«ПОМНИТ ВЕНА, ПОМНЯТ АЛЬПЫ И ДУНАЙ ТОТ ПОЮЩИЙ И ЦВЕТУЩИЙ ЯРКИЙ МАЙ»


«ПОМНИТ ВЕНА, ПОМНЯТ АЛЬПЫ И ДУНАЙ ТОТ ПОЮЩИЙ И ЦВЕТУЩИЙ ЯРКИЙ МАЙ»

14.04.2023

Валерий Фомин

 Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. 

Опубликовано: «ПОБЕДА - НАВСЕГДА! Как советские кинооператоры снимали освобождение Европы. Документы и свидетельства» (Автор-составитель: В.И. Фомин. Научно-вспомогательная работа: М.И. Косинова, Т.В. Сергеева) (2020; изд.: — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»; сс. 214-228; 231-242)Фото баннера: Вена, апрель 1945 года. Фото из архива автора.

Восточную часть Австрии и ее столицу Вену освобождали части тех же 2-го и 3-го Украинских фронтов, что сражались за освобождение Венгрии. Но Венская стратегическая операция в отличие от сражений на территории соседней Венгрии оказалась куда более быстрой и далась Красной Армии куда меньшими, хотя тоже тяжелыми потерями. Вся Венская операция уложилась практически в месячный срок — началась 16 марта 1945 г., а завершилась уже 14 апреля.

Поспособствовали такому быстрому победному исходу по крайней мере два главных обстоятельства.

1. Части совсем немалой и хорошо выученной венгерской армии дрались ожесточенно и не сдавались до самого конца. Гражданское население Венгрии солдат Красной Армии улыбками и цветами тоже не встречало.

Население же Австрии к приходу Красной Армии отнеслось куда более нейтрально, а подчас даже и вполне дружественно. А после того как столицу страны Вену краснозвездные солдаты взяли более чем аккуратно, поранив ее минимально, то без улыбок и рукопожатий горожан и особенно горожанок уже не обошлось. Последние с большой охотой кружились на улицах и площадях австрийской столицы с нашими солдатами и офицерами под звуки вальсов Штрауса, столь же любимого в России, как и на его родине.

2. Основные силы серьезной группировки фашистских войск, которые могли бы более серьезно противостоять наступлению Красной Армии в ходе Венской освободительной операции, солдаты Родиона Малиновского и Федора Толбухина в основном измолотили еще на территории Венгрии. Особенно основательно фашистов покрошили еще в оборонительных боях в районе Балатона и Секешфехервара. Выстояв там против смертельных атак фашистских танковых армад, Красная Армия сама резко перешла в наступление и обратила ослабевшего врага в паническое бегство. Венгерско-австрийскую границу наши Т‑34 пересекли, даже не глуша своих моторов и с ходу нацелившись на Вену.

Свои уцелевшие части фашисты сосредоточили в австрийской столице, выстроив вокруг нее капитальные оборонительные рубежи. Так что город все равно пришлось брать штурмом, но все же быстрым и относительно щадящим. Целеньким даже удалось захватить мост через Дунай, который уже был приготовлен к взрыву. Удалось в основном сохранить и многие другие ценнейшие для австрийцев памятники культуры и истории города.

На фото (слева направо) кинооператоры: Всеволод Афанасьев и Борис Рогачевский. Вена, апрель 1945 года. Автор фото: Е. Халдей. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).
После взятия Вены и панического отступления остатков фашистских формирований от стен города наши части продолжили наступление в западном направлении. Для этого складывалась очень хорошая ситуация — остатки немецких формирований спешно удирали на Запад, откуда наступали армии союзников по антигитлеровской коалиции. Красная Армия, не встречая никакого сопротивления, запросто могла еще бы километров на сто продвинуться в сторону западных границ Австрии. Но случилось нечто неожиданное. Из Москвы последовал приказ — остановиться! И не только остановиться. Но и начать подготовку к глубоко эшелонированной обороне. Причина такого странного приказа тогда не раскрывалась. Да и теперь о ней приходиться скорее гадать.

Вероятнее всего, советское руководство уже получило в тот момент сведения о разработанной генштабом Великобритании операции «Немыслимое». Суть ее заключалась в том, что войска наших горе-союзников, соединившись с войсками фашистской Германии, обрушатся на наступающие части Красной Армии, разгромят их и погонят в обратном направлении как минимуму до Москвы…

К счастью, «Немыслимое» все же тогда не состоялось. Была выбрана другая стратегия — курс был взят на «холодную войну»…

Освобождение Австрии снимали киногруппы тех же двух фронтов, что на пятерку с плюсом запечатлели на пленке битву за Будапешт и другие города и веси соседней Венгрии.

Но и здесь, в Австрии, не обошлось без жертвоприношений — при съемке боев на улицах
венгерской столицы получил тяжелые ранения оператор Иван Чикноверов и был смертельно
ранен Семен Стояновский


Пострадал за храбрость

Из воспоминаний Романа Кацмана (Григорьева)

(Март 1945 г.). Освободив Венгрию, наши войска сражались уже на подступах к Австрии.
В это время в нашу киногруппу прибыл бакинец Д. Мамедов и был направлен в стрелковый
корпус, которым командовал генерал С.А. Козак. На следующий день меня вызвал командующий фронтом маршал Ф.И. Толбухин.
— Что за безобразие! Мне звонил генерал Козак и жаловался, что ваш оператор вместе со всеми идет в атаку. Козак сказал: «Мне не хватало своих забот — я еще должен отвечать за этого сумасшедшего!»
— Товарищ командующий фронтом, у оператора есть свои функции, как у каждого солдата…
— Да, но оператор один. Уберите этого сумасшедшего!.. Я поехал в корпус, тихонько спрашиваю Мамедова:
— Дорогой, может быть, ты не слишком уж стараешься?
— Почему?!
Пока решался вопрос, «этот сумасшедший» успел несколько раз сходить в атаку и снять очень интересные кадры, но все же из корпуса его пришлось перевести, потому что у дважды Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии генерала С.А. Козака «хватало своих забот», и командующий фронтом решил не добавлять ему новых.

Не забыто! С. 73.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ И РЕДАКТОРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОТДЕЛА ФРОНТОВЫХ КИНОГРУПП ЦСДФ НА СНЯТЫЕ МАТЕРИАЛЫ


«Мессершмитты»... больше не взлетят

«Австрийский город Винер-Нойштадт»

Снято для журнала «Новости дня»

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 522

Оператор: Афанасьев

Снято — 120 метров. Пленка — «Суперпан»

Гор. Винер-Нойштадт первый из австрийских городов, павший от стремительных ударов Красной Армии. Этот город — крупный промышленный центр и важнейший узел железнодорожных магистралей.
1. Общий вид города (снято с самолета) на фоне вершин Альп. Отдельные городские места: железнодорожный узел, сплошь заставленный эшелонами, готовыми к отправке.
Центр города, большое горящее здание рядом с церковью с двумя колокольнями. Это высшая
офицерская школа СС, центральная городская площадь Гитлер плац. Заводские авиационные
цеха и ангары кругом опоясывают город.
2. Снято на земле:
Разрушенные бомбардировкой англо-американской авиации заводские здания и ангары
авиационных заводов, выпускавших 60% «Мессершмиттов-109».
Кадры со стоящими в цехах готовыми самолетами.
3. В городе:
Горящее здание высшей офицерской школы СС. Кадр начинается с вывески перед входом в школу.
Здание, охваченное огнем.
Разрушения на центральных улицах города.
Австрийское население со своими вещами, группами на тележках везут вещи в уцелевшие районы города.
Наши войска уже давно прошли вперед к Вене. Девушка-регулировщица на одном из центральных перекрестков города.
Идут автомашины с бойцами и боеприпасами на Вену.

Кинооператор Афанасьев.

Подлинник. Машинопись. Дата не указана. Имеется отметка цензора «24.4.45».

«Бои за левобережную часть Вены»

13 апреля 1945 г.

Через реку Дунай в Братиславе идут войска 2-го Украинского фронта, на Венское шоссе — вперед к Вене. (Переправа через Дунай.)
На Венском шоссе движется штурмовая артиллерия.
На боевых позициях батарея 76 мм пушек капитана Смелова А.С. ведет огонь по противнику, расположенному в г. Вене. На этой же артпозиции — синхронная съемка — пушки ведут огонь по пулеметам врага на северном мосту Вены, командует капитан Смелов (110 м.).
На артиллерийском командном пункте руководит огнем подполковник Баранько В.Д. Аэродром
противника, стремительно захваченный нашими пехотинцами. Оставшиеся целые и подбитые самолеты.
Ночные залпы артиллеристов по Вене. Панорамы правобережной части города Вены — горящие дома, заводы, мосты через Дунай, горы.
Автоматчики, пулеметный расчет ведут огонь по противоположному берегу. Пушки 76 мм занимают огневую позицию под прикрытием деса и ведут огонь прямой наводкой по врагу на противоположной стороне Вены.

Снято 220 метров, основные кадры сняты утром и вечером. Съемки произведены новой камерой «Аррифлекс».

Оператор Монгловский

2 Укр. фронт

Подлинник. Автограф.

«Бои за Вену» (Лабораторная часть)

Оператор — Л. Аристакесов

2-й Украинский фронт

1) Движется артиллерия по Венскому шоссе.
2) Артиллерия на боевых позициях — 76 п/м.
3) Артудары по Вене (днем и ночью) на фоне горящего города.
4) Быстрый натиск наших войск застал вражеский аэродром врасплох (разбитые и целые самолеты).
5) На наблюдательных пунктах командир артполка подполковник Бородько В.Д. руководит арт. боем.
6) Пулеметный расчет ведет огонь по укреплениям противника в Вене.
7) Орудие бьет прямой наводкой по Вене.
8) Дунайская флотилия входит в Вену.
9) Разбитые орудия.

Всего 240 метров.

Подлинник. Автограф.

«Гвардейцы, артиллеристы ведут огонь на фоне дворца Бельведера»

Монтажный лист № 512

Опер.: Асланов Г.Г.

350 м. «Суперпан»

Общий план города Вены во время бомбежки нашими «Илами».
Общий план города, окутанного дымом от пожарищ.
Группа бойцов, прижавшись к стенам домов, пробегает вперед по улице. Ведет огонь автоматчик, укрывшись из-за автомобиля, который оставили немцы, пробегают автоматчики
вперед, врываются в разрушенную стену дома.
Из одного дома ведут пленных: одного майора и двух солдат.
Панорама по ограде дворца останавливается на убитом немце.
Бойцы внутри дворца Бельведера пробегают по лестнице, выходя на другую сторону дворца. Общие планы дворца Бельведера, детали дворца и ограды (на первом плане водный бассейн). По улицам движется артиллерия. Гвардейцы артиллеристы ведут огонь на фоне дворца Бельведера.
Сняты кадры с земли штурмовых Илов.
С одного балкона наблюдают за боем ген.-майор Бобрук (командующий 31-м ск), вместе с ним комдив [нрзб]. Памятник Штраусу (играет он на скрипке). Район Ландштрассе-парк.
На улице города.
На храме [Святого] Стефана вывешен белый флаг.
Русская церковь в Вене.
До Вены снято:
Движение канадских танкеток по дороге.
Возвращаются на Родину угнанные в рабство немцами и теперь освобожденные Красной Армией русские, украинцы, французы, поляки, г. Вена.

Оператор Асланов

Подлинник. Автограф. Дата составления на монтажном листе отсутствует.

«В Вене»

14 апреля 1944 г.

Опер. Сокольников

Снято:
1. Действие артиллерии на подступах к городу и в городе.
2. На артиллерийских позициях генер.-м-р Козак Семен Антонович (снят на фоне стреляющих орудий).
3. Перебежка наступающей пехотой по городу.
4. Движение техники по городу.
5. Проходят танки на фоне горящих многоэтажных домов.
6. На фоне многоэтажных домов бьют гвардейские минометы[1].
7. На фоне императорского дворца ведут боевой огонь минометчики.
8. На самой высокой точке Вены — хлебозаводе — на НП: генерал-полковник артиллерии Неделин Митрофан Иванович, гв. генер. м-р Цикало Михаил Пантелеевич, гв. генер. м-р Ратов
Александр Иванович — все сняты на НП на фоне Вены
9. Общие планы Вены — взрывы — пожары.
10. Планы отдельных центральных улиц в пожарах — на улицах ни души.
11. Возвращение русских людей — украинцев и др. на родину — движение по дорогам. Беседа их с бойцами и командирами.
12. Приветствие итальянцами русских солдат. Они также были угнаны в Австрию Гитлером.

13. Солдат Зозуля Иван Антонович на улице Вены раздает смалец изголодавшемуся населению.
14. Императорский дворец. Здесь в 1938 г. с балконовых на плац Гитлер покончил с независимостью Австрии. Начало несчастья Австрии. На месте, где стоял Гитлер, — вычерчен
круг со свастикой и инициалами А.Н. (Адольф Гитлер). Планы дворца.
15. Парламент.
16. Ратуша, увенчанная «железным человеком».
17. Внешний вид собора Св. Стефана.

Пленка Super-pan — 4 коробки по 840 м

Натура, в основном пасмурно.

Подлинник. Автограф.
____________________________________
1. Цензором вычеркнуто название минометов «Иван Грозный».

«Бои на окраине Вены и в городе»

Монтажный лист № 508

Оператор: Б. Рогачевский

450 м. Пленка «Суперпан»


1. На командном пункте — командир корпуса генерал-майор Герой Советского Союза и национальный герой Югославии Козак. С ним командир дивизии ген. майор Джахуа. Генерал Джахуа разговаривает на КП по телефону.
2. На фоне Вены бьет артиллерия — бьют «катюши».
3. Ведут огонь минометы.
4. Миномет ведет огонь среди цветущих деревьев.
5. На улицах Вены среди горящих зданий ведут огонь танки-самоходки.
6. У здания собора ведет огонь зенитная пушка.
7. Раненный в боях на улице Вены танкист Василий Зверев получает первую медицинскую помощь.
8. Здание парламента.
9. Танкисты перед боем слушают игру на балалайке своего товарища.
10. Большие группы освобожденных советских граждан возвращаются на Родину.
Впереди солдат из армии несет на руках ребенка.
11. Жители Вены забирают из разрушенных магазинов товары.
12. Общие планы города.
13. Проходы по городу танков.


Оператор Б. Рогачевский

Подлинник. Автограф.

«Завтрак танкистов на танке снят слишком коротко, неинтересно…» 

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки киногруппы 1-го Белорусского фронта

29 апреля 1945 г.

Проводом (речь идет о способе передачи информации по закрытым каналам связи. - Прим. ред. #МузейЦСДФ)

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала группы Лебедева. Редактор Браславский дает оценку материала оператора Фролова «Венское направление».

Материал разнообразный, есть интересные наблюдения. Используется в фильме «Вена».

Отмечаем следующие кадры и эпизоды: пехотная атака на фоне города, бойцы с голубями, пленные в Дере, генерал Миляев, в селе Мача. Эпизод с тремя трофейными пушками снят неразвернуто, слабо. Бои в Маче носят неубедительный характер, в городе Дер много статичных невыразительных планов.

Материал «На Вену» содержит хорошие кадры движения техники, артиллеристы с аккордеоном, группа бойцов около трупа, жители грабят магазины. Завтрак танкистов на танке снят слишком коротко, неинтересно, оператор не использовал возможности дать портреты людей. Из боевых съемок, в общем малочисленных, отмечаем кадр: медленный проход бойцов по стене дома.

Фотографическое качество материала хорошее.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 78.


«...Оператор дает пространные съемки фона и крайне бегло, коротко снимает людей…»

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки киногруппы 1-го Белорусского фронта

30 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала группы Лебедева: редактор Браcлавский дает оценку материала операторов Монгловского и Аристакесова.

В съемках Монгловского «Бои за левобережную часть Вены» представляют интерес следующие кадры: пулеметный расчет, аэродром противника, артиллерийский КП. Переправа через Дунай снята хорошо. К сожалению, в этой съемке мало крупных планов. В съемках «Братислава» оператор дает главным образом статичные планы. Есть отличные кадры вида на Дунай, орудия в вишневом саду, интересный момент пленения немцев, съемки достопримечательных зданий города. Как недостаток материала указываем: оператор дает пространные съемки фона и крайне бегло, коротко снимает людей, например артиллериста Лукашина, моряков в городе, жителей.

Материал Аристакесова содержит отличные съемки катеров сверху с моста и виды на Вену.
Хорошие кадры: немецкий аэродром, ценность которого снижается повторением Монгловского, тяжелая артиллерия. Недостаток: отсутствие живых репортажных наблюдений.

Материал обоих операторов хорошего фотографического качества.

Принят для фильма.

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 79. Машинопись. Заверенная копия.

«На главной улице Вены “Катюша” ведет огонь…»

Съемка города Вены

Снято — 965 м

Пленка — Суперпан

Кинооператор — Мамедов Дж.

1. Завод. Бои за взятие завода. Артилл. прямой наводкой ведут огонь по заводу. Бойцы —
пехотинцы, при поддержке артиллерии, продвигаются по горящему заводу. Автоматчики ведут огонь. Прямое попадание артиллерии. Взрыв. Горит завод. Перебежки пехоты.
Вена. Общий план — горящей Вены. Самолеты «Илы» бомбят город. Горит Вена. Перебежка
бойцов по улицам Вены.

Из окна верхнего этажа гвардейцы-разведчики Жиряков, Тарногополь, Суворов бросают
гранату в дом, где сидел противник — снайпер.
Ведут пленного снайпера из дома.
Наши бойцы проходят по улице Вены. Их встречают веселые лица жителей Вены. На главной
улице Вены «катюша» ведет огонь. По городу ведут пленных. Среди них один майор — Карл
Сокол — гестапо «SS» (его ведут отдельно — примета: в берете).
Проходы по улицам Вены: танки, пехота, разведчики на велосипедах.

Вот возвращаются из пленения французские солдаты.
Обходя Вену с сев.-запада, артиллеристы-самоходчики стремительно преследуют противника.
Артиллеристы-самоходчики своим огнем помогают пехоте овладеть одним из домов, превращенных немцами в узел сопротивления. Арт. самоходчики ведут огонь по танку противника.
Переправа. Пехотинцы переходят по взорванному мосту. (канал от Дуная). Горит другой берег от сильного огня наших Соколов. Саперы-строители готовят переправу под сильным огнем противника.
Переправа готова[1].

Подлинник. Автограф. Без даты.
________________________________
1. Далее цензором вычеркнуты заключительные строки: «Первым переправился полк под командованием полковника Аватесяна».

«...Наши бойцы несут раненого товарища, Второй идет сам»

«В Вене»

Монтажный лист № 511

14 апреля 1945 г.

3-й Украинский фронт.

Оператор: Грачев И.

Пленка — «Суперпан» <…>

Оператором сняты:

Пехота, идущая по улицам Вены на передний край.
Горящие кварталы, автоматчики захватывают улицу. Автоматчики перебегают простреливаемую улицу. Наши танки мимо парламента идут на передний край. Танки, проходящие по улицам Вены. Пехота, идущая вдоль дворцовой стены, на переднем плане орудие на прямой наводке.
Горящие дома. Горящий кафедральный собор Стефана, на собор смотрят жители Вены (подожжен немецкой артиллерией).
Жители Вены убегают из горящих кварталов. Мертвые улицы переднего края у канала. Минометы на площади ведут огонь. У канала, на переднем крае, наши бойцы несут раненого товарища, второй идет сам.
Жители Вены рано утром по своей инициативе очищают от мусора освобожденные улицы.
Горит здание драматического театра (подожжен немцами от обстрела).
Орудия на прямой наводке на перекрестках улиц.

Оператор Грачев

Подлинник. Автограф.

«Первый раз в истории русский военно-морской флот дошел до Вены…»

«Дунайская флотилия в боях за Вену»


13 апреля 1945 г.

Монтажный лист

Оператор: Рымарев Д.Г.

Краснознаменная Дунайская флотилия участвовала в боях за Вену, взаимодействуя со 2-м и с 3-м Укр. фронтами. За Венскую операцию флотилия получила орден Нахимова I степени.
Дунайская флотилия состоит из боевых катеров и БОС (береговой отряд сопротивления).
БОС имеет арт. батарею из 4-х орудий калибра 122 мм, батарею самоходных пушек и морскую
пехоту. Все эти подразделения участвовали в Венской операции.
Снято:
Бронекатера Дунайской флотилии идут по Дунаю и занимают огневые позиции по берегу.
<…>
Бронекатера идут полным ходом вверх по Дунаю и ведут беглый огонь по Вене. Первый раз
в истории русский военно-морской флот дошел до Вены. На головном катере крупно (на ходу)
справа командир БК‑243 (4-й дивизион) лейтенант Николаев В.П., командир 4-го дивизиона Герой
Советского Союза капитан-лейтенант Великий В.И., артиллерист 4-го дивизиона ст. лейт. Григолов С.Г. Командующий Дунайской флотилией контр-адмирал Холостяков и член военного совета Матушкин вручают ордена морякам батареи самоходных пушек. Пленка «Агфа Суперпан» — 330 м.

Рымарев

Подлинник. Автограф. Название в монтажном листе отсутствует.

«…Катер с установкой Эрес[1]…»

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки операторов 1-го Белорусского фронта

30 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала группы Лебедева. Редактор Браславский дает оценку материала операторов Рымарева, Ряшенцева «Дунайская флотилия» (Монтажный лист оператора Д. Рымарева, ассистента оператора К. Ряшенцева «Дунайская флотилия в боях за Вену»; 16.04.1945. - Прим. ред. #МузейЦСДФ).



Операторы дали съемки, которые явились хорошим нужным дополнением для выпуска «Вена». Отмечаем интересные изобразительно и документально ценные кадры: проезды катеров по Дунаю, замаскированные суда ведут огонь, масштабный кадр – стреляющие самоходки,
отличные кадры артиллерии, снятые с верхней точки на окраине города, катер с установкой
Эрес, моряки на НП с видом на Дунай, вручение орденов, отличный план — разгромленная
зенитная батарея на площади с памятником. Стреляющие катера сняты у Ряшенцева темно.
В остальном материалы удовлетворительного фотографического качества. Недостатком съемок считаем отсутствие развернутых законченных эпизодов. Люди показаны неинтересно.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 76. Машинопись. Заверенная копия.

_________________________________
1 РС‑82 и РС‑132 — реактивный снаряд калибра соответственно 82 и 132 мм, неуправляемые авиационные боеприпасы (достигающие цели без коррекции траектории в процессе полёта) классов воздух — воздух и воздух — поверхность, оснащённые реактивным двигателем на бездымном порохе. Разработаны в СССР в период с 1929 по 1937 г. Широко использовались во время Великой Отечественной войны.

«Считаем, что группа работала добросовестно…»

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки операторов 1-го Белорусского фронта

20 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала группы Кацмана: редактор Браславский дает оценку работы
группы по съемкам «Бои за Вену».

Считаем, что группа работала добросовестно и дала целый ряд хороших съемок. В общем
впечатление от материала благоприятное. Съемки легли в основу выпуска «Вена», заканчивающимся производством в ближайшее время. Операторов представляем премированию.
Даем оценку отдельных работ.

Оператор Сокольников дал интересный материал, особенно отмечаем эпизод стрелковый
взвод под обстрелом тяжелых минометов. В (нрзб.) хорошо снята разбитая техника и убитые
эсесовцы. Отмечаем следующие кадры: проход пехоты, на втором плане, на фоне гор разрывы,
проход одиночных бойцов по улице Варпалоты, заваленной трупами и техникой, пленные,
работа минометчиков. В Вене съемки боевых моментов оператору явно не удались, они
выглядят неправдоподобно. Есть несколько хороших планов города: дворец, снятый через
цветущие деревья, ратуша. Запоминаются отдельные кадры, снятые на площади: минометчики, шестерка лошадей. Представляет ценность эпизод освобождения советских граждан.
Фотографическое качество съемок хорошее.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 75. Машинопись. Заверенная копия.

«Вместе с красными флагами на домах появились национальные флаги…»

«В Вене»

Монтажный лист № 565

Оператор: Асланов Г.Г.

720 м. Пленка — «Суперпан»

I. Гор. Вена. Весна. Цветут деревья. Эта весна в Вене принесла счастье тысячам советских
людей, освободив их от немецкого рабства.
Надежда Богомолова из Харькова, бывшая ученица школы, попала в немецкое рабство, работала
по 12—14 часов в день на заводе и, когда первые советские воины вошли в город, она бросилась навстречу своим освободителям. Снято также, как она рассказывает про свою жизнь в неволе, кончает свой рассказ: «Как я счастлива в эту весну…»
Панорама на цветущие деревья… весь сад цветет…
Освободители проводят Надю к автомашине, которая идет в тыл, а там путь домой, на Родину.

II. Дворец графа Шенборна (постр. в XVIII в.).
Эти кадры показывают достопримечательности города. Прекрасный парк с подстриженными деревьями. <…> Тут же расположен зоологический сад, где сохранились звери (снято несколько
планов). В первый воскресный день жители города гуляют в парке, дети собирают цветы, гуляет молодежь, также наши офицеры, есть кадры, где через гуляющих виден весь город.

III. Венский лес.
Группа наших солдат и офицеров на прогулке в лесу. Чистый весенний воздух, пение птиц, и этот лес напоминает картину «Большой вальс», и баянист заиграл вальс Штрауса, закружились в танце герои вчерашних боев…

IV. Памятник И. Штраусу (он играет на скрипке). Сняты статичные кадры и с нашими бойцами.

V. Дом, где Штраус написал «Летучую мышь».
На мемориальной доске написано: «Собственный дом, в котором И. Штраус написал свою
бессмертную “Летучую мышь”».

VI. Дом, где умер Шуберт. На мемориальной доске написано: «В этом доме умер 19 ноября 1828 года композитор Франц Шуберт».

VII. Советские войска идут по городу (пехота, артиллерия, танки). В одном из кадров видно, как с большой радостью встречают наших бойцов освобожденные советские девушки. Они бросаются целовать бойцов пехотинцев.

VIII. Оживленные улицы города, вместе с красными флагами на домах появились национальные флаги. Жители читают последние сообщения, регулировщица четко руководит движением автомашин. И вот совершенно случайно аппарат останавливается на одной группе. Это советский офицер ст. лейтенант Петров на улице встретил своих земляков, сейчас вольных и радостных двух девушек и мужчину (Федиенко, Фролову и Вануилина из Украины).

IX. Крупно надпись: «Комендант гор. Вены». Сняты так же кадры здания и вестибюль, где за справками обращаются наши офицеры и местные жители.

X. Совместно с местным населением наши саперные части наводят переправу через канал в центре города. Сняты кадры движения наших войск.

XI. Заводские районы города.

XII. Над городом поднимается флаг победы.

XIII Отдельные кадры нахождения наших войск в Вене.

Примечание. Я снимал в основном весь материал на весеннем мотиве, чтобы можно было
использовать вальсы Штрауса, включив весеннюю радость освобождения советских людей
из немецкого рабства, также новую жизнь Австрии — жизнь свободную и радостную (дети
собирают цветы, гуляют в парке и т. д.).

Оператор Асланов

Подлинник. Автограф.

«Съемка через мост на горящие объекты в дыму отличного качества…»

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки операторов 1-го Белорусского фронта

27 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала киногруппы Кацмана: редактор Браславский продолжает оценку материала «Вена».

Оператор Афанасьев «Авиационный материал в боях за Австрию» слабее воздушных съемок «За Будапешт».

Треть материала ночная бомбардировка ушла в брак, остальная часть интереса не представляет.

Съемка штурмовиков и истребителей в районе Балатон дала более благоприятные результаты. Выделяются кадры: самолеты над Дунаем, панорама места боев, взлеты, пейзажные планы. Съемка через мост на горящие объекты в дыму отличного качества. Интересна попытка снять эпизод воздушного боя, она не удалась, видно, по причинам трудностей, лежавших в самом материале. Съемка Тимошенко в Вене проведена хорошо. Материал снят живо непосредственно. Лучшие кадры: Тимошенко и другие на фоне собора, у ратуши, проезд по улице.

Оператор Дупленский дал хорошие съемки по следам отступающего противника. Съемки
разнообразные, хорошего фотографического качества. Отмечаем следующие кадры: укрепления на австрийской границе, пожар селения, снятый сквозь цветущие деревья, проход
освобожденных югославцев, портреты советских граждан. В венском материале есть хорошие
планы улиц, кадры бойцы и жители. Недостаток съемок – отсутствие цельных законченных
эпизодов, способствующих более глубокому освещению происходящего.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 74.

<...>

«Встреча Военного совета 3-го Украинского фронта с руководителями первого демократического австрийского правительства»

Киногруппа 3-го Укр. фронта

Монтажный лист № 684

Оператор: Б. Небылицкий

90 м, пл. «Суперпан»

В г. Вене 27 апреля состоялась встреча первого демократического правительства Австрии
с маршалом Толбухиным и генерал-полковником Желтовым.
Правительство огласило свою декларацию представителю советского командования.
Маршал Толбухин приветствовал правительство и сообщил о решении советского командования оказать практическую и материальную помощь продовольствием населению
г. Вены.
Ввиду плохих световых условий сам момент встречи и представления маршалу членов
правительства [снять] не удалось.

Снято:
1) Проходы маршала Толбухина, ген.-полк. Желтова и коменданта гор. Вены ген.-лейт. Благодатова по улице. Вход в дом, где произошла встреча. Прибытие чл. австрийского правительства во главе с г-ном К. Реннером (седой старик).
Беседа в зале заседания.
(Панорама отдельных планов снята в более светлом помещении банкетного зала.)

Оператор Б. Небылицкий

Подлинник. Автограф.

«Танцуют вальс Штрауса»

«Демонстрация в Вене в честь первого австрийского правительства»

29 апреля 1945 г.

Монтажный лист № 685

Оператор: Асланов Г.Г.

120 м. «Суперпан»

Снято:
1. Президент и новое правительство проходят мимо приветствующего народа (снято с движения).
2. Они направляются к парламенту.
3. Президент выступает с речью перед народом.
4. Новое правительство входит в здание парламента.
5. Общие и крупные планы приветствующих.
6. Танцы у парламента. Танцуют вальс Штрауса.

Оператор Асланов

Подлинник. Автограф.

Маршал Советского Союза т. Тимошенко в Вене

Снято 90 м

Оператор Афанасьев.

Пленка — «Суперпан».



Маршал на автомобильном заводе «Мерседес-бенц». Его сопровождает член военного совета 4-й Гвард. армии гвардии полковник Шепилов Дмитрий Трофимович.
Маршал на территории подземного авиационного завода. У входа в подземные помещения.
Маршал на заводе радиолакационной аппаратуры.

Всего 150 метров.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«У развалин оперного театра»

Снято 60 м

Оператор Афанасьев

Пленка — «Суперпан».

Командующий 4-й Гвардейской армией генерал-лейтенант Захватаев Никол. Дмитриевич осматривает г. Вену. Его сопровождает член военного совета 4-й Гвард. армии гвардии
полковник Шепилов Д.Т.
У развалин оперного театра.
На фоне собора святого Стефана (в готическом стиле).
Генерал-лейтенант с балкона городской ратуши осматривает в бинокль панораму города.
Проход по дворцовой площади Франца Иосифа.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«От оператора ждали более продуктивной работы…»

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки оператора Б.М. Рогачевского

30 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 2-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала киногруппы Кацмана: редактор Кемарский дает оценку съемок Рогачевского.

Отмечаем лучшие планы: отдыхающие бойцы на улице, минометчик на фоне цветущих деревьев, танкисты с баяном, проход освобожденных советских людей по шоссе, жители Вены у магазина, памятники. Отмечаем плохо составленный монтажный лист (Монтажный лист № 508. Прим. ред. #МузейЦСДФ). От оператора ждали более продуктивной работы. Общая оценка работы вашей группы в телеграмме редактора Браславского.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 82. Машинопись. Заверенная копия.

«В съемках автоматчиков слишком много суеты и неестественности»

Редакторское заключение отдела фронтовых киногрупп на съемки киногруппы 1-го Белорусского фронта

30 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала киногруппы Кацмана: редактор Кемарский дает оценку материала группы.

Отмечаем хорошие планы оператора Асланова: командование фронта, мотоциклетный батальон, особенно разнообразные планы движения, подбитая техника противника, пейзажи озера, кадр – самолет над озером, привал в лесу, планы горящих улиц и кадр женщины в дыму, раненый на мотоцикле и перевязка, замаскированный нефтеперегонный завод, допрос венгерского генерала, пленник в Вене, рабочий момент Афанасьева, здание русской церкви, бойцы внутри бельведера, проход артиллерии по цветущей аллее, гармонист, проходы пехоты по улицам, пейзажные планы Вены. В съемках автоматчиков слишком много суеты и неестественности. Оператору нужно более продуманно относиться к такого рода съемкам. Общая оценка — хорошо, оператор представляется к премированию.

Первая работа Мамедова очень обширна (Монтажный лист оператора Д. Мамедова «Съемки города Вена» (бои за город). Прим. ред. #МузейЦСДФ). Оператор работал много и добросовестно.
Отмечаем лучшие планы: пейзажи и пожары в селении, лошади во время артобстрела, перед атакой пулеметчик, бойцы в окопе, пожар на нефтеперегонном заводе, велосипедисты в лесу и на улицах Вены, стрелковая цепь на развалине на окраине Вены, панорама пленных, танки на подступах к Вене, переправа через Дунай, РС на улицах общий план Вены, небо в дыму, генерал поздравляет бойцов, жители приветствуют армию, самоходка бьет по домам, на КП у разрушенного дома. Неудачные съемки: эпизод с поимкой снайпера, излишне много и натуралистически показаны одиночные трупы немцев, эпизод прохода колонны немецких санитаров, большое количество маловыразительных проездов и проходов, бесчисленные перебежки автоматчиков. Оператору нужно очень и очень внимательно относиться к организации материала, некоторые планы в его съемках предельно важны.
Оператору более свойственно снимать в плане репортажа. Пусть он продолжает свою работу лишь в этом плане.

Общая оценка хорошая оператор, представляется к премированию.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 84.

Машинопись. Заверенная копия.

«Оператор дает пространные съемки фона и крайне бегло, коротко снимает людей…»

Редакторское заключение на съемки операторов Ю.В. Монгловского и Л.Г. Аристакесова

30 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала группы Лебедева: редактор Браславский дает оценку материала операторов Монгловского и Аристакесова.

В съемках Монгловского «Бои за левобережную часть Вены» представляют интерес следующие кадры: пулеметный расчет, аэродром противника, артиллерийский КП. Переправа через Дунай снята хорошо. К сожалению, в этой съемке мало крупных планов. В съемках «Братислава» оператор дает главным образом статичные планы. Есть отличные кадры вида на Дунай, орудия в вишневом саду, интересный момент пленения немцев, съемки достопримечательных зданий города. Как недостаток материала указываем: оператор дает пространные съемки фона и крайне бегло, коротко снимает людей, например артиллериста Лукашина, моряков в городе, жителей.

Материал Аристакесова (Монтажный лист «Бои за Вену (левобережная часть)». - Прим. ред. #МузейЦСДФ) содержит отличные съемки катеров сверху, с моста и виды на Вену.
Хорошие кадры немецкий аэродром, ценность которого снижается повторением Монгловского,
тяжелая артиллерия. Недостаток — отсутствие живых репортажных наблюдений, материал обоих операторов хорошего фотографического качества. Принят для фильма.


РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 79.
Машинопись. Заверенная копия.

«Редакция выражает соболезнование группе по поводу безвременной кончины оператора Стояновского»


Редакторское заключение на съемки операторов С.А. Стояновского и И.А. Чикноверова

30 апреля 1945 г.

Проводом

Политуправление 1-го Белорусского фронта

Киногруппа Саакову

Сообщаем оценку материала киногруппы Кацмана: редактор Кемарский продолжает оценку работы группы.

Отмечаем лучшие кадры операторов Стояновского и Чикноверова: орудие прямой наводки в городе Дер, разбитые самолеты, пилоты на фоне пожаров, ночная съемка РС, жители сжигают фашистские знамена, жители помогают вывозить раненых, жители танцуют с бойцами, кадр осел и фашистские знамена, спящий на миномете, минометчики у парадного, пробег автоматчиков на горящее здание, атака танков и пехоты, разрывы, план с наездом, парк внизу, здание Венской оперы, здание парламента, НП в окопе, план из развалин, вид на реку, старинный замок в районе Секешфехервар, экипаж танка, подбивший «пантеру», в лощине подбитая техника, перевязка раненого командира, самоходки, масштабный план РС, убитый на берегу озера, тушение пожара жителями, открытие памятника героям, форсировавшим Дунай, все рабочие моменты съемок операторов. Также отмечаем хорошее составлением монтажных листов. Редакция выражает соболезнование группе по поводу безвременной кончины оператора Стояновского. Память его студия отмечает специально. Оператору Чикноверову редакция желает скорейшего выздоровления.

Оба оператора премируются.

Штатланд, Хмельницкий

РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1005. Л. 83.
Машинопись. Заверенная копия.

«Колонны автоматчиков и пехотинцев с ружьями наперевес проходят мимо ликующей толпы…»

«Первомайская демонстрация в Вене»

1 мая 1945 г.

Монтажный лист № 680

Оператор: Афанасьев

Снято 120 метров,

пленка «Суперпан»

Кадры улиц города, украшенного флагами, национальными и советскими. Население в колоннах с плакатами и знаменами направляется к месту сбора для участия в общегородской демонстрации.
Маленькая группа с национальным английским флагом. Это англичане, бывшие в плену. Вот проходит мимо колонна итальянских рабочих.
Около здания парламента собралось много народа, наблюдающего за прохождением демонстрантов.
Пошли советские войска. Колонны автоматчиков и пехотинцев с ружьями наперевес проходят мимо ликующей толпы.
Национальный оркестр на площади города исполняет любимые национальные произведения. Под звуки вальсов Штрауса народ шумно выражает свое удовольствие.
Крупные планы музыкантов, дирижера и смеющихся, ликующих людей, заполнивших площадь. (На площади Шварценбергплац.)
Три-четыре крупных плана населения, читающего экстренные выпуски, посвященные 1 Мая.

Афанасьев

Подлинник. Автограф.

«Мощное “Ура” в честь тов. Сталина разносится далеко от Родины на берегу Дуная»

«Дунайская флотилия»

Монтажный лист № 677, 678

Кинооператоры: Запорожский, Петросов

Моряки Дунайской В/флотилии встречают 1 Мая 1945 года далеко от Родины, на освобожденной от немецких захватчиков австрийской земле.
День Первого мая первыми встретили моряки-артиллеристы. Утром они открыли огонь из береговых батарей по находящемуся невдалеке городу, в котором засели войска СС.
1) Снята батарея ст. лейтенанта Калюжного и командира огневого взвода лейтенанта Седаева.
Краснофлотцы этой батареи — сталинградцы, керченцы и черноморцы — теперь они дунайцы. Война их привела на территорию Австрии. Все они участники многочисленных боев за Сталинград, Керчь, Новороссийск, Севастополь, Одессу и т. п.
2) Утром на катере Героя Советского Союза лейтенанта Полякова (с бородой) снят подъем
флага, праздничное поздравление передает сигнальщик соседним кораблям.
Командир катера поздравляет краснофлотцев с днем 1 Мая, дает команду поднять флаг.
Краснофлотцы этого катера также прошли боевыми дорогами от Сталинграда до Дуная.
3) Начальник штаба бригады бронекатеров капитан 2-го ранга т. Якусин[1] читает приказ тов. Сталина. Рядом с ним капитан 2-го ранга тов. Дьяконов (нач. политотдела) и Герой Сов. Союза лейтенант Поляков (с бородой и усами). Гвард. капитан-лейтенант Барбатюк[2] — командир гвардейского дивизиона. Слушают приказ тов. Сталина личный состав и офицеры командиры катеров. Среди них упомянутый выше Герой Сов. Союза Поляков, Герой Сов. Союза Воробьев (два орд. Кр. Знамени, орд. Красной Звезды, орд. Ленина).
Герой Сов. Союза Абдурахманов[3], ст. лейтенант, команд. бронекатера.
Командование бригады поздравляет моряков с днем 1 Мая. Мощное «Ура» в честь тов. Сталина разносится далеко от Родины на берегу Дуная.

Подлинник. Автограф.

На монтажном листе имеется указание цензора: «Убрать кадры “РС” на катерах. 21.7.45 г. Подпись».

___________________________________
1. Имеется в виду Якусик Валентин Петрович, капитан 2-го ранга, начальник штаба 1-й БРК.
2. Скорее всего, это гвардии капитан-лейтенант Барботько Сергей Игнатьевич, командир 1-го гвардейского белградского дивизиона бронекатеров Дунайской флотилии.
3. Скорее всего, имеется в виду Абдрахманов Асаф Кутдусович, старший лейтенант, командир бронекатера Дунайской
флотилии, Герой Советского Союза.


«Встреча частей 3-го Украинского фронта с 9‑й американской армией в Австрии»

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 832

Оператор: Б. Небылицкий

Пленка «Суперпан». Снято 150 м

8 мая в 7 утра части к-ра 20-го гвард. будапештского корпуса ген.-лейт. Бирюкова, 4-й ударной армии тов. Захватаева перешли в наступление.
Оборона была прорвана пехотными частями, и в прорыв была брошена группа самоходных
пушек под командованием гвард. майора Васильева Владимира Ивановича.
Преодолевая взорванные мосты, встречая сильное сопротивление противника, уничтожая его
группы и завязывая в ряде пунктов серьезные бои, используя десант, группа самоходных пушек
совершила дерзкий марш-маневр, прошла за 10 часов 83 километра, вышла в тылы немцев в городе
Амштеттене и соединилась с союзниками. Танковая дивизия, полк полковника Кэрвей [Кервей].
Снято:
1. Рейд части майора Васильева (монтажные куски).
2. Встреча с частями американской армии в Амштеттене.
3. Прибытие к-ра корпуса ген. Бирюкова в расположение американских войск. Ген. Бирюкова встречал к-р корпуса ген.-лейтенант Валькер[1].
Кроме того, произведены [нрзб.] войсками (самоходки в движении).
Снят майор Васильев (с усиками) и наводчик ст. сержант Гирич.
За блестяще выполненную операцию к-р дивизиона Васильев представлен к званию Героя Советского Союза.
В рейде вместе с самоходками принимали участие операторы Небылицкий и Мамедов.
К сожалению, у меня было очень мало пленки, которую я берег для встречи, но встреча произошла очень поздно.

Небылицкий

Подлинник. Автограф. Без даты.

_____________________
1. Имеется в виду Уолтон Х. Уокер.

«День Победы»

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 898

Оператор: Дупленский

Пленка — «Суперпан», 600 метров

9 мая 1945 года — день победы наших войск над Германией.
С самого раннего утра весть об этом разнеслась по всем частям и подразделениям войск,
действовавших в альпийских горах южной Австрии.
В Н-ской артиллерийской части с восходом солнца бойцы и офицеры собрались на торжественный митинг.
Поздравления с победой сливались с громким «Ура» собравшихся на митинг. И в этот день наши войска по крутизнам горных дорог неотступно преследовали отступающего противника.
По горным вершинам, среди лесов, по городам и селам проходит наша техника и наша пехота.
Недалеко удалось уйти врагу от стремительного преследования. Тысячи машин и другой техники оставил он на пути своего отступления. Нагнанные нашими войсками в одном из населенных пунктов фрицы были вынуждены сложить оружие и оставить всю технику.
Разоруженные, они возвращаются по дороге в наш тыл, где, собранные в колонны, продолжают двигаться на следующие сборные пункты.
А наши войска уже далеко прошли вперед и на одном из рубежей встретились с союзными нам американскими войсками.
Торжественная встреча генералов на мосту через р. Мур [Мура], торжественный парад наших и американских войск. Все это свидетельствует о непобедимости правых сил.
Торжественно стоят в строю наши и американские солдаты. Три знамени союзников под караулом олицетворяют весь триумф.

Снято: (согласовать с материалом Асланова).

1. Торжественный митинг в честь победы над Германией в Н-ской части.
2. Продвижение наших войск по горным альпийским дорогам.
3. Среди высоких гор на узкой дороге бесчисленное скопление автомашин. <…>

Подлинник. Автограф.
Монтажный лист сохранился не полностью.

«Движение наших войск в Австрийских Альпах…»

«В день Победы»

13 мая 1945 г.

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 897

Оператор: Асланов Г.Г.

Снято — 540 метров. Пленка — «Суперпан»

1. Движение наших войск в Австрийских Альпах на фоне снежных гор.
2. Красную Армию встречает население деревень и городов.
3. Заводы (металлургические), мимо завода проходят наши войска.
4. Пейзажи Альпийских гор.
5. Гостиница «Пананс» в Земмеринге, где в 1936 году играл Ботвинник.
6. Встреча наших танкистов с английскими парашютистами, им девушки дают цветы.
7. Жители из окон дают выпить воды остановившимся танкистам.
8. Улицы городов с празднично одетыми австрийцами в национальных костюмах.
9. Брошенная техника немцев на фоне снежных гор.
10. Разоружение эсэсовской колонны, крупные планы немцев, которые оставляют машины. Колонны пленных.
11. Встреча наших войск с американскими войсками на реке Мур [Мура] у гор. Лицен. Снята
вся церемония встречи на мосту, парад и награждение. Командир 80-й дивизии генерал [нрзб.]1
награждает командира 21-й дивизии генерал-майора Воскресенского Павла Ивановича орде-
ном... Фотографирование генералов фотокорреспондентами, американскими и советскими.
12. Брошенные автомашины.
13. Движение целых колонн освобожденных нами пленных и угнанных немцами на работы. Эшелоны с девушками и ребятами, которые возвращаются домой.
14. Салют пехоты в День Победы.

Весь материал я снимал вместе с оператором Дупленским. Он отражает движение наших войск в Альпийских горах.

Оператор Асланов

Подлинник. Машинопись.

Подпись — автограф.
__________________________________
1. 80-й пехотной дивизией в 1945 году командовал Хорас Л. Макбрайд.

«Вена — позади»

Из воспоминаний Романа Кацмана (Григорьева)

…Мы возвращаемся на родину.

Позади — пройденные с победными боями страны Европы; впереди — родная земля. Каждый вспоминает дорогие лица, милые сердцу пейзажи, думая и о своем «первом кадре» на родине.

Усаживаемся в машины и, прежде чем выехать на шоссе, в последний раз проезжаем
по Вене. Есть много в городе чудесных зданий, величественных памятников, но солдатское
сердце тянется к другим местам. Вот тихая улочка предместья Швехат. Здесь оператор И. Сокольников снимал тяжелый бой, закончившийся стремительным прорывом нашей пехоты
к центру города. Вот последняя перед городом роща Венского леса. Отсюда с танкистами
генерала А.Г. Кравченко пошли в бой операторы И. Грачев и К. Дупленский. Вот Бельведер — нелегко достались Г. Асланову кадры взятия замка.

Дом на Фаворитенштрассе. Под огнем противника, в грохоте боя здесь обосновалась база
киногруппы. Все это недавние фронтовые будни кинооператоров, чье повседневное мужество
служило благородной задаче — в живых, образных документах рассказать миллионам людей о беспримерном героизме советских воинов.

На Рингштрассе, в парке, раскинувшемся у парламента, переживаем горестные минуты.
На гранитной плите высечено: «Военный кинооператор, инженер-капитан Стояновский.
Погиб геройской смертью в боях за Вену».

Оператор Иван Чикноверов (второй справа) на могиле Семена Стояновского в Вене. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

…В минутном молчании прощаемся с Семеном, смелым, талантливым киножурналистом, нашим боевым товарищем, соратником по искусству, отдавшим свою жизнь за любимую Родину. Он был честным, мужественным, жизнерадостным юношей. В огне боев суждено было развернуться и оборваться его таланту. Мы никогда его не забудем.

Вена — позади. Как в пущенной обратным ходом киноленте, мелькают памятные места весеннего наступления — рощи, деревни, города Австрии. Пересекаем австро-венгерскую
границу, едем вдоль озера Балатон. Много месяцев не умолкал здесь грохот сражений. Теперь над озером тишина. На деревьях и столбиках сохранились стрелки с надписями «Ирис», «Лань», «Ковчег». Эти условные обозначения указывали путь нашим частям в их движении вперед. Находим знакомую стрелку — «Кино». По ней в дни сражений за Австрию операторы находили штаб киногруппы; сдавали отснятый материал, получали пленку и, обменявшись впечатлениями, немного отдохнув, снова разъезжались по районам боев.

Их оружие — кинокамера. С. 253.
___________________________________
Мнение редакции сайта по некоторым историческим моменат может не совпадать с мнением автора.