Автор фото: Александр Родченко. 1930 год.
Довженко Александр Петрович (29 августа (10 сентября) 1894, село Вьюнище (ныне хутор влился в посёлок городского типа Сосница Черниговской области Украины) — 25 ноября 1956, Москва). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949) и Ленинской премии (1959, посмертно). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Член УКП(б) с 1919 года. С апреля 1920 по август 1923 — член КП(б)У.
Александр Довженко закончил приходское училище, а затем Сосницкое городское училище, считавшееся "высшим начальным".
В 1914 году окончил Глуховский учительский институт и получил назначение в Житомирское высшее начальное училище, где с 20 сентября преподавал физику, естествознание и гимнастику.
В августа 1917 года Александр Довженко переехал в Киев, где начал преподавать в 7-м начальном училище.
С осени 1917 года — студент экономического факультета Киевского коммерческого института (ныне Киевский национальный экономический университет) и вольнослушатель естественного отделения Киевского университета.
В 1919 — вольнослушатель Академия художеств в Киеве.
В августе 1919 года вступил в Украинскую коммунистическую партию (боротьбистов). По другим данным — в начале 1920 года по совету Эллана-Блакитного Довженко вступает в ряды УКП(б), контролировавшей газету «Борьба» — орган левых украинских эсеров, которые, присоединившись к левым социал-демократам, отстаивали освободительную позицию и считали КП(б) врагом национальных интересов. В результате действий Ленина партия боротьбистов самоликвидируется и в марте 1920 года её члены вливаются в ряды КП(б).
В августе — декабре 1919 года служил добровольцем в армии Украинской Народной Республики.
25 августа 1919 года арестован Валынским губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР.
В начале 1920 года освобожден по просьбе деятелей УКП (боротьбистов).
В 1920 Довженко назначается заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попадает в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Ему удаётся бежать в красный отряд.
После установления советской власти и при содействии боротьбистов Александр Довженко занимает различные должности.
С июня 1920 до июня 1921 — секретарь, заведующий отделом искусств Киевского губернского отдела народного образования (Киевского губнаробраза).
От очередной «чистки» в рядах партии его нова спасают друзья-боротьбисты — организуют срочный выезд к однопартийцу Шумскому, возглавлявшему полномочное представительство СССР в Польше.
В апреле 1921 Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР и направляют на дипломатическую работу — в Польше, где он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными.
С июня 1921 до до апреля 1922 — управляющий делами полпредства УССР в Варшаве.
С апреле 1922 до августа 1923 — секретарь консульского отдела полпредства УССР в Берлине.
Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, и вид на жительство в Германии Довженко около года (с августа 1922) учится в Берлине в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Еккеля.
К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его рисунков-карикатур были напечатаны в журнале «Молот», выходившем в США. Понимая, что совмещать служебные обязанности и рисование будет трудно, Довженко обращается в ЦК КП(б)У с заявлением о предоставлении ему возможности заняться в Германии изучением графики.
Летом 1923 года Довженко был отозван на Украину. Александр Марьямов в книге "Довженко ЖЗЛ" (Изд. —М: Молодая гвардия, 1968. — С. 14-17, 66-68) пишет, что Довженко был исключен из партии не пройдя очередной чистки, когда все партийцы должны были подтверждать своё членство. Документы Довженко, отправленные им почтой из Берлина, были потеряны. Позднее, в 1925 году, документы были найдены с помощью Василия Блакитного, но несмотря на это, местный партийный бюрократ потребовал от Довженко подавать заявление о вступлении в партию заново. Довженко не согласился с этим несправедливым требованием и не стал восстанавливаться в партии.
С сентября 1923 по июнь 1926 — художник-иллюстратор газеты «Вiсти ВУЦВК» и газеты в «Всесвiт» в Харькове.
Александр Довженко пришел в кино уже зрелым человеком – в 32 года. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, он начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Довженко планировал посвятить себя исключительно жанру комических и комедийных фильмов.
С июня 1926 — режиссер Одесской кинофабрики ВУФКУ. В Одессу Довженко приезжает уже с готовым, фактически первым сценарием «Царь», сатирой на Николая Второго. Это трагикомический фарс о бессмысленности войны, когда солдата, который никогда не воевал, приговаривают к казни, а потом посмертно награждают. Довженко предложил этот сценарий Чарли Чаплину, но ответа не получил.
Александр Довженко впервые заявил о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.
В 1930 году снял фильм «Земля». Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни (практически сразу снят с проката).
Этапными работами стали фильмы «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939).
С июня 1929 — режиссер Киевской кинофабрики ВУФКУ / «Украинфильм».
С лета 1934 — режиссер Московской кинофабрики «Союзкино» / киностудии «Мосфильм».
27 февраля 1935 года состоялась встреча И.В. Сталина и других руководителей партии с работниками кинематографии, награжденными орденами по случаю 15-летия советской кинематографии.
На заседании Президиума ЦИК СССР 27.02.1935 г.. На фото (слева направо) сидят: Межлаук, Чубарь, Молотов, Уншлихт, Калинин, Енукидзе, Акулов, Шверник, Смидович; стоят: Хацкевич, Чигинский, Вейнберг, Борисов, Козлов, Вертов, Бек-Назаров, Кавалеридзе, Киселев, Шведчиков, С. Васильев, Трофимов, Груз, Сталин, Александров, Довженко, Каганович, Блиох, Тагер, Шумяцкий, Л.Трауберг, Эрмлер, Иоселевич, Кацнельсон, Дмитриева, Коротич, Плетнев, Галкин, Ворошилов, Чужин, Козинцев, Уваров, Пудовкин, Чибисов, Голдовский, Г. Васильев, Чиаурели, Шапошникова, Кринкин, Левин, Цыпкин, Винокуров. Москва,1935 год.
С весны 1937 — режиссер Киевской кинофабрики «Украинфильм» / Киевской студии художественных фильмов. Одновременно с 16 октября 1940 г. до февраль 1942 г. и с 24 марта 1943 г. до 28 февраля 1944 г. — художественный руководитель Киевской студии художественных фильмов.
Во время Великой Отечественной войны — с февраля 1942 г. до марта 1943 г. — фронтовой корреспондент.
В июле 1941 года Довженко вместе с женой Ю.И. Солнцевой был эвакуирован на Восток, в Уфу. Затем их перевезли в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия.
Довженко просился на фронт. В феврале 1942 года в звании полковника его отправили на Юго-Западный фронт.
Фото: Член Воронежского фронта Н. С. Хрущев (второй справа на фото) беседует на фронтовых позициях с председателем УСНК УССР генерал-лейтенантом Л. Р. Кориниецом, писателями Н. П. Бажаном, М. Ф. Рыльским и кинорежиссером А. П. Довженко (справа на фото). Действующая армия, лето 1943 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (13139704).
С весны 1943 — режиссер Центральной студии кинохроники. Автор трилогии (сорежиссер Ю.И. Солнцева) — «Освобождение» (1940), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1944). Впервые экран зазвучал не сухим голосом диктора, а передавал личные мысли и чувства Александра Довженко.
С 28 февраля 1944 г. до 25 ноября 1956 г. — режиссер киностудии «Мосфильм».
В последние годы Довженко был занят педагогической работой. В 1949 — 1951 и 1955 — 1956 гг. преподавал на режиссерском факультете ВГИКа. Его учениками были — Роллан Сергиенко, Джемма Микоша (Фирсова), Александр Косачёв, Отар Иоселиани, Ирина Поволоцкая и другие.
Продолжал работать над сценариями будущих картин, приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.
Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». После его смерти фильм сняла вдова режиссёра Юлия Солнцева.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные материалы — Довженко Александр Петрович (1894 – 1956) — кинорежиссер, писатель, сценарист (Фонд: 2081; Ед. хранения: 2619; даты документов 1853 - 1990).
Родился в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнище (ныне Украина). Из 14-ти детей, кроме Александра, выжило только двое — сестра и брат Трифон (по другим данным — сестра Прасковья).
Отец — Довженко Пётр Семёнович.
Мать — Дарья Ермолаевна.
Первая жена — Крылова Варвара Семёновна (1900 — 1959), учительница. Довженко женился на Варваре Крыловой во время своего пребывания в Германии.
Вторая жена — Солнцева Юлия Ипполитовна (настоящая фамилия — Пересветова; 1901 — 1989) — советская актриса театра и кино, кинорежиссёр. Народная артистка СССР (1981). Лауреат Сталинской премии (1949). А. Довженко познакомился с Ю. Солнцевой во время работы над фильмом "Арсенал" (1929).
В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко.
1940 — Буковина – земля украинская (советский пропагандистский фильм, снятый сразу после присоединения Северной Буковины к СССР, освещает нелегкую жизнь буковинских крестьян и горожан; в фильме показан главный город края — Черновцы); режиссер; сорежиссер: Ю. Солнцева (Пересветова)
1940 — Освобождение (Освобождение украинских и белорусских земель от гнета польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью) (пропагандистский фильм посвящён присоединению Западной Украины к УССР); (русский и украинский немой и звуковой варианты); полнометражный; Производство Киевской киностудии; автор сценарного плага: А. Довженко; реж.: А. Довженко и Ю. Солнцева; операторы: Юрий Екельчик, Г. Александров, Ю. Тамарский, Н. Быков и группа операторов Киевской и Московской студий кинохроники; художник: Мориц Уманский; композитор: Борис Лятошинский; асс. режиссера: Л. Бодик; звукооператор: А. Бабий; диреткор картины: З. Рогозовский
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1945 — Победа на Правобережной Украине (Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель); (хроника Великой Отечественной войны 1943 — 1944 годов, посвященная наступлению советских войск на Запад — во время Проскуровско-Черновицкой операции; в фильме использованы кадры из немецкой кинохроники; фильм вышел на экраны в начале 1945 года) (новая редакция 1974 года); Производство: ЦСДФ и Украинская студия кинохроники; авторы фильма: А. Довженко, Ю. Солнцева; начальники фронтовой группы: В. Штатландт, С. Гуров, М. Ошурков; операторы: К. Богдан, Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, В. Войтенко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Н. Топчий, Д. Шоломович; музоформитель: Г. Попов; звукооператор: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор Л. Хмара; художники: И. Вано, А. Беляков; начальники фронтовой группы: В. Штатландт, С. Гуров, М. Ошурков; консультант С. Платонов; ассистенты режиссера: К. Кулагина, М. Панкина, А. Козырь, А. Швачко
1946 — Страна родная; автор дикторского текста, худ. руководитель
______________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 271-272). Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фото из частных архивов, а также сайта: russiainphoto.ru
[...]Александр Петрович Довженко всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии (ныне Украина). Но дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения.
Страница А.П. Довженко на сайте kino-teatr.ru, Источник
Он рос в бедной семье. Отец, Петр Семенович, имел семь десятин худородной земли, кроме того, подрабатывал извозом и смолокурением. Горе гостило в семье постоянно. Из четырнадцати детей остались жить только двое: Александр и Прасковья.[...]
[...]Останутся ли не проясненными еще какие-то важные факты биографии Довженко после публикации дневников[]?
из интервью Е. Марголита, Источник
Да, разумеется. Я не случайно подчеркнул: «сохранившихся в фонде записей». Первые дневниковые тексты, из имеющихся в наличии, датируются 1939 годом. Мы даже не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что Довженко вёл дневники до того, а если и вёл, то в какой форме. Правда, Солнцева представила копию переписанных ею кратких записей 1930 года – периода работы над «Землёй», но у меня нет полной уверенности в подлинности их. Юлия Ипполитовна вообще достаточно жёстко редактировала, так сказать, сюжет биографии своего великого мужа. И было, что редактировать, замечу. Там столько «порочащих связей» – и пребывание Довженко в войсках УНР, и заключение в концентрационный лагерь после этого, и последующее освобождение усилиями тех, кто в 20-е стояли у руля советской Украины, а в следующее десятилетие были объявлены врагами народа (тот же Шумский, например). И круги творческой интеллигенции Украины, к которым принадлежал Довженко в 20-е – это ведь те, кто выдвинул тогда лозунг «Украинского (или «Азийского») ренессанса», а в наши дни их назвали поколением «расстрелянного Возрождения». Наконец, напомню, что чем дальше в 30-40-е, тем осторожней люди этой эпохи доверяли дневникам сокровенные мысли – это было более чем небезопасно (так что знаменитая запись «Товаришу мiй Сталiн…» свидетельствует о степени потрясённости и отчаяния человека). И в сохранившихся дневниковых записях попадаются вырванные страницы. Поэтому интереснейший период в истории украинской культуры – 20-е годы – применительно к биографии Довженко зияет белыми пятнами. Меж тем его отношения с поколением «расстрелянного Возрождения» были совсем не простыми – а знаем мы об этом, прежде всего, из донесений осведомителей в органы безопасности, как ни парадоксально. А среди этих информантов не только злобные сексоты, но и люди к Довженко близкие – и некоторые из них, стараясь подать его в идеологически выгодном свете, подробно описывали расхождения режиссёра с ведущими персонажами культурной жизни Украины 20-х…[...]
[...]Весной 1943 г. Александр Петрович был назначен кинорежиссером Центральной студии кинохроники, он принимал активное участие в работе заседаний редколлегии и выступал на встречах о создании документальных фильмов. Жанра документального кино А. Довженко придавал огромное значение, подчеркивая, что документалист - это полпред народа, он является своеобразным переводчиком и комментатором, человечество видит страну такой, как он ее снял. Таким образом, роль документалиста огромное, и тем более она росла, потому что страна волей исторических обстоятельств оказалась в центре мирового внимания как победитель и освободитель.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО (по материалам книги Довженко А.П. "О художественной кинодраматургию в дни Великой Отечественной войны" (Сочинения в 5 т. — М., 1984. — Т. 4.), Источник
По мнению Довженко, создание документального фильма - это повседневное столкновение с действительностью такой, какой она есть, или ее воспроизведения, но воспроизведение абсолютно точное, иначе зритель не поверит и кадр выпадет из картины. Документальная кинематография интересна тем, что обостряет глаз и учит видению вещей, выразительности, учит той точной и правильному поведению людей на экране, без которых сомнительно, чтобы художественное произведение было интересным и убедительным.
[...]«Почему я на экране не вижу человека на среднем плане, человека, который думает, разговаривает, находится в состоянии созерцания, отдыха, различных бытовых положениях? Почему такое безлюдье? Почему нет человека крупным планом, почему нет раненых? ... Почему мы не видим детей, почему мы не видим такого человека, который бы своим телом закрыла амбразуру пулемета, почему мы не видим этих героев? Вот его имя, отчество, фамилия. Нету этого, нету. Одни фигурки бегают».
Итак, героями хроникально-документальных фильмов, по А.Довженко, должны быть не только бойцы, но и жертвы разрухи, простые люди, проявившие свой героизм, пожертвовали собой. Отдавая дань военным, режиссер акцентировал внимание кинооператоров важность их имен, то есть стремился к превращению безличного изображения событий в события с конкретными героями, причем невыдуманными.[...]
В августе 1944 г. на Студии документальных фильмов А. Довженко дискутировал об ответственности кинооператора хроникального фильма, который призван объективно передавать события и поэтому его образованность должна быть соответствующей, чтобы совместить роли оператора и режиссера - исполнителя и автора фильма. Он говорил о разнице между оператором художественного фильма и оператором хроникального. Если оператор художественного фильма является лишь душеприказчиком режиссера, то оператор хроникального фильма сочетает в себе и режиссера.[...]
[...]лето в Мичуринце, местечке под Москвой, рядом с Переделкино, где мы снимали дачу. Мои прогулки с Александром Петровичем, во время которых он мне много чего рассказывал. Там он поведал мне о своей «триаде», если так можно сказать. В чем она состояла? Человек рождается как часть Природы. Он ее — от плоти — весь.
А. Д. Симуков, драматург, Источник
Потом он отторгается человеческим обществом от нее и вступает в самую жестокую часть своего существования: обществу нужны твои силы, и только силы.
Старея, ты делаешься ненужным обществу, и общество перестает тебя уважать. Тут-то и понимаешь жестокость людей.
И тогда ты, стариком, снова уходишь в Природу, но уже обогащенный опытом, полученным в человеческом обществе. Ты можешь помогать ей стать лучше, обильней и, когда наступит твой последний час, Природа тебя примет, и ты снова станешь ее частью… Вот чем поделился со мной великий художник, мыслитель и певец, печальник судеб человеческих — Александр Довженко…[...]