Лифшиц [часто в титрах, документах указан как М. Лившиц] Михаил Ильич (07 (20) апреля1905, г. Конотоп, Конотопский уезд, Российская империя (ныне Сумская область, Украина) — 25 ноября 1986, Москва) — оператор документального кино. Беспартийный. Член Союза кинематографистов СССР (СК СССР) с 1959 года.[1]
С 1924 года работал киномехаником. Окончил электротехнический техникум.
В кино с 1930 года. Снимал спецвыпуски строительства комбината им. Сталина в Бобриках, начало строительства Магнитостроя.
С 19 января 1932 — оператор кинопоезда «Союзкинохроники».[2]
В 1932 — 1934 годах работал в составе группы выездной редакции кино-фабрики поезда им. К. Е. Ворошилова также известный как кинопоезд режиссера Александра Медведкина (участника Гражданской войны, политработника 1-й Конной армии).[3]
В 1936 —1938 — на Московской студии кинохроники.
С мая 1938 — по 1940 — на Ростовской студии кинохроники.
В 1941 — 1942 — на Центральной студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 1942 года. Звание: ст. техник-лейтенант.
Принимал участие в создании фильмов и сюжетов «Штурм Новороссийска», «Битва за Севастополь», «Освобождение Пскова», «Штурм и высадка десанта в Петсамо», «Рейд подводной лодки и потопление вражеского транспорта», «День Победы на Северном флоте» и др.[4]
Награжден орденом Красной Звезды (1945), орденом Отечественной войны II степени (1985).
С июля 1945 до сентября 1950 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С октября 1950 по 1952 — на Махачкалинском корпункте Северо-Кавказской студии кинохроники.
В 1953 — на Иркутской студии кинохроники (корпункты в Хакасии и Туве).
В 1954 — 1959 — на Магаданском корпункте Дальневосточной студии кинохроники.
Данных нет.
1930 — Подмосковный гигант (добыча угла в Подмосковье); режиссер: С. Гуров; операторы: М. Ошурков, М. Лифшиц
1931 — Красный спорт [Готов к труду и обороне] (отборочные соревнования на Московском стадионе "Динамо" к Берлинской спартакиаде); реж.: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, М. Лифшиц, М. Ошурков
1932 — Письмо колхозникам; оператор
1932 — 1 Мая в Москве; реж. Я. Посельский; оператор в соавторстве
1937 — Рыбные богатства Дальнего Востока; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссер: М. Фиделева; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, М. Лифшиц, М. Оцеп, В. Соловьев, К. Теплухин, А. Щекутьев; музоформитель: В. Смирнов; звукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: З. Дембовская, Полякова
1941 — Крепи противопожарную оборону; реж.: И. Посельский; операторы: О. Рейзман, М. Лившиц; музоформитель: А. Гран; звукооператор: В. Нестеров
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; реж.: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова; звукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: Г. Кумяльский
1944 — Битва за Севастополь (фильм о героическом освобождении Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков Крыма и Севастополя в 1944 году; показаны документальные кадры военных действий: на море, в воздухе и на суше. ); полнометражный; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолка, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — В день Победы (празднование Дня Победы: в Москве, Ростове на Дону, станице Вешенская, бухте Тикси, Варшаве, воинской части в Австрии на кораблях Северного флота, Грузии, Киеве); реж.: И. Венжер; операторы: Г. Асланов, И. Беляков, Г. Гибер, А. Грек, К. Дупленский, Г. Захарова, А. Каиров, М. Лифшиц, Б. Макасеев, В. Петров, Г. Попов, А. Роговский, П. Русанов, А. Свинцов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Цитрон, М. Цирюльников; звукооператор: В. Котов
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); реж.: Я. Посельский; операторы: Н. Архангельский, И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, А. Брантман, Т.Бунимович, С. Гусев, Д. Ибрагимов, Л. Качурян, Ф. Короткевич, А. Крылов, М. Лифшиц, М. Ошурков, М. Оцеп, В. Пахомов, К. Писанко, В. Фроленко, Р. Халушаков, А. Шафран, Б. Шер, В. Штатланд
1949 — 1 - Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); режиссеры: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — 1 Мая 1949 года; полнометражный; реж.: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков, Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — За высокий урожай; реж.: Е. Свилова; операторы: М. Аранышев, А. Булдаков, Н. Вихирев, А. Гриберман, Г. Егоров, М. Каюмов, Н. Киселев, Н. Ковальчук, А. Крылов, М. Лифшиц, Ю. Монгловский, М. Пойченко, Г. Попов, Н. Рябов, А. Семененко, А. Семин
Снял более 500 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "На страже СССР", "Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня", "Северный Кавказ", "Восточная Сибирь", "Советский Дальний Восток" и другие.
1943 — Союзкиножурнал № 21; режиссер: И. Сеткина; асс. режиссера: З. Дембовская; оператор 5-го сюжета "Черноморский флот"(одна из баз; боевые действия эскадры); режиссер: М. Лифшиц, А. Солодовкин, К. Кутуб-Заде, М. Сегаль, П. Оппенгейм, Р. Кармен, В. Доброницкий, Е. Лозовский, А. Смолка, В. Афанасьев, И. Запорожский; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор В. Нестеров
______________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 565-567); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 750). Награды: информационный портал Минобороны РФ "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 — 1945).
[...]Социалистический счет, одна из наиболее действенных форм кинематографа, помогающего на конкретных участках советского строительства, форма наиболее оперативная, также разрешается Медведкиным путем использования хроники. Лозунг навстречу зрителю расшифровывается кинопоездом, как обязывающий идти плечом к плечу с этим зрителем, как обязывающий вести за собой этого зрителя. Они уже хорошо знакомы друг с другом — упрямый режиссер Медведкин и многотысячный зритель работ кинопоезда.
Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник
Число таких характеристик можно было бы значительно увеличить. Можно было бы говорить о Кауфмане, ярчайшем представителе неугомонного племени искателей, искателей новых, необычайных методов построения фильмы. Можно было бы говорить о его ошибках, о его достижениях, а их много. Можно было бы говорить о Иосифе Посельском, создавшем фильму «Москва». Можно было бы говорить о ветеранах кинохроники, о Кармазинском, Гурове, Сеткиной, говорить о замечательном человеческом материале, которым располагает кинохроника. Растут выдвинутые хроникой молодые творческие работники: Слуцкий, Самгин, Ошурков, B. Соловьев, Лившиц, Алекс. Лебедев и другие, работающие в Ленинграде, Харькове, Ростове.[...]
[ Страница дополняется материалами ]