Полное имя:
Арша Амбарцумовна ОВАНЕСОВА

Дата рождения:
23 декабря 1906
Город Шуши, Нагорный Карабах, Российская империя

Дата смерти:
06 мая 1990 (83 года)
Москва, СССР

Профессии:
кинодраматург, педагог, режиссёр

Краткая биография

Ованесова Арша Амбарцумовна (10 (23) декабря 1906, Шуши, Нагорный Карабах, Российская империя — 06 мая 1990, Москва). Лауреат Сталинской (Государственной) премии и Международной премии Мира за 1950 год (учреждена на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в апреле 1949 года) за фильм «Юность мира» — о 2-м Международном фестивале демократической молодежи и студентов, проходившем в Будапеште в 1949 году. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1918 году, после смерти отца и вступления турецкой армии в Баку, бежала в Персию. После вступления в Баку частей Красной Армии вернулась в город.
В 1920 году ушла на фронт вместе со старшей сестрой.
В 1924 году окончила школу-десятилетку.
С 1925 года училась в драматическом техникуме и художественном училище в Баку. Работала пионервожатой. Затем училась в Ленинграде у "фэксов".
Училась в ГИКе на актерском факультете; с третьего курса перешла на второй курс режиссерского факультета, который окончила в 1932 году.
В 1931 — 1961 гг. — режиссер Всесоюзной фабрики кинохроники ("Союзкинохроника"; с 1944 — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ)).
В 1931 — 1946 гг. — организатор и руководитель (в содружестве с редактором Любовью Перцовой) киножурнала
"Пионерия" (режиссёр более 100 выпусков). 

С осенью   1941 г. по 1943 г. находилась в эвакуации в Алма-Ате (ныне Алматы, Казахстан) [осенью 1941 года Центральная студия кинохроники была эвакуирована из Москвы в Куйбышев (ныне Самара) на базу Куйбышевской студии кинохроники; часть работников была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжили работу на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), которая была создана на базе Алма-Атинской студии художественных фильмов и эваку­ированных в Алма-Ату «Мосфильма» и «Ленфильма»; — прим. ред. #МузейЦСДФ]

С 1948 года Арша Амбарцумовна читала во ВГИКе курс документального кино в режиссёрских мастерских Г.М. Козинцева и А.П. Довженко. Среди её учеников были такие известные режиссеры, как Василий Катанян, Зоя Фомина, Эльдар Рязанов, Джемма Фирсова, Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Ирина Поволоцкая, Гунар Пиесис, Роллан Сергиенко, Виктор Лисакович.

В 1959 году Арша Ованесова набирает свою мастерскую неигрового фильма, которую была вынуждена оставить из-за тяжелой болезни. Её приемником стал режиссер  Леонид Михайлович Кристи. Мастерская получила неофициальное название – мастерская А.А. Ованесовой и Л.М. Кристи.

С 1961 года в кино не работала из-за тяжелой и продолжительной болезни.

СЕМЬЯ

Арша Ованесова с сыновьями: Виктором (слева) и Игорем.

Муж — Семён Альтерович Шейнин (1908 — 1994) — кинооператор, фронтовой оператор; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Двое сыновей — Виктор Семёнович Шейнин (16.08.1938 — 13.11.2014) — кинооператор; Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994); Игорь Семёнович Шейнин (род. 1934), геолог.
Внуки — Екатерина Викторовна Сергеева Шейнина, окончила ВГИК (1996), продюсер; Алексей Викторович Шейнин (род. 1963), окончил ВГИК (1991), кинооператор.
Правнучка — Анастасия Сергеева (род. 1987), окончила операторский факультет ВГИКа, продюсер.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

Кадры с участием Арши Ованесовой (первые режиссеры-кинодокументалисты Илья Копалин, Николай Кармазинский, Самуил Бубрик, Сергей Гуров, Арша Ованесова в монтажных) вошли в полнометражный документальный фильм "Волшебный луч" (1963).

Арша Ованесова в мастерской выдающегося армянского и советского живописца Мартироса Сергеевича Сарьяна.

В 1992 году о жизни и творчестве Арши Ованесовой был снят документальный фильм "Женщина из стали и слез" (Видеостудия "Человек и время"; автор сценария: Лев Рошаль; режиссёр: Сэдда Пумпянская).

Фотографии и документы из личного архива Татьяны Кирилловны Сергеевой, супруги Виктора Семёновича Шейнина.

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ

1935 — ДВК (Детский внешкольный комбинат)
1935 — Праздник молодости (Москва. Празднование международного юношеского дня. Парад спортсменов, физкультурников, авиахимовцев на Красной площади); режиссер
1936 — Двадцать второй МЮД (Двадцать второй) совм. с Е. Хахановой
1936 — Женский автопробег (женский автопробег "Москва - Каракумы - Москва"); режиссер; операторы:  О. Рейзман, М. Сухова; другие создатели: А. Ройтман, Д. Гайгнер, Д. Овсянников
1936 — Салют пионерам Испании; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1937 — XX лет Октября; реж. совмнстно с В. Ерофеевым, Ф. Киселевым, И. Сеткинойзвукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Гран
1937 — Великий праздник; реж. совместно с Ф. Киселевым, В. Ерофеевым; операторы: данных нет; другие создатели : К. Кулагина, И. Жуков, Л. Залкинд, Н. Иванов, А. Сурков, А. Гран, Д. Овсянников
1937 — Праздник молодости (23-й Международный юношеский день); реж. совместно с Л. Снежинской; операторы: данных нет; звукооператор: И. Ренков; музыка: И. Ковнер
1937 — Чудесный костер (пионеры выступают с концертными номерами в театре детского творчества Дома пионеров и октябрят); режиссер: оператор: М. Глидер, звукооператор: С. Семенов
1937 Солют пионерам Испании; режиссер; операторы: Р. Кармен, В. Макасеев; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсяников
1939 — XXV МЮД (Международный юношеский день); режиссер; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Р. Кармен, М. Ошурков, С. Семенов 
1939 — Летом в Арктике; реж. совместно с В. Фроленко; режиссер; операторы: А. Кричевский, В. Фроленко; другие создатели: Е. Козина, А. Гран, А. Камионский
1939 — Юннаты (Москва; в павильоне юннатов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке пионеры-юннаты демонстрируют свои достижения); режиссер: оператор: О. Рейзман; асс. режиссера: Е. Козина; музыка: Е. Марковский; звукооператор: Д. Овсянников; музоформитель: А. Ройтман
1940 — XXVI МЮД; режиссер; оператор:  А. Лебедев; асс. режиссера: В. Чекулаева, Т. Ширман
1940 — Пионерская правда; режиссер; автор сценария совместно с Л. Перцовой; оператор: А. Лебедев; асс. режиссера: Е. Козина
1943 — Олимпиада
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер; автор сценария совместно с Л. Перцовой; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, О. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор: Л. Хмара; звукооператор: В. Нестеров; музоформитель: А. Ройтман
1946 — Путешествие по родному краю; режиссер; операторы: данных нет
1947 — Международный фестиваль молодежи (1-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил с 25 июля по 16 августа 1947 года в столице Чехословаки — Праге); режиссер; главный оператор: В. Ешурин; операторы: И. Бессарабов, Г. Симонов
1947 — Слет юных пионеров Грузии; режиссер; оператор: Г. Монгловская; музоформитель: А. Ройтман; звукооператор: Д. Овсянников
1948 — XXX лет комсомола; режиссер
1949 — Молодые строители коммунизма (о ХI съезде ВЛКСМ); полнометражный; режиссер; операторы: М. Ошурков, С. Семенов, В. Ешурин, А. Хавчин, Б. Макасеев, Р. Халушаков, Е. Мухин, А. Щекутьев; автор текста: В. Величко; звукооператоры: Д. Овсяников, В. Нестеров; диктор: Л. Хмара
1949 — Юность мира (о Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште); полнометражный; Производство: ЦСДФ и  Венгерская национальная кинофабрика "Венгерский фильм";режиссёры: А. Ованесова, И. Киш; сценарист: Л. И. Ошанин; операторы Д. А. Каспий; Г. М. Бобров; И. В. БессарабовДьёрдь Иллеш
1953 — Встречи на Волге (о пребывании в Сталинграде делегаций обществ дружбы и культурной связи с СССР из Австрии, Финляндии, Бельгии, Голландии, Германии, Ирана, Исландии, Италии, Бразилии); режиссер; операторы: Б. Небылицкий, И. Сокольников, Р. Халушаков; звукооператор: В. Нестеров; автор текста: К. Непомнящий
1955 — Неделя французского фильма в Москве; режиссер; операторы: А. Девитан, Н. Вихирев; звукооператор: И. Гунгер
1955 — Правительственная делегация Демократической Республики Вьетнам в СССР; режиссер; операторы: В. Ешурин, Н. Вихирев, Г. Захарова, А. Кочетков, С. Коган, А. Кричевский, О. Лебедев, Е. Легат, Б. Макасеев, Н. Мелихов, Н. Соловьев, А. Сухомлинов, Р. Халушаков, В. Цитрон; автор теста: Л. Браславский; диктор: Л. Хмара; музоформление: Д. Рицнер, Д. Штильман; звукооператоры: З. Уздин, С. Ключевский; асс. режиссера: Л. Залкинд, М. Нароушвили, Ю. Фролова
1955 — Пребывание президента Финляндской республики Паасикиви в Москве; режиссер; операторы: М. Ошурков, В. Киселев, К. Пискарев, С. Семенов, В. Ходяков 
1955 — Французские кинодеятели в СССР (спецвыпуск); режиссер; операторы: А. Левитан, Н. Вихирев
1955 — На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; реж. совместно с В. Беляевым; операторы: Е. Ефимов, Г. Захарова, А. Левитан, А. Сологубов, А. Щекутьев 
1956 — Школьные годы (киноповесть об учащихся 1-10 классов в разных уголках страны; в фильме показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых); полнометражный; режиссер; авторы сценария А. Ованесова, Л. Перцова; операторы: М. Прудников, О. Рейзман; композитор: Ю. Ефимов; диктор: Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский
1957 —  Балет на льду (гастроли в Москве артистов венской труппы балета на льду "Айсревью"); режиссер; операторы: И. Грек, А. Левитан, В. Микоша; автор текста: Н. Канин; асс. режиссера: В. Окунева
1957 — Над нами одно небо (VI Московский фестиваль молодежи и студентов); полнометражный; режиссер;  главный оператор И. Гутманоператоры: А. Семин, В. Воронцов, А. Зенякин, В. Микоша, В. Копалин; авторы сценария: В. Комиссаржевский, С. Гарбузов; композитор: Э. Колмановский
1958 — Необыкновенные встречи; полнометражный; режиссер; операторы: В. Микоша, О. Рейзман, А. Кричевский 
1959 — Делегация Верховного Совета СССР в Индонезии; режиссер; оператор:  В. Воронцов 
1959 — На празднике наших друзей (празднование 10-летия со дня образования Китайской Народной Республики)
1959 — Парламентская делегация Гвинейской Республики в СССР
1960 — Советские гости в Непале; режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Семин 
1960 — Визит мира и дружбы (пребывание в Индии советской партийной делегации в составе К. Е. Ворошилова, Е. А. Фурцевой, Ф. Р. Козлова); режиссер; операторы: А. Зенякин, А. Котляренко, А. Семин
1960 — Отчет народу (митинг трудящихся столицы во Дворце спорта, посвященный деятельности советской делегации на 15-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН); режиссер

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Инициатор создания киножурнала "Пионерия(совместно с редактором Любовью Перцовой). В период с 1931 года по 1953 год ими выпущено более ста киножурналов, начиная с первого.

1942 — Пионерия № 2; Производство: Центральная студия кинохроники, Алма-атинская студия кинохроники; режиссер; асс режиссера:  С. Пумпянская; операторы: данных нет 
1942 — Пионерия № 4; Производство: Центральная студия кинохроники, Алма-атинская студия кинохроники; режиссер; оператор: И. Касаткина 
1942 — Пионерия № 5; Производство: Центральная студия кинохроники, Алма-атинская студия кинохроники; режиссер; операторы:  Я. Берлинер, И. Большаков, Р. Халушаков, И. Беляков, Б. Небылицкий, А. Семин, И. Касаткина 

________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог ГРАКФД. Фотографии из семейного архивов Шейниных.

Фильмография других студий

1942 — Самое дорогое (документальный) ( композитор Г. Попов, сценарий А. Ованесова, Л. Перцов, ассистент оператора Л. Кулаков, ассистент режиссера Л. Залкинд) (режиссёр, автор сценария) — Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов
1950 — Советская Армения (полнометражный, документальный) (операторы: А. Левитан, С. Геворкян, И. Дильдарян, Н. Симонян; автор сценария И. Бачелис) (режиссёр, автор сценария) — Ереванская киностудия художественных фильмов
1954 — Тайна горного озера (полнометражный, игровой) (автор сценария) — Ереванская киностудия художественных фильмов

Кинопериодика

ПИОНЕРИЯ 1931 № 1 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1931 № 2 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1931 № 3 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1931 № 4 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1932 № 1 (режиссёр)

Библиография

1959 — Катанян В. Вспоминая Аршу... (изд.: Советский экран, № 6)
1986 — Жизнь в кино: Ветераны о себе и своих товарищах. Вып. 3; Фирсова Д. Арша Ованесова (изд.: — М.: Искусство)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.:) (изд.: — М.; "Искусство")
1995 — После взрыва: Документальное кино 90-х (изд.: — М.: Андреевский флаг)
1997 — Катанян В. Прикосновение к идолам (изд.: — М.: Захаров; Вагриус)
2017 — Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа: Учебное пособие [Автор-составитель: заведующий кафедрой режиссуры неигрового фильма, профессор ВГИКа В.П. Лисакович] (изд.: -М.; Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова; с. 299)

Звания

1947 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1950 — Международная премия мира (за фильм «Юность мира» (1949))
1950 — Сталинская премия (за фильм «Юность мира» (1949))

Цитаты

[...]Она ничего не теоретизировала насчет документальной режиссуры (мы же, развесив уши, ждали именно этого), не говорила о высоком призвании хроникера, а рассказывала о Молодежном фестивале в Праге, откуда только что вернулась. Как она снимала там картину, что она напридумывала, что удалось, а что сорвалось. Рассказчик замечательный, она говорила образно, взрываясь смехом вместе с нами. Не успели мы оглянуться, как раздался звонок, и Арша Амбарцумовна исчезла так же стремительно, как и появилась.
С этого дня часть нашего курса решила заняться кинохроникой — Рязанов, Фомина, я, еще двое-трое. В дальнейшем наши судьбы сложились по-разному, но в документальное кино нас увлекла Ованесова. На ЦСДФ в это время работали интересные мастера — Вертов, Шуб, Кармен, братья Посельские, но мы были влюблены в Ованесову и пошли на практику к ней познавать азы мастерства.[…]
Я не помню, чтобы она шла на компромиссы. И делая искусство, она расплачивалась здоровьем.[…]

Василий Катанян, режиссёр, сценарист, писатель, Источник

[...]Комсомол выдвинул меня в пионервожатые и научил работать с детьми. Четыре года общения с пионерами, множество вечеров и дней, проведенных с ними, позволили мне изучить психологию детей и их запросы... С большим трудом давались мне первые номера «Пио­нерии». Режиссеры, делавшие большие фильмы для детей, знали, что они должны делать. В большом художествен­ном произведении можно поставить проблемы, волнующие детей, создать интересные образы. Мой же журнал демон­стрируется лишь 10 минут. Как же это делать и что пока­зывать?[...]

Арша Ованесова. 1936 год, «Киногазета», Источник

[...]Энтузиастка, новатор, Ованесова во многом оказалась первой. На ее счету:
- первый журнал для детей,
- первые синхронные съемки с детьми,
- первые фильмы о детях,
- первое вторжение камеры в глубины человеческой лич­ности,
- первые длительные наблюдения за своими героями...[...]

Джемма Фирсова, режиссёр-документалист, Источник

[...]Семён Шейнин
Поженились мы во ВГИКе, в 31 – м году. Арша была очень обаятельным и непосредственным человеком. Это притягивало к ней многих. О ней нельзя сказать, что она была красоткой, но она была хороша. У неё были большие чёрные глаза, выразительные, в ней совершенно отсутствовала какая-нибудь фальшь.
Арша была необыкновенным энтузиастом. Наша любовь, как это ни странно, возникла на идейной основе. Мы часто спорили, будучи членами комитета комсомола, и поэтому все удивлялись тому, что мы поженились.
Во ВГИКе, проучившись год на актёрском факультете, перешла на режиссёрский факультет. Она не могла ждать, когда её пригласят сниматься, она хотела снимать сама, немедленно.
Она попала на производственную практику на студию хроники, и это оказалось самым любимым делом. В результате, она застряла в студии на всю жизнь.[...]

В.  П.  Лисакович.  «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа», Источник

[...]Была она режиссёром ярким, сыгравшим в судьбе многих очень серьёзную роль.
Создатель киножурнала «Пионерия», четверть века она регулярно работала над его становлением, автор и режиссёр многих фильмов, прослеживающих судьбы своих героев, лауреат Сталинской премии и Международной премии Мира, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Но её авторитет определялся не званиями и титулами, а ярким талантом и душевной щедростью.
В течение десяти лет, с 1948 года, Арша Амбарцумовна читала курс документального кино в режиссёрских мастерских Г.М. Козинцева и А.П. Довженко. И не просто читала, но и подвигла в документальное кино многих студентов. Среди них Э. Рязанов, 3. Фомина, В. Катанян, Л. Дербышева, Д. Фирсова, Р. Сергиенко. Счастлив учитель, который может назвать таких мастеров своими учениками.[...]

Виктор Лисакович, режиссер (из книги «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа»), Источник

[...]Леонид Кристи
Для меня она просто Арша. Я ведь помню её ещё по ВГИКу. Там её знали все, её нельзя
было не знать. Если бы меня теперь спросили, какими были первые комсомольцы, я бы сказал:
такими, как Арша. Увлечёнными, искренне преданными раз и навсегда избранным идеалам,
готовыми с максимальной нетерпимостью отвергнуть всё, что не лежит в русле их устремлений.
В характере Ованесовой чрезвычайно полно отразился дух времени первых наших побед,
и, что самое удивительное, она сумела сохранить в себе этот дух на всю жизнь. Для меня,
например, она всегда остаётся прежней комсомольской запевалой.
Думаю, что характер активной застрельщицы новых славных дел подвигнул Ованесову
на создание детского киножурнала «Пионерия». Её манили пути неизведанные, тропы нехоженые.
Благодаря этой жажде открытия и родился на свет детский кинематограф.
Будучи с 1939 года ассистентом Ованесовой по «Пионерии», я сам видел, как каждая
съёмка, каждый сюжет для самой Арши становился настоящим откровением. В ней постоянно
жила наивность творца, для которого художественный процесс составляет великое таинство,
а дело рук своих – предмет для удивления.
.. Но – перешла на режиссёрский, и в одну из практик попала на студию хроники, будущую
ЦСДФ. И тут-то всё решилось. Потому что тут всё сошлось.
Возможность быстро выплеснуть энергию, всегда – это подтверждается не только её записями
о себе, но свидетельствами всех, её знавших, – клокотавшую в ней и требовавшую немедленного
выхода.[...]

В. П. Лисакович. «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа», Источник

[...]Лев Рошаль
Начав «Пионерию», Ованесова не просто заняла некую, пока ещё не заполненную никем
нишу жизни и искусства, а заняла то, что ей с детских лет готовила судьба.
Однако создание «Пионерии», этого удивительного кинофеномена эпохи, в котором
фантастически перемешивалась трепетная искренность с жёсткой идеологизацией, пафос с
регламентом, живое дело с исполнением «мероприятий», было предопределено биографей и
судьбой его первого автора, артистизмом её натуры, с детства проявившимся и требовавшим
выхода.[...]

В. П. Лисакович. «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа», Источник

[ Страница дополняется материалами ]