 марта 1958 года (хранилась в архиве ЦСДФ[1

С 1931 года работал в выездной редакции кинопоезда  «Союзкинохроники». Редакция в составе режиссеров Я. БлиохаС. Бубрика, операторов Б. МакасееваС. Хмелева, асс. оператора П. Лампрехта выезжает на стройки Урало-Кузнецкого бассейна, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям в основном критические киносюжеты. Киноредакция побывала на Кузнецстрое, шахтах Кузбасса и др. 
В январе 1932 — марте 1933 — командовал агитационным кинопоездом «Союзкинохроники» режиссер Александр Медведкин (участник Гражданской войны, политработник 1-й Конной армии).

«Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. Бубрик, С. Гуров, Н. Кармазинский, Ф. Киселёв, В. Ешурин, М. Трояновский, А. Кричевский и другие видные кинодокументалисты»
(Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981))

Самуил Бубрик был автором сценария большинства своих картин. Снимал авиапарады (1935, 1938, 1939, 1940) совместно с режиссёрами — Рафаилом Гиковым, Ириной Сеткиной, Лидией Степановой, Марьяной Фиделевой

В начале Великой Отечественной войны (1941 — лето 1942) находился в эвакуации вместе с киностудией в Куйбышеве (ныне Самара) — Центральная студия кинохроники была эвакуирована из Москвы на базу Куйбышевской студии кинохроники (осенью 1941 года в Куйбышев из Москвы были эвакуированы госучреждения; часть творческих работников Центральной студии кинохроники была эвакуирована в Куйбышев, часть в Алма-Ату, где продолжили работу на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), которая была создана на базе Алма-Атинской студии художественных фильмов и эваку­ированных в Алма-Ату «Мосфильма» и «Ленфильма»; — прим. ред. #МузейЦСДФ).

В 1942 — 1943 гг. — режиссер киножурналов «Советское искусства» (выходил в 1933 — 1945 гг.) и «Новости дня» (киножурнал выходил с 1944 по 1983 годы пять раз в месяц).

Умер Самуил Бубрик в 1965 году. Среди его бумаг были обнаружены рукописи интересных теоретических работ о становлении и развитии документально-биографического жанра в документальном кино; воспоминания о встречах с ГорькимМаяковскимЕсенинымЭйзенштейном, другими деятелями русской и зарубежной культуры, оказавшими на него влияние; яркие, сочные биографические заметки, поражающие превосходным знанием быта, типажей различных социальных слоёв.

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные документы, связанные с жизнью и творчеством Самуила Бубрика, фотографии, переписка, в том числе: 

  • статьи "Опыт работы выездных киноредакций" (1931), "О документально-биографическом фильме" (1958) и др.;
  • литературные и режиссерские сценарии, монтажные листы, фото кадров, планы съемок фильмов: "Максим Горький" по сценарию Л. В. Никулина (1941 — 1958), "Ферапонт Головатый" (1943), "Праздник песни Советской Латвии" (1948), "Пушкин" (1949) и др.  (1941 — 1964);
  • доклады, очерки, заметки: о работе кинооператоров, об И.П. Копалине, С.Я. Маршаке и др. (1952 — 1963);
  • выступления на обсуждениях сценариев и фильмов (1950 — 1963);
  • воспоминания: "Встречи с Эйзенштейном", "На юбилее Шаляпина" и др. (1960 — 1965);
  • автобиографии 2 (1958, 1962; всего около 40 рукописей);
  • статьи и заметки о С. Д. Бубрике (1934 — 1965);
  • письма С. Д. Бубрика (машинописные копии): И.Г. Большакову (1949), С.С. Гейченко (1949), В.В. Ермилову (1953), Н.Д. Зелинскому (1951), О.Н. Писаржевскому (1961), Ю.И. Солнцевой (1961) и др. 
  • Литературные сценарии и дикторские тексты: А. Н. Анастасьев "К. С. Станиславский" (1962), П. П. Бажов "Искусство Урала в дни войны" (1943), В. В. Ермилов "Чехов" (1954) и др. 
  • Почетные грамоты С. Д. Бубрика (1932 — 1949);
  • афиши кинофильмов (1936 — 1964);
  • договоры и переписка с киностудиями (1948 — 1964);
  • Адреса, поздравительные телеграммы С. Д. Бубрику в связи с присуждением Государственной премии, с награждениями и юбилеями: Мин-ва кинематографии СССР, Центральной студии документальных фильмов и др. киноорганизаций (1948 — 1959);
  • Фото С. Д. Бубрика, индивидуальные и в группах с И. Э. Грабарем, Й. Ивенсом, В. И. Качаловым, М. М. Климовым, О. Л. Книппер-Чеховой, Г. М. Кржижановским, А. Н. Крыловым, Кукрыниксами, Н. Ф. Погодиным, П. П. Соколовым-Скаля, Н. С. Тихоновым, М. И. Царевым и др., 49 (1931 — 1961).

_______________________
1) Самуил Бубрик (из книги "Летописцы нашего времени". Режиссёры документального кино; с. 161- 162; составители: Г. Прожико, Д. Фирсова,  — М.; Изд. "Искусство", 1987)  

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1931 — За качество (работа цехов на заводе "Динамо"; строительство Магнитогорского металлургического комбината; Днепрогэс.); полнометражный; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: Я. Блиох, С. Бубрик; операторы: В. Боков, Б. Макасеев 
1932 — 15-я годовщина Октября (Пятнадцатый Октябрь); Производство: Союзкинохроника;  режиссеры: Я. Блиох, С. Бубрик; звукооператор Н. Бертран (учетный № РГАКФД: 2818)
1932 — Пятнадцатый Октябрь; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: Я. Блиох, С. Бубрик;  (учетный № РГАКФД: 13518)
1933 — Товарищ прокурор (о показательном "суде" над паровозной бригадой); реж.: С. Бубрик, С. Гуров; операторы: В. Соловьёв, Г. Шулятин
1933 — Звено Победы; Производство: Кинопоезд им. Ворошилова; оператор: И. Антонов
1935 — Возвращённая жизнь
1936 — Праздник народов (празднование 19-ой годовщины Октября в Москве); режиссеры: И. Сеткина, С. Бубрик, С. Гуров 
1935 — Возвращённая жизнь
1935 — Борьба за Киев (фильм о маневрах вооруженных частей Киевского военного округа); полнометражный; Производство:  Союзкинохроника и "Союзтехфильм"; режиссеры: Н. КармазинскийЛ. Анци-Половский, С. Бубрик, П. Малахов; операторы: операторы: А. Лебедев и др.; другие создатели: Л. П. Штейнберг, Н. Бертран, Б. Верховский
1936 — Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г.
1937 — Путешествие по СССР
1937 — Визит дружбы ( пребывание американских эсминцев № 213, 217, 211 и флагманского крейсера "Аугуста" на рейде во Владивостокском порту)
1937 — Подвиг сталинских соколов (беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто — беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый 12 — 14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — М.М. Громов, второй пилот — майор А.Б. Юмашев и штурман — военинженер 3-го ранга С.А. Данилин)
1937 — Приятного аппетита
1940 — Памяти Б.В. Щукина (прощание с Народным артистом Союза ССР) 
1940 — Владимир Маяковский (новая редакция фильма — 1955)
1940 — Максим Горький (новая редакция фильма — 1958)
1940 — В Советской Литве
1940 — В Советской Латвии
1940 — В Советской Эстонии
1940 — Праздник сталинской авиации (авиапарад в Москве в Тушино)
1941 — Максим Горький
1944 — За честь, свободу и независимость (митинг славян-воинов в Москве); режиссер; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, Б. Макасеев, С. Семенов, Р. Халушаков 
1944 — Гимн Советского Союза; режиссер; оператор: С. Семенов; звукооператор: В. Котов; ассистент режиссера: М. Спандарян

1945 — Праздник советской науки (о праздновании 220-летнего юбилея Академии наук СССР)
1945 — Первомайский парад в Москве; режиссеры: И. Венжер, И. Сеткина, С. Бубрик
1945 — Подписание акта о капитуляции Японии; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
1946 — Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР; операторы: Г. Бобров, Т. Бунимович, Б. Дементьев, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгольский, Н. Петросов, А. Щекутьев
1947 — Наш кандидат Н.Г. Клюева
1947 — Слава Москве (празднование 800-летия города Москвы); режиссеры: И. Посельский, К. Шапка, С. Бубрик, Я. Бабушкин
1947 — Всесоюзный парад физкультурниковполнометражный; цветной; режиссеры:  С. БубрикИ. Венжер; главные операторы: И. БеляковВ. ДоброницкийМ. Трояновский; операторы:  Т. Бунимович, М. Гиндин, М. Глидер,  А. Козаков, П. КасаткинС. КоганБ. МакасеевВ. МикошаЮ. МонгловскийМ. ОшурковС. СеменовА. ХавчинВ. ЦитронА. ШафранА. Щекутьев; Г. Асатиани, А. БрантманГ. ГиберГ. ЗахароваС. Киселев, Ю. Кун, А. Левитан, Я. Марченко, Г. МонгловскаяМ. ПосельскийО. РейзманА. СеминМ. СиленкоР. ХалушаковБ. ШерСталинская премия (1948)
1948 — Виссарион Белинский; режиссеры: С. Бубрик, В. Николаи
1948 — Праздник песни Советской Латвии
1949 — Пушкин; полнометражный; режиссеры: С. Бубрик, В. Николаи; операторы: А. Левитан, В. Микоша, Г. Бобров, А. Семин, А. Шафран, Н. Долгов, А. Хавчин 
1949 — Мир победит войну (о Всесоюзной конференции сторонников мира); режиссер: С. Бубрик, С. Герасимов, Е. Свилова
1951 — Академик Зелинский
1951 — Юбилей Большого театра; режиссер; главный оператор: Левитан А.; операторы: Беляков И., Епифанов Г., Захарова Г., Макасеев Б., Монгловская Г., Монгловский Ю., 
Ошурков М., Семин А., Хавчин А., Ходяков В.; музыкальное оформление: Ройтман А.; асс. режиссёра; Плотникова В.
1951 — Москва голосует за пакт мира
1951 — Дело мира победит (Открытие Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве)
1953 — Лев Толстой; полнометражный; реж.: С. Бубрик; авторы сценария: Л. Никулина, С. Бубрик; оператор: Е. Ефимов; звукооператор: К. Никитин; асс. режиссера: Л. Дербышева
1954 — А.П.Чехов (новая редакция — 1959)
1955 —1905 год  (хроникально-документальный, историко-публицистический фильм, посвященный революции 1905 года в России)
1956 — Достоевский; режиссёр, сценарист в соавторстве с В.В. Ермиловым
1958 — Роберт Бернс (к 200-летию со дня рождения); оператор: П. Касаткин; сценарист в соавторстве с С.Я. Маршаком
1958 — На международной ярмарке в Осака
1960 — Надежда Константиновна Крупская
1960 — Вива, Куба!
1960 — А.И. Микоян в Кубинской Республике
1960 — Искусство страны гор (декада искусства и литературы Северо-Осетинской АССР в г. Москве)
1961 — Рабиндранат Тагор; сценарист в соавторстве с М.Л. Матусовским
1960 — Четверо отважных (фильм посвящен советским воинам — героям 49-дневного дрейфа в Тихом океане на барже Т-36, потерпевшей бедствие во время шторма) 
1961 — Творение света (об академике С.И. Вавилове)
1962 — Путешествие в мир книг (о Государственной публичной библиотеки им. Ленина); сценарист в соавторстве с М.Л. Матусовским
1963 — Станиславский: оператор: П. Касаткин
1963 — Герои не умирают (о выдающихся советских военачальников: Маршалов Советского Союза М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, А.И. Егоров, Командармов первого ранга И.Э. Якир, И.П. Уборевич)
1964 — Всесоюзный староста (о М.И. Калинине)
1965 — Через горы времени (фильм о деятельности В.И. Ленина в период Первой мировой войны с 1914 по 1917 годы)

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Режиссер киножурналов: "Союзкиножурнал" (1935 – 1942), "Советское искусство" (1938 – 1944), "СССР на экране" (1942), "Искусство" (1959), "Новости дня (1945 – 1954). 

1942 — Союзкиножурнал № 2; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: Н. Блажков, В. Страдин, И. Беляков, М. Барбутлы, А. Крымов, А. Эльберт; асс. режиссера: И. Генина; звукооператор: Л. Семкина; музоформитель: М. Фрейвель
1942 — Союзкиножурнал №12; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: Я. Берлинер, Н. Большаков, Н. Киселев, В. Цитрон, О. Ройзман, А. Хавчин 
1942 — Союзкиножурнал №16; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: А. Хавчин, В. Цитрон, Н. Киселев, Н. Степанов, М. Середницкий, А. Сухов, Е. Мухин 
1942 — Союзкиножурнал № 27; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: А. Сологубов, И. Степанов, М. Ошурков, В. Мищенко 
1942 — СССР на экране № 3; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; операторы: И. Беров, Г. Бобров, Г. Донец, И. Беляков, В. Доброницкий, В. Головня, П. Ногин, В. Страдин, В. Цитрон; музоформитель: М. Фрейвель; звукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: И. Генина 
1942 — Советское искусство № 5; Производство: Куйбышевская студия кинохроники; режиссер; оператор: В. Цитрон 

________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Библиография

1931 — Я. БЛИОХ, С. БУБРИК. Опыт работы выездных киноредакций (Пролетарское кино №12 за 1931 год)
1932 — С. Бубрик, Мих. Максимович. Киноредакции (Журнал "Пролетарское кино" № 6 за 1932 год; с. 26-34)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1949 — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР

Награды

1948 — Сталинская премия (за фильм «Парад физкультурников» (1947))

Цитаты

[...]Эйзенштейн иногда давал слушателям отдельные практические задания. Для Бубрика самым памятным осталось следующее. Эйзенштейн предложил ему сделать режиссёрскую разработку на материале «жизни» Советской площади в Москве в вечерние часы, показав её в трёх аспектах: через патетику, печаль и лирику.
Бубрик потом не раз говорил и писал, что, выполняя эту работу, он впервые ощутил романтику своей будущей профессии – кинодокументалиста-исследователя.
На всю жизнь у него сохранились воспоминания, как по нескольку раз, удивляя постовых, он обходил эту площадь шагом, определяя приблизительный её размер. Он затвердил до мелочей рисунки лепнины и барельефы на здании Моссовета, по памяти он представить с любой точки площади, как выглядят детали обелиска Свободы, стоявшего тогда на месте монумента Юрию Долгорукому. Знакомился и заговаривал с разными людьми, встречавшимися ему, деловитыми и строгими комсомольцами-дежурными, милиционерами, спешащими домой с работы совслужащими, озабоченными командированными, даже с лицами сомнительных профессий, фланирующими между престижными в то время гостиницами «Дрезден» и «Лондон». Поднимался на строительную площадку здания института Маркса-Энгельса-Ленина, напоминавшую палубу океанского корабля…
Увлёкшись выполнение своего задания, Бубрик прочёл множество книг, так или иначе имевших отношение к истории Советской площади. Эйзенштейн был немало удивлён, например, когда Бубрик упомянул о том, что в гостинице «Лондон» в 1882 году при весьма таинственных обстоятельствах скончался герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов генерал Иван Дмитриевич Скобелев. Бубрик выложил перед аудиторией несколько вариантов причин убийства знаменитого генерала. Была подробно рассмотрена и режиссёрски разработана версия, предполагавшая, что смерть Скобелева произошла от действия яда, подсыпанного нанятыми агентами германского Генерального штаба.
Эйзенштейн высоко оценил работу Бубрика, отметил его умение, пользуясь документальными фактами, выстраивать остроконфликтное действие.
Большое влияние в формировании будущего режиссёра сыграла и его производственная практика на фильме Эйзенштейна «Старое и новое», где он принимал участие в павильонных съёмках.[...]

В. Берман, Источник

[ Страница дополняется материалами ]