Браславский Леонид Абрамович (20 июня 1919, Киев (Украина) — 17 февраля 2005, Москва) — кинодраматург, писатель. Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1961). Лауреат Государственной премии Литовской ССР (1965). Лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии (1974). Член Союза кинематографистов СССР — СК России с 13 декабря 1957 года.
В 1938 году окончил среднюю школу № 5 им. Гоголя (г. Москва).
В 1941 — 1944 — фельетонист в редакции журнала «Крокодил».
Участник Великой Отечественной войны. Со студенческой скамьи ушел в народное ополчение, а затем добровольцем в воздушно-десантные войска, служил в 201 десантной бригаде. Звание: лейтенант; лейтенант админ. сл. запаса. Воинская часть: Ростокинская див. НО; 201 вдбр (201 вдбр).
Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985), медалями «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).
После окончания сценарного факультета ВГИКа в 1944 году работал на киностудиях Москвы, Ленинграда, Литвы, Белоруссии, Эстонии, Украины, Азербайджана, Таджикистана.
С 18 августа 1944 по 18 мая 1951 — редактор фронтового отдела; редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1956 — 1962 годах работал на Литовской киностудии.
В 1978 — 1988 годах работал на ЦСДФ.
По его сценариям сняты многие документальные фильмы, десять из которых удостоены отечественных и международных наград, а также поставлены художественные фильмы.
Собирая материал для своих фильмов, Леонид Браславский побывал в Арктике , на Белом и Баренцевом морях, в Каунраде (Казахстан), у геологов в Голодной степи (Южно-Казахстанская область), на Северном Урале у металлургов, на озере Балхаш у рыбаков и медеплавильщиков, на строительстве Красноярской ГЭС, у лесорубов и рыбаков в Карелии, у строителей горных дорог в Киргизии, на конных заводах Иссык-Куля, на Памире, целине, в горах Тянь-Шаня и многих других уголках Советского Союза.
Автор книг: «Мастер спорта» (1954), «Я – русский еврей» (1995), «Любовь на все времена» (2001), «След минувшего» (2009).
Отец — Браславский Абрам Данилович (род. в 1884 году в г. Борисполь).
Мать — Браславская Бела Григорьевна (род. в 1886 году в г. Бердичев).
Брат — Браславский Даниил Абрамович (11 марта 1918, Киев — 10 февраля 1989, Москва) — композитор и дирижёр; кандидат искусствоведения (1970); дирижёр военных оркестров; в 1953-1956 годах — начальник оркестра штаба Закавказского военного округа; 1956-1966 годах — дирижёр и художественный руководитель ряда профессиональных эстрадных оркестров и ансамблей; 1966 года — преподаватель курса аранжировки для эстрадных оркестров ка Военно-дирижёрском факультете при Московской консерватории, с 1971 года — доцент, с 1986 года — профессор. Автор книг «Основы инструментовки для эстрадного оркестра» и «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров». Браславским Д. А. написано множество музыкальных сочинений для эстрадного оркестра и ансамблей.
Сестра — Носякова (Браславская) Фаина Абрамовна (род. в 1924 году в г. Киев).
Две дочери от первого брака.
Жена — Марина Ильинична Браславская, работала музоформителем на ЦСДФ.
1947 — Карело-Финская республика; режиссёры: Л. Кристи, С. Гуров
1949 — Спортивная слава; режиссёр Л. Кристи
1951 — Спорт смелых; режиссёр Я. Посельский
1951 — Верхне-Свирская ГЭС; режиссёр М. Славинская
1953 — Три встречи (Международные товарищеские встречи по футболу венгерской команды спортивного клуба имени Дожа с московскими командами "Спартак" и "Динамо"; с тбилисской командой "Динамо"); режиссер В. Ешурин; операторы: Г. Захарова, Н. Соловьев, Ю. Коровкин, М. Ошурков, В. Фроленко, Р. Халушаков, Ю. Леонгардт, В. Ходяков; автор текста Л. Браславский; звукооператор З. Уздин
1954 — За морским зверем (фильм рассказывает об охоте на тюленей в Белом море); режиссер И. Грек; операторы: И. Грек, А. Савин; автор текста
1954 — Спортсмены Донбасса; режиссёр Б. Вейланд
1955 — Покорение Музджилги; режиссёр М. Славинская
1956 — Мы были на целине; режиссёры: В. Трошкин, В. Ходяков
1955 — Северный полюс - 5 (в апреле 1955 г. в Северной Арктике была создана новая научно-исследовательская дрейфующая станция «СП-5». Начальником ее был назначен кандидат географических наук Н. А. Волков); автор текста; автор-оператор: А. Семин
1956 — Мы были на целине (фильм рассказывает о работе студенческих отрядов на целине); автор сценария и текста; авторы-операторы: В. Трошкин, В. Ходяков
1957 — По Венеции; режиссёр: Ю. Монгловский
1958 — Учитель чемпионов; режиссёр-оператор С. Коган
1959 — По Хевсуретии; режиссёр-оператор Е. Легат
1959 — Я вернулся на Камчатку; производство: Дальневосточная студия кинохроники; режиссеры: Н. Коровкина, Ю. Коровкин; операторы: Н. Коровкина, Ю. Коровкин; автор текста Л. Браславский; диктор Р. Выгодский
1960 — По Сибирской реке; режиссёр И. Михеев
1960 — Вторая жизнь; режиссёр М. Семёнова
1960 — Рассказ о четырёх солдатах (о 49-дневном дрейфе советских солдат в открытом океане и спасение их вертолетчиками американского авианосца); режиссеры: Л. Кристи, С. Репников
1960 — Иван Козловский; режиссёр И. Венжер
1961 — Наши современники; режиссёр Е. Вермишева
1961 — Крылатый друг; режиссер Л. Кристи; оператор Ю. Коровкин; диктор А. Баталов, автор сценария Л. Браславский; звукооператор В. Георгиевская
1961 — Народный артист; режиссёр И. Венжер
1961 — Сергей Лемешев; автор текста
1962 — Японские новеллы; автор текста
1962 — Осень надежды; режиссёр В. Лисакович
1962 — Выставка в Аккре; режиссёры Я. Бабушкин
1963 — Здравствуй, Нетте!; режиссёр В. Лисакович
1964 — Живут в нашем городе; режиссёр И. Хомский
1965 — Школьница из Севастополя; режиссёр Б. Рычков
1966 — Они из Одесского порта; режиссёр В. Раменский
1966 — В городе клоун. Олег Попов в Ленинграде; автор сценария; режиссёр Л. Дербышева
1967 — Эфиопия, апрель 1967 года; автор текста
1967 — Ветераны; режиссёр Б. Рычков
1967 — Шаши будни; режиссёр В. Раменский
1968 — Олимпийский Гренобль; автор текста
1968 — Память о битве; режиссёр А. Воронцов
1969 — Романтика - 25 километров; режиссёр А. Ляпидевская
1969 — Товарищи летчики; автор текста
1970 — В воротах Яшин; режиссёр В. Коновалов
1970 — Наша бригада; автор текста
1971 — Золотое поле; режиссёр С. Киселёв
1971 — Это спорт; режиссёр И. Гутман
1978 — Вера Хорунжая; режиссёр: И. Гутман
1978 — Сквозь вечную мерзлоту; автор текста
1978 — Скульптор Вучетич; автор текста
1979 — Севастополь, Севастополь; автор текста
1979 — Детство; автор сценария
1979 — Наша молодежь; автор сценария
1979 — Красная гвоздика; автор текста
1979 — Москва ждет Олимпиаду-80; автор текста
1979 — Визит Абдель Фаттаха Исмаила в Советский Союз; автор текста
1979 — Норвегия - 35 лет спустя; автор текста
1981 — Вернись земля; режиссёр: И. Григорьев
1981 — Город встречает праздник; автор сценария
1981 — Новостройки Москвы; автор сценария
1981 — Дело всех и каждого; автор сценария
1981 — Слово женщин о мире; автор текста
1981 — Скульптор Мераб Бердзенишвили; автор текста
1982 — Университет миллионов; автор сценария
1983 — Место жительства – место воспитания; автор сценария
1983 — Моя бригада; автор сценария
1983 — От всего сердца; автор текста
1984 — Мир скульптора Рябичева; автор сценария; режиссёр А. Рыбакова
1984 — Особая профессия; автор текста
1986 — Скульптор Вучетич; режиссёр А. Воронцов
1986 — Высокий рубеж (На рубеже пятилеток); автор текста; режиссеры: Опрышко А., Татулашвили Ю.
1986 — Слово писателей; автор сценария; режиссер Татулашвили Ю.
1988 — Ле Зуан. Памятные дни и годы; автор сценария; режиссер Пумпянская С.
1988 — Первый прыжок; автор текста; режиссер Пэтэрс П.
1988 — Расстрел на рассвете; автор сценария; режиссер Киселев С.
Главное в искусстве — магия личности. Лёня Браславский по человечески был невероятно обаятелен, умел вступить в умную беседу с первым встречным, подружиться с самым замкнутым и нелюдимым персонажем... Сначала я ошибся: написал «нелюбимым». Но ведь и это тоже правда: нелюбимого героя Лёня умел полюбить, разглядеть в нем особую черточку и даже чертовщину, спрятанную под социальной маской... Конечно, в этом являло себя профессиональное мастерство документалиста, но и сама Лёнина природа была на редкость открытой, доброжелательно, чуткой к любой фальши. Эта музыкальность души, встречается у людей, побывавших в аду. А Лёня там побывал и поэтому не любил о войне вспоминать. Он во всем ценил поэзию, и сам был настоящим поэтом, хотя писал не стихи, а сценарии и великолепную энергичную прозу.[...]
Владимир Мирзоев, режиссёр театра и кино, Источник
При подготовке материала использована информация открытых источников, а также электронного каталога РГАКФД. Фотографии из частных архивов.