Александр МАРЬЯМОВ

писатель, редактор, режиссёр, сценарист

Имя при рождении:
Эзра Моисеевич Марьямов

Дата рождения:
05 июня 1909
Одесса, Российская империя

Дата смерти:
09 декабря 1972 (63 года)
Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
писатель, редактор, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Марьямов Александр Моисеевич (23 мая (05 июня) 1909, Одесса (ныне Украина) — 09 декабря 1972, Москва). Член Союза советских писателей с 1934 года. Член КПСС с 1942 года.

«В путешествие можно превратить для себя любой путь. Это зависит от того, как к нему отнестись, как задать восприятие предстоящей дороги своему зрению, своим чувствам. И за пятьдесят километров, и за пять тысяч можно "съездить", "слетать", "подскочить", "смотаться", а можно и отправиться с волнующим предвкушением дорожных открытий, стоит только захотеть, и за порогом начнется страна неведомого»
Александр Марьямов (из дневников 1935 года)

Окончил филологический факультет Черкасского педагогического института
Первые рассказы были напечатаны в харьковских журналах 20-х годов.
В 1928 году был командирован Наркомпросом Украины в Иран. Выходит первая книга Марьямов «Шляхи пiд сонцем» («Пути под солнцем»), о путешествии по Ирану (всего вышло четыре книги на украинском языке).
В 1929 году — сотрудник популярного харьковского ежемесячника «Нова генерацiя» — «журнал нового направления в искусстве». На страницах журнала представлены работы художников — мастеров украинского и западного авангарда, для журнала пишут и украинские авторы, а также: Асеев, Маяковский, Малевич, Татлин, Осип Брик, Виктор Шкловский

Матросом 1 класса участвовал в походе ледореза «Ф. Литке» из Севастополя во Владивосток и 40 лет спустя написал об этом книгу «За двенадцатью морями».

В 1934 году переезжает в Москву, работал в «Пионерской правде», сотрудничал с провинциальными газетами. Много путешествовал по стране.
В 1935 году вышла первая книга на русском языке — сборник рассказов «Сампо», написанных на материале первой поездки на Кольский полуостров.

Участник Великой Отечественной войны, которая застала его недалеко от Мурманска в Полярном (с 1935 года Главная база Северного флота). В РККА ушел добровольцем. Служил на Северном флоте.

  • Собственный корреспондент газеты «Краснофлотец» (пишет военные очерки, портреты моряков и летчиков Северного флота «Истребитель Сгибнев», 1943; «Иван Сивков», 1943); участвовал в десантах и боевых походах.
  • Войну закончил на Дальневосточном фронте.

После войны вернулся в Москву, печатается в журнале «Новый мир» (в 1946 — 1954 годах), заведует отделом искусств «Литературной газеты», зам. главного редактора журнала «Юность».

Значительная часть трудовой и литературной биографии связана с Русским Севером, что отражено в его книгах «Поезд дальнего следования», «Идем на восток», «Полярный август», очерках «Мурман», «Мончегорск» и др. Совместно с С. Клебановым написал пьесу «Особое мнение» (постановка 1950 года).

В 1952 — 1958  годах — сценарист, режиссер, редактор кинопериодики, главный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1958 — 1970 — по приглашению Александра Твардовского работал в должности заведующего отделом журнала «Новый мир». После снятия Твардовского в феврале 1970 года Марьямов уходит из «Нового мира»[1].

Выступал как критик и искусствовед — автор книг о В. Пудовкине, В. Вишневском, А. Довженко.

На фото: Александр Марьямов. ЦСДФ, Лихов переулок, дом 6. Кадр из фильма 25 ЛЕТ.Александр Марьямов в документальном фильме «25 лет» (1957), посвященном юбилею Центральной студии документальных фильмов (в фильм вошли кадры кинокапустника — снимались молодые и маститые кинодокументалисты: Василий КатанянГеоргий ГолубовЗоя ФоминаСэдда ПумпянскаяИриня Венжер, Мария Славинская, Александр Марьямов, Александр Борисов, Самуил БубрикАрша ОванесоваВладимир Головня и режиссёр фильма — Яков Бабушкин).

В 2012 году в журнале «Новый мир» № 11 опубликована переписка Виктора Шкловского и Александра Марьямова (публикация, вступительная статья и комментарии Михаила Александровича Марьямова).

Письма В.Б. Шкловского храняться в РГАЛИ, фонд 3133, опись 1, № 208, письма А.М. Марьямова — фонд 562, опись 1, № 626, опись 2, № 555.

___________________________________
1. Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» дважды: в 1950-54 гг. и 1958-70 гг. Осенью 1954 года Твардовский постановлением ЦК КПСС был снят с поста главного редактора журнала «Новый мир» за попытку печатания поэмы «Теркин на том свете» и публикацию в «Новом мире» публицистических статей В. ПомеранцеваФ. АбрамоваМ. ЛифшицаМ. Щеглова.
В начале 1960-х годов (во время своего второго редакторства) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Новая направленность журнала вызвала недовольство так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. После снятия Хрущёва была проведена кампания против журнала «Новый мир». В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. 

СЕМЬЯ

Отец — Марьямов Мойсей Яковлевич.
Жена — Савченко Елена Владимировна (1914 — 2002), актриса, преподавала во ВГИКе.
Двое сыновей — Михаил Александрович Марьямов (родился в 1934 году в Харькове); окончил МИИТ по специальности инженер-строитель; рисовал карикатуры для газет и журналов; работал на студии «Центрнаучфильм» режиссером учебных, научно-популярных и документальных фильмов; Александр (Алик) Александрович Марьямов (родился в 1937 году), журналист, работал в АПН; сценарист, режиссер; Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1987) за цикл фильмов "Цирк нашего детства", "Футбол нашего детства", "Кино нашего детства".
Внуки — Екатерина (р. 1958), Иван (р. 1960) 
Двоюродный брат — Жарковский Евгений Эммануилович (30 октября (12 ноября) 1906, Киев — 18 февраля 1985, Москва) — советский композитор; Народный артист РСФСР (1981).
Племянник — Золотаревский Валерий Исаакович (родился 11 января 1939 года в Новочеркасске), автор книги «Щемящая радость воспоминаний» (о родителях и их ближайшем окружении); с 1994 года с женой живёт в Кёльне.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные фильмы

1952 — Делегация китайских крестьян в СССР; полнометражный; режиссер: Г. Бобров; операторы: Л. Арзуманов, Н. Вихирев, И. Грачев, И. Михеев, И. Сокольников; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Котов; редактор: Э. Марьямов
1952 — Международное экономическое совещание в Москве; Производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Сеткина, Э. Марьямов
1954 — Этого допустить нельзя (фильм о борьбе советского народа против угрозы атомной войны, за мир во всем мире; открытие Пятой Всесоюзной конференции сторонников мира, сбор подписей в СССР под обращением Всемирного Совета о запрещении атомного оружия); реж.: Ф. Киселев; операторы: Г. Захарова, Б. Макасеев, А. Сологубов, А. Щекутьев, Н. Шмаков (в титрах не указан); диктор П. Шейнкер; звукооператоры: С. Ключевский, З. Уздин; автор текста: Э. Марьямов
1955 — В центре Арктики (фильм об освоении Арктики, о попытках проникновения человека на далекий Север, к центру Арктики, к Северному полюсу. Экспедиция: Г. Седова, Нансена, Пири, Андрэ, Амундсена. Походы на ледоколах: "Сибиряков", "Челюскин". Дрейф станций под руководством Папанина, "Северный полюс 3" и "Северный полюс 4".); полнометражный; авторы сценария: М. Трояновский, М. Червенко, А. Штепенко; реж. М. Трояновский; операторы: А. Истомин, А. Котляренко, О. Лебедев, Ю. Леонградт, А. Семин, М. Трояновский, В. Фроленко, Е. Яцун, Е. Лозовский, Н. Соловьев; авторы текста: А. Марьямов, Ю. Смирнитский; диктор: П. Шейнкер, композитор: В. Гевиксман; текст и музыка песни: В. Волович; звукооператор: В. Котов; асс. режиссера: Т. Ширман; художник: И. Нижник; директор картины: Б. Вайнштейн;  2-я Премия на фестивале в Венеции в категории «лучший документальный географический фильм» 
1956 — В дружественном Афганистане (пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина и члена Президиума ВС СССР Н. С. Хрущева в Афганистане); режиссер: М. Славинская; операторы: И. Сокольников, Н. Соловьев, М. Ошурков; автор текста: Л. Браславский; диктор: А. Задачин; редактор: Э. Марьямов; композитор: С. Баласанян; звукооператор: В. Котов; асс. режиссера: С. Пумпянская
1957 — На шестом континенте (экспедиции по исследованию геофизического состояния Антарктиды. Исследования синоптиков со станции "Мирная". Обследование континентального шельфа на борту дизель-электрохода комплексной экспедиции "Лена"); Производство: ЦСДФ; режиссер: В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, Н. Шмаков; автор текста: А. Марьямов; диктор А. Задачин; композитор: Ю. Ефимов; музоформитель: Д. Штильман, звукооператоры: Д. Овсянников, С. Ключевский; консультант профессор К. Марков
1957 — Народное движение (спецвыпуск); Производство: ЦСДФ; режиссер; операторы: Н. Киселев, С. Барташевич, А. Казаков, Попов, В. Барышников, М. Культэ, Ю. Сушков 
1957 — За изобилие продуктов животноводства (спецвыпуск); Производство: ЦСДФ; режиссер; операторы: А. Казаков, М. Каплан, Я. Местечкин
1957 — Живи, человек!; автор сценария
1958 — Домик в тундре; Производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссер: В. Ешурин; операторы:  В. Ешурин, Ю. Коровкин; композитор Е. Макаров; диктор Л. Хмара; звукооператор Д. Овсянников
1958 — С киноаппаратом по тайге и тундре; Производство: ЦСДФ; режиссеры:  В. Ешурин, А. Марьямов; операторы: Ю. Коровкин 
1959 — Малая земля; Производство: ЦСДФ; автор дикторского текста; режиссер: В. Беляев; операторы: Е. Мухин, А. Сологубов 
1960 — Всеволод Вишневский (фильм посвящён писателю и драматургу Вс. Вишневскому (1900-1951)); Производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссер: В. Катанян; оператор: Г. Серов
1960 — Они учатся в СССР (обучение иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР: МГУ, Московском энергетическом, Московском инженерно-строительном, Ленинградском горном институтах, Бакинском институте нефти и химии, в Первом московском медицинском институте, в Государственном институте театрального искусства, в музыкальной школе при московской консерватории им. П. И. Чайковского); Производство: ЦСДФ; автор дикторского текста; режиссер: Б. Небылицкий; операторы: В. Цитрон, А. Крылов; звукооператор: К. Никитин
1961 — Суэцкий канал; Производство: ЦСДФ; автор дикторского текста; режиссер: Л. Варламов; операторы: И. Горчилин, В. Копалин 
1962 — В Новой Зеландии; Производство: ЦСДФ; автор дикторского текста; режиссер-оператор: А. Зенякин; звукооператор: И. Воскресенская
1963 — Театр "Кабуки" в СССР (гастроли театра "Кабуки" (Япония) в СССР); Производство: ЦСДФ; автор сценария; режиссер: Т. Лаврова; оператор: А. Хавчин 
1963 — На Курской дуге; автор сценария
1963 — Под созвездием дружбы; Производство: Таллинфильм; автор сценария; режиссер: С. Школьников; оператор: М. Касык
1964 — Мы за мир; режиссер: С. Пуцмпянская; автор сценария
1970 — Задумано Лениным; (фильм рассказывает о представителях научной интеллигенции, которые сразу после Октябрьской революции отдали все свои знания и опыт молодой Советской республике); документальный; Производство: Центрнаучфильм; режиссер: В. Моргенштерн; автор сценария; оператор: Л. Никельбер; композитор: А. Севастьянов

ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ

1962 — Подводная лодка; авторы сценария: А. Марьямов, Ю. М. Вышинский, Э. Ф. Смирнов
1962 — Мы, русский народ (по Вс. Вишневскому); авторы сценария: А. Марьямов, С. К. Вишневецкая, В. П. Строева

КИНОПЕРИОДИКА ЦСДФ

1956 — Московская кинохроника № 11; режиссер; операторы: А. Истомин, К. Пискарев, Л. Максимов, Л. Михайлов, Л. Попова, В. Мищенко, А. Кричевский, Е. Мухин 
1956 — СССР сегодня № 8; режиссер
1957 — Дружба № 4, декабрь 1957 г.; режиссер; операторы: А. Грек, В. Ходяков, Л. Котляренко, В. Трошкин, А. Савин, Ф. Клименко, Л. Личко, А. Щекутьев 
1957 — СССР сегодня № 1 — 1957 г.; режиссер
1957 — Дружба № 1, февраль 1957 г.; режиссер; операторы: Б. Небылицкий, С. Коган, А. Лаптий, В. Киселев, М. Силенко, Н. Вихирев, Р. Вилесова, И. Чупин, Н. Генералов, Л. Максимов
1957 — Дружба № 2, апрель 1957г.; режиссер; операторы: А. Корецкая, Ю. Егоров, Е. Лозовский, Е. Мухин 
1957 — Московская кинохроника № 8; режиссер

_____________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография  — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Библиография

1929 — Шляхи під сонцем. — 10.000 кілометрів
1933 — Данилів. Матеріяли до репортажноі повісти, (изд.: —Х.-К.,)
1935 — А. Марьянов. Сампо (изд.: — М.; Госиздат)
1941 — А. Марьямов. Разведчики (изд.: — М.)
1943 — А. Марьямов. Мсти (изд.: — М.)
1951 — С. Клебанов и А. Марьямов. Особое мнение. Пьеса в 4-х действиях, 7-ми картинах [режиссерские примечания Ю. А. Завадского, нар. артиста СССР и А.А. Шапрса, засл. артиста БССР; 96 с.; тираж 45 000] (изд.: — М.; Искусство)
1952 — А. Марьямав. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин (287 с.; тираж 8 000 экз.) (изд.: — М.; Госкиноиздат)
1959 — Буртин Ю., Путешествие будет интересным (изд.: — М.; «Лит. газета» от 22 октября)
1960 — Канторович В., Художественная публицистика сегодня (изд.: — М.; «Вопросы литературы», № 2.)
1962 — Снаряжение в походе (О романе В. Кочетова «Секретарь обкома»), (изд.: — М.; журнал «Новый мир», № 1)
1963 — А. Марьямов. Революцией призванный. О Всеволоде Вишневском, его времени и его творчестве. . (изд.: — М.; «Искусство»)
1965 — А. Марьямов. С Арбата на Таганку. «Добрый человек из Сезуана». (изд.: — М.; журнал "Юность", № 7, стр. 91,92)
1968 — А. Марьямов. Довженко (серия «ЖЗЛ»; — 384 с.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1972 — А. Марьямов. За двенадцатью морями. Повесть (335 с.; тираж 30 000 экз.) (изд.: — М.: Советский писатель)
1985 — А. Марьямов. Поезд дальнего следования. Очерки (335 с.; тираж 100 000 экз.) (изд.: — М.: Советский писатель)
1987 — Кино: Энциклопедический словарь (Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.; — 640 с., 96 л. ил.) (изд.: — М.: Сов. энциклопедия)

Цитаты

[...]Знакомство Шкловского и Марьямова произошло летом 1939 года, когда в ответ на присланный газетный очерк о городе Полтаве, месте легендарного петровского сражения, Шкловский пригласил автора на встречу (об этом первое публикуемое письмо) и очень быстро нашел в нем помощника, в котором в это время нуждался, а вскоре, несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, и близкого товарища. Свидетельство этому — надпись на первой же подаренной своей книге «О Маяковском»: «Саше Марьямову. Не строй (строй лиры) сердце по площади. Виктор с любовью. И спасибо! 7 мая 1940». (В пожелании не настраивать сердечные струны «по площади», вероятно, есть еще и напоминание о судьбе поэта, которому посвящена книга Шкловского.)
Привычка к внимательной, придирчивой работе над текстом, острое редакторское чутье — эти качества Марьямова Шкловский оценил сразу, на долгие годы сделав его своим помощником и советчиком. К моменту их знакомства Шкловский почти классик — со множеством опубликованных статей, книг, сценариев, со сложившейся вокруг него литературной школой, и это, особенно в первый период переписки (до 1950 года), делает Марьямова как бы младшим товарищем, а иногда и учеником Виктора Борисовича. Но складываются и дружеские отношения. Летом 1948 года на премьере нового итальянского фильма «Похитители велосипедов» в Доме культуры «Правды» Шкловский всерьез расспрашивал меня и брата о наших взглядах на итальянский неореализм.[...]

Михаил Марьямов, Источник

[...]Для Марьямова годы жизни в Москве после переезда из Харькова — это преодоление бытовых трудностей и журнально-газетная поденщина. Обычный тогда однокомнатный московский неуют в коммуналке, долги и судебные повестки с напоминанием о взятых авансах. Спасали командировки, привычка к профессиональной работе, умение находить и использовать материал. В толстых тетрадках в клеточку отец с юности записывал все, что могло потом пойти в дело: описание мест, которые видел, заметки для памяти, книги, которые надо прочитать, и даже спектакли, которые надо посмотреть, а в конце каждого года в этих тетрадях дается отчет о проделанных маршрутах: «…1934 г. Харьков — Москва, Москва — Харьков — Москва, Москва — Ленинград — Плесозеро — Кандалакша — Мурманск — Ленинград — Москва = 4264 км»; «…1935 г. Москва — Минск — Гомель — Минск — Орша — Витебск — Ленинград — Москва = 2787 км»; «…1936 г. …» и т. д.[...]

Михаил Марьямов, Источник

[...]«Я хотел написать много книг и не написал их. Я очень хотел написать по крайней мере три книги. Мне хотелось написать роман о Ливингстоне и Стенли — роман о мечтателе и стяжателе. Книгу о Баранове; в ней могло быть рассказано не только о том, что и русским случалось жить рядом с индейцами, но и о том, как бежит человек от своей злой судьбы, куда может завести его бег, начатый в Великом Устюге, — и как судьба настигнет его в Индийском океане, под чужими звездами и в таких чужих и неуютных широтах. И еще мне хотелось написать, что человек рожден не своекорыстным, что живет в нем другое начало, — это мы увидели в 1941 году, и об этом мне очень хотелось написать.
Но этих трех книг я, однако, не написал.
У меня собрано множество выписок из нескольких тысяч прочитанных книг и довольно много записей о том, что я видел и слышал.
Я был в Норвегии и в Корее, у турок и у лопарей, в Новоземельской тундре и на Суматре, в Петсамо и в Адене. И все это осталось мертвым и бесполезным грузом.
Теперь я хотел бы написать одну книгу. Может быть, я еще напишу ее»[...]

Александр Марьямов, Источник

[ Страница дополняется материалами ]