Полное имя:
Арша Амбарцумовна ОВАНЕСОВА

Дата рождения:
23 декабря 1906
Город Шуши, Нагорный Карабах, Российская империя

Дата смерти:
06 мая 1990 (83 года)
Москва, СССР

Профессии:
кинодраматург, педагог, режиссёр

Краткая биография


23 декабря 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения Арши Ованесовой.

В 1918 году, после смерти отца и вступления турецкой армии в Баку, бежала в Персию. После вступления в Баку частей Красной Армии вернулась в город. В 1920 году ушла на фронт вместе со старшей сестрой. В 1924 году окончила школу-десятилетку. С 1925 года училась в драматическом техникуме и художественном училище в Баку. Работала пионервожатой. Затем училась в Ленинграде у "фэксов". Училась в ГИКе на актерском факультете; с третьего курса перешла на второй курс режиссерского факультета, который окончила в 1932 году.
В 1931 — 1961 гг. — режиссер Всесоюзной фабрики кинохроники ("Союзкинохроника"; с 1944 — ЦСДФ). В 1931 — 1946 гг. — организатор и руководитель киножурнала "Пионерия" (режиссёр более 100 выпусков). 

Лауреат Сталинской премии и Международной премии Мира за 1950 год (учреждена на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в апреле 1949 года) за фильм «Юность мира» — о 2-м Международном фестивале демократической молодежи и студентов, проходившем в Будапеште в 1949 году. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1956 —1961 гг. преподавала во ВГИКе. В 1959 — 1961 гг. — организатор и руководитель мастерской документального кино. В её мастерской учились такие известные режиссёры, как Василий Катанян, Зоя Фомина, Эльдар Рязанов, Джемма Фирсова, Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Ирина Поволоцкая, Гунар Пиесис, Роллан Сергиенко и многие другие.
С 1961 года в кино не работала из-за тяжелой болезни.


СЕМЬЯ

Муж — кинооператор, фронтовой оператор Семён Альтерович Шейнин (1908 — 1994), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Двое сыновей — Виктор Семёнович Шейнин (16.08.1938 — 13.11.2014), кинооператор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994); Игорь Семёнович Шейнин (род. 1934), геолог.
Внуки — Екатерина Викторовна Сергеева Шейнина, окончила ВГИК (1996), продюсер; Алексей Викторович Шейнин (род. 1963), окончил ВГИК (1991), кинооператор.
Правнучка — Анастасия Сергеева (род. 1987), окончила операторский факультет ВГИКа, продюсер.

Арша Ованесова с сыновьями: Виктором (слева) и Игорем.

Кадры с участием Арши Ованесовой (первые режиссеры-кинодокументалисты Илья Копалин, Николай Кармазинский, Самуил Бубрик, Сергей Гуров, Арша Ованесова в монтажных) вошли в полнометражный документальный фильм "Волшебный луч" (1963).

Арша Ованесова в мастерской выдающегося армянского и советского живописца Мартироса Сергеевича Сарьяна.

В 1992 году о жизни и творчестве Арши Ованесовой был снят документальный фильм "Женщина из стали и слез" (Видеостудия "Человек и время"); автор сценария: Лев Рошаль; режиссёр: Сэдда Пумпянская.

Фотографии и документы из личного архива Татьяны Кирилловны Сергеевой, супруги Виктора Семёновича Шейнина.

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1935 — ДВК (Детский внешкольный комбинат)
1935 — Праздник молодости
1936 — Двадцать второй МЮД (Двадцать второй) совм. с Е. Хахановой
1936 — Женский автопробег
1936 — Салют пионерам Испании; операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев
1937 — XX лет Октября; реж. совмнстно с В. Ерофеевым, Ф. Киселевым, И. Сеткиной
1937 — Великий праздник; реж. совместно с Ф. Киселевым, В. Ерофеевым
1937 — Праздник молодости (23-й Международный юношеский день); реж. совместно с Л. Снежинской
1937 — Чудесный костер
1939 — XXV МЮД
1939 —  Летом в Арктике; реж. совместно с В. Фроленко
1939 — Юннаты
1940 — XXVI МЮД
1940 — Пионерская правда; автор сценария совместно с Л. Перцовой
1943 — Олимпиада
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; автор сценария совместно с Л. Перцовой
1946 — Путешествие по родному краю
1947 — Международный фестиваль молодежи
1947 — Слет юных пионеров Грузии
1948 — XXX лет комсомола
1949 — Молодые строители коммунизма (о ХI съезде ВЛКСМ); полнометражный
1949 — Юность мира (о Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште); полнометражный; Производство: ЦСДФ и  Венгерская национальная кинофабрика "Венгерский фильм";режиссёры: А. Ованесова, И. Киш; сценарист: Л. И. Ошанин; операторы Д. А. Каспий; Г. М. Бобров; И. В. БессарабовДьёрдь Иллеш
1953 — Встречи на Волге (о пребывании в Сталинграде делегаций обществ дружбы и культурной связи с СССР из Австрии, Финляндии, Бельгии, Голландии, Германии, Ирана, Исландии, Италии, Бразилии)
1955 — Неделя французского фильма в Москве
1955 — Правительственная делегация Демократической Республики Вьетнам в СССР
1955 — Пребывание президента Финляндской республики Паасикиви в Москве
1955 — Французские кинодеятели в СССР (киножурнал)
1956 — На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке; реж. совместно с В. Беляевым
1956 — Школьные годы (киноповесть об учащихся 1-10 классов в разных уголках страны; в фильме показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых); полнометражный
1957 —  Балет на льду (гастроли в Москве артистов венской труппы балета на льду "Айсревью")
1958 — Над нами одно небо (VI Московский фестиваль молодежи и студентов); полнометражный; реж. А. Ованесова;  главный оператор И. Гутман
1958 — Необыкновенные встречи; полнометражный
1959 — Делегация Верховного Совета СССР в Индонезии
1959 — На празднике наших друзей (празднование 10-летия со дня образования Китайской Народной Республики)
1959 — Парламентская делегация Гвинейской Республики в СССР
1960 — Визит мира и дружбы (пребывание в Индии советской партийной делегации в составе К. Е. Ворошилова, Е. А. Фурцевой, Ф. Р. Козлова)
1960 — Отчет народу (митинг трудящихся столицы во Дворце спорта, посвященный деятельности советской делегации на 15-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
1960 — Советские гости в Непале

Фильмография других студий

1942 — Самое дорогое (документальный) (режиссёр, автор сценария) — Алма-Атинская студия художественных и хроникальных фильмов
1950 — Советская Армения (полнометражный, документальный) (режиссёр, автор сценария) — Ереванская киностудия художественных фильмов
1954 — Тайна горного озера (полнометражный, игровой) (автор сценария) — Ереванская киностудия художественных фильмов

Кинопериодика

ПИОНЕРИЯ 1931 № 1 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1931 № 2 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1931 № 3 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1931 № 4 (режиссёр)
ПИОНЕРИЯ 1932 № 1 (режиссёр)

Библиография

1959 — Катанян В. Вспоминая Аршу... (изд.: Советский экран, № 6)
1986 — Жизнь в кино: Ветераны о себе и своих товарищах. Вып. 3; Фирсова Д. Арша Ованесова (изд.: — М.: Искусство)
1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65000) (изд.:) (изд.: — М.; "Искусство")
1995 — После взрыва: Документальное кино 90-х (изд.: — М.: Андреевский флаг)
1997 — Катанян В. Прикосновение к идолам (изд.: — М.: Захаров; Вагриус)

Звания

1947 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1950 — Международная премия мира (за фильм «Юность мира» (1949))
1950 — Сталинская премия (за фильм «Юность мира» (1949))

Цитаты

Она ничего не теоретизировала насчет документальной режиссуры (мы же, развесив уши, ждали именно этого), не говорила о высоком призвании хроникера, а рассказывала о Молодежном фестивале в Праге, откуда только что вернулась. Как она снимала там картину, что она напридумывала, что удалось, а что сорвалось. Рассказчик замечательный, она говорила образно, взрываясь смехом вместе с нами. Не успели мы оглянуться, как раздался звонок, и Арша Амбарцумовна исчезла так же стремительно, как и появилась.
С этого дня часть нашего курса решила заняться кинохроникой — Рязанов, Фомина, я, еще двое-трое. В дальнейшем наши судьбы сложились по-разному, но в документальное кино нас увлекла Ованесова. На ЦСДФ в это время работали интересные мастера — Вертов, Шуб, Кармен, братья Посельские, но мы были влюблены в Ованесову и пошли на практику к ней познавать азы мастерства.[…]
Я не помню, чтобы она шла на компромиссы. И делая искусство, она расплачивалась здоровьем.[…]

Василий Катанян, режиссёр, сценарист, писатель, Источник

Комсомол выдвинул меня в пионервожатые и научил работать с детьми. Четыре года общения с пионерами, множество вечеров и дней, проведенных с ними, позволили мне изучить психологию детей и их запросы... С большим трудом давались мне первые номера «Пио­нерии». Режиссеры, делавшие большие фильмы для детей, знали, что они должны делать. В большом художествен­ном произведении можно поставить проблемы, волнующие детей, создать интересные образы. Мой же журнал демон­стрируется лишь 10 минут. Как же это делать и что пока­зывать?

Арша Ованесова. 1936 год, «Киногазета», Источник

Энтузиастка, новатор, Ованесова во многом оказалась первой. На ее счету:
- первый журнал для детей,
- первые синхронные съемки с детьми,
- первые фильмы о детях,
- первое вторжение камеры в глубины человеческой лич­ности,
- первые длительные наблюдения за своими героями...

Джемма Фирсова, режиссёр-документалист, Источник