Александр ДОВЖЕНКО

актёр, кинодраматург, педагог, режиссёр

Имя при рождении:
Олександр Петрович ДОВЖЕНКО

Дата рождения:
11 сентября 1894
село Вьюнище, Сосницкий уезд, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
25 ноября 1956 (62 года)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
актёр, кинодраматург, педагог, режиссёр

Краткая биография

Автор фото Александр Родченко. 1930 год.

Довженко Александр Петрович (30 августа (11 сентября) 1894, село Вьюнище (ныне хутор влился в посёлок городского типа Сосница Черниговской области Украины) — 25 ноября 1956, Москва). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949) и Ленинской премии (1959, посмертно). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Член УКП(б) с 1919 года. С апреля 1920 по август 1923 — член КП(б)У.

Александр Довженко закончил приходское училище, а затем Сосницкое городское училище, считавшееся "высшим начальным".
В 1914 году окончил Глуховский учительский институт и получил назначение в Житомирское высшее начальное училище, где с 20 сентября преподавал физику, естествознание и гимнастику.

В августа 1917 года Александр Довженко переехал в Киев, где начал преподавать в 7-м начальном училище.
С осени 1917 года — студент экономического факультета Киевского коммерческого института (ныне Киевский национальный экономический университет) и вольнослушатель естественного отделения Киевского университета.
В 1919 — вольнослушатель Академия художеств в Киеве.
В августе 1919 года вступил в Украинскую коммунистическую партию (боротьбистов). По другим данным — в начале 1920 года по совету Эллана-Блакитного Довженко вступает в ряды УКП(б),  контролировавшей газету «Борьба» — орган левых украинских эсеров, которые, присоединившись к левым социал-демократам, отстаивали освободительную позицию и считали КП(б) врагом национальных интересов. В результате действий Ленина партия боротьбистов самоликвидируется и в марте 1920 года её члены вливаются в ряды КП(б).
В августе — декабре 1919 года служил добровольцем в армии Украинской Народной Республики
25 августа 1919 года арестован Валынским губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР.
В начале 1920 года освобожден по просьбе деятелей УКП (боротьбистов).
В 1920 Довженко назначается заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попадает в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Ему удаётся бежать в красный отряд.

После установления советской власти и при содействии боротьбистов Александр Довженко занимает различные должности.
С июня 1920 до июня 1921 — секретарь, заведующий отделом искусств Киевского губернского отдела народного образования (Киевского губнаробраза).

От очередной «чистки» в рядах партии его нова спасают друзья-боротьбисты — организуют срочный выезд к однопартийцу Шумскому, возглавлявшему полномочное представительство СССР в Польше.

В апреле 1921 Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР и направляют на дипломатическую работу — в Польше, где он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными.
С июня 1921 до до апреля 1922 — управляющий делами полпредства УССР в Варшаве.
С апреле 1922 до августа 1923 — секретарь консульского отдела полпредства УССР в Берлине. 

Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, и вид на жительство в Германии Довженко около года (с августа 1922) учится в Берлине в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Еккеля.

К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его рисунков-карикатур были напечатаны в журнале «Молот», выходившем в США. Понимая, что совмещать служебные обязанности и рисование будет трудно, Довженко обращается в ЦК КП(б)У с заявлением о предоставлении ему возможности заняться в Германии изучением графики.

Летом 1923 года Довженко был отозван на Украину. Александр Марьямов в книге "Довженко ЖЗЛ" (Изд. —М: Молодая гвардия, 1968. — С. 14-17, 66-68) пишет, что Довженко был исключен из партии не пройдя очередной чистки, когда все партийцы должны были подтверждать своё членство. Документы Довженко, отправленные им почтой из Берлина, были потеряны. Позднее, в 1925 году, документы были найдены с помощью Василия Блакитного, но несмотря на это, местный партийный бюрократ потребовал от Довженко подавать заявление о вступлении в партию заново. Довженко не согласился с этим несправедливым требованием и не стал восстанавливаться в партии. 

С сентября 1923 по июнь 1926 — художник-иллюстратор газеты «Вiсти ВУЦВК» и газеты в «Всесвiт» в Харькове.

Александр Довженко  пришел в кино уже зрелым человеком – в 32 года. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, он начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Довженко планировал посвятить себя исключительно жанру комических и комедийных фильмов.

С июня 1926 — режиссер Одесской кинофабрики ВУФКУ. В Одессу Довженко приезжает уже с готовым, фактически первым сценарием «Царь», сатирой на Николая Второго. Это трагикомический фарс о бессмысленности войны, когда солдата, который никогда не воевал, приговаривают к казни, а потом посмертно награждают. Довженко предложил этот сценарий Чарли Чаплину, но ответа не получил.

Александр Довженко впервые заявил о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году снял фильм «Земля». Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни (практически сразу снят с проката).

Этапными работами стали фильмы «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939).

С июня 1929 — режиссер Киевской кинофабрики ВУФКУ / «Украинфильм».
С лета 1934 — режиссер Московской кинофабрики «Союзкино» / киностудии «Мосфильм».
С весны 1937 — режиссер Киевской кинофабрики «Украинфильм» / Киевской студии художественных фильмов. Одновременно с 16 октября 1940 г. до февраль 1942 г. и с 24 марта 1943 г. до 28 февраля 1944 г. — художественный руководитель Киевской студии художественных фильмов.

Во время Великой Отечественной войны — с февраля 1942 г. до марта 1943 г. — фронтовой корреспондент. 

В июле 1941 года Довженко вместе с женой Ю.И. Солнцевой был эвакуирован на Восток, в Уфу. Затем их перевезли в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия.
Довженко просился на фронт. В феврале 1942 года в звании полковника его отправили на Юго-Западный фронт.

Кинорежиссёры Александр Довженко и Эсфирь Шуб. Фото из частного архива.

С весны 1943 — режиссер Центральной студии кинохроники. Автор трилогии (сорежиссер Ю.И. Солнцева) — «Освобождение» (1940), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1944). Впервые экран зазвучал не сухим голосом диктора, а передавал личные мысли и чувства Александра Довженко.

С 28 февраля 1944 г. до 25 ноября 1956 г. — режиссер киностудии «Мосфильм».

В последние годы Довженко был занят педагогической работой. В 1949 — 1951 и 1955 — 1956 гг. преподавал на режиссерском факультете ВГИКа. Его учениками были — Роллан Сергиенко, Джемма Микоша (Фирсова)Александр Косачёв и другие.

Продолжал работать над сценариями будущих картин, приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». После его смерти фильм сняла вдова режиссёра Юлия Солнцева.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся архивные материалы — Довженко Александр Петрович (1894 – 1956) — кинорежиссер, писатель, сценарист (Фонд: 2081; Ед. хранения: 2619; даты документов 1853 - 1990).

В сентябре 2012 года в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства состоялась презентация книги «Александр Довженко. Дневниковые записи. 1939 —1956» (Харьковское издательство «Фолио»; тираж: 2000 экз.). Это совместная работа российских и украинских киноведов и архивистов. В выходных данных издания — Федеральное архивное агентство Российской Федерации, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный комитет архивов Украины, Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины. Составители — В. Забродин, Е. Марголит. Подготовка текста: В. Забродина, А. Евстигнеевой (русский текст), Е. Чугуновой, С. Тримбача (украинский текст). Вступительные статьи Т. Горяевой, А. Евстигнеевой, Е. Марголита и С. Тримбача.

СЕМЬЯ

Родился в многодетной крестьянской семье  на хуторе Вьюнище (ныне Украина). Из 14-ти детей, кроме Александра, выжило только двое — сестра и брат Трифон (по другим данным — сестра Прасковья).
Отец — Довженко Пётр Семёнович.
Первая жена — Крылова Варвара Семёновна (1900 — 1959), учительница. Довженко женился на Варваре Крыловой во время своего пребывания в Германии.

Вторая жена — Солнцева Юлия Ипполитовна  (настоящая фамилия — Пересветова; 1901 — 1989) — советская актриса театра и кино, кинорежиссёр. Народная артистка СССР (1981). Лауреат Сталинской премии (1949). А. Довженко познакомился с Ю. Солнцевой во время работы над фильмом "Арсенал" (1929).

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

В 1957 году  Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко.

Фото: Літературно-меморіальний музей О.П.Довженка /  facebook /23 января 1960 года в пгт. Сосница был открыт Дом-музей А.П. Довженко.

В 1960 году на здании Киевской киностудии художественных фильмов и на доме № 10 по ул. Шелковичной (бывш. Карла Либкнехта), где А.П. Довженко жил в 1935-41 гг. открыты мемориальные доски (бронза, гранитные барельефы; скульптор М. К. Вронский).

В 1964 году на территории Киевской киностудии установлен бюст (скульптор Л. В. Козуб).

В 1972 году утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».

В 1994 году Указом Президента Украины создан государственный киноархив, получивший название Национальный центр Александра Довженко.

В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко.

Именем Довженко названы улицы в Москве, Волгограде, Киеве, Одессе, Львове и в городе Новая Каховка.

ФИЛЬМОГРАФИЯ  / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

1940 — Буковина – земля украинская (советский пропагандистский фильм, снятый сразу после присоединения Северной Буковины к СССР, освещает нелегкую жизнь буковинских крестьян и горожан; в фильме показан главный город края — Черновцы); режиссер; сорежиссер: Ю. Солнцева (Пересветова)

1940 — Освобождение (пропагандистский фильм посвящён присоединению Западной Украины к УССР); (русский и украинский немой и звуковой варианты); полнометражный; Производство Киевской киностудии; режиссер и автор сценария: А. Довженко; реж.: Ю. Солнцева; операторы: Юрий Екельчик, Г. Александров, Ю. Тамарский, Н. Быков и группа операторов Киевской и Московской студий кинохроники; художник: Мориц Уманский; композитор: Борис Лятошинский; асс. режиссера: Л. Бодик; звукооператор: А. Бабий; диреткор картины: З. Рогозовский
1943 Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1945 — Победа на Правобережной Украине (хроника Великой Отечественной войны 1943 — 1944 годов, посвященная наступлению советских войск на Запад — во время Проскуровско-Черновицкой операции; в фильме использованы кадры из немецкой кинохроники; фильм вышел на экраны в начале 1945 года) (новая редакция 1974 года); Производство: ЦСДФ и Украинская студия кинохроники; авторы фильма: А. Довженко, Ю. Солнцева; начальники фронтовой группы: В. ШтатландтС. ГуровМ. Ошурков; операторы: К. Богдан, Б. ВакарН. Вихирев, М. Пойченко, В. Войтенко, И. Гольдтштейн, В. ДоброницкийД. ИбрагимовП. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. РусановА. Семин, А. Софьин, Н. Топчий, Д. Шоломович 

______________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 271-272). Фильмография  — электронный каталог РГАКФД. Фото из частных архивов, а также сайта: russiainphoto.ru 

Фильмография других студий

1926 — Вася-реформатор (советская кинокомедия Александра Довженко и Фауста Лопатинского. Картина считается утерянной; операторы: Даниил Демуцкий, Иосиф Рона) (режиссёр, автор сценария) — Одесская кинофабрика ВУФКУ
1926 — Ягодка любви (чёрно-белая, немая, короткометражная комедия, снятая на Первой (одесской) кинофабрике ВУФКУ; операторы: Даниил Демуцкий, Иосиф Рона) (автор сценария, режиссёр-постановщик) — Одесская кинофабрика ВУФКУ
1927 — Звенигора (советский немой художественный фильм; Первая часть так называемой «украинской трилогии Довженко» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»); Юлия Солнцева (режиссёр восстановления, 1973 год)) (режиссёр) — Одесская кинофабрика ВУФКУ
1927 — Сумка дипкурьера (чёрно-белый кинофильм сохранился без первых двух частей; авторы сценария: Моисей Зац, Борис Шаранский, Александр Довженко (переработка)) (режиссёр) — ВУФКУ
1929 — Арсенал (революционная эпопея, кинопоэма, в основе которой лежит трагедия январского восстания в Киеве в 1918 году. Второй фильм его так называемой «украинской трилогии»; оператор: Даниил Демуцкий) (режиссёр, автор сценария) — Одесская кинофабрика ВУФКУ
1930 — Земля ( советский немой фильм является последним фильмом «украинской трилогии»; оператор: Даниил Демуцкий) (режиссёр, автор сценария) — Киевская кинофабрика ВУФКУ
1932 — Иван (история становления деревенского парня, который приходит на строительство Днепрогэса, становится передовым рабочим, коммунистом; операторы: Юрий Екельчик, Даниил Демуцкий) (режиссёр, автор сценария) — «Украинфильм»
1935 — Аэроград (игровой фильм о молодой Советской республике задумано строительство аэрограда на берегу Тихого океана, у восточных границ страны; оператор: Эдуард Тиссэ (режиссёр, автор сценария) — «Украинфильм»
1939 — Щорс (Николай Щорс - командир украинских повстанческих формирований, начальник дивизии Красной армии времён Гражданской войны; действие происходит на Украине в 1919 году; совместно с режиссером Ю. Солнцевой; оператор-постановщик: Юрий Екельчик) (режиссёр, автор сценария) — Киевская студия художественных фильмов
1948 — Мичурин (игровой фильм о жизни русского учёного-биолога Ивана Мичурина; операторы: Леонид Косматов, Юлий Кун) (режиссёр, автор сценария) — Киностудия «Мосфильм»
1951 — Прощай, Америка! ( последняя, незаконченная режиссёрская работа Александра Довженко (совместно с режиссером Ю. Солнцевой); в 1996 году картина, по найденным в Госфильмофонде материалам, была восстановлена; оператор: Юрий Екельчик) (режиссёр, автор сценария) — Киностудия «Мосфильм»
1958 — Поэма о море (игровой фильм о строительстве Каховской ГЭС; режиссер: Ю. Солнцева; оператор: Гавриил Егиазаров) (автор сценария) — Киностудия «Мосфильм»
1960 — Повесть пламенных лет (первый советский игровой широкоформатный фильм, снятый режиссером Юлией Солнцевой; операторы: Фёдор Проворов, Алексей Темерин) (автор сценария) — Киностудия «Мосфильм»
1964 — Зачарованная Десна (широкоформатный игровой фильм; режиссер-постановщик: Ю. Солнцева; гл. оператор: А. Темерин; режиссер: Л. Басов (автор сценария) — Киностудия «Мосфильм»
1968 — Незабываемое (широкоформатный, широкоэкранный игровой фильм о борьбе украинского народа с немецко-фашистскими захватчиками; режиссер-постановщик: Ю. Солнцевой; оператор-постановщик: Д. Фатхуллин) (автор сценария) — Киностудия «Мосфильм»

Награды

1935 — Орден Ленина (11 января 1935 года)
1941 — Сталинская премия (15 марта 1941 года — за фильм «Щорс» (1939))
1943 — Орден Красного Знамени (06 ноября 1943 года)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1949 — Сталинская премия (08 апреля 1949 — за фильм «Мичурин» (1948))
1955 — Орден Трудового Красного Знамени (21 марта 1955 года)
1959 — Ленинская премия (22 апреля 1959 года — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море» (1958))

Цитаты

[...]Александр Петрович Довженко всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии (ныне Украина). Но дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения.
Он рос в бедной семье. Отец, Петр Семенович, имел семь десятин худородной земли, кроме того, подрабатывал извозом и смолокурением. Горе гостило в семье постоянно. Из четырнадцати детей остались жить только двое: Александр и Прасковья.[...]

Страница А.П. Довженко на сайте kino-teatr.ru, Источник

[...]Останутся ли не проясненными еще какие-то важные факты биографии Довженко после публикации дневников[]?
Да, разумеется. Я не случайно подчеркнул: «сохранившихся в фонде записей». Первые дневниковые тексты, из имеющихся в наличии, датируются 1939 годом. Мы даже не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что Довженко вёл дневники до того, а если и вёл, то в какой форме. Правда, Солнцева представила копию переписанных ею кратких записей 1930 года – периода работы над «Землёй», но у меня нет полной уверенности в подлинности их. Юлия Ипполитовна вообще достаточно жёстко редактировала, так сказать, сюжет биографии своего великого мужа. И было, что редактировать, замечу. Там столько «порочащих связей» – и пребывание Довженко в войсках УНР, и заключение в концентрационный лагерь после этого, и последующее освобождение усилиями тех, кто в 20-е стояли у руля советской Украины, а в следующее десятилетие были объявлены врагами народа (тот же Шумский, например). И круги творческой интеллигенции Украины, к которым принадлежал Довженко в 20-е – это ведь те, кто выдвинул тогда лозунг «Украинского (или «Азийского») ренессанса», а в наши дни их назвали поколением «расстрелянного Возрождения». Наконец, напомню, что чем дальше в 30-40-е, тем осторожней люди этой эпохи доверяли дневникам сокровенные мысли – это было более чем небезопасно (так что знаменитая запись «Товаришу мiй Сталiн…» свидетельствует о степени потрясённости и отчаяния человека). И в сохранившихся дневниковых записях попадаются вырванные страницы. Поэтому интереснейший период в истории украинской культуры – 20-е годы – применительно к биографии Довженко зияет белыми пятнами. Меж тем его отношения с поколением «расстрелянного Возрождения» были совсем не простыми – а знаем мы об этом, прежде всего, из донесений осведомителей в органы безопасности, как ни парадоксально. А среди этих информантов не только злобные сексоты, но и люди к Довженко близкие – и некоторые из них, стараясь подать его в идеологически выгодном свете, подробно описывали расхождения режиссёра с ведущими персонажами культурной жизни Украины 20-х…[...]

из интервью Е. Марголита, Источник

[...]Весной 1943 г. Александр Петрович был назначен кинорежиссером Центральной студии кинохроники, он принимал активное участие в работе заседаний редколлегии и выступал на встречах о создании документальных фильмов. Жанра документального кино А. Довженко придавал огромное значение, подчеркивая, что документалист - это полпред народа, он является своеобразным переводчиком и комментатором, человечество видит страну такой, как он ее снял. Таким образом, роль документалиста огромное, и тем более она росла, потому что страна волей исторических обстоятельств оказалась в центре мирового внимания как победитель и освободитель.
По мнению Довженко, создание документального фильма - это повседневное столкновение с действительностью такой, какой она есть, или ее воспроизведения, но воспроизведение абсолютно точное, иначе зритель не поверит и кадр выпадет из картины. Документальная кинематография интересна тем, что обостряет глаз и учит видению вещей, выразительности, учит той точной и правильному поведению людей на экране, без которых сомнительно, чтобы художественное произведение было интересным и убедительным.
[...]«Почему я на экране не вижу человека на среднем плане, человека, который думает, разговаривает, находится в состоянии созерцания, отдыха, различных бытовых положениях? Почему такое безлюдье? Почему нет человека крупным планом, почему нет раненых? ... Почему мы не видим детей, почему мы не видим такого человека, который бы своим телом закрыла амбразуру пулемета, почему мы не видим этих героев? Вот его имя, отчество, фамилия. Нету этого, нету. Одни фигурки бегают».
Итак, героями хроникально-документальных фильмов, по А.Довженко, должны быть не только бойцы, но и жертвы разрухи, простые люди, проявившие свой героизм, пожертвовали собой. Отдавая дань военным, режиссер акцентировал внимание кинооператоров важность их имен, то есть стремился к превращению безличного изображения событий в события с конкретными героями, причем невыдуманными.[...]
В августе 1944 г. на Студии документальных фильмов А. Довженко дискутировал об ответственности кинооператора хроникального фильма, который призван объективно передавать события и поэтому его образованность должна быть соответствующей, чтобы совместить роли оператора и режиссера - исполнителя и автора фильма. Он говорил о разнице между оператором художественного фильма и оператором хроникального. Если оператор художественного фильма является лишь душеприказчиком режиссера, то оператор хроникального фильма сочетает в себе и режиссера.[...]

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО (по материалам книги Довженко А.П. "О художественной кинодраматургию в дни Великой Отечественной войны" (Сочинения в 5 т. — М., 1984. — Т. 4.), Источник

[...]лето в Мичуринце, местечке под Москвой, рядом с Переделкино, где мы снимали дачу. Мои прогулки с Александром Петровичем, во время которых он мне много чего рассказывал. Там он поведал мне о своей «триаде», если так можно сказать. В чем она состояла? Человек рождается как часть Природы. Он ее — от плоти — весь.
Потом он отторгается человеческим обществом от нее и вступает в самую жестокую часть своего существования: обществу нужны твои силы, и только силы.
Старея, ты делаешься ненужным обществу, и общество перестает тебя уважать. Тут-то и понимаешь жестокость людей.
И тогда ты, стариком, снова уходишь в Природу, но уже обогащенный опытом, полученным в человеческом обществе. Ты можешь помогать ей стать лучше, обильней и, когда наступит твой последний час, Природа тебя примет, и ты снова станешь ее частью… Вот чем поделился со мной великий художник, мыслитель и певец, печальник судеб человеческих — Александр Довженко…[...]

А. Д. Симуков, драматург, Источник

[ Страница дополняется материалами ]