Благодарим Александра Ефимовича Рацимора за предоставленные материалы и фотографии.
Гиков Рафаил Борисович (20 августа (02 сентября) 1905, Харьков (ныне Украина) — 17 июля 1946, Москва) — оператор, режиссер документального кино, педагог. Член ВКП(б).
В Москве с 1920 года. В 1921 году переехал в Крым. Занимался фотографией, снимался в эпизодических ролях в фильмах Ялтинской кинофабрики ВУФКУ.
В 1924 году поступил на актёрское отделение ГТКа (с 1938 г. — ВГИК)
В 1925 году перевелся на операторское отделение ГТКа, окончил в 1929 году.
Параллельно с учебой в ГТКа учился на факультет литературы и искусства 1-го МГУ; окончил в 1930 году.
С 1929 — оператор кинофабрики «Совкино», затем Центральной студии кинохроники (с 1944 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)); режиссёр в 1932 — 1946. Одновременно — доцент кафедры операторского мастерства во ВГИКе.
Снимал хронику разгрома белокитайцев на КВЖД в 1929 году, оператор фильма (в соавторстве с Леонтьевым, С. Гусевым) о боях на Халхин-Голе («Особая Дальневосточная» (1930); режиссёр: А. Егоров).
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушел в июле 1941 года добровольцем. Звания: интендант 3 ранга, капитан, майор.
Режиссёр-оператор, начальник фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники на Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, Забайкальском фронтах.
Совещание начальников фронтовых киногрупп. Сидят на фото (слева направо): А.Г. Кузнецов, И.Г. Большаков (третий справа), В.С. Ешурин (второй справа); во втором ряду (слева направо): Р.Г. Кацман, М. Трояновский (третий слева), С.Е. Гусев (пятый слева), Борис Тимофеев; в третьем ряду: Р.Б. Гиков (третий слева), И.П. Копалин (второй справа). Не ранее ноября 1943 года.
Съемки Гикова вошли в выпуски «Союзкиножурнала» (СКЖ), фильмы «На защиту родной Москвы», «Орловская битва», «Восьмой удар», «Битва за Прибалтику», «Подписание Декларации о поражении Германии», «Разгром Японии» (участвовал в группе французских операторов).
С 1945 по 1946 — оператор, режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Жена — Лидия Ильинична Степанова (1899 — 1962) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).
1929 — Конфликт на КВЖД
1930 — Комсомольский почин; производство: Союзкино; режиссер
1930 — Особая Дальневосточная (фильм снимался специальной киноэкспедицией, направленной в район боевых действий); режиссёр: А. Егоров, операторы: С. Гусев, Леонтьев, Р. Гиков
1931 — Мы видели лицо Европы (о круизе вокруг Европы на теплоходе "Украина" делегации рабочих-ударников); полнометражный; реж.: Р. Гиков; операторы: А. Щекутьев, С. Гусев, Р. Гиков
1932 — Штурмуйте урожай (Крым. Подготовка к уборочной, уборка урожая в одном из колхозов); Производство: Союзкинохроника; режиссер
1932 — Когда наступает вечер (Москва); реж.: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: Н. Семгин, М. Слуцкий, Р. Кармен
1932 — Строится новая Москва; производство: Союзкинохроника; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков
1933 — Воздушный парад (1 мая 1933 года); производство: Союзкинохроника; режиссер: Р. Гиков; автор текста: А. П. Штейн; звукооператор: М. Шер
1933 — Делегаты I-го Всесоюзного съезда колхозников в гостях у Красной Армии; режиссеры: Р. Гиков, И. Посельский; операторы: В. Ешурин, Р. Кармен, А. Лебедев
1934 — Навстречу двум морям (торжественное открытие Беломоро-Балтийского канала); Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер; оператор: Г. Донец; ассистенты: Л. Киказ, Я. Славин; композитор: Н. Крюков; звукооператор: Г. Солдатиков
1934 — XVII съезд ВКП (б) (Съезд победителей); производство: Союзкинохроника; режиссер: Р. Гиков; оператор: М. Ошурков
1934 — На страже социализма (Парад войск Московского гарнизона в честь 17-го съезда ВКП(б)); Производство: Союзкинохроника; режиссер: Р. Гиков; операторы: данных нет; ассистент оператора: Л. Зернов; муз. оформление: А. Гран; звукооператор: Б. Скляревский
1934 — А. В. Луначарский; режиссер; оператор: Б. Цейтлин
1934 — Первая победа (Москва-Волгострой); (фильм рассказывает о строительстве канала Волга-Москва); режиссер: Р. Гиков; операторы: В. Будилович, Н. Самгин, Э. Тросман, К. Широнин, П. Русанов; звукооператор: С. Ренский
1934 — Даешь полный (о речном транспорте); реж.-операторы: Р. Гиков, Н. Самгин
1935 — Кто лучше? Кто скорее? (3-й год пятилетки); режиссер Р. Гиков; оператор: Н. Соловьев
1935 — Штурмуйте урожай
1936 — На стройке канала Москва – Волга; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман
1937 — Москва – Волга; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Солмаха; звукооператор: И. Ренков; музоформитель Г. Гамбург
1937 — Москва – Волга; полнометражный; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Н. Самгин, Э. Тросман, К. Соломаха; композитор Г. Гамбург; звукооператор И. Ренков; ассистент Г. Кумяльский
1937 — Сыны трудового народа (Бойцы Красной армии на осенних учениях 1937 года); полнометражный; режиссеры: Копалин И., Слуцкий М., Гиков Р.; операторы: И. Беляков, В. Доброницкий, В. Ешурин, П. Лампрехт, Б. Небылицкий, А. Шафран, А. Щекутьев; звукооператор: Д. Овсяников
1937 — Искусство канала (выпуск № 1); производство: Киногруппа строительства канала Москва-Волга; режиссер
1938 — Москва сегодня (строительство новых зданий, метрополитена, асфальтирование улиц и т.д.); Производство: Московская студия кинохроники; режиссеры: И. Посельский, Р. Гиков; операторы: М. Слуцкий, Н. Самгин, Р. Кармен
1938 — Испанские дети в СССР; производство: Московская студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; оператор А. Шафран; асс. режиссера К. Кулагина; звукооператоры: Р. Халушаков, Каплунский, В. Нестеров
1938 — Флагман Арктики (ледокол "Иосиф Сталин"); режиссер Р. Гиков; оператор А. Шафран; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников
1938 — Праздник сталинских соколов (18 августа 1938 года. Воздушный парад в честь Дня авиации на аэродроме в Тушино); режиссер: операторы: В. Фроленко, А. Щекутьев; асистент режиссера; З. Тулубьева; звукооператор: Д. Овсяников; музоформитель: А. Ройтма
1939 — Советский спорт (физкультурные занятия отдыхающих в санатории, матросов на корабле, дошкольников в детской колонии; тренируются спортсмены; физкультурные парады в Москве и Ленинграде); режиссер Р. Гиков; асс. режиссера: З. Тулубьева
1939 — Особая Дальневосточная (фильм посвящен Особой Дальневосточной Армии); Производство: Московская студия кинохроники; полнометражный; режиссер: М. Егоров;операторы: С. Гусев, Леонтьев, Бейрихов, Кушешвили, В. Соловьев, Р. Гиков
1939 — Одиннадцать столиц; полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: А. Шафран, В. Соловьев, О. Рейзман; звукооператор А. Камионский; музоформитель А. Ройтман
1939 — Прием в ГИК (абитуриенты в одной из аудиторий ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии). Художник М. М. Пашков наблюдает за работой студентов. Преподаватель режиссерского факультета А.К. Крук в павильоне учебной киностудии. Монтажная ВГИКа и др.); производство: киностудия ВГИК; режиссеры: М. Ошурков, Р. Гиков; операторы: Д. Шоломович, Д. Каспий, И. Котлерман
1940 — Советское искусство № 2 (киножурнал); режиссер совместно с Л. Степановой
1940 — Дорога в будущее; полнометражный; режиссеры: Л. Степанова, Р. Гиков; операторы: В. Соловьев, С. Семенов; другие создатели: О. Артюнина, Н. Долинский (асс. реж. ), П. Шварц (композ.), А. Ройтман; звукооператоры: А. Каминский, И. Гунгер
1941 — Танцы народов СССР; режиссер Р. Гиков; оператор: С. Семенов; ассистент режиссера: М. Спандарян; звукооператор В. Нестеров; другие создатели: И. Лобанев
1941 — Закон производства (работа Московского электролампового завода); режиссер Р. Гиков; оператор: М. Ошурков; автор сценария: И. Осипов; звукооператор: А. Камионский; музоформитель: А. Ройтман
1941 — На лыжи; режиссер Р. Гиков; операторы: В. Фроленко, А. Шафран, С. Коган; ассистент: Н. Долинский; музоформитель А. Ройтман; звукооператор Д. Овсяников; консультант В. Андреев
1941 — Военнопленные; производство: Центральная студия кинохроники; режиссёр-оператор Р. Гиков
1941 — XXIV-й Октябрь в г. Куйбышеве (Военный парад войск Куйбышевского гарнизона в присутствии К. Е. Ворошилова, А. А. Жданова, Н. С. Хрущева, М. И. Калинина, А. А. Андреева); Производство: Центральная студия кинохроники [Куйбышевская студия кинохроники]; режиссер Л. Степанова; главный оператор Р. Гиков; операторы: А. Брантман, Б. Бурт, Н. Киселев, М. Оцеп, М. Посельский, О. Рейзман, А. Хавчин
1942 — День войны (снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу 13 июня 1942 года); полнометражный; оператор в соавторстве
1943 — Орловская битва; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; диктор Ю. Левитан; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор картины В. Слонимский
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); полнометражный; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова
1945 — Процесс Окулицкого и других (судебный процесс в Колонном зале Дома союзов по делу польского подполья, которое проводило подрывную работу в тылу Красной Армии на территории Белоруссии, Украины, Литвы, Польши); режиссер Р. Гиков; операторы: А. Кричевский, Б. Макасеев, С. Семенов, Р. Халушаков
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; операторы: А. Воронцов, Р. Гиков, В. Ешурин, В. Доброницкий, В. Зенякин, Р. Кармен, К. Кутуб-Заде, А. Левитан, В. Микоша, Е. Мухин, И. Панов, М. Посельский, М. Сегель, В. Соловьев, А. Сологубов, М. Трояновский
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (новая редакция в 1985 году); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц монтаж: И. Сеткиной, М. Славинской, Н. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. Епифанов, В. Ешурин, А. Зенякин, Д. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. Микоша, М. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. Райзман, А. Рубинович, Б. Соколов, Е. Соколов, А. Сологубов, С. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов, также монтировал как режиссер киножурналы: "Союзкиножурнал", "На защиту родной Москвы".
1934 — Союзкиножурнал № 22; производство: Союзкино; режиссер Р. Гиков; операторы: Казаков, Токарская, В. Страдин, Хмелев, Р. Кармен, А. Лебедев, А. Емельянов; музоформление А. Гран; звукооператор Ренский
1940 — Союзкиножурнал № 71; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: А. Ковальчук, А. Щекутьев, М. Силенко, Г. Асатиани, А. Булдаков, Я. Марченко, Р. Халушаков, С. Коган, Н. Теплухин; ассистент режиссера: И. Маркелова
1941 — На защиту родной Москвы. Вып. № 4; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: Т. Бунимович, П. Касаткин, А. Крылов, А. Лебедев, М. Шнейдеров, А. Эльберт, Р. Кармен, Р. Халушаков; звукооператор: И. Гунгер; другие создатели: В. Смирнов
1941 — На защиту родной Москвы. Вып. № 6; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: С. Семенов, И. Беляков, П. Ермолов, А. Щекутьев, В. Штатланд, Б. Макасеев; звукооператор В. Котов; другие создатели: И. Срабиан
1941 — Союзкиножурнал № 64; производство: Центральная студия кинохроники, Таллиннская студия кинохроники, Куйбышевская студия кинохроники; режиссеры: Л. Степанова, О. Покорский; операторы: Р. Гиков, Н.Киселев, К.Мярска
1941 — Союзкиножурнал № 114; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: А. Каиров, Н. Левитан, Г. Попов; другие создатели: Дембицкий, Смирнов, Тунгер
1941 — Союзкиножурнал № 88; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: И. Посельский, Р.Б. Гиков; операторы: Р.Б. Гиков, Г. Цветков; звукооператор В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтман
1942 — Союзкиножурнал № 3; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер; звукооператор В. Котов; другие создатели: Б. Дембицкий, В. Смирнов
1942 — Союзкиножурнал № 6; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер; операторы: М. Беров, Е. Бобров, В. Доброницкий, В. Ешурин, Г. Островский, А. Софьин, В. Соловьев
1942 — Союзкиножурнал № 9; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер; операторы: А. Эльберт, В. Цеслюк, Б. Бакар, М. Гольдбрих, Н. Мухин, Г. Островский, Д. Рымарев, Ф. Короткевич
1942 — Союзкиножурнал № 35; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: М. Фиделева; операторы: Долгов, Иванов, Р. Кармен, Н. Киселев, И. Рубанович, А. Эльберт, И. Вейнерович, Р. Гиков, Ф. Леонтович, Ф. Овсяников; звукооператор: В. Нестеров
1942 — Союзкиножурнал № 36; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: С. Гуров; операторы: М. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин
1942 — Союзкиножурнал № 55; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: С. Гуров; операторы: И. Беляков, М. Сухова, А. Климов, Г. Трофимов, Р. Гиков, А. Солодков, Д. Рымарев, А. Щекутьев, Р. Халушаков; звукооператор В. Котов
1942 — Союзкиножурнал № 61; Производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: С. Гуров; операторы: Е. Учитель, В. Синицын, Г. Пумпянский, Д. Соди, О. Иванов, Р. Гиков, А. Солодков, Б. Шадронов
1942 — Союзкиножурнал № 41; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Р. Гиков, С. Авлюшенко, С. Семенов, А. Сологубов, А. Шафран
1943 — Союзкиножурнал № 10; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: А. Гафт, Р. Гиков, Я. Марченко, А. Солодков, Ю. Монгловский, М. Прудников. И.Таги-Заде; звукооператор В. Нестеров; асс. режиссера М. Славинская; другие создатели: Д. Астроданцев
1943 — Союзкиножурнал № 62-63; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Р. Гиков; операторы: А. Гафт, Ф. Леонтович, Я. Марченко, М. Прудников
1945 — Новости дня; спецвыпуск (подписание декларации о поражении Германии по взятии на себя Верховной власти правительствами 4-х союзных держав)
[...]Не только начальники киногрупп писали характеристики на своих подчиненных. Их работу тоже «рецензировали». Гиков этой участи не избежал: «Тов. Гиков Рафаил Борисович работает начальником киногруппы Брянского фронта с 1942 года. За время работы показал себя хорошим организатором, сколотил крепкую группу, от сюжета к сюжету повышающую качество своей работы. Группа Брянского фронта дала ряд ярких сюжетов и подборок в журналах, а также замечательный материал, заснятый в партизанском отряде и вошедший, кроме журналов, и в фильм "День войны". Тов. Гиков помогает росту молодых кадров. Направленные к нему недавние вгиковцы – тт. Монгловский и Гутман – при помощи начальника и всего состава группы проявили серьезные творческие успехи. Тов. Гиков хорошо справляется с возложенными на него задачами. Нач. Главкинохроники (Васильченко)». (РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 53.)
Валерий Фомин, киновед, Источник
Оценка операторской работы самого начальника киногруппы также была высокой: «За 6 месяцев 12 сюжетов (2 боевых): 5 – в фильм "День войны", 3 – СКЖ, 1 – Летопись, 3 – Фильмотеку.
Работает вполне самостоятельно, начиная от выбора темы как объекта и кончая монтажной и литературной отделкой сюжета или фильма. Сильнее всего работает в жанре художественно-документального очерка. Умеет тактично организовать материал для документальных съемок. Тонко, без всякой навязчивости подходит к съемкам человека. Такой профиль делает его ценным участником и руководителем операторского коллектива. Сюжеты, которые он снимает совместно с другим оператором, обычно являются результатом тесного творческого содружества. Наиболее его интересные сюжеты, снятые на Брянском фронте из фронтовой тематики: яркий кинопортрет "Семья Горшковых" (СКЖ). Связь нашей армии с населением была умело раскрыта в сюжете "Помощь колхозникам". Сюжет "В прифронтовом городе" живо показал советскую молодежь в сложной обстановке войны.
Боевой репортаж в съемках Гикова занимает относительно малое место. Ярких боевых сюжетов, снятых Гиковым, назвать нельзя. В тех случаях, когда оператор снимает действия войск, он организует материал умело, тактично, но редко дает документальные кадры, характеризующие боевую обстановку и результаты операций. Примером такой незавершенной съемки может быть сюжет "В казачьей дивизии им. Морозова" (СКЖ № 61). Малый процент боевых сюжетов и кадров лишь отчасти можно объяснить объективными условиями, сложившимися на Брянском фронте. Происходившие летом операции <…> были отражены в съемках явно недостаточно. Это ощутимый пробел…» (РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 63.)[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 46). Биография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 189) со ссылкой на РГАЛИ (– Ф. 2431, – Опись 2, – Ед. хранения 5, л. 9). Фотографии из частных архивов.
[ Страница дополняется материалами ]