Фильм:
Покорители моря
(год выпуска – 1959)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:57:04)

Категории:
история, катастрофы, личность, промышленность, труд, энергетика

Ссылка на РГАКФД (18480)

О фильме

Фильм второй кинодилогии о нефтяниках Каспия. Главная тема дилогии — героика вдохновенного труда.

Снимая фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря», я не задавался целью рассказать, как добывается в море нефть. Хотелось создать образ героического трудового коллектива, раскрыть характеры людей в не выдуманных, а подсказанных самой жизнью обстоятельствах. С документальной точностью передали мы факты, события, явления, свидетелями которых были, находясь в море в общей сложности почти год. Драматургия обоих фильмов — подвиг людей, покоряющих стихию, горечь потерь, радость и торжество трудовых побед.

Роман Кармен ("Покорители моря"; из книги "Но Пасаран!")

В фильм вошли кадры: Нефтяные промыслы Каспия. Нефтяники едут на катере, причаливают к пристани. Поселок Нефтяные камни. Дома нефтяников, магазины, почта.
Кадры хроники: строительство первых домов в поселке. Первые сваи в море, первая вышка. Нефтяной фонтан.
Вид буровых вышек в море. Строительство эстакады. Работа сварщиков. Машины едут по эстакаде. Работа в ночное время суток. Нефтяники обедают в столовой общежития нефтяников, в том числе женское. Люди занимаются домашними делами, отдыхают в клубе. Играет эстрадный ансамбль. Концерт. Зима. Нефтяники играют в снежки.
Строительство электростанции.
 Люди на буровой. Из скважины течёт нефть. Лица нефтяников. В море идет танкер с нефтью.
Шторм на море. Работа нефтяников в экстремальных условиях. Мемориальная доска с именами погибших нефтяников.

Производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ

Создатели фильма:

Авторы сценария и текста: Имран Касумов, Роман Кармен
Режиссер-постановщик Роман Кармен
Операторы: Д. Мамедов, С. Медынский
Режиссёр М. Алили
Композитор Кара Караев
Звукооператор А. Керимов
Звуковой репортаж А. Минченко
Дирижер А. Ройтман
Автор песни Е. Долматовский
Текст читает Л. Хмара
Редактор А. Виноградова
Художник Ф. Красный
Ассистенты режиссёра: М. Голубчикова, Е. Фомина 
Директора картины: Г. Дик, С. Карагедов


СПРАВКА

1. За кинодилогию «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря» Роман Кармен первым из советских документалистов был удостоен Ленинской премии.

2. Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

3. Нефтяные Камни — это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела в СССР и  Азербайджане в частности. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

4. Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945 — 1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966 — 1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Также разбит парк с деревьями.

5. В 1976 — 1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

6. Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова и многих других.

7. Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

8. Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас — Баил лиманы) из 1-ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

9. Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни». 
Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.
Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

10. В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих — 421. Среднесуточный уровень добычи — 1800 — 2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

11. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году. 

12. В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

13. На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

14. В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес — 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.

 15. 25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

16. В 1999 году эпизод фильма о Джеймсе Бонде «И целого мира мало» снимался на Нефтяных Камнях

При подготовке материала использована информация из открытых источников.

Награды

1959 — Приз Первого Московского международного кинофестиваля (1959) (в номинации "документальный фильм")

Цитаты

[...]Жизнь подсказывала, что повесть о героическом труде морских нефтяников еще не окончена. И через шесть лет наша киногруппа снова выехала на Нефтяные камни для того, чтобы создать продолжение первого фильма, новый фильм — «Покорители моря».
За годы между двумя нашими фильмами в море произошло страшное бедствие. Налетел небывалой силы шторм, и на разведывательной буровой, не соединенной с промыслом линией эстакады, оставалась бригада Михаила Каверочкина. Ураган достиг такой силы, что катера не смогли пробиться на помощь.
До последнего момента, пока не разразилась катастрофа, по радио звучал спокойный, уверенный голос Каверочкина. Вышка рухнула в море. Так героически погиб первооткрыватель морской нефти — герой нашей повести Михаил Каверочкин.
Новый фильм «Покорители моря» был как бы патетическим реквиемом памяти погибших героев. Мы снова пробыли в море шесть месяцев, продолжая рассказ о людях, с которыми зритель познакомился в первом фильме. Они проходят в новом фильме, как и раньше, в обстановке сурового труда. Ученик Каверочкина, комсомолец Курбан Абасов стал Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР. Буровой мастер Юсуф Керимов и молодой инженер Бахтияр Мамедов, сделавшийся руководителем морского промысла, тоже были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Многие эпизоды, заснятые в нервом фильме, нашли свое развитие во втором — люди, появившиеся на экране в то время, когда они создавали первые морские буровые, теперь прокладывали новые пути в неизведанные дали Каспия. Далеко ушли в море вышки, разросся город — уже на сто двадцать километров протянулась эстакада.[...]
Там, где Михаил Каверочкин и его товарищи, высадившись на каменистой гряде, построили свайный домик, сейчас возводится из бетона и стекла одиннадцатиэтажный дом, в море появляется невиданная техника, помогающая добывать нефть на больших глубинах. Вырастает новое поколения покорителей моря. Мы продолжим нашу повесть о нефтяниках Каспия. Обязательно продолжим.

Кармен Р. Л. Но пасаран! — М.: «Сов. Россия», 1972. — 384 с. с илл. на вкл. («Годы и люди»). Тираж 100 000 экз., Источник

В «Повести о нефтяниках Каспия», как и в «Покорителях моря» продолживших историю нефтепромыслов Каспийского моря, с блеском проявились и общая режиссерская культура Р. Кармена и присущие ему индивидуальные художественные особенности […] главное, что, в сущности, и определило успех этих произведении,- это пристальное, заинтересованное внимание документалистов к человеку, поиски правды поведения и правды чувств, подлинной достоверности изображения.
Фильм снимался спустя несколько лет после того, как была добыта первая нефть со дна моря. Документальных кадров тех лет сохранилось мало, и Р. Кармен вместе с операторами вынужден был заново восстановить на экране некоторые факты прошлого.[…]
В фильме «Повесть о нефтяниках Каспия» была предпринята одна из наиболее значительных в послевоенном документальном кино попыток изображения современной действительности.[…]

ДРОБАШЕНКО С. Роман Кармен: путь в искусстве // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник