Константин ДУПЛЕНСКИЙ

оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Константин Петрович ДУПЛЕНСКИЙ

Дата рождения:
20 августа 1920
Томск, Томская губерния, РСФСР

Дата смерти:
16 октября 1986 (66 лет)
Челябинск, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Дупленский Константин Петрович (20 августа 1920, Томск — 16 октября 1986, Челябинск). Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.07.1980). Член Свердловского отделения Союза кинематографистов СССР (данные на 1.03.1981). К 40-летию Победы награжден вторым орденом Отечественной войны 2 степени (06.04.1985). Беспартийный. 

В 1942 году окончил операторский факультет ВГИКа.

Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны (1942 - 1945). Призван ПУРККА и Комитетом по делам Кинематографии при СНК СССР. Звание: инженер-капитан.

Снимал на Западном фронте, затем на Северо-Кавказском, снимал боевые действия Черноморского флота.

Фото: Кинооператоры Владислав Микоша и Константин Дупленский на Итальянском кладбище в Севастополе. Апрель 1944 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (16251165)

  • С февраля 1944 — военный кинооператор киногруппы политуправления 3-го Украинского фронта.

В качестве кинооператора в составе фронтовых киногрупп принимал участие в боевых операциях в составе 3 УкрФ, в том числе:

 Никопольско-Криворожской наступательной операции
 (30.1 – 22.2.44 г.; Операция 2-го удара), разгром немецко-румынских войск в районе Кишинев-Яссы (август 1944 г.):
Ясско-Кишиневская наступательная операция (20.8 – 27.8.44 г.; операция 7-го удара);
— 
Белградская наступательная операция (28.9 – 20.10.44 г.; Операция 9-го удара), разгром немецко-венгерских войск на территории Венгрии (октябрь — декабрь 1944 г.);
— Будапештская наступательная операция (28.10.44 г. – 13.2.45 г.; Операция 9-го удара), форсирование реки Дунай и захват плацдармов у Батина и Апатин (7.11 – 29.11.44 г.; Операция 9-го удара);
— Балатонская оборонительная операция (2.1 – 15.3.45 г.);
— Венская наступательная операция (16.3 – 15.4.45 г.). 

Кадры, снятые Дупленским, вошли в документальные фильмы «Битва за Севастополь» (1942), «Дети и война», «Победа на Юге» (1944), «Болгария», «Будапешт», «Вена» (1945), «Разгром Японии» (1945).

С 1946 – оператор Свердловской киностудии, более 20 лет возглавлял корреспондентский пункт в Челябинске. Съемки Дупленского послевоенных лет вошли в документальные фильмы: «Трижды орденоносный» (1958), «По дорогам Приморья» (1960), «В глубоком разрезе» (1960), «Свердловск» (1961), «Главная улица» (1966), «По дорогам войны» (1968) и другие.

Фронтовые репортажи, снятые Дупленским в 1942 - 1945 гг., вошли в 20-ти серийную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979; художественный руководитель Роман Кармен).

Также снимал сюжеты для киножурналов: «Новости дня», «Советский спорт», «Пионерия».
___________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016). В.И. Фомин «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор-составитель В.И. Фомин; Госфильмофонд России. Издательство «Киновек», Москва, 2018; с. 707).

Источники: ГА РФ (Фонд А 385. Опись 33. Дело 902). ЦАМО (Фонд 33. Опись 690306. Единица хранения 2091. Документ 186/Н. Лист 17-18). Справочник Союза кинематографистов СССР 1981 года (сост. Г. Мирнова) // М., БПСК, Московская типография № 6. Журнал «Уральский следопыт». 1982. №10. Стр.75.  Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ).

Библиография

1966 — С. И. Юткевич. Кинословарь в 2-х томах. (изд.: - Москва, Советская энциклопедия)

Звания

1980 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 186/н от 19.10.1945 г.; Издан: ВС 4 гв. А 1 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06.04.1985 г.)

Цитаты

Из наградного листа: «Особенно проявил себя тов. Дупленский в боях за Будапешт и Вену. Снимая непосредственно в штурмовых отрядах, штурмовавших кварталы Буды, и танковых частях, которые врывались в Вену, он дал высококачественный боевой репортаж, подлинные документы о героике наших бойцов и офицеров, проявляя в работе смелость, отважность и находчивость».
(ГА РФ. Ф. А 385. Оп. 33. Д. 902.)

В.И. Фомин «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор-составитель В.И. Фомин; Госфильмофонд России. Издательство «Киновек», Москва, 2018)

[...]Ярополк ЛАПШИН, режиссер Свердловской киностудии:
— Я знал Костю еще по ВГИКу — мы были одногодки и учились вместе. Он снимал меня для своей курсовой. Его уважали уже тогда — за рассудительность, серьезность, отзывчивость. Когда началась война, всех студентов отправили под Смоленск, где под постоянными бомбежками строили заградительные сооружения. Однажды немцы сбросили листовки: "Студенты, убегайте отсюда! Мы скоро начинаем наступление". И действительно, через пару дней наступление началось, нас всех вернули в Москву, а оттуда — в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли на открытых платформах, заставленных пустыми троллейбусами, которые мы, вгиковцы, и забились так, что пошевелиться невозможно было. Была зима, температура доходила до –40 градусов, наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались, а только до Куйбышева мы добирались 19 суток — со множеством остановок, не ограниченных временем.[...]

Антон КАПТЕЛОВ, Источник

[...]Сергей МИРОШНИЧЕНКО, режиссер-документалист:
— Начинал я на Челябинской студии телевидения осветителем. Потом поехал на Свердловскую киностудию проситься ассистентом к кинооператору Константину Дупленскому. Он фронтовик, выпускник ВГИКа, талантливый человек и хороший педагог.
Я тогда носил белый плащ, красный шарф, желтые ботинки, длинные волосы, фирменные джинсы Levi's от спекулянтов. Пришел, ищу Дупленского. Вижу человека в кирзовых сапогах и робе. «Мужик, — говорю, — а где здесь Дупленский?» —
«Это я и есть, — сказал он. — До тебя тут был один балбес, он потерял ключ, я его уволил. Сделаешь новый — будешь работать».[...]

Антон КАПТЕЛОВ, Источник

[ Страница дополняется материалами ]