Последнее обновление: 23.03.2023.
Медынский Сергей Евгеньевич (17 февраля 1922, Екатеринбург — 14 августа 2014, Москва) — оператор документального кино, педагог. Лауреат Ленинской премии (1960). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Член СК СССР (СК России).
В 1923 году семья переехала в Москву.
В 1940 году поступил в педагогический институт им. К. Либкнехта на факультет русского языка и литературы.
В 1941 — 1943 — фотолаборант в газете «Красная Звезда».
Участник Великой Отечественной войны. В 1943 году ушел на фронт добровольцем. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985).
Осенью 1945 года поступил на операторский факультет ВГИКа (мастера — А. Головня, Л. Кулешов), который окончил в апреле 1950 года.
С 12 апреля 1950 — ассистент оператора цеха съемок; с 10 августа 1955 — оператор 3-й категории; с 13 марта 1958 — оператор 2-й категории; с 06 января 1961 — оператор 1-й категории; с 01 января 1966 — оператор высшей категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Работал ассистентом у кинооператора Романа Лазаревича Кармена (Медынского рекомендовал Кармену профессор ВГИКа Б. Волчек).
В 1953 году принял участие в создании фильма «Повесть о нефтяниках Каспия» (режиссер-оператор: Р. Кармен), а в 1959 году — картины «Покорители моря» (режиссер-постановщик: Роман Кармен).
В 1960 году группа Кармена за создание этих фильмов была удостоена Ленинской премии. Одним из лауреатов стал Сергей Медынский.
2 февраля 1970 года откомандирован в порядке перевода в распоряжение Телецентра.
С 1969 — главный оператор ТО «Экран» Центрального телевидения.
ВГИК конец 90-х, фотолаборатория, цокольный этаж. На фото (слева направо): Леонид Коновалов, профессор кафедры операторского мастерства ВГИКа Сергей Медынский, Дмитрий Кабаков, Юрий Транквиллицкий. Автор фото: Роман Боботов. Источник: "ВГИК операторский: история в изображениях".
С 1973 — преподаватель ВГИКа, руководитель творческой мастерской, профессор.
В 1996 — 2002 — заведующий кафедрой операторского мастерства Института повышения квалификации работников ТВ.
Автор ряда статей и книг по теории документального кино.
Родители (по политическим убеждениям — эсеры) познакомились в эмиграции.
Отец — Евгений Николаевич Медынский (1885 — 1957) — профессор Екатеринбургского университета; действительный член Академии педагогических наук СССР.
Мать — Евгения Ильинична Медынская (в девичестве Баранова) (1883 — 1973) — домохозяйка; родилась в Усть-Каменогорске (ныне Казахстан) в семье казачего офицера Сибирского казачьего войска.
Жена — Валентина Федоровна (умерла в декабре 1995 года).
Дочь — Ольга Сергеевна Жукова — режиссёр телевидения.
1950 — Советский Туркменистан; полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, В. Катанян, В. Плотникова; операторы: З. Фельдман, В. Лавров, С. Медынский, М. Сытов
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия (фильм рассказывает об освоении нефтяниками Баку морских нефтяных месторождений в открытом море на Нефтяных камнях); полнометражный; режиссер-оператор: Р. Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский
1956 — Утро Индии; полнометражный; режиссер: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов
1956 — О Москве и москвичах; полнометражный; режиссеры: Р. Григорьев, И. Посельский;
операторы: Б. Небылицкий, Д. Каспий, Р. Халушаков, С. Медынский
1957 — Широка страна моя; первый советский панорамный фильм; Производство: Центрнаучфильм; автор сценария и режиссер: Роман Кармен; композитор: Кирилл Молчанов; операторы: Сергей Медынский, Лев Зильберг, Зиновий Фельдман, В. Рыклин, Г. Хольный
1958 — Волшебное зеркало; панорамный (Кинопанорама); впервые в мире используется мультипликация в кинопанораме; Производство: ЦСДФ; режиссеры: И.С. Аксенчук, В. Комиссаржевский, Леонид Кристи; операторы: Илья Гутман, Анатолий Колошин, Сергей Медынский, Владимир Воронцов; художники-мультипликаторы: Л. Мильчин, И. Шварцман, А. Винокуров, Т. Сазонова; операторы мультипликации: А. Астафьев, Н. Климова; звукооператор: И. Гунгер
1959 — Покорители моря (фильм второй кинодилогии о нефтяниках Каспия); полнометражный; Азербайджанфильм; режиссер-постановщик: Роман Кармен; режиссёр: М. Алили; операторы: Д. Мамедов, С. Медынский
1960 — Советская Якутия
1961— Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнаучфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы: Альдохин Ю., Анисимов Г., Афанасьев В., Ватутин В., Бганцев И. (ЦСДФ), Беспалов А., Бесчетнов М., Веселов А., Грачев И., Захарова Г. (ЦСДФ), Касаткин И., Касаткин П. (ЦСДФ), Каспий Д. (ЦСДФ), Кордюков Р., Кочетков А. (ЦСДФ), Медынский С. (ЦСДФ), Микоша В. (ЦСДФ), Монгловский Ю. (ЦСДФ), Мухин Е., Опрышко П. (ЦСДФ), Ошурков М. (ЦСДФ), Рафиков М., Суворов В., Ходяков В. (ЦСДФ), Филиппов А., Шишкин А., Шадронов В.
1961 — Встречи на земле Суоми; режиссер: З. Тузова; операторы: П. Касаткин, С. Медынский
1962 — В Индию с визитом дружбы; режиссер: З. Тулубьева; операторы: С. Медынский, А. Савин, В. Трошкин
1962 — Набат мира (фильм о Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир); полнометражный; режиссер: И. Копалин; операторы: И. Грачев, П. Касаткин, В. Киселев, Л. Котляренко, А. Кочетков, С. Медынский, В. Микоша, И. Михеев
1962 — Эхо в горах (фильм о строительстве в горах Тянь-Шаня прямой трассы с севера на юг Киргизии); режиссер В. Мусатова; оператор С. Медынский; директор картины Н. Алексеев; Приз на кинофестивале в Кишиневе
1962 — Онкологи мира держат совет; режиссер: В. Катанян; операторы: И. Грачев, С. Медынский
1962 — Сибирская быль; операторы: С. Медынский, И. Михеев, А. Истомин
1962 — Когда торжествует зима; режиссер: В. Мусатова; операторы: А. Кочетков., С. Медынский
1964 — У камбоджийских друзей
1964 — Здравствуй, Кения!; режиссер : С. Медынский; операторы: А. Истомин, С. Медынский
1964 — Харамбее (история республики Кения); полнометражный; режиссер: С. Медынский, С. Пумпянская; операторы: А. Истомин, С. Медынский
1966 — Первороссийск (фильм посвящен совхозу "Первороссийск", созданному на базе Первого Российского общества землеробов-коммунистов в Алтайском крае); режиссёр-оператор
1967 — Спартакиада юных; режиссер: В. Плотникова; операторы: А. Бабаджан, А. Воронцов, В. Венедиктов, Н. Даньшин, С. Медынский, И. Филатов
1969 — Рядом вечность (фильм посвящен памятникам культуры древнего Египта); режиссер: Л. Данилов; операторы: Г. Земцов, С. Медынский
1970 — По заветам Ленина; полнометражный; режиссер: С. Медынский; операторы: А. Бабаджан, В. Извеков, Г. Серов, С. Медынский
Снимал сюжеты для киножурналов, в том числе: "Новости дня", "Московская кинохроника", "Советский спорт", "Страна Советская", "По Советскому Союзу", "Пионерия".
- Страшно на войне - помните свои первые ощущения?
Российская газета. XX век как увлекательное кино. Кинодокументалист-классик Сергей Медынский, Источник
Конечно, запомнился первый бой... Ползем вперед, а вокруг рвутся мины. Мне кажется, что я как магнит, их притягиваю... Как это передать в кино? Да такое никак не снимешь. Все вокруг воет, пылает - сама смерть целит в тебя... Страшно - слово не то. В какой-то момент просто не веришь, что это происходит с тобой... И вот ползу, вижу - перед самым носом каблук ботинка. Впереди человек лежит в какой-то неестественной позе, и подняться уже не может. Не сразу я понял, что это убитый. Врезалась в память и обмотка кровавая метра на полтора, которая тянулась за человеком. Осколок чиркнул по ней, вот и размоталась. Боец умирал, и, еще не понимая, что все, конец - продолжал ползти в сторону врага. Не остался на месте, не повернул назад, ожидая, что медсестра, санинструктор какой-нибудь подберут, в медсанбат отвезут, спасут. Нет, он полз вперед - его бой продолжался до последнего вздоха… Эта картина и сейчас перед глазами.
[...]Трудно описать, что представляла собою туркменская провинция пятидесятых годов, с нечеловеческой жарой и полчищами москитов, которые кусались, как леопарды. Мы переболели лихорадкой и противной болезнью со смешным названием «пендинка». Но Сергей Медынский и я, молодые помощники Кармена, работали с увлечением, не обращая внимания на неудобства, и бесконечно восхищались экзотикой. Кармен же старался заземлить наш необузданный романтизм: «Учтите, что там полное бессортирье на сотни километров кругом», — по-отечески наставлял он нас, отправляя с заданием в Небит-Даг, молодой город нефтяников — будто мы рассчитывали на что-то другое. Будучи энергичным и собранным, он не терпел дилетантства, требовал полной отдачи делу, не признавал приблизительности в ответах и был нетерпелив, если я не моментально вспоминал чью-то фамилию или не сразу находил нужный монтажный кусок. Сам же он всегда все знал и помнил.[...]
Василий Катанян (1924 — 1999) Режиссёр-документалист, писатель; Лауреат Ленинской премии СССР (1980); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988)., Источник
[...]Документалист не должен действовать абсолютно произвольно, так как объекты съемки всегда ставят перед ним творческую задачу и определяют пределы его деятельности. Съемочная камера существует не для того, чтобы раскрывать и комментировать «душевное богатство» автора. Хозяин инструмента должен применять его так, чтобы как можно точнее охарактеризовать предмет съемки. Формируя изображение на этой основе, оператор исходит из закономерностей и качества объекта, который и «руководит» действиями камеры.[...]
Сергей Медынский. «Мастерство оператора-документалиста»
Материал подготовлен на основе информации открытых источников,в том числе сайта: www.tvmuseum.ru. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 130). Фотографии из частных архивов.