Михаил КАПКИН

оператор, фронтовой кинооператор

Имя при рождении:
Капкин Мордух Мовшевич

Дата рождения:
23 марта 1913
г. Борисов, Борисовский уезд, Минская губерния, Российская Империя

Дата смерти:
01 февраля 1944 (30 лет)
Донбасс, Украинская ССР, СССР

Профессии:
оператор, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Капкин Михаил Мордухович (13 (23) марта 1913, Борисов (ныне Минская область, Республики Беларусь) — 01 февраля 1944, Донбасс). Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944; посмертно). Член ВЛКСМ (1928). 

В 1928 — 1929 — переплётчик типографии в Борисове.
В 1936 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 1936 — 1938 — асс. оператора, оператор Минской студии кинохроники.
В  РККА с 1938 года. Призван: Борисовским РВК Белоруской ССР. Звание: инженер-капитан.
Участник «Финской компании 1939 — 1940 гг.».
В 1940 — 1941 — оператор Минской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной воны. С июня 1941 — оператор Центральной студии кинохроники[1].

  • С августа 1941 до декабря 1942 — в киногруппе Дальневосточного фронта;
  • С февраля 1943 — в киногруппах Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов.

В качестве кинооператора в составе фронтовых киногрупп принимал участие в боевых операциях в составе 3 УкрФ, в том числе:

 Днепропетровской наступательной операции; Период: c 23.10.1943 по 05.11.1943 г.;
— Наступательной операции на криворожском направленииПериод: c 14.11.1943 по 30.11.1943 г.;
 Никопольско-Криворожской наступательной операции (Операция 2-го удара); Период: c 30.01.1944 по 22.02.1944 г..

Погиб 01 февраля 1944 года во время боевой наступательной операции.

_______________________
1. По воспоминаниям оператора Минской студии кинохроники Иосифа Вейнеровича («Когда пушки гремели. 1941-1945»; Москва, изд. «Искусство», 1978 год). 

СЕМЬЯ

Данных нет.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • В Московском Доме кино имя Михаила Капкина на мраморной доске памяти среди других имён павших за Родину в годы Великой Отечественной войны кинематографистов.
  • На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Михаила Капкина, в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников ЦСДФ, было увековечено на мраморной доске памяти  "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" 1941 — 1945 (после передачи здания ЦСДФ в 2005 году РПЦ памятную доску неоднократно перевозили в различные помещения, последнее местонахождение — киностудия РЦСДФ (Кулаков переулок, дом 17, строение 1); в марте 2017 года мемориальная доска была передана на хранение в Дом ветеранов кино в Матвеевском).

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1939 — С хутора в колхозные селения; оператор в соавторстве с другими операторами
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. СолнцеваЯ. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. БыковБ. ВакарМ. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. ЗапорожскийМ. КапкинП. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.

1938 — Социалистическая деревня № 3; реж. М. Фиделева; операторы: Фроленко, Ешурин, Шир Захидов, Ципорин, Рымарев, Капкин  
1938 —  Железнодорожник № 6; реж.: Г. Сатарова; операторы: Бурт, Рымарев, Доброницкий, Штатланд, Ефимов, Шафран, Капкин
1938 — Железнодорожник № 10; реж.: Г. Сатарова; операторы: Городецкий, Козьмин, Соловьев, Каиров, Косицин, Семенов, Штатланд, Капкин
1941 — Союзкиножурнал № 8; реж.: М. Фиделева; операторы: Ф. Овсянников, А. Левитан, М. Беров, М. Капкин, Я. Славин, М. Безвиконная, Г. Николаев, А. Брантман, М. Каплунский, Г. Донец
1941 — Союзкиножурнал № 48; реж.: И. Кравчуновский; операторы: М. Ошурков, М. Капкин, И. Сокольников, В. Маневич, Н. Степанов, И. Беляков, А. Хавчин, А. Каиров, Т. Меристу
1943 — Союзкиножурнал № 66-67; реж.: М. Фиделева; операторы: К. Богдан, Г. Бровин, А. Кричевский, В. Смородин, А. Шафран, А. Брантман, М. Грачев, В. Ешурин, М. Капкин
1943 — Союзкиножурнал № 39; реж.: И. Венжер; операторы: И. Беляков, Е. Мухин, А. Хавчин, В. Цитрон, М. Капкин, И. Комаров, Крылов, Д. Шоломович
1943 — Ворошиловград (Юго-Западный фронт, 14-16 февраля 1943 года); кинолетопись
1943 — В излучине Днепра; кинолетопись: операторы: М. Капкин, И.Чикноверов
1943 — Расстрел фашистами парламентеров национального комитета "Свободной Германии"; кинолетопись; операторы: Бронтман, Капкин
1943 — Северский Донец; кинолетопись
1943 — Похороны гвардии полковника Лебедева; кинолетопись; операторы: Брантман А.М., Капкин М.М.
1943 — Первый поезд через новый Днепропетровский мост; кинолетопись; операторы: Брантман, Капкин  
1943 — Борьба за Днепрогэс (3-й Украинский фронт, ноябрь, 1943 года); кинолетопись
1944 — Минометчики–сталинградцы (киносъёмки, вошедшие в кинолетопись, проводились в частях 8-й гвардейской армии генерал-полковника В.А. Чуйкова, 3-й Украинский фронт); операторы:  Брантман А.М., Капкин М.М.
____________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 271-272); книги «Когда пушки гремели. 1941-1945» (Москва, изд. «Искусство», 1978 год). Информационный портал МО РФ  «Память Народа».

Награды

1944 — Орден Отечественной войны I степени (Посмертно; Приказ подразделения № 15/н от 24.02.1944 г.; Издан: ВС 3 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)

Цитаты

Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.
Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в
Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».

СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017, Источник

Бои уже шли за пределами Брестской крепости – война быстро растекалась по дорогам пограничных районов Белоруссии. Ничего еще не зная об этом, наши минские кинодокументалисты, операторы Михаил Беров, Володя Пужевич и Юрий Иванцов отправились на съемки открытия рукотворного озера на окраине Минска и в парк на соревнования по стендовой стрельбе. Операторы Володя Цитрон, Жора Голубов и Николай Шадронов с режиссером Владимиром Стрельцовым снимали в западных районах республики на самой границе, где зрел богатый урожай. А я вместе с выпускником Московского института кинематографии Мишей Капкиным в роковой день 22 июня 1941 г. отправлялись в командировку в Беловежскую пущу, под Брестом, для съемок фильма о заповеднике, который еще в тридцать девятом году, в дни воссоединения Белоруссии, пленил меня своей первозданной красотой.[...]
Несмотря на выходной день, директор студии кинохроники Надежда Харитоновна Коржицкая оказалась у себя в кабинете. Еще в пятом часу, будучи в гостях у своей подруги Грековой, тогда Председателя Верховного Совета Республики, она узнала о нападении фашистских орд на нашу Родину и теперь, несмотря на болезнь, энергично готовилась к перестройке работы студии в условиях войны.[...]
Вокруг студии кинохроники полыхали пожары, огонь вот-вот мог обрушиться на нее, надо было что-то предпринимать самим без указаний руководства. Прежде всего, необходимо было спасать аппаратуру и пленку, хранившуюся в кабинах операторов. Нужна была машина, чтобы вывезти все, что можно, подальше от центра, на окраину города, если удастся, хотя бы в общежитие студии в деревянный одноэтажный дом. Там жила часть наших работников и были кое-какие кладовки, куда можно было временно сложить то, что еще можно спасти.
Двор студии был пуст, только в дальнем углу одиноко торчала на колодках принадлежавшая мне горбатенькая трофейная легковая малолитражка «Форд-Эйфель», поставленная на консервацию на время моей длительной командировки в Беловежскую пущу. С помощью Миши Колпина, не отходившего теперь от меня, нам удалось в перерывах между налетами вражеской авиации, наскоро, привести машину в рабочее состояние.
Через сквозной проход в набитой до отказа машине нам удалось выбраться на соседнюю улицу к скверу и потом по набережные реки через чудо уцелевший мост и разрушенные улочки добраться к студийному общежитию. К нашему удивлению, там уже оказались все, кто успел раньше нас выбраться со студии в грузовой машине, набитой вещами. В этой машине приехали и члены семей зам. директора студии Гольдина и завгара Валенто с детьми. Был там режиссер Василий Будилович, прибывший к нам из Москвы для работы на студии, оператор Миша Беров с семьей, ассистент оператора Володя Китас и водитель полуторки Азов. Они были удивлены, увидев нас, и все спрашивали, как нам удалось выбраться из горящего центра. Даже с окраины центр города выглядел огромным костром с факелами домов на сотни метров в высоту. Глядя на горящий город, казалось: никто не сможет уцелеть в этом Аду.[...]
То, что осталось от недавно цветущего города, представляло теперь ужасающее зрелище: дома, сгоревшие дотла, тлеющие развалины, местами то тут, то там виднелись обгоревшие трупы людей, и среди этого кошмара бродили, жалобно мяукая, обезумевшие голодные кошки. Никто не тушил пожары, и совсем не было видно людей. Здание студии полыхало багровым пламенем. Горела фильмотека, где хранились наши фильмы и киножурналы, и вместе с ней склад республиканского фонда кинопроката. Над хранилищем взлетали, взрываясь в воздухе огненными фейерверками, коробки с кинопленкой. Жаркое пламя полыхало во всю ширину улицы и обжигало за добрую сотню метров так, что следовало бросить всякую надежду пробиться ближе и что-либо еще пытаться спасти. Растерзанный город остался один на один с бедой! Высшее руководство, как выяснилось гораздо позже, спешно бежало, даже не проинформировав население о стремительно приближавшейся линии фронта. В уцелевших еще нескольких зданиях государственных учреждений, как и на улицах, людей уже не было. Ни одной души…
И тогда пришло верное, хотя и вынужденное решение: как-то добираться до Москвы, в наш Главк и на Центральную студию кинохроники – это решение определило дальнейшую мою судьбу и моих коллег, ставших фронтовыми кинооператорами[...]

Иосиф Вейнерович, кинооператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]