Имя при рождении:
Cavanşir Məmmədov

Дата рождения:
17 октября 1915
г. Асхабад, Туркестан, Российская империя

Дата смерти:
05 сентября 1997 (81 год)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинооператор, кинорежиссёр, сценарист

Краткая биография

Мамедов Джаваншир Муса оглы (04 (17) октября 1915, Асхабад (ныне Ашхабад, Туркменистан)[1(по другим данным родился в г. Шуша, Нагорный Карабах, Российская империя) — 05 сентября 1997, Москва) — оператор и режиссер документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1948). Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959). Народный артист Азербайджанской ССР (1982). Лауреат Ленинской премии (1960). Беспартийный. Член СК СССР — СК России с 02 февраля 1958 года.

С 15 сентября 1931 — ученик в кинолаборатории; с 1932 — помощник, ассистент оператора; с 1936 — оператор кинохроники; в 1938 — 1942 — 2-й оператор игровых фильмов кинофабрики, затем киностудии «Туркменфильм» / Ашхабадской киностудии художественных и документальных фильмов.

В 1932 году учился в фабрично-заводском техникуме кинематографии (Ашхабадский кинотехникум).
В 1935 — 1937 годах учился на операторском факультете ГИКа (окончил два курса)[2].

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Воинское звание: инженер-капитан.

  • С 1942 — оператор Бакинской киностудии художественных фильмов. Снимал в Каспийской флотилии и на Черноморском флоте.
  • С 01 декабря 1944 до 20 августа 1945 — оператор киногруппы 3-го Украинского фронта и Южной группы войск.

Как оператор азербайджанской ки­ностудии снял киноочерк о жизни и деятельности 416-й Краснознаменной Таганрогской сд. Снял материалы «Вена», «По освобожденной земле». Работал над документальными фильмами «По Ирану», «Каспийцы», над сюжетами для союзного киножурнала «Новости дня».

Награжден орденами Красной Звезды (1945) и Отечественной войны II степени, медалями. 

С 07 сентября 1945 до 09 декабря 1949 — на Ашхабадской студии художественных и документальных фильмов.
С 09 декабря 1949 до 27 июля 1961 — на Бакинской киностудии художественных фильмов.

Совещание документалистов Закавказья. Тбилиси, весна 1954 года. Сидят в первом ряду: ст. редактор отдела хроники Госкино СССР Константин Славин (четвертый слева), режиссер Леонид Варламов, Юрий Каравкин; во втором ряду: оператор Леон Арзуманов (четвертый слева); в третьем ряду: режиссер-оператор Георгий Асатиани (пятый справа), оператор Отар Деканосидзе (шестой справа), оператор Владимир Еремеев (седьмой справа), Джаваншир Мамедов (девятый справа), оператор Анатолий Крылов (крайний слева). Фото из семейного архива Татьяны Юрьевны Каравкиной. 

Лауреат Ленинской премии за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря». По мнению киноведа Владимира Михайлова фильм «Повесть о нефтяниках Каспия» («Xəzər neftçiləri haqqında dastan») стал переломным в истории советской кинопублицистики. 

Создатели фильма «Покорители моря»: И. Касумов (второй справа), Р. Кармен, Д. Мамедов (третий слева). Баку, 1959 год. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

С 27 июля 1961 по 1985 — оператор, режиссер киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».

______________________________
1. ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 2).
2. Там же.

СЕМЬЯ

Сирота, воспитанник интерната.
Приемный отец — Муса Кулиев (умер в 1924 году), музыкант.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Игровые

1935 — Семь сердец (о борьбе советских геологов с басмачами); производство: Туркменфильм; авторы сценария: Н. Тихонов, Марк Мэй; режиссер Н. Тихонов; оператор Б. Муратовский асс. оператора
1939 — Советские патриоты (о борьбе советских пограничников и колхозников против диверсантов); производство: Ашхабадская киностудия; автор сценария Н. Рожков; режиссер Г. Ломидзе; оператор-постановщик в соавторстве с Алексеем Солодковым
1940 — Сын Джигита; производство: Ашхабадская киностудия; автор сценария Б. Ласкин; режиссер Н. Досталь; оператор-постановщик
1955 — ВстречаGörüş») (фильм рассказывает о дружбе азербайджанских и узбекских хлопкоробов, соревнующихся друг с другом; в центре сюжета любовь двух молодых людей); режиссер Тофиг Тагизаде; оператор в соавторстве с Таюбом Ахундовымфильм был включен в план студии на 1941 год, с началом Великой Отечественной войны съемки были отложены; премьера фильма состоялась 6 августа 1956 года в Москве
1957 — Так рождается песня («Mahnı belə yaranır») (фильм рассказывает о жизни, творчестве и общественной деятельности дагестанского поэта Сулеймана Стальского); постановка режиссеров Рзы Тахмасиа, Микаила Михайлова; операторы-постановщики: Таюб АхундовДжаваншир Мамедов

Документальные и научно-популярные

1939 — Туркменистан; полнометражный; оператор
1942 — 416-я; режиссер-оператор
1942 — По Ирану; режиссер-оператор
1944 — Каспийцы; полнометражный; совместное производство Центральной студии кинохроники и сектора хроники Бакинский киностудии; режиссёры и авторы сценария: Григорий АлександровНиколай Большаков; операторы: Николай БольшаковДжаваншир МамедовНикита ПетросовГригорий ДонецВладимир Еремеев, Сейфулла Бадалов, Борис Дементьев (в титрах не указан); автор дикторского текста Борис Агапов  ; второй режиссер Е.М. Ладыженская; ассистенты режиссёра: С. Каплун, Л. Некрасова; композитор Кара Караев  ; дирижёр Д. Блок  ; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; текст читает Л. Хмара  ; художники: Ф. Тяпкин, И. Нижник; директор картины Ш. Тер-Восканян
1944 — Съезд мусульманского духовенства; оператор в соавторстве с Сейфуллой Бадаловым
1945 — Вена (Фронтовой киновыпуск № 3); режиссер: Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов; музоформитель Д. Блок; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара; художник П. Соколов; автор текста Р. Кацман; асс. режиссера З. Дембовская
1945 — Земля вечных огней («Əbədi odlar ölkəsi») (фильм посвящен 25-летию Советского Азербайджана); полнометражный; режиссер Гусейн Сеидзадеавторы сценария: Имран ГасымовСабит Рахман; главный оператор Сейфулла Бадалов; оераторы: Джаваншир Мамедов, Владимир ЕремеевМирза МустафаевАриф Нариманбеков; композитор Тофиг Гулиев; звукооператор Илья Озерский
1946 — По Ирану; режиссер-оператор
1946 — Туркменистан; оператор в соавторстве
1947 — Остров четырех бо­гатств; оператор в соавторстве
1947 — День победившей страны; оператор в соавторстве
1947 — В небе Туркменис­тана; оператор
1950 — Советский Азербайджан; («Sovet Azərbaycanı»); полнометражный; производство: Бакинская киностудия; автор сценария И. Касумов; режиссеры: Ф. Киселев, М. Дадашев; операторы: А. Шафран, М. Дадашев, А. Атакищиев, Д. Мамедов, В. Збудский; композитор Т. Кулиев; звукооператор А. Керимов, диктор А. Хмара
1951 — Азербайджанская маслина («Azərbaycan zeytunu») (фильм рассказывает о расширении оливковых плантаций, выращиваемых на Абшероне и имеющих большую лечебную ценность, производстве оливкового масла и консервов); режиссер М. Михайлов; оператор
1951 — Республиканский стадион («Respublika stadionu»); автор сценария и режиссер Микаил Микаилов; операторы: Хан Бабаев, Джаваншир Мамедов, Леонид Корецкий, Владимир Збудский; звукооператор Илья Озерский
1953 — Азербайджанские скакуны («Azərbaycan atları»); авторы сценария: Адхам Гулубеков, Микаил Микаилов; режиссер: Микаил Микаилов; оператор: Джаваншир Мамедов; композитор Сулейман Алескеров
1953 — Повесть о нефтяниках Каспия; производство: Бакинская студия художественных и хроникальных фильмов; авторы сценария: Р. Кармен, И. Осипов, И. Касумов; режиссёр-оператор Р. Кармен; операторы: Д. Мамедов, А. Зенякин, С. Медынский, Ф. Леонтович (подводные съемки); композитор К. Караев; звукооператор: А. Керимов; диктор Л. Хмара; ассистенты режиссера: М. Алили, И. Эфендиев, К. Льянос, А. Филимонова
1953 — Советская женщина; оператор в соавторстве
1954 — Крепнет советско-венгерская дружба; оператор в соавторстве
1954 — Праздник песни Mahnı bayramı»); режиссер Агарза Гулиев; оператор: Джаваншир МамедовЛеонид КорецкийХан Бабаев, Владимир Збудский, Владимир КонягинАлигусейн Гусейнов  
1956 — В заливе им. Кирова («S. M. Kirov adına körfəzdə»); автор сценария с Эдхемом Кулибековым; режиссер-­оператор
1957 — Свидетели прошлого («Keçmişin şahidləri»); автор сценария с Эдхемом Кулибековым; режиссер-­оператор
1957 — Сто дней в Бирме; оператор в соавторстве
1958 — Мастера бе­лого золота; оператор в соавторстве с Алибалой Алекперовым
1959 — Весна азербайджанской культуры («Azərbaycan mədəniyyətinin baharı»); полнометражный; автор сценария Гусейн Наджафов; режиссер с Арифом Бабаевым; операторы: Хан БабаевСейфулла БадаловДжаваншир Мамедов, М. Прудников; композитор Рауф Гаджиев
1959 — Друзья природы («Təbiətin dostları»); автор сценария с Эдхемом Кулибековым; режиссер-оператор
1959 — Покорители моря («Dənizi fəth edənlər»); полнометражный; производство: киностудия "Азербайджанфильм" и ЦСДФ; режиссёры: Р. Кармен, М. Алили; операторы: Д. Мамедов, С. Медынский; асс. режиссера В. Катанян
1960 — Первенцы семилетки; оператор в соавторстве
1962 — Год в Рязани; режиссер-оператор
1962 — Их труд – подвиг; режиссер-оператор
1963 — Волшебное пламя; оператор с А. Ульяновым
1963 — Мастерство стрижки овец; режиссер с Л. Антоновым; oneратор
1963 — На берегах Оки; оператор с А. Селянкиным
1965 — Газовая хроматография; оператор с А. Селянкиным
1965 — Дефектовка тракторных узлов и деталей; режиссер с В. Астафьевым; оператор
1965 — Минуты и центнеры; оператор в соавторстве
1966 — Международный смотр машин урожая; оператор в соавторстве
1967 — По пескам, озерам и горам; режиссер-оператор
1969 — Азербайджанская наука («Azərbaycan elmi»); полнометражный; автор сценария Нуреддин Бабаев; режиссер: Джаваншир Мамедов; оператор Алигусейн Гусейнов; художник: Александр Петухов; композитор Тофик Гулиев 
1969 — Кто ищет; режиссер-оператор
1969 — Умница Ханум Мусабекова; режиссер-оператор
1970 — Ленкорань; оператор в соавторстве
1972 — В Союзе едином; режиссер-оператор
1972 — Лагич; режиссер-оператор
1973 — Встреча с Воронежем; режиссер-оператор
1973 — Ледник «Медвежий»; автор сценария с П. Леонидовым; режиссер-оператор
1974 — Огни Апшерона; оператор в соавторстве
1974 — Мед­ные горы Удокана; режиссер 
1975 — Варшава; оператор в соавторстве
1977 — Путь, озаренный Октябрем («Oktyabrın şəfəqləndirdiyi yol»); автор сценария Ашраф Гаджиеврежиссер Джаваншир Мамедов; операторы: Фарамаз Мамедов , Эльхан Алиев; композитор Фикрет Амиров; звукооператор Шамиль Каримов
1979 — Нахичевань; оператор
1982 — Кварц самоцветный; режиссер-оператор
1982 — У синего моря; режиссер-оператор
1983 — Шестая часть света; режиссер 
1984 — Человек выше гор; режиссер 
1985 — По конным маршрутам; режиссер 

________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ); справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 529-531); со ссылкой: РГАЛИ (— Ф. 2944. — Оп. 28. — Ед. хр. 934; Мамедов Джаваншир Муса оглы: учетная карточка члена СК СССР // Отдел творческих кадров СК РФ); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 756).  Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ, www.trend.az.

Звания

1948 — Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР
1959 — Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР
1982 — Народный артист Азербайджанской ССР

Награды

1945 — Орден Красной Звезды (Номер документа: 127/н. Дата документа: 15.09.1945 г. Архив: ЦАМО)
1954 — МКФ в Канне (Франция) (за фильм «Повесть о нефтяниках Каспия»)
1959 — МКФ в Венеции (Италия) (за операторскую работу в фильме «В заливе им. С.М. Кирова»)
1960 — Ленинская премия (за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»)
1985 — Орден Отечественной войны II степени

Цитаты

[...]Режиссёр ЦСДФ Р. Кармен вместе с бакинскими документалистами (фильм снимался по сценарию И. Осипова, И. Касумова и Р. Кармена, операторы М. Мамедов, А. Зенякин и С. Медынский) решил показать жизнь первого в стране морского нефтепромысла на Каспии во всей её будничной конкретности и полноте. Причём в противоположность документальным фильмам, ограничивавшимися лишь производственно-техническим описанием событий, авторов фильма «Повесть о нефтяниках Каспия» интересовали прежде всего люди.[...]
Необычна была изобразительная трактовка героев фильма. Вместо традиционных в документальном кино улыбающихся рабочих – усталые, небритые люди; вместо парадных костюмов – измазанные нефтью и глиной рабочие спецовки. Иной была и драматургия картины. Авторы фильма не информировали о готовых результатах работы нефтяников, а показывали их труд в трудные моменты поиска, борьбы за нефть. Зритель увидел героев фильма в минуты напряжённого ожидания первой нефти, когда решалась судьба проекта морских нефтепромыслов, узнал он и о том, сколько мужества и выдержки, товарищеской взаимоподдержки требует труд нефтяников в открытом море в шторм и непогоду.[...]
Сам факт появления этого фильма, развившего лучшие традиции советской кинопублицистики, свидетельствовал о том, что в документальном кино проявились новые тенденции в отображении действительности на экране, наметился отказ от иллюстративной описательности. В этом отношении фильм «Повесть о нефтяниках Каспия» был в какой-то степени переломным в истории советской кинопублицистики.[...]

Михайлов В.П., киновед, Источник