Сергей ФОМИН

оператор, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Сергей Николаевич ФОМИН

Дата рождения:
02 сентября 1908
г. Царицин, Царицынский уезд, Российская империя

Дата смерти:
01 сентября 1967 (58 лет)
г. Ленинград, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Фомин Сергей Николаевич (12 (25) сентября 1908, Царицын (ныне Волгоград) — 01 сентября 1967, Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1941, 1946). Член ВКП(б) с 1929 года. Член СК СССР с 1963 года.

В кино с 1925 года. Работал осветителем, помощником оператора на фабрике «Совкино» (Ленинград).
С 1931 – оператор отдела хроники при кинофабрике «Севзапкино» / Ленинградской студии кинохроники.

Находился в частях флота с начала войны в Финляндии. Сни­мал десантные операции на островах Гогланд и Тютерс. С лыж­ными отрядами снимал бои на Карельском перешейке. Проявил мужество и инициативу при съемках в сложнейших фронтовых условиях.

Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 822)

В Музее кино хранится предвоенная переписка С. Фомина с зам. нач. Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии
Романом Григорьевым (Кацманом)

Письмо (предположительно написано в начале июня 1941 года) оператора Ленкинохроники С. Фомина на имя Романа Кацмана о проблемах с организацией съемок на флоте. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17290535).

Ответ Романа Кацмана оператору Ленкинохроники С. Фомину (письмо от 19 июня 1941 года). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 17290500).

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с июля 1941 года. Звание: майор административной службы. Военный кинооператор Ленинградской студии кинохроники (Краснознаменный Балтийский флот (КБФ)).

  • С июня 1941 — оператор киногруппы Балтийского флота, Ленинградского фронта;
  • Одновременно начальник киногруппы Балтийского флота;
  • С 25 августа 1945 — начальник морской киногруппы Дальневосточного флота.

С июня 1941 года работал в киногруппе ленинградских хроникеров, снимал Таллинский переход – эвакуацию основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. В служебной характеристике упомянуты особые обстоятельства этой съемки: «…когда один из кораблей вышел из строя, Фомин про­должал съемки до последнего момента. После гибели корабля вплавь добрался до берега».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 65. Л. 17.)

Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 822)

Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени и Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Съемки Фомина вошли в фильмы «Ленинград в борьбе», «Ладога», «К вопросу о перемирии с Финляндией», «Разгром Японии» и другие.

С 1945 по 1967 — оператор Ленинградской студии кинохроники.

СЕМЬЯ

Данных нет.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1932 — Под флагом наркома
1933 — Снежный марш
1935 — Киров 
1935 — Счастливая юность (фильм о физкультурном параде на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссеры: С. ГуровМ. КауфманИ. ПосельскийИ. Сеткина; операторы: И. Беляков, Н. Блажков, С. ГусевБ. МакасеевБ. НебылицкийМ. ОшурковД. РымаревВ. Соловьев, С. Фомин; асс. режиссера: М. СлавинскаяС. Каплун; звукооператор: Н. Бертран 
1937 — Северный полюс завоеван нами; режиссёры: С. Гуров, В. Н. Бойков; операторы: М. Трояновский, С. Фомин, К. Писанко, В. Доброницкий, О. Рейзман 
1938 — На морских рубежах; полнометражный; реж.:  В. Беляев, В. Бойков; операторы: Я. Славин, С. Фомин, В. Селезнев, Д. Рымарев, П. Лампрехт, А. Щекутьев, В. Фроленко, В. Ешурин 
1940 — Линия Маннергейма (пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Л. ВарламовВ. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцев; операторы: Н. Блажков, В. ЕшуринВ. ДоброницкийС. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. ФоминГ. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан); начальники съёмочных групп: А. Кузнецов, М. Нагинский; звукооператоры: И. Волк, Д. Овсяников
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы:  А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943)
1942 — Ладога
1945 — Разгром Японии; полнометражный; (новая редакция в 1985 году); авторы фильма и руководители фронтовых съёмок: А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц  монтаж: И. Сеткиной, М. СлавинскойН. Соловьёвой; операторы Забайкольского 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота: А. Афанасьев, К. Бровкин, Р. Гиков, В. Гулин, Н. Долгов, Л. Дульцов, К. Дупленский, Г. ЕпифановВ. ЕшуринА. ЗенякинД. Ибрагимов, В. Карпов, С. Киселёв, А. Климов, Р. Козьмин, А. Кушешвили, В. МикошаМ. Ошурков, Л. Панкин, А. Погорелый, М. Посельский, М. Прудников, О. РайзманА. РубиновичБ. Соколов, Е. Соколов, А. СологубовС. Фомин, А. Фролов, И. Чешев, Б. Шер, П. Шлыков, Е. Яцун; Сталинская премия (1946)
1947 — Ленинград
1948 — Ивановские текстильщики
1952 — Легкоатлетические соревнования;  гл. оператор
1953 — На зимнем стадионе; гл. оператор 
1954 — На новом велотреке; гл. оператор 
1955 — Визит английских кораблей
1955 — Калинин – Ленинград – Калинин
1956 — Соревнования гимнастов 
1956 — Гости из Манчестера; гл. оператор
1957 — Медвежий цирк 
1958 — Венгерский цирк; гл. оператор 
1958 — Мотогонки; гл. оператор 
1959 — Подвиг Ленинграда

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снял около 2000 сюжетов для кинолетописи и киножурналов.

1932 — На страже № 10; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Штейнберг, М. А. Шкаренков, С. Г. Савенко, И. С. Монаков, С. Фомин 
1933 — На страже СССР № 2/14; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, М. Варейкис; операторы: Р. Кармен, С. Фомин
1933 — На страже СССР № 5/17; Производство: Союзкинохроника; режиссер; операторы: Глидер, Кармен, Ешурин, Лозовский, Б. Макасеев, С. Фомин, Шкоренков, Могилевский 
1933 — На страже СССР № 11/24; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Фомин, Гроцкий, Н. Средницкий 
1934 — На страже СССР № 3/27; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: Харькович, Муратовский, А. Г. Пятков, Лавров. М. Ковнат, Лебедев, С. Фомин 
1934 — На страже СССР № 5/29; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Сегаль, С. Фомин, Столповский 
1934 — На страже СССР № 6/30; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Фомин, Столповский, В. С. Ешурин 
1934 — На страже СССР № 7/31; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: В. Моргенштерн, Н. Трахтенберг; операторы: С. Фомин, Я. Барру, Б. Бурт, В. Мищенко 

__________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 211). Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 837-839; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2451. — Оп. 2. — Ед. хр. 5. — Л. 100.; там же: — Ф. 2456. — Оп. 9. — Ед. хр. 1139.; там же: — Ф. 2936. — Оп. 2. — Ед. хр. 412.); Источник: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 822).

Награды

1940 — Орден Красного Знамени (10 июня 1940 года)
1941 — Сталинская премия (15 марта 1941 года; за полнометражный документальный фильм «Линия Маннергейма» (1940))
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1943 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 19 от 20.02.1943 г.; Издан: КБФ. Архив: ЦВМА)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (13 ноября 1945 г.; Приказ подразделения. Фонд: 88. Опись: 2. Ед.хранения: 597. № записи: 7890733)
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 77 от 16.05.1945г.; Издан: КБФ. Архив: ЦВМА)
1945 — Орден Отечественной войны I степени (Приказ подразделения № 77 от:16.05.1945 г.; Издан: КБФ. Архив: ЦВМА)
1946 — Медаль «За победу над Японией»
1946 — Сталинская премия (29 июня 1946 года; за полнометражный документальный фильм «Разгром Японии» (1945))

Цитаты

[...]Меня направили в Ленинград не только для съемок. Необходимо было установить живой контакт с хроникерами, работавшими в кольце блокады, — Сережей Фоминым, Володей Страдиным, Ефимом Учителем, свежими силами помочь им, наладить регулярную присылку материала в Москву. Принять участие в работе над фильмом о героической обороне Ленинграда.
По предварительным подсчетам поездка в Ленинград на автомобиле с остановками в пути должна занять не меньше четырех суток. Меня спрашивали: «А почему не воздушным путем?» Самолеты регулярно совершали рейсы, связь с Ленинградом существовала.
— Только на машине. И обязательно на тяжелой, грузовой. В Ленинград нужно привезти продукты для товарищей.
Добравшись до Ленинграда, я понял, как правильно мы поступили, доставив кинематографистам продовольствие.
Комитет кинематографии направил письма в различные наркоматы и управления — мясной, консервной, рыбной промышленности, промышленности пищевых концентратов. Уже не припомню, в скольких кабинетах побывал с этими письмами, добывая необходимые резолюции. Но, должен сказать, слово «Ленинград», как волшебный талисман, открывало кабинеты, сердца людей. Нигде не было отказа. К грузу продовольствия прибавлялись объемистые посылки — их приносили родственники ленинградцев, находившихся в блокаде.
Ехали мы, кроме шофера, вчетвером: Борис Шер, ассистент оператора Бородяев, администратор Азов и я. Решили, что каждый из нас возьмет свой личный, небольшой запас продуктов — килограммов по десять.[...]

Роман Кармен, кинооператор, режиссер-документалист, Источник

[...]Разделяя все лишения и трудности с бойцами Ленинградского фронта, снимали операторы боевые действия. В мороз, в пургу приходилось совершать большие переходы с грузом аппаратуры и пленки на плечах, работать под огнем вражеской артиллерии, под бомбежками. Операторы Симонов, Славин, Богоров, Голод и другие запечатлели стремительные атаки советской пехоты, выбивавшей врага из населенных пунктов.
Я был захвачен тем, что видел на экране.
Впоследствии мне рассказали о подвигах тех, кто создавал эту сокровищницу ленинградской кинолетописи. В бою был убит молодой кинооператор Филипп Печул. Он вклинился с группой бойцов в расположение противника, пришлось отложить в сторону киноаппарат, взяться за оружие. С винтовкой и гранатой он храбро сражался и пал геройской смертью.
Оператор Сергей Фомин снимал на борту военного транспорта в Финском заливе. Транспорт был потоплен, больше часа Фомин провел в ледяной воде, его спасли, приняли на борт другого военного корабля, и вскоре он был в состоянии продолжать работу. [...]

Роман Кармен, кинооператор, режиссер-документалист, Источник

[...]Кинооператоры Ленинградской студии кинохроники[10] были разделены на фронтовые киногруппы, таким образом, чтобы каждая снимала какой-то срез жизни города или фронта. В Северной группе (Объединенной Ленинградской и Северо-Западной группе) с начала войны работал 21 человек. Руководил фронтовой группой опытнейший документалист Иосиф Хмельницкий. Большинство кадров про городскую жизнь снято Ансельмом Богоровом и Владимиром Страдиным. Богоров, в частности, снимал знаменитые кадры работы Публичной библиотеки в блокадную зиму, выдачу нормы хлеба, ремонта танка в неотапливаемом цехе, пожар на Бадаевских складах. К Балтийскому флоту был прикреплен Сергей Фомин. На Карельском перешейке, пока это было возможно, снимали Ефим Учитель, Григорий Донец, Георгий Симонов, Филипп Печул. Попытки прорыва блокады на Невском пятачке снимал Анатолий Погорелый.
Операторы снимали бомбежки, работу пожарных, показывали жертв обстрелов, словом, то, что происходило в городе, который фактически стал «горячей точкой». Сам собой режим съемки перешел из городского во фронтовой.[...]

Мария Голик, Источник

[ Страница дополняется материалами ]