ВЕНА

Из книги «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (1947).

ВЕНА

15.04.2023


Автор:
В. Смирнов

Материал опубликован в книге «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (— М.: Госкиноиздат; 1947. — 278 с.; с. 187 - 189). Фото: "Советские военные корреспонденты в Вене. Апрель 1945 года". На фото (слева направо): оператор И. Грачев, (неустановленное лицо), фотокор Е. Халдей, Б. Рогачевский, В. Афанасьев. Фото из архива В.И. Фомина.

В фильме «Вена» (режиссер Я. Посельский) операторы 3-го Украинского фронта: Г. Асланов, В. Афанасьев, И. Грачев, Д. Мамедов, И. Чикноверов, К. Дупленский, Б. Рогачевский, С. Стояновский, И. Сокольников, А. Фролов, Д. Рымарев, и начальник фронтовой киногруппы Р. Кацман стремились показать не только суровый боевой труд советских воинов, но и радость великих побед.

Еще над Веной клубятся облака дыма, но тысячи людей вышли на улицу, чтобы приветствовать советских бойцов и офицеров. Ликует народ, воспрянувший после долгих лет рабства. Его освободил советский воин. Вот почему так волнует почти символический эпизод этого фильма: группа советских бойцов юношей и девушек, идущих по знаменитому Венскому лесу в сопровождении гармониста, наигрывающего пленительный вальс Штрауса «Сказки Венского леса». Их окружают деревья в цвету. Это весна — весна свободы. Ее принесла в Европу Красная Армия.

11 апреля 1945 года, снимая уличные бои в Вене, смертью храбрых погиб на боевом посту талантливый кинооператор С. Стояновский[1].

С первого дня войны С. Стояновский находился в рядах Красной Армии, а с апреля 1942 года начал работать по своей специальности как кинооператор. Он снимал битву за Кавказ и прошел боевой путь от Терека до Прута. Затем снимал в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии, всегда и везде давая отличный боевой кинорепортаж, отмеченный печатью большого мужества и таланта.

В статье «Возвращение», опубликованной в газете «Советское искусство» (21/IX 1945 г.), бывший начальник киногруппы 3-го Украинского фронта Р. Кацман писал:

«Военные кинооператоры возвращаются на Родину. За прошедшие годы пыль многих стран Европы покрыла их сапоги. И вот теперь впереди — родная земля. В предчувствии радостного момента возвращения каждый думает о дорогих лицах, о милом сердцу пейзаже, о своем «первом кадре» на Родине.

Сергей Герасимов, Роман Кацман, Константин Ряшенцев на могиле Людвига ван Бетховена. Вена, май 1945 года. Фото из архива В. И. Фомина.

Мы усаживаемся в машины и, прежде чем шоссе, в последний раз проезжаем по Вене. Есть много чудесных зданий и величественных памятников в этом городе, возвращенном к жизни Красной Армией. Но сейчас солдатское сердце тянет к другим местам. Вот тихая, незаметная улица в Швехате. Здесь оператор Сокольников снимал тяжелый уличный бой, закончившийся стремительным прорывом нашей пехоты к центру города... Вот последние перед городом рощи Венского леса. Отсюда с танкистами генерала Кравченко шли операторы Грачев и Дупленский... Вот Бельведер нелегко достались Асланову кадры штурма этого замка! Дом на Фаворитенштрасce... Под огнем противника, в грохоте боя  здесь обосновалась база киногруппы. Все это недавние будни фронтовой работы кинооператоров.

Дунайский канал... Недавно вышедший из госпиталя оператор И. Чикноверов показывает место, где во время форсирования канала разорвалась немецкая мина. Он был ранен. Рядом с ним упал, сраженный двадцатью семью осколками, оператор С. Стояновский. Майор, вынесший юношу из горящего дома, куда его отбросило разрывом, рассказывал: «Я не знаю, откуда у него взялась сила. Истекающий кровью, он держал перебитой рукой аппарат и только повторял: «Аппарат... сохраните аппарат... не засветите пленку… Предайте в штаб... Ранение было смертельным. Стояновский похоронен на Рингштрассе, в парке, раскинувшемся у здания парламента. На гранитной плите высечено:

«Военный кинооператор, инженер-капитан С т о я н о в с к и й.

Погиб героической смертью в боях за Вену...»[2]

В минутном молчании прощаемся мы со смелым и талантливым киножурналистом, нашим соратником по искусству и боевым товарищем.

Оператор Эмир Файк (второй справа) на могиле Семена Стояновского в Вене. Фото из архива В.И. Фомина (Музей кино).

Вена осталась позади. Как в киноленте, пущенной обратным ходом, мелькают рощи, деревни, города Австрии, знакомые места недавних боев. Да, ровно год назад мы устремили «взгляды» наших объективов за рубежи родной земли. Неотступно шли советские кинооператоры с армией в eё ратных походах. Они были как бы «глазом народа», «глазом общественности», как назвал однажды М. И. Калинин журналистов. Пять стран прошли войска маршала Толбухина, и о каждом из походов киноработники дали народу фильм-отчет: «Победа на Юге», «Красная Армия в Болгарии», «Освобождение Белграда», «Будапешт», «Вена».

Хочется думать, что эти скромные работы сослужат свою службу, когда будут создаваться монументальные фильмы, посвященные великим победам нашей Красной Армии».

 ________________________________
1. В документах Минобороны РФ, опубликованных в проекте «Память народа». указаны ещё две даты смерти С. Стояновского — 22 апреля 1945 года (Документ из госпиталя) и 19 апреля 1945 года (Документ, уточняющий потери). В 2021 году на сайте Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации опубликован документ, который находится в фонде рукописных материалов в Музее кино, "Монтажный лист оператора Гая Асланова «Похороны Стояновского»"; датирован 20 апреля 1945 года; из него следует, что Семён Стояновский умер 17 апреля в 8 часов вечера после тяжелого ранения; был похоронен 19 апреля с воинскими почестями в центре Вены. - Прим. ред. #МузейЦСДФ. 
2. Позднее прах С. Стояновского был перенесён на Центральное кладбище в Вене — мемориал советским воинам, павшим при освобождении города. 
(Источник: проект Минобороны РФ «Память народа»)