Роллан СЕРГИЕНКО

кинорежиссёр, сценарист

Полное имя:
Роллан Петрович СЕРГИЕНКО

Дата рождения:
19 января 1936
г. Щорс, УССР, СССР

Дата смерти:
04 декабря 2020 (84 года)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинорежиссёр, сценарист

Краткая биография

Сергиенко Роллан Петрович (19 января 1936, г. Щорс (ныне Украина) — 04 декабря 2020, Москва) — режиссер игрового и документального кино. Лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1991). Заслуженный деятель искусств Украины (2010). Член Гильдии кинорежиссёров России, Национального союза кинематографистов Украины и Международного Объединения кинематографистов славянских и православных народов. 

В 1963 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская А. П. Довженко и М. Э. Чиаурели). Сокурсниками Роллана Сергиенко по ВГИКу были — Отар ИоселианиДжемма Микоша (Фирсова)Александр КосачевИрина Поволоцкая, Ярослав Ефимов.

В кино начал работать в Москве на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), а затем в Киеве на Киностудии имени А.П. Довженко, где снял в разное время три игровых фильма — «Карты» (1964), «Белые тучи» (1968) и «Счастье Никифора Бубнова» (1983).

Роллан Петрович Сергиенко — член объединённого Попечительского Совета Музея-института семьи Рерихов и МБФ «Рериховское наследие». Он является автором одного из первых фильмов о Николае Рерихе, созданного в 1976 году на киностудии «Киевнаучфильм» по сценарию Р. А. Григорьевой и Л. В. Шапошниковой


Создание фильма поддержали: Святослав Рерих — сын художника, Зинаида Фосдик — директор Музея Рериха в Нью-Йорке. Широкое распространение получил сокращённый вариант киноленты.

В 2014 году Музеем Н. К. Рериха в Новосибирске был подписан Договор с правообладателями, благодаря которому в России появился тираж полноценной кинокартины. В полной версии фильма: интервью с Премьер-министром Индии Индирой Ганди, документальные кадры со значимого события в истории музеефикации рериховского наследия на Алтае, а также съёмки со 100-летнего юбилея Николая Рериха в Москве, в Большом театре, где собрались люди с разных стран, в том числе те, кто прошёл через тюрьмы за преданность культурным идеалам Николая Рериха.

В мае 1986 года кинодраматург Владимир Синельников и Роллан Сергиенко в составе съемочной группы ЦСДФ едут в Чернобыль снимать документальный фильм о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Полнометражный фильм «Колокол Чернобыля» был показанн во всех странах мира, где есть телевидение.

Тема Чернобыля занимает важное место в творчестве режиссера Роллана Сергиенко. В период  с 1986 по 1993 год им совместно с Владимиром Синельниковым были сняты документальные фильмы: «Не спрашивай, по ком звонит колокол», «Колокол звонит по тебе», «Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом». Всего же Роллан Петрович снял девять фильмов о Чернобыле с момента аварии на Чернобыльской АЭС.

Роллан Сергиенко с сыном Алексеем и женой Еленой. Фото из архива семьи Сергиенко.
В 2013 году сын Роллана Петровича —  Алексей заканчивает свою последнюю работу — документальный фильм об отце «Здравствуй, папа. Роман о Роллане» (97 мин.). Работа над фильмом длилась четыре года. Это история жизни и творчества человека, которым Алексей гордился не только как отцом, но и талантливым режиссёром. Это рассказ о незаурядной творческой судьбе режиссера Роллана Сергиенко, одного их последних учеников Александра Довженко. Верный принципам поэтического кино и честной кинорежиссуры, он создал уникальные художественные кино-образы, ставшие кинодокументами исторических событий. В фильм вошли воспоминания Роллана Сергиенко, а также его друзей и соратников, среди которых Отар Иоселиани, Роман Балаян, Наум Клейман и другие.
Фильм был удостоен призов и наград.

Документальный фильм Алексея Сергиенко "Здравствуй, папа. Роман о Роллане".

В 2017 году семья Сергиенко издала книгу «Алексей Сергиенко. Погружение» (составитель – киновед Ирина Гращенкова) — хроника жизни и творчества режиссера Алексея Сергиенко (от годов ученичества на Высших курсах сценаристов и режиссеров до последних лет зрелой реализации).

 

СЕМЬЯ

Алексей Сергиенко с сестрой Светланой. Фото из личного архива семьи Сергиенко.

Отец — Сергиенко Пётр Ефимович, погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.
Мать — Мария Поликарповна.
Братья — Владимир, Борис и сестра — Екатерина.
Жена — Сергиенко Елена Алексеевна, друг и сподвижник режиссёра.
Двое детей — с
ын — кинорежиссёр Сергиенко Алексей (15 июня 1967, Москва — 04 декабря 2013, Москва), автор более 30-ти фильмов; дочь — Сергиенко Светлана, актриса, выпускница актёрского факультета ГИТИСа, играла в театре Марка Розовского.
Внучка — Розовская Александра, актриса.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (документальные фильмы)

Режиссер Роллан Сергиенко на съемках документального фильма «Бортовой 812». Владивосток, 1959 год. Фото из личного архива Александра Горемыкина.

1959 — Бортовой 812 (лирический очерк о жизни экипажа дальневосточной подводной лодки № 812); 20 мин; режиссёр Р. Сергиенко; сценарист В. Гузянов; стихи Яр. Ефимова; операторы: Ю. БелянкинВ. Горемыкин; звукооператор А. Петров; диктор Р. Выгодский 
1962 — Я землю люблю (поэтическое размышление о судьбах человечества на примерах классических произведений искусства — от древнеегипетского, античного — до Петрова-Водкина и Пикассо); 20 мин.; ЦСДФ; автор сценария и режиссёр Р. Сергиенко; стихи Н. Хикмета; оператор Г. Епифанов
1966 — Объяснение в любви (драматическая история страны от 20-х годов до 60-х годов, рассказанная через судьбы семи различных женщин. Фильм не вышел на экраны, "осуждённый" за мрачную трагичность по мнению властей); 60 мин.; Укркинохроника; автор сценария А. Михалевич; режиссёр Р. Сергиенко; оператор Э. Тимлин; композитор В. Губа
1971 — Ритм задан миру (жизнь человека в центре переплетения ритмов — от галактических до ритма развития биоклетки); 20 мин; Киевнаучфильм; режиссер: Р. Сергиенко, автор сценария: Т. Дмитрук; Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1972)
1972 — Открой себя (о жизни великого украинского философа Григория Сковороды); 30 мин; Укркинохроника; режиссёр: Р. Сергиенко; авторы сценария: В. Костенко, М. Шудря; Госпремия Украины имени Т.Г. Шевченко (1991)
1974 — Будущее начинается сегодня (о проблемах нучно-технического прогресса); полнометражный; Укркинохроника; режиссёр Р. Сергиенко; автор сценария Л. Ефимов
1975 — Николай Рерих (К 100-летию со дня рождения) (фильм о выдающимся русском художнике, философе и путешественнике Н.К. Рерихе); полнометражный; студия «Киевнаучфильм» по заказу ССОД; режиссёр Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Григорьева и Л. Шапошникова; операторы: Валерий Квас, Олег Мартынов; звукооператор Игорь Погон; монтаж Нина Сергиенко; директор картины Ефим Кам
1978 — Вячеслав Павлович Губенко, хирург (портрет человека, с детства трагически разлученного со своим отцом — писателем Остапом Вишней, ставшим узником сталинских концлагерей); 20 мин.; Укркинохроника; автор сценария В. Краснопольский; режиссёр Р. Сергиенко
1979 — Олесь Гончар. "Знаменоносцы"; 20 мин; Укркинохроника; автор сценария и режиссёр Р. Сергиенко; оператор В. Кукоренчук
1980 — Олесь Гончар. Штрихи к портрету; 40 мин; Укркинохроника; автор сценария и режиссёр Р. Сергиенко; оператор В. Кукоренчук

На съемках фильма «Закон Вернадского». Горно-Алтайск. 1983 год. На фото (слева направо): Росов Владимир АндреевичРевякин Виктор СемёновичГригорьева Ренита Андреевна, неустановленное лицо, Сергиенко Роллан Петрович. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

1984 — Закон Вернадского (о выдающемся русском ученом рассказывают его сподвижники — планетолог В. Ярошинский, гляциолог-эколог В. Ревякин, философ В. Казначеев и другие); 50 мин.; Киевнаучфильм; автор сценария: Р. Григорьева; режиссёр Р. Сергиенко; оператор В. Квас; Первый приз XXVII Всесоюзного кинофестиваля 1984 года в Киеве; фильм отмечен на Всесоюзном экологическом кинофестивале

1985 — Солдаты Орловы (о легендарной судьбе членов семьи Орловых, которые в годы Гражданской и Великой Отечественной войн показали пример беззаветной преданности своей Родине); ЦСДФ; режиссер Сергиенко Р.; оператор Епифанов Г.; автор сценария Григорьева Р.; автор музыки Кромский К.; диктор Невзоров Б.

Город Львов, май 1986 года. Торжества в кафедральном соборе Святого Юра, посвященные 40-летию Львовского Церковного Собора. На фото (справа налево): режиссёр Роллан Сергиенко, звукооператор Юрий Игнатов, директор картины Валентина Гусева, светотехник Сергей Петраков, митрополит Филарет, светотехник Борис Денисов, кинооператор Игорь Осипов, звукотехник Владислав Бежкин, механик синхронной аппаратуры Михаил Исхаков. Фото из личного архива В. Гусевой.

1986 — Львовский собор (в мае 1986 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена было торжественно отмечено 40-летие Львовского Церковного Собора, который ознаменовал воссоединение верующих Западной Украины и Русской православной церковью. Съемки проводились в кафедральном соборе Святого Юра и Свято-Успенской Почаевской Лавре); 10 мин.; ЦСДФ по заказу по заказу Московской патриархии (при участии Совет по делам религии); режиссер и автор сценария Сергиенко Р.; операторы: Муратов В., Орлов Ю., Осипов И; редактор Голубев А.; диреткор картины Гусева В.
1987 — Майское утро (о трагической истории крестьянской сельскохозяйственной коммуны "Майское утро", созданной на Алтае в 1920 году Адрианом Митрофановичем Топоровым (советский писатель, литературный критик, публицист, просветитель, учитель, эсперантист; автор книги «Крестьяне о писателях» (1930)); 4 ч.; ЦСДФ; режиссер и автор сценария Сергиенко Р.; операторы Епифанов Г.; диктор Невзоров Б.
1992 — Межа (о жизни и творчестве выдающегося украинского советского поэта, писателя, сценариста, энциклопедист и общественного деятеля М.П. Бажана); 2 серии; 100 мин.; Укркинохроника;  автор сценария, режиссёр Р. Сергиенко; оператор А. Радинский
1993 — О жизни и смерти (сопоставление трагических судеб двух художников — 50-летнего Анатолия Лимарева, покончившего с собой, и девочке-самородке Саше Путря, скончавшейся от лейкемии в возрасте 11-ти лет); 20 мин.; Укркинохроника; автор сценария, режиссёр Р. Сергиенко; оператор А. Радинский
1995 — Исповедь перед Учителем (фильм о своём педагоге А. П. Довженко); 100 мин. (2 серии); Укркинохроника и студия Отечество; автор сценария, режиссёр Р. Сергиенко; операторы: В. Бардашкевич, А. Оноприенко
1999 —  Второе объяснение в любви (возвращение к героям фильма "Объяснение в любви" через 33 года); 60 мин.; Укркинохроника; автор сценария, режиссёр Р. Сергиенко; оператор А. Радинский
2004 — Отче (о иеросхимонахе Нектарии (Николае Овчинникове), крёстном отце создателей фильма, снятый к столетию со дня его рождения); 52 мин; студия "Золотой витязь"; режиссёр Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко,  Р. Григорьева; операторы: О. Мартынов, К. Дурнов
2006 — Микола Винграновский - в синем небе. Исповедь перед другом (о гениальном поэте, любимом ученике А. Довженко, сокурснике режиссёра фильма); 102 мин. (2 серии); киностудия имени Довженко; автор сценария и режиссёр Р. Сергиенко; оператор В. Крипченко

Фильмы о Чернобыльской катастрофе


1986 — Колокол Чернобыля (фильма о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, снятый в мае-сентябре 1986 года; фильм получил Специальный приз МКФ "За профессиональное мужество" и других международных кинофестивалей); 80 мин.; ЦСДФ; режиссёр Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; операторы: И. Двойников, К. Дурнов, В. Фроленко; композитор О. Каравайчук
1988 — Порог (2-я годовщина катастрофы; трагедия глазами молодых чернобыльцев, припятчан, работников ЧАЭС, лишившихся родины, работы, своего здоровья и здоровья своих детей; в фильме звучат песни бывшего инженера ЧАЭС В. Шовкошитного; использована любителская съёмка 26 апреля 1986 года; фильм демонстрировался в Германии, Франции, США, Японии и других странах); 90 мин.; Киностудия имени А. Довженко при участии ЦСДФ; авторы сценария: В. Шовкошитный, Л. Сирота, В. Разумный, В. Грабовский; режиссёр Р. Сергиенко; операторы: И. Двойников, К. Дурнов, В. Фроленко
1989 — Не спрашивай, по ком звонит колокол ("открытый суд в закрытой зоне" над виновниками аварии лёг в основу фильма); Творческо-производственное объединение "Нерв" ЦСДФ, Москва (СССР) и Маунт Лайт Корпорейшн, Токио (Япония); режиссёр Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; операторы: К. Дурнов, В. Фроленко
1989 — Колокол звонит по тебе  (попытка анализа того, что произошло в зоне катастрофы за три года); 50 мин.;  Творческо-производственное объединение "Нерв" ЦСДФ, Москва (СССР) и Маунт Лайт Корпорейшн, Токио (Япония); авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; режиссёр Р. Сергиенко; операторы: К. Дурнов, В. Фроленко
1991 — Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом (5-я годовщина катастрофы, подтверждающая её всемирность; съемки проходили в Италии, Японии, Москве); Творческо-производственное объединение "Нерв"; режиссёр Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; оператор: К. Дурнов; в фильме использованы кадры, снятые операторами: И. Двойниковым, Г. Епифановым, А. Ковалем

1993 — Чернобыль. Тризна (800 лет первого упоминания о Чернобыле и 8 лет его смерти; реквием по краю, по загубленной культуре украинского Полесья); 50 мин.; Укртелефильм; автор сценария Л. Костенко; режиссёр Р. Сергиенко; оператор: А. Радинский
1996 — Чернобыль. Послесловие (к 10-летию аварии на Чернобыльской АЭС); 50 мин.; Укртелефильм; автор сценария и режиссёр: Р. Сергиенко; оператор А. Радинский; композиторы: А. Шнитке, В. Сильвестров, С. Губайдуллина
2001 — Чернобыль-2001.Завещание (в связи с закрытием ЧАЭС 15 декабря 2000 года, автор возвращается к теме катастрофы 1986 года); 50 мин.; РЦСДФ совместно с киностудией имени А. Довженко; автор сценария и режиссёр Р. Сергиенко; операторы: К. Дурнов, А. Радинский
2005 — Чернобыль. Музей неизбежности; 52 мин.; киностудия имени А. Довженко; автор сценария и режиссёр Р. Сергиенко; операторы: К. Дурнов, А. Коваль, М. Назаренко; в фильме использованы кадры, снятые операторами: И. Двойниковым, Г. Епифановым, В. Фроленко
________________________________
Материал подготовлен на основе открытых источников, в том числе издания:"Роллан Сергиенко и Алексей Сергиенко. Каталог" (буклет был издан при поддержке Союза кинематографистов России и Московского клуба документального кино Джеммы Фирсовой и Владислава Микоши "Окно в Россию. Связь времён" в 2016 году в Москве). Фильмография: электронный каталог ГРАКФДФотографии из частных архивов.

Библиография

2021 — «Очарованная душа. Книга жизни и творчества кинорежиссёра Роллана Сергиенко» / Редактор-составитель – И.Н. Гращенкова (с. 672 с илл.) (изд.: — М. : отпечатано в типографии ООО «Бьорк»)

Звания

2010 — Заслуженный деятель искусств Украины

Награды

1982 — Медаль «В память 1500-летия Киева»
1991 — Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (за фильмы «Открой себя», «Тарас», «Перед иконой»)
1996 — Нагрудный Знак о занесении в Книгу почета Союза Чернобыль России
1996 — Орден Мужества
1996 — Памятный Знак Международной организации Союз Чернобыль «Гуманность и милосердие»
2001 — Почётный Знак «За достижения в развитии культуры и искусства»
2008 — Международная премия имени Н. К. Рериха в номинации «Сохранение культурных ценностей и миротворчество»

Цитаты

[...]Когда пришла дипломная пора, Сергиенко вместе с Миколой Винграновским (теперь Микола – прекрасный, самобытный украинский поэт) поехали в Киев – снимать по сценарию Миколы «Мир без войны». Не вышло. Чиновникам от кинематографа тогда казалось, что это не актуально. Вернулись в Москву. Руководство Киевской киностудии разыскало Сергиенко через несколько лет – после того, как он снял на ЦСДФ свой диплом – фильм «Я землю люблю», который, впрочем, с тем же успехом тоже можно было бы назвать «Мир без войны». «Всё зависит от народов, от человека, от каждого из нас. Об этом должен был сказать фильм. Решал и взвешивал мысли, и казалось, что от одной моей ошибки или малейшего моего просчёта может произойти катастрофа со всем человечеством», – писал молодой режиссер в теоретической части своего диплома.
Тема войны и мира решалась им на образах мировой культуры, созданной человечеством за тысячи лет. Документальных кадров в фильме было минимальное количество, но начинающий режиссёр очень нетрадиционно сопрягал материю документа и дух произведения искусства. Нетрадиционным был и его взгляд на предмет искусства, его реликвии и образы. Он писал, что произведения искусства не были для него самоцелью, а «использовались как документальный материал о жизни человечества, раскрывающий ту или иную сторону бытия». Для него картины, скульптуры, рисунки, фрески – это «кадры хроники, летописи истории людей».[...]

Джемма Микоша (Фирсова), режиссер, Источник

[...]Вспоминая Роллана Сергиенко, мне хотелось бы акцентировать внимание на одном очень важном моменте. По моему мнению, на его творчество большое влияние оказали идеи русских космистов. Некоторым из них он даже посвятил свои фильмы — Николай Рерих, Владимир Вернадский, Григорий Сковорода. Как известно, в основе русского космизма лежит представление о том, что человек и человечество пребывают в единстве с космосом и развиваются вместе с ним по общим законам. Это учение, с его верой в силу разума, предвосхитило многие научные подходы, например, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было стороннего наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Бесспорно, подобного рода идеи оказали влияние на режиссера Роллана Сергиенко, на его мировоззрение и художественный стиль. В наибольшей степени это прослеживается в цикле фильмов, посвященных Чернобыльской трагедии, в которых человеческие драмы неожиданно приобретают вселенское измерение, не говоря уже о самой техногенной катастрофе, разрушающей, по мнению режиссёра, божественную гармонию и устоявшийся космический порядок. Так, в художественном контексте кинофильмов общие планы разрушенной Чернобыльской АЭС неожиданно предстают как таинственные и зловещие пейзажи одинокой планеты, затерявшейся в бескрайних просторах Вселенной. В этих картинах мы имеем дело с философией на уровне образов, причем эта образность создаётся с помощью минимальных режиссерских средств, в силу чего эстетически неподготовленный зритель может даже и не почувствовать её.[...]

Алексей Голубев, Источник

Статьи

РОЛЛАН СЕРГИЕНКО: ЭТО БЫЛО ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ И СТРАШНО. ДО СИХ ПОР
«Эту Родину мы потеряли. Навсегда...». К 80-летию Роллана Петровича Сергиенко
Алексей Сергиенко. Погружение
«Глядите, глаза мои…» (Джемма Фирсова о Роллане Сергиенко)
«МАЙСКОЕ УТРО». Документальный фильм Роллана Сергиенко
Д. Фирсова. Третий удар колокола
«Бортовой 812». Фотовыставка
Режиссер фильмов о Чернобыле Сергиенко рассказал, о чем все молчали
Ушел из жизни режиссер Роллан Сергиенко — #МузейЦСДФ
Пішов з життя режисер, лауреат Шевченківської премії Роллан Сергієнко
Вечная память — Храм великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве
Вспоминая Роллана Сергиенко... К 85-летию со дня рождения кинорежиссера
Памяти Георгия Епифанова («Очарованная душа. Книга жизни и творчества кинорежиссёра Роллана Сергиенко»)
«Объяснение в любви» (рецензия на полнометражный документальный фильм Роллана Сергиенко)
ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА. СУДЬБА, ИЛИ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ СУДЕБ (из книги кинорежиссёра Роллана Сергиенко «ОЧАРОВАННАЯ ДУША...»)