Михаил ЛИФШИЦ

кинооператор

Полное имя:
Михаил Ильич ЛИФШИЦ

Дата рождения:
20 апреля 1905
г. Конотоп, Конотопский уезд, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
25 ноября 1986 (81 год)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Лифшиц [часто в титрах, документах указан как М. Лившиц] Михаил Ильич (07 (20) апреля1905, г. Конотоп, Конотопский уезд, Российская империя (ныне Сумская область, Украина) — 25 ноября 1986, Москва) — оператор документального кино. Беспартийный. Член Союза кинематографистов СССР (СК СССР) с 1959 года.[1]

С 1924 года работал киномехаником. Окончил электротехнический техникум.

В кино с 1930 года. Снимал спецвыпуски строительства комбината им. Сталина в Бобриках, начало строительства Магнитостроя.

С 19 января 1932 — оператор кинопоезда «Союзкинохроники».[2]

В 1932 — 1934 годах работал в составе группы выездной редакции кино-фабрики поезда им. К. Е. Ворошилова также известный как кинопоезд режиссера Александра Медведкина (участника Гражданской войны, политработника 1-й Конной армии).[3]

В 1936 —1938 — на Московской студии кинохроники.
С мая 1938 — по 1940 — на 
Ростовской студии ки­нохроники.
В 1941 — 1942 — на Центральной студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 1942 года. Звание: ст. техник-лейтенант.

  • С августа 1943 — оператор киногруппы Черноморского флота.
  • С мая 1944 — оператор киногруппы Северного флота, 3-го Прибалтийского фронта.

Фронтовые кинооператоры (слева направо): Михаил Лифшиц и Михаил Пойченко. Новороссийск. Сентябрь 1943 года. Автор фото: Е. Халдей. Фото из частного архива.

Принимал участие в созда­нии фильмов и сюжетов «Штурм Новороссийска», «Битва за Севастополь», «Освобождение Пскова», «Штурм и высадка десанта в Петсамо», «Рейд подводной лодки и потопление вражеского транспорта», «День Победы на Северном флоте» и др.[4]

Награжден орденом Красной Звезды (1945), орденом Отечественной войны II степени (1985).

С июля 1945 до сентября 1950 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С октября 1950 по 1952 — на Махачкалинском корпункте Северо-Кавказской студии кинохроники.
В 1953 — на Иркутской студии кинохроники (корпункты в Хакасии и Туве).
В 1954 — 1959 — на Магаданском корпункте Дальневосточной студии кинохроники.

______________________________
1. Даты жизни указаны в соответствии с информацией справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 565).
2. Там же.
3. Кинопоезд имени К.Е. Ворошилова вышел на крупнейшие стройки страны 15 января 1932 года. Бригада кинопоезда насчитывала 32 человека — режиссёр, кинооператор и работники технических служб. За перый год работы кинопоезда было снято 72 фильма полезным метражом около 25 тысяч метров. В вагонах кинопоезда размещались кинофотолаборатории, монтажная, мультцех, редакция, типография, электростанция. За 1932 — 1934 годы кинопоезд А. Медведкина совершил 12 рейсов. За это время кинобригада выпустила более сотни киногазет, киноочерков, фельетонов, комедий, мультшаржей, киноплакатов, инструктивно-технических и учебных фильмов. «Отъездив в поезде 294 дня, создав более семидесяти фильмов и, главное, сколотив живой и монолитный коллектив, Медведкин в начале 1933 года передал командование поездом другому режиссеру — Якову Блиоху, по многозначительной случайности, тоже бывшему буденовцу-красноармейцу. Этот поезд работал на стройках второй пятилетки ещё несколько лет. В его работе принимали участие С. БубрикС. ГуровН. КармазинскийФ. КиселёвВ. ЕшуринМ. ТрояновскийА. Кричевский и другие видные кинодокументалисты» (Из книги Р. Юренева "Александр Медведкин, сатирик" (1981)
Первой выездной киноредакцией, созданной фабрикой Союзкинохроники, следует считать редакцию, посланную фабрикой (тогда еще сектором хроники) в 1930 году в Донбасс, в связи с прорывом на угольном фронте. Эта первая выездная киноредакция продемонстрировала в Донбассе пять своих выпусков. 6 июля 1931 года выездная киноредакция в количестве пяти работников, снабженная, съемочным стационарным аппаратом и одним автоматом, выехала из Москвы в предоставленном НКПС вагоне в Новосибирск. В период с июля по октябрь  редакцией было выпущено пять киножурналов. (Источник: журнал "Пролетарское кино" № 12 за 1931 год)
4. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 750).

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1930 — Подмосковный гигант (добыча угла в Подмосковье); режиссер: С. Гуров; операторы: М. Ошурков, М. Лифшиц 
1931 — Красный спорт [Готов к труду и обороне] (отборочные соревнования на Московском стадионе "Динамо" к Берлинской спартакиаде); реж.: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, М. Лифшиц, М. Ошурков 
1932 — Письмо колхозникам; оператор
1932 — 1 Мая в Москве; реж. Я. Посельский; оператор в соавторстве
1937 — Рыбные богатства Дальнего Востока; полнометражный; производство:  Московская студия кинохроники; режиссер: М. Фиделева; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, М. Лифшиц, М. Оцеп, В. Соловьев, К. Теплухин, А. Щекутьев; музоформитель: В. Смирнов; звукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: З. Дембовская, Полякова
1941 — Крепи противопожарную оборону; реж.: И. Посельский; операторы: О. Рейзман, М. Лившиц; музоформитель: А. Гран; звукооператор: В. Нестеров
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; реж.: Я. Посельский; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова; звукооператор: Д. Овсянников; асс. режиссера: Г. Кумяльский
1944 — Битва за Севастополь (фильм о героическом освобождении Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков Крыма и Севастополя в 1944 году; показаны документальные кадры военных действий: на море, в воздухе и на суше. ); полнометражный; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. МикошаД. ШоломовичИ. Аронс, В. Афанасьев, Я. БерлинерК. ДупленскийИ. ЗапорожскийД. КаспийЛ. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. СмолкаВ. СущинскийБ. ЩадроновГ. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — В день Победы (празднование Дня Победы: в Москве, Ростове на Дону, станице Вешенская, бухте Тикси, Варшаве, воинской части в Австрии на кораблях Северного флота, Грузии, Киеве); реж.: И. Венжер; операторы:  Г. Асланов, И. Беляков, Г. Гибер, А. Грек, К. Дупленский, Г. Захарова, А. Каиров, М. Лифшиц, Б. Макасеев, В. Петров, Г. Попов, А. Роговский, П. Русанов, А. Свинцов, А. Хавчин, Р. Халушаков, В. Цитрон, М. Цирюльников; звукооператор: В. Котов
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); реж.: Я. Посельский; операторы: Н. Архангельский, И. Беляков, И. Бессарабов, Г. Бобров, А. Брантман, Т.Бунимович, С. Гусев, Д. Ибрагимов, Л. Качурян, Ф. Короткевич, А. Крылов, М. Лифшиц, М. Ошурков, М. Оцеп, В. Пахомов, К. Писанко, В. Фроленко, Р. Халушаков, А. Шафран, Б. Шер, В. Штатланд
1949 — 1 - Мая (фильм о Первомайском празднике 1949 год в Москве); режиссеры: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — 1 Мая 1949 года; полнометражный; реж.: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков, Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин 
1949 — За высокий урожай; реж.: Е. Свилова; операторы: М. Аранышев, А. Булдаков, Н. Вихирев, А. Гриберман, Г. Егоров, М. Каюмов, Н. Киселев, Н. Ковальчук, А. Крылов, М. Лифшиц, Ю. Монгловский, М. Пойченко, Г. Попов, Н. Рябов, А. Семененко, А. Семин 

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял более 500 сюжетов для кинолетописи и киножурналов: "Союзкиножурнал", "Социалистическая деревня", "На страже СССР", "Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня", "Северный Кавказ", "Восточная Сибирь", "Советский Дальний Восток" и другие.

1943 — Союзкиножурнал № 21; режиссер: И. Сеткина; асс. режиссера: З. Дембовская; оператор 5-го сюжета "Черноморский флот"(одна из баз; боевые действия эскадры); режиссер: М. Лифшиц, А. Солодовкин, К. Кутуб-Заде, М. Сегаль, П. Оппенгейм, Р. Кармен, В. Доброницкий, Е. Лозовский, А. Смолка, В. Афанасьев, И. Запорожский; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор В. Нестеров

______________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 565-567); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 750). Награды: информационный портал Минобороны РФ "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 — 1945).

Награды

1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 38 от 28.05.1945 г.; Издан: СФ. Архив: ЦВМА)
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06.04.1985 г. Автор документа: Министр обороны СССР)

Цитаты

[...]Социалистический счет, одна из наиболее действенных форм кинематографа, помогающего на конкретных участках советского строительства, форма наиболее оперативная, также разрешается Медведкиным путем использования хроники. Лозунг навстречу зрителю расшифровывается кинопоездом, как обязывающий идти плечом к плечу с этим зрителем, как обязывающий вести за собой этого зрителя. Они уже хорошо знакомы друг с другом — упрямый режиссер Медведкин и многотысячный зритель работ кинопоезда.
Число таких характеристик можно было бы значительно увеличить. Можно было бы говорить о Кауфмане, ярчайшем представителе неугомонного племени искателей, искателей новых, необычайных методов построения фильмы. Можно было бы говорить о его ошибках, о его достижениях, а их много. Можно было бы говорить о Иосифе Посельском, создавшем фильму «Москва». Можно было бы говорить о ветеранах кинохроники, о Кармазинском, Гурове, Сеткиной, говорить о замечательном человеческом материале, которым располагает кинохроника. Растут выдвинутые хроникой молодые творческие работники: Слуцкий, Самгин, Ошурков, B. Соловьев, Лившиц, Алекс. Лебедев и другие, работающие в Ленинграде, Харькове, Ростове.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

[ Страница дополняется материалами ]