Последнее обновление: 16.01.2024.
Петросов Никита Арамович (23 мая (04 июня) 1913, Александрополь (ныне Гюмри, Армения) – 27 июня 1988, Москва) — оператор документального кино, фотограф. Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР (1975). Член Союза кинематографистов СССР (СК СССР) с 1958 года.
Работал на кинофабрике «Госвоенкино». С сентября 19930 по июнь 1941 — ассистент оператора, оператор кинофабрики «Азеркино» / Бакинской киностудии художественных фильмов.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июня 1941 года. Призван Дзержинским Райвоенкоматом г. Баку. Звание: ст. инжерен-капитан. Воинская часть: Оперативная группа; ГлавПУ ВМФ.
17 февраля 1943 года в составе 20-ти человек участвовал в восхождении на Эльбрус, выполняя особо важное задание командующего группы войск Закавказского фронта по обороне главного Кавказского хребта: требовалось снять с вершины фашистские вымпелы и установить на их место государственные флаги СССР. Задание было успешно выполнено.[1]
В 1944 году снимал фильм «Каспийцы» (режиссеры: Г. Александров, Н. Большаков). Участвовал в съемках фильмов «Кавказ», «Битва за Севастополь».
Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны работал на киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».
С 09 июня 1949 по 27 сентября 1950 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Сын — Леон Петросов.
1940 — XXIII годовщина Великой Октябрьской социалистической революции; оператор в соавторстве
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма: Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. Казначеев, М. Пойченко, А. Каиров, С. Семенов, Д. Каспий, А. Левитан, С. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе
1944 — Каспийцы; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Бакинский киностудии; режиссеры: Г. Александров, Н. Большаков; оператор в соавторстве
1945 — Крымская конференция (Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, проходила 4 — 11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, СШАи Великобритании — во время Второй мировой войны); полнометражный; реж.: Е. Герасимов, И. Копалин; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, А. Кричевский, А. Хавчин, Р. Халушаков, Н. Петросов (в титрах не указан); звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
1946 — Разрушения произведений искусства и памятников национальной культуры, произведенные немцами на территории СССР; реж.: С. Бубрик; операторы: Г. Бобров, Т. Бунимович, Б. Дементьев, А. Лебедев, Б. Макасеев, Ю. Монгловский, Н. Петросов, А. Щекутьев
1946 — Молодость нашей страны (репортаж о физкультурном празднике на стадионе "Динамо" в 1946 году); полнометражный; режиссеры: С. Юткевич, И. Венжер; гл. операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, М. Трояновский; оператор Н. Петросов в соавторстве
1946 — 1 Мая (цветной вариант); оператор в соавторстве
1947 — День победившей страны; полнометражный; операторы: Мухин, Никифоров, Посельский, Бобров, Доброницкий, Мазрухо, Фроленко, Вихирев, Никифоров, Силенко, Ошурко, Щекутьев, Константинов, Писанко, Оппенгейм, Широнин, Беров, Глидер, Петросов и другие
1946 — Первое Мая (цветной вариант); оператор в соавторстве
1948 — 1949 — Владимир Ильич Ленин; полнометражный; режиссер: М. Ромм, В. Беляев; гл. оператор: Б. Волчек; оператор в соавторстве
1949 — 30 лет советского кино; полнометражный; цветной; операторы: Ошурков, Штатланд, Петросов, Опрышко, Н. Шмаков, А. Кочетков
1949 — На востоке страны; производство: Дальневосточная студия кинохроники; режиссеры: Д. Дальский, В. Каштелян; операторы: Я. Кулиш, А. Кушешвили, В. Мирный, В. Петров, В. Прокахин, И. Чешев, Н. Петросов (не указан); авторы сценария: Б. Ямпольский, Д. Дальский; асс. режиссера А. Епихова; звукооператор Б. Картавенко
1949 — Великий пример (пребывание в СССР делегации румынских крестьян); полнометражный; режиссер И. Венжер; операторы: Г. Захарова, И. Михев, Н. Петросов, М. Пискарев; автор текста И. Бачелис; звукооператоры: В. Котов, М. Соболев, З. Уздин
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов: "Новости дня", "Стальные магистрали", "Наука и техника" и другие.
1942, 1944 — Битва за Севастополь; сюжеты для кинолетописи; операторы: В. Микоша, Донец, Петросов, И. Запорожский, Берлингер, Д. Каспий, Афанасьев, И. Голомб
1945 — Будапешт. Парад Дунайской флотилии (Будапешт в первые месяцы после освобождения. Восстановление мостов через Дунай; Парад Дунайской флотилии в День Военно-Морского флота и др); сюжеты для кинолетописи; операторы: Ю. Кун, А. Петров, И. Запорожский, Петросов
1945 — Бои за город Вену и г. Вена после освобождения; кинолетопись: сюжет «АВИАЦИЯ И ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ»; операторы: Афанасьев В.И., Асланов Г.Г., Рымарев Д.Г., Ряшенцев К.М., Запорожский И.А., Петросов Н.А.; сюжет «ПРОДВИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И БОИ НА БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ К Г. ВЕНЕ», операторы: Фролов А.И., Стояновский С.А., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Запорожский И.А., Петросов Н.А., Чикноверов И.А.; сюжет «БОИ НА ПОДСТУПАХ К ВЕНЕ», операторы: Афанасьев В.И., Мамедов Д.М., Сокольников И.И., Рымарев Д.Г., Ряшенцев К.М., Запорожский И.А., Петросов Н.А.
[...]…Среди передовых частей, ворвавшихся в Севастополь, находились и кинооператоры: Владислав Микоша, Давид Шоломович, Илья Аронс, Всеволод Афанасьев, Григорий Донец, Даниил Каспий, Владимир Килосанидзе, Леонид Котляренко, Фёдор Овсянников, Никита Петросов, Михаил Пойченко, Александр Смолка, Владимир Сущинский, Георгий Хнкоян и другие. Снятые ими кинокадры боёв и войдут в фильм «Битва за Севастополь».[...]
Ольга Жукова, Источник
[...]За последние 30 лет, критерии работы с кинодокументами изменились, и не только благодаря наличию звукомонтажных столов. Изменился сам подход к описанию: события, запечатлённые на киноплёнку, описываются с учётом конкретных деталей и участников съёмки. Большую помощь оказывает Интернет – в этом случае – незаменимый помощник. Собственно, благодаря этому необходимую информацию можно найти достаточно быстро. Хотя, справедливости ради замечу, что и до его прихода в архив, сотрудниками использовалась масса дополнительной справочной литературы.
И.В. Князьковf? специалиста отдела научно-справочного аппарата РГАКФД, Источник
Теперь что касается кинодокумента за № 6008. В хранилище дублей монтажных листов действительно был найден перечень съёмок, сделанных оператором Н. Петросовым в феврале 1943 года во время похода отряда бойцов-альпинистов к Эльбрусу. Описание это представляет собой три машинописных листа с перечнем снятых планов в момент похода к Эльбрусу и подъём на него (Фото 1, 2). Кроме того, в конце описи в примечании оператор указывает, что весь материал снят на трёх сортах киноплёнки, а также то, что она подвергалась действию очень низких температур и влажности, и это требовало немедленной её проявки, что и было сделано на Тбилисской киностудии машинной проявкой. Отмечается, что позитивы были отпечатаны по приказу командования Закавказским фронтом. Всего израсходовано 350 метров плёнки.
В результате визуального просмотра кинодокумента, с учётом наличия описания съёмок, сделанных кинооператором Петросовым, было установлено следующее: в ролике нарушена не только хронологическая последовательность монтажа киносъёмок, но отсутствует также часть планов, которые были сняты оператором, указываются им в описи, но в ролике отсутствуют.
Наверное, этому можно найти объяснение: поскольку оператор снимал в очень тяжёлых погодных условиях, то не исключено что в итоге какие-то планы оказались бракованные. Возможно, сказались перепады температуры, либо какие-то другие причины.
Несколько планов восхождения на Эльбрус вошли в фильм «Кавказ», выпущенный в 1944 году. Остальной материал, больший по метражу, отложился в виде кино-летописи за № 6008. Данных о том, что съёмки этого события могут храниться где-то ещё, не установлено. Все авторы опубликованных по этой теме исследований и публикаций, ссылаются исключительно на кинохронику нашего архива.[...]
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 646-648). Награды: "Информационный портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне" (проект Минобороны РФ). Фото из частного архива (автор фото: Д. Чернов).