В период с 03 по 06 октября в эфире ТК Культура состоялся показ документальных фильмов Андрея и Николая Истратовых «ЦСДФ: ТОЧКА ОТСЧЕТА» (4 фильма; хронометраж серии — 39 мин.).
В фильме принимают участие Александр Кочетков, Игорь Осипов, Виктор Доброницкий, Алексей Трояновский, Константин Дурнов, Татьяна Чубакова.
«ЦСДФ: ТОЧКА ОТСЧЕТА». Фильм первый
Глава первая. «Фойе ЦСДФ»
Знакомство с легендарной студией в Лиховом переулке, дом 6 начинается с фойе. Авторы фильма — Андрей и Николай Истратовы вместе с авторами шуточного фильма, созданного к 25-летию киностудии режиссером Я. Бабушкиным, отправляют зрителя в путешествие по студии… отсюда уезжали в киноэкспедиции, здесь монтировали фильмы и даже снимали... капустники.
Глава вторая. «Вертовский рычаг»
Авторы фильма отдают дань Дзиге Вертову — документалисту номер один, создателю группы «Киноков» («Кино-око»), автору фильма «Человек с киноаппаратом» (1929, Украинская кинофабрика ВУФКУ; оператор М. Кауфман), ставшего одним из самых известных документальных фильмов в мировом кинематографе; вошли кадры фильма Вертова «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930; Киевская кинофабрика «Украинфильм»; оператор Б. Цейтлин), а также кадры из документального фильма «Есть метро» (1935; операторы: А. Лебедев, Н. Степанов, М. Трояновский) режиссера Л. Степановой.
Глава третья. «Съемка факта. Арктические эпопеи 30-х»
Поход по северному морскому пути на «Сибирякове», гибель «Челюскина», первый полет на самолетах к Северному полюсу.
«Герои истории: кинохроникеры. Марк Трояновский и Аркадий Шафран»
Использованы кадры рекламного фильма «Совкино» — «Случай на стадионе» (1928; оператор М. Трояновский) режиссера А. Птушко, а также документальных фильмов «Два океана» (1933) режиссера В. Шнейдерова, «Челюскин. Герои Арктики» (1934; операторы: А. Шафран, М. Трояновский) и «На Северном полюсе» (1937) — оба фильма режиссера Я. Посельского. Эпизод комментирует Алексей Трояновский (сын М.А. Трояновского).
«ЦСДФ: ТОЧКА ОТСЧЕТА». Фильм второй — «Баллада о фронтовом кинооператоре»
Глава первая. «Начало»
Авторы фильма используют воспоминания и дневники Ильи Копалина, Виктора Доброницкого, Марка Трояновского, Романа Кармена. Эпизод, посвященный работе Марка Трояновского на фронте, комментирует Алексей Трояновский.
Глава вторая. «Техника военной съемки»
Сын фронтового кинооператора Виктора Васильевича Доброницкого — Виктор Доброницкий рассказывает о технике военных съемок, сложности работы с кинокамерой "Аймо", особенно в условия сильнейших морозов, о приспособлениях для съемок воздушных и танковых боев на примерах работы операторов: Бориса Шера, Ефима Лозовского, Виктора Доброницкого, Романа Кармена.
Глава третья. «Перелом»
Вошли кадры из документальных фильмов — «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина; «Суд народов» (1946) режиссера и оператора Романа Кармена.
Глава четвертая. «Образ войны»
Фронтовые съемки операторов Владислава Микоши, Авенира Софьина, Владимира Сущинского...
Фильм завершается кадрами из киноэпопеи «Великая Отечественная» (1979) — «Неизвестный солдат» режиссера Романа Кармена.
«ЦСДФ: ТОЧКА ОТСЧЕТА». Фильм третий
Глава первая. «Командировка на Пик Коммунизма»
Своими воспоминаниями об экстремальных съемках в горах со зрителями делится участник Международной альпиниады на пик Коммунизма, посвященной 50-летию образования СССР, «Памир-72» — оператор Игорь Осипов; вошли кадры из документального фильма о Международном альпинистском лагере «Памир-74» режиссера и оператора П. Вяйнасту «Бурям и ветрам наперекор» (1974; оператор Ю. Оржеховский).
Глава вторая. «Байкало-Амурская магистраль»
Вошли кадры из фильма о начале строительства БАМа, о комсомольцах — первых бойцах Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ режиссера В. Трошкина «Даёшь БАМ! Начало летописи» (1974; операторы: В. Горбунов, В. Макаров), «Безработные...» (1990; операторы: В. Кузьмин, В. Королев).
Глава третья. «Молодые кинематографисты 70-х»
Рассказ о молодых кинематографистах ЦСДФ; вошли кадры киноальманаха "«Советское кино» 1977 № 51. Кинодокументалисты. Эстафета поколений" режиссера Екатерины Андриканис с участием режиссеров Игоря Григорьева, Александра Опрышко и др. О съемках Москвы с воздуха рассказывает оператор фильма «Здравствуй, столица!» (1977) Виктор Викторович Доброницкий.
Глава четвертая. «Учебно-тренировочная»
Оператор и режиссер Игорь Осипов рассказывает о съемках документального фильма «Лётчики – истребители» (1973; режиссер И. Галин) и кинопериодики, выходившей на ЦСДФ. Вошли кадры из фильма
«ЦСДФ: ТОЧКА ОТСЧЕТА». Фильм четвертый
Глава первая. «Полярные эпопеи династии Кочетковых»
80-е годы в истории студии и в истории страны — спасение затертого во льдах Антарктиды «Михаила Сомова»; оператор Александр Кочетков рассказывает о своем отце — знаменитом операторе и режиссере Александре Степановиче Кочеткове, о съемках на Южном полюсе планеты. Вошли кадры документальных фильмов режиссера М. Славинской «Огни Мирного» (1957; оператор А.С. Кочетков), «Повесть о пингвинах» (1958; оператор А.С. Кочетков) и др.
Глава вторая. «Звуковая»
Специфика работы со звуком (запись звуковых эпизодов) во время съемок фильмов «Михаил Сомов: Хроника спасательной экспедиции» (1986; автор сценария, режиссер и оператор А.А. Кочетков; оператор В. Горбатский), «Из жизни на "Северном полюсе"» (1988; автор сценария Александр Кочетков; оператор Алексей Кочетков), «Возвращение» (1987; автор сценария Г. Бобров; режиссер Т. Чубакова; операторы: В. Головня, С. Гусев).
Глава третья. «Возвращение в Афган»
Режиссер Татьяна Чубакова рассказывает о работе над фильмом «Возвращение» (фильм был удостоен Приза на МКФ в Кракове. - Прим. ред. сайта #МузейЦСДФ). Воспоминая об афганских съемках кинооператора Константина Дурнова. Вошли кадры из фильма «Молодежь Афганистана (1986) режиссера В. Шорохова.
Глава четвертая. «Кинохроникеры Чернобыля»
Трагедия на Чернобыльской АЭС. Очевидец трагических событий 1986 года — оператор Константин Дурнов рассказывает о съемках аварии на Чернобыльской АЭС. Вошли кадры из фильмов «Колокол Чернобыля» (1986; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; операторы: И. Двойников, К. Дурнов, В. Фроленко) и «Чернобыль-2001. Завещание» — оба фильма режиссёра Р. Сергиенко.
20 января 1927 года отдел хроники был передан на 3-ю фабрику (Брянский переулок, ранее фабрика Ермольева), где находился 1-й павильон ОБЪЕДИНЕННОЙ ФАБРИКИ СОВКИНО. 1 июля 1931 года на месте павильона по приказу СОЮЗКИНО (преобразованное СОВКИНО) создается ВСЕСОЮЗНАЯ СТУДИЯ СОЮЗКИНОХРОНИКА.
1 января 1932 года по постановлению Правительства был создан ВСЕСОЮЗНЫЙ ТРЕСТ СОЮЗКИНОХРОНИКИ, объединивший кинохронику местных и республиканских студий под единым руководством. Трест создал также ряд местных киностудий.
В 1931 году Приказом № 92 по Кино-Фото объединению СОЮЗКИНО (от 01 июля), сектор хроники реорганизован во Всесоюзную кинофабрику Кино-Хроники СОЮЗКИНО «Союзкинохроника».
1 июля 1931 года считается официальной датой создания киностудии.
В 1932 — 1933 — Московская студия треста «Союзкинохроника» (с момента передачи ей фабрики культурфильмов «Союзкино», занимавшаяся производством хроникальных фильмов).
В 1933 — 1940 — Московская студия «Союзкинохроники» (Московская студия кинохроники, «Москинохроника»).
До своего переезда в конце декабря 1941 года в Лихов переулок (дом 6) «Союзкинохроника» находилась в помещении кинофабрики Иосифа Ермольева. Здание было построено в 1915 году около Брянского (Киевского) вокзала – во 2-м Брянском переулке; уничтожено при возведении торгового центра «Европейский» (открыт в 2006 году).
В 1940 — 1944 — Центральная студия кинохроники.
В 1944 году Центральная студия кинохроники реорганизована в Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ).
3 марта 1994 года ЦСДФ преобразована в Государственное предприятие «Российская Центральная студия хроникально-документальных и учебных фильмов» (ГП «РЦСДФ»).
В 2005 году здание студии в Лиховом переулке (дом 6, стр. 1-3) как вновь «выявленный объект культурного наследия» было безвозмездно передано Русской православной церкви (Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2005 № 1085-р "О безвозмездной передаче в собственность православного прихода храма Святителя Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы здания Московского епархиального дома").
С 2006 года РЦСДФ неоднократно переезжала. Первоначально киновидеостудия размещалась в здании РИА Новости, в 2009 году переехала в выделенное ей помещение в Кулаковом переулке (д. 17, стр. 1 — промзона недалеко от станции "Маленковская" Ярославской железной дороги).
РЦСДФ ликвидирована 13 июня 2018 года — прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.