Николай КЕМАРСКИЙ

редактор, сценарист

Полное имя:
Николай Васильевич КЕМАРСКИЙ

Дата рождения:
01 сентября 1920
г. Москва, Московская губерния, РСФСР

Дата смерти:
25 ноября 1985 (65 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
редактор, сценарист

Краткая биография

Кемарский Николай Васильевич (01 сентября 1920, Москва — 25 ноября 1985, Москва) — редактор, сценарист.

В 1943 году окончил сценарное отделение ВГИКа.

Участник Великой Отечественной войны. В числе студентов и педагогов ВГИКа был в рядах Народного Ополчения летом 1941 года. 

  • С  23 июня 1944 по 23 февраля 1946 — редактор фронтовых киногрупп Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

С 1946 — сценарист документальных и научно-популярных фильмов киностудии «Моснаучфильм» (с 1966 года — «Центрнаучфильм») — «Великий преобразователь природы», «Фаворский», «Ильф и Петров», «Владимир Шнейдеров» (в соавторстве с Л. Белокуровым), «Бороться и искать» (в соавторстве с Л. Белокуровым) и др.

Сценарист и автор дикторских текстов (в соавторстве с Л. Белокуровым) ряда номеров популярного киножурнала «Альманах путешествий».

СЕМЬЯ

Дочь — Ирина Николаевна Кемарская (род. 20 июня 1953 года в Москве) — журналист. Кандидат наук (с 2006 года). Член Союза кинематографистов России, член Союза кинематографистов России, академик Академии Российского телевидения (АРТ), лауреат премии ТЭФИ, лауреат премии ТЭФИ. Окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и сценарный факультет ВГИК им. С. А. Герасимова. С 1992 года работала на телевидении. В настоящее время — профессор факультета медиакоммуникаций кафедры медиапроизводства и творческих индустрий НИУ ВШЭ (Высшей школы экономики). 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные и научно-популярные

1960 — Автоматика и сельское хозяйство
1955 — Великий преобразователь природы ильм посвящен 100-летию со дня рождения великого русского селекционера И.В. Мичурина); производство: Мостехфильм; режиссер Б. Светозаров; авторы сценария: И. Горшков, Б. Светозаров; оператор Е. Кашина; композитор А. Муравлев; автор текста Н. Кемарский 
1958 — Следствие продолжается
1961 — Французская национальная выставка в Москве (шедевры французской живописи, товары народного потребления, технические новинки на выставке в Москве); Моснаучфильм; режиссер Л. Островский; автор сценария Н. Кемарский
1962 — Зову живых!
1963 — Уходим в море
1964 — Фаворский; производство: Моснаучфильм; режиссер Ф. Тяпкин; автор сценария Н. Кемарский
1969 — Моды встречаются в Москвеепортаж о международном празднике моды в Москве, показ советских и зарубежных коллекций сезона 1967 – 1968); полнометражный; производство: Центрнаучфильм (ЦНФ) по заказу Министерство легкой промышленности СССР; режиссеры: А. Островский, А. Дзугутова; автор сценария Н. Кемарский; операторы: О. Краснов, Я. Ревзин, В. Ропейко, В. Рыклин 
1969 — Ильф и Петров; производство: Центрнаучфильм; режиссеры: Е. Осташенко, И. Ищенко; автор сценария Н. Кемарский; оператор О. Краснов; композитор Шандор Каллош
1975 — Альманах кинопутешествий № 102; авторы сценария: Н. Кемарский, В. Маринова, Г. Наджафов
1978 — Владимир Шнейдеровильм о жизни и творчестве советского кинорежиссера, путешественника, основателя телевизионного клуба кинопутешествий, народного артиста РСФСР Шнейдерова В.А. В картину включены кадры кинохроники: 1 –й перелет в Японию через Сибирь, Монголию, Китай в 1925 г., восхождение на Памир, ледокол «Сибиряков»); производство: Центрнаучфильм; режиссеры и авторы сценария: Д. Гасюк, Б. Головня; авторы сценария: Л. Белокуров, НКемарский
1979 — Альманах кинопутешествий № 146авторы текста: Л. Белокуров, Н. Кемарский
1980 — Альманах кинопутешествий № 157; авторы текста: Л. Белокуров, Н. Кемарский
1980 — Морской заповедник (фильм о Дальневосточном морском заповеднике, его богатом животном и растительном мире); производство: ЦНФ по заказу Комитетапо телевидению и радиовещанию; режиссер А. Бабаян; авторы сценария: В. Кашо, М. Цыганов; оператор Л. Беляков; авторы текста: Л. Белокуров, Н. Кемарский
1981 — Бороться и искать (фильм посвящен подвигу русских полярных первопроходцев. В основу положен рассказ о Северной экспедиции Г. Я. Седова); производство: ЦНФ; режиссер Б. Гольденбланк; авторы сценария: Л. Белокуров, Н. Кемарский; операторы: Л. Зильберг, Н. Вербловский, И. Кузнецов, С. Рахомяги, Ю. Шкундов; композитор А. Харютченко; диктор А. Хлебников
1983 — Обязан выступить против (документальный фильм к 75-летию со дня выхода в свет работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»); полнометражный; производство: Центрнаучфильм; режиссер: И. Киселева; авторы сценария: Н. Кемарский, И. Менджерицкий, Л. Анатольев; оператор В. Русакова

Игровые

1968 — Солярис (фильм-спектакль; 2 серии); производство: Главня редакция литературно-драматических программ ЦТ; режиссеры: Борис Ниренбург, Лидия Ишимбаева; авто сценария Н. Кемарский
1982 — Рысь выходит на тропу (второй фильм тетралогии о ручной рыси по кличке Кунак); производство: Центрнаучфильм (ТО «Орбита»); режиссер Агаси Бабаян; авторы сценария: Агаси БабаянЛеонид Белокуров, Николай Кемарский
1987 — Совершенно невероятное происшествие, или Граф Калиостро (фильм-спектакль по одноименной повести А.Н. Толстого); режиссеры: Борис Покровский, Юрий Богатыренко; либретто Николая Кемарского; стихи Николая Кемарского и Романа Сефа

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в том числе сайта www.ljrate.ru. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
 и ООО НЭТ-ФИЛЬМ. Фото: www.ljrate.ru.

Цитаты

[...]Оператор для того, чтобы снять массовые масштабы, обязан снимать не на переднем крае, а во вторых, в третьих эшелонах, тем самым мы наших работников уводили с переднего края вглубь и уводили от событий, и отставали от передвижения войск намного назад. Получилась неверная расстановка сил. Или вся группа кинулась на знаменитую организацию и тем самым начали пропускать репортажный материал, живой. Получилась трагическая вещь, потому что материал не был похож на боевой материал — это кинематографическая война.
Когда я был в группе 1-го и 2-го Прибалтийского фронта, я чувствовал себя неприятно, потому что операторы-репортажники дают материал несвязный, так, как события происходят, а мы принимаем этот материал, как нецельный, забывая, что оператор этот материал не организовал. Никаких разъяснений потом мы не сделали, как надо снимать. В результате получилось, что операторы сознательно не хотят снимать передний край.
Нам нужно показывать события масштабно, поэтому надо договориться, как мы используем операторов. У нас имеются две трети людей, которые могут это сделать, и одна треть, которые делают репортажные съемки, журналисты.
Я считаю, что начальник группы, зная своих людей, может распределить своих операторов, определить, сколько человек где что у него будут делать, и пустит их перед началом операции на заготовки, потому что в момент операции мы не можем дать всего материала. Но вместе с тем часть людей он пустит вперед снимать жизнь так, как они ее видят. Я уверен, что 10% там будет такого материала, которого мы никогда не получим.[...]

Николай Кемарский, редактор, Источник

[...]Ополчение - странное слово. Полки, разрастающиеся вокруг чего-то. Такая множащаяся защита. Сегодня, роясь в Интернете, вдруг наткнулась на посты в ЖЖ и дальше. Это воспоминания художника Евгения Мигунова, папиного близкого друга, об их уходе «в солдаты». Блеск профессиональной памяти, очень подробно записанные детали и краски. Но там нет финала этой эпопеи.
А в финале они бежали из окружения. Группками, безоружные, пытались выйти через леса и деревни, не по дорогам. Из-под Волоколамска – так я помнила, и у Мигунова написано: «берег Ламы…» Но может быть, это было и из-под Ярцево, из-под Вязьмы. Это страшные места. Во ВГИКе есть доска с именами погибших. Там и директор ВГИКа оператор Давид Владимирович Файнштейн, и студенты, и преподаватели. Имен могло быть гораздо больше.
В роковой Вяземский "котел" папа с товарищами не попали – по счастью. Он мало рассказывал об этом. А то, что рассказывал, требовалось немедленно забыть.[...]

Ирина Кемарская, Источник