На фото (слева направо) кинооператоры: Всеволод Афанасьев и Борис Рогачевский. Вена, апрель 1945 года. Фото из архива В.И. Фомина. Автор фото: Е. Халдей.
Рогачевский Борис Михайлович (07 (20) июня 1894, Никополь (Ныне Украина)[1] — 03 апреля 1963[2]) — оператор документального кино. Беспартийный.
В 1915 году работал на проволочно-гвоздильном заводе в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина).
В 1917 — 1920 гг. воевал в Красной гвардии и Красной Армии на Южном фронте.
С январе 1921 — особый народный следователь Запорожского губревтрибунала.
С июня 1921 — начальник Запорожского губернского карательного отдела.
С февраля 1922 — заместитель уполномоченного Внешторга по Феодосийскому порту.
С октября 1923 — инспектор Доброфлота.
С декабря 1925 — уполномоченный Узбекгосторга по Ферганской области.
С марта 1928 — член правления треста «Муниец»[3].
С июня 1929 по май 1930 — помощник, ассистент оператора «Белгоскино».
С 16 июня 1930 по 19 марта 1931 — второй оператор кинофабрики «Востоккино».
С 19 марта по 16 ноября 1931 — оператор Московской кинофабрики «Союзтехфильм».
С 15 февраля по 01 августа — помощник директора кинотеатра «Перекоп» в Москве.
С 01 августа 1933 по 28 июля 1934 — старший инспектор по фильмопродвижению Всесоюзной конторы «Союзэкран».
С 02 августа 1934 — администратор, технический работник, начальник операторского отдела, с 1939 — оператор Московской кинофабрики «Союзтехфильм» / киностудии «Мостехфильм».
Фронтовой кинооператор во время Великой Отечественной войны. В РККА с марта 1942 года. Воинское звание: капитан; инженер-капитан. Воинская часть: 135 тбр 23 тк (135 тбр, 23 тк).
Награжден орденами Отечественной войны II степени (1943), Красной Звезды (1944) и медалями.
С 12 августа 1945 по 1947 — на киностудии «Воентехфильм» / «Моснаучфильм». Одновременно работал на ЦСДФ.
20 октября 2020 года на канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Эпизод #16 (хронометраж 07:28; режиссер Артур Анаян) рассказывает о том, как операторы пытались пересмотреть привычные методы работы, обусловленные спецификой съемок в боевых условиях, как на Центральной студии кинохроники совершенствовали аппаратуру, изготавливали приспособления для крепления кинокамер на самолёты и танки на примере работы операторов Ефима Лозовского, Бориса Рогачевского, Виктора Доброницкого и др.
Данных нет.
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1944 — Победа на юге (фильм об окружении и разгроме Яссо-Кишиневской группировки немецких войск в период Второй мировой войны советскими войсками); реж.: Л. Варламов; операторы: Г. Асланов, В. Петров, А. Щекутьев, С. Коган, А. Сологубов, И. Грачев, Г. Амиров, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, А. Фролов, Я. Берлинер, А. Рубанович, А. Кричевский, Ю. Кун, Е. Яцун, Д. Рымарев
1944 — Белград (фронтовой киновыпуск № 9); режиссеры: Л. Варламов; операторы: В. Ешурин, И. Грачев, С. Коган, В. Петров, Б. Рогачевский, С. Стояновский, И. Чикноверов, Р. Кацман; музоформитель: Д. Блок; звукооператор: В. Котов; диктор: Л. Хмара
1944 — Вступление Красной Армии в Болгарию (фронтовой киновыпуск № 8); режиссер: М. Фиделева; операторы: А. Кричевский, В. Микоша, Г. Асланов, Б. Рогачевский, А. Сологубов, Сокольников, И. Голомб, А. Смолко, К. Дупленский, С. Стояновский, И. Чикноверов; музоформитель: Д. Штильман; звукооператор: В. Котов; асс. режиссера: А. Гольдберг; военный консультант: С. Платонов
1945 — XXVIII Октябр; оператор в соавторстве
1946 — Парад молодости; оператор в соавторстве
1946 — 1 Мая; ч/б вариант; оператор в соавторстве
1947 — Всесоюзный парад физкультурников 1947 года; оператор в соавторстве
Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.
1942 — Союзкиножурнал № 54; режиссер М. Фиделева; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, Г. Попов, Т. Бунимович, П. Касаткин, М. Ошурков, В. Мищенко, Е. Лозовский, Б. Рогачевский
1942 — Союзкиножурнал № 71; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Г. Цветков, М. Каркин, И. Беляков, П. Ермолов, Е. Лозовский, Б. Рогачевский, А. Софьин, Б. Орлянкин, Д. Ибрагимов, Г. Островский
1942 — Союзкиножурнал № 81; режиссер И. Сеткина; операторы: А. Шафран, И. Косицын, Ю. Кун, И. Колсанов, Д. Мамедов, Е. Лозовский, Б. Рогачевский, А. Левитан, М. Пойченко, И. Аронс, С. Стояновский
______________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 701-702; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2455. — Оп. 2. — Ед. хр. 50. — 68). «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 792 ). Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из частных архиов,
[...]Еще до войны, когда заседала наша оборонная [кино]комиссия, мы прежде всего говорили о том, чтобы приспособить танки для съемок. Вот уже одиннадцать месяцев идет война, а до сих пор этого не сделали. Товарищ Рогачевский дал проект создания специального кинооборудования на танке. Это надо реализовать. Не обязательно оператору сидеть в танке. Если кинокамера будет хорошо приспособлена на танке, то достаточно водителю нажать рычаг и камера сама будет снимать. Я видел в немецких трофейных журналах фото такого танка, немцы применяют такой метод съемки.[...]
Роман Кармен, оператор, режиссер, Источник