Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Член СК СССР — СК России. Беспартийная.
«...режиссура — это не профессия, это образ жизни...
А я как раз искала для себя профессию,
которая могла бы захватить меня целиком,
объединить все мои увлечения»
Джемма Фирсова[1]
Родилась в Самарканде в семье военного. До войны семья жила в Каунасе. Во время Великой Отечественной войны с мамой и отцом, начальником инженерных войск 11-й армии, вначале была на Северо-Западном фронте, затем на
4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. Первые послевоенные годы семья жила в Кёнигсберге. С детства Джемма Сергеевна увлекалась историей.
В 1960 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская А. Довженко, М. Ромма). Сокурсниками Джеммы Сергеевны по ВГИКу были — Отар Иоселиани, Роллан Сергиенко, Александр Косачев, Ирина Поволоцкая.
После окончания ВГИКа работала асс. режиссера киностудии «Мосфильм». Снималась в кино.
Основные кинороли: Нина Чародеева в «Хождении по мукам», «Хроника ночи», «Черное солнце», Вивдя в «Белой птице с чёрной отметиной», Катиш в «Войне и мире», мать Грея в «Алых парусах».
В 1966 году защитила диплом игровой картиной «На полпути к Луне» (киноновелла в фильме «Путешествие» по рассказам Василия Аксенова, снятой на киностудии «Мосфильм»).
С декабря 1970 по июнь 1972 года — кинорежиссер студии документальных программ Творческого объединения «Экран» Госкомитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию.
С октября 1973 по апрель 1975 года — работала по договору в качестве режиссера первой категории и автора фильмов Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Режиссер документальных фильмов — «Я часто спрашивал себя» (1968; ТО «Экран»), «Поезд в революцию» (1969; Главный приз в Оберхаузене), «Стокгольм, который помнит Ленина» (1970; ЦСДФ), «Зима и весна сорок пятого» (1972; ТО «Экран»; Государственная премия СССР), «Память навсегда» (1975; ЦСДФ; Серебряная медаль имени А.П. Довженко); «Битва за Кавказ» (1979; ЦСДФ; 9-й фильм 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»; художественный руководитель и продюсер Роман Кармен; Ленинская премия (1980), «Встреча с Джокондой» (1975; ЦСДФ), «Город-герой Новороссийск» (1975; ЦСДФ) и др..
С июня 1975 по июнь 1984 — главный редактор тематической группы по военно-патриотическим фильмам Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам, член Главной сценарной редакционной коллегии по художественным фильмам, член сценарной редакционной коллегии Управления по производству документальных, научно-популярных и учебных фильмов Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР).
В апреле 1988 — августе 1989 — художественный руководитель Студии документальных телефильмов Творческого объединения «Экран» (в структуре Гостелерадио СССР)
После Чернобыльской аварии участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Была экспертом-координатором Постоянной экспертной группы (ПЭГ) в составе Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на ЧАЭС и оценке деятельности должностных лиц в послеаварийный период[2].
Джемма Микоша (Фирсова) в киножурнале — «Советское кино 1986 № 84» (вошли кадры: кандидат искусствоведения Л. М. Рошаль рассказывает об истории документального кино; кинорежиссер Д. Вертов работает в монтажной; белорусский кинорежиссер-документалист В. Дашук рассказывает о своей работе в кино; фрагменты из фильмов "У войны не женское лицо", "Зима и весна 45-го года"; режиссер фильма "Зима и весна 45-го года" Д. Фирсова беседует с Л. М. Рошалем; Л. М. Рошаль беседует с латвийским режиссером-документалистом У. Брауном; кадры из фильмов У. Брауна); режиссер: Е. Геккер, оператор: В. Микоша).
Джемма Сергеевна Микоша (Фирсова) — автор поэтических сборников «Сны возвращений» и «Вторая реальность».
В конце 2007 года при непосредственном участии Джеммы Сергеевны и киноведа, доктор искусствоведения Ирины Николаевны Гращенковой, а также благодаря инициативе АНО «Эковидеофильм» открыт Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён». С 2012 — Московский клуб документального кино имени Владислава и Джеммы Микош.
Отец — Фирсов Сергей Михайлович, полковник; начальник инженерных войск 11-й армии Северо-Западного фронта, 2-го Белорусского и 4-го Украинского фронтов; главный консультант игрового фильма «Секретная миссия» (1950; режиссер: Михаил Ромм).
Мать — Антонина Павловна Фирсова (близкие звали её Тора).
Муж — Микоша Владислав Владиславович (25 ноября (08 декабря) 1909, Саратов — 12 декабря 2004, Москва), кинооператор. Народный артист СССР (1990), лауреат трех Сталинских (Государственных) премий (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). В браке с 12 декабря 1967 года.
Актриса
1957 — Хождение по мукам — Нина Чародеева (историческая драма, полнометражный художественный фильм в трёх частях по одноимённому роману Алексея Толстого, его первая экранизация; снят Григорием Рошалем на студии «Мосфильм» в 1957—1959 гг.)
1958 — Из пепла (телевизионный спектакль) — Анна Вальтер (По рассказу Э.-М.Ремарка "Последняя остановка" (1956); авторы сценария: Хельмут Дзюба, Володя Китайский; режиссер: Хельмут Дзюба; оператор: Савва Кулиш; композитор: Микаэл Таривердиев)
1960 — Русский сувенир — журналистка (режиссер: Григорий Александров; одна из последних ролей в кино Любови Орловой; фильм был раскритикован советской прессой)
1961 — Алые паруса — Лилиан, мать Артура Грея (игровой фильм режиссёра Александра Птушко; Производство: киностудия «Мосфильм» (Творческое объединение детских фильмов); экранизация одноимённой повести-феерии Александра Грина)
1965 — Родник для жаждущих — Мария (игровой фильм Юрия Ильенко; автор сценария: Иван Драч; операторы: Юрий Ильенко, Владимир Давыдов; Постановлением ЦК компартии Украины фильм был признан идейно ошибочным и положен на "полку". Впервые показан только в 1987 году)
1967 — Война и мир — Катиш (игровой фильм 1965 — 1967 годов в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого; режиссер-постановщик: Сергей Бондарчук)
1968 — Вечер накануне Ивана Купала — Ведьма (игровой фильм был снят на киностудии им А.П. Довженко (Первое творческое объединение) по повести Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки»; сценарий и постановка: Юрий Ильенко; оператор-постановщик: Вадим Ильенко)
1970 — Чёрное солнце — Николь Готье, советница Мусомбе (политическая драма режиссёра Алексея Спешнева, созданная на африканском материале по мотивам биографии Патриса Лумумбы. Сценарий написан Алексеем Спешневым при участии советского дипломата Кузьмы Киселёва)
1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Вивдя, сельская колдунья (широкоформатный игровой фильм режиссёра Юрия Ильенко; события фильма происходят в период с 1937 по 1947 год в Буковине, ныне Черновицкая область Западной Украины, в украинском пограничном с Румынией селении на реке Черемош)
1971 — Озарение (киностудия им. А.П. Довженко; реж.: Владимир Денисенко; игровой фильм об ученых-микробиологах, которые исследуют причины и механизмы действия онкологических заболеваний)
1972 — Хроника ночи — Света Толмачёва, корреспондент ИТАР-ТАСС (игровой фильм режиссёра Алексея Спешнева, снятый на киностудии «Беларусьфильм»)
1972 — Это сладкое слово — свобода! — Эллен Каррера (политический детектив режиссёра Витаутаса Жалакявичуса. Снят по сценарию Валентина Ежова и Витаутаса Жалакявичуса киностудией «Мосфильм», при участии Литовской киностудии. Натурные съемки проходили в Чили незадолго до настоящего военного переворота. В основу сюжета положены реальные события: побег в 1967 году трех политзаключенных-коммунистов — Гильермо Понсе, Помпейо Маркеса и Теодоро Петкова — из тюрьмы Сан-Карлос в Венесуэле)
1975 — Город-герой Новороссийск (прибытие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Новороссийск, посещение «Малой земли»); автор сценария и режиссер Д. Микоша (Фирсова); оператор В. Микоша; звукооператор И. Гунгер; текст читате М. Глузский; редактор С. Суркова; асс. оператора Г. Завьялов: диретор картины К. Иванов
1977 — Чёрная берёза — Антонина Ивановна (двухсерийный игровой фильм о войне и судьбе человека; Производство: «Беларусьфильм»; режиссер: Виталий Четвериков)
1979 — Пани Мария — парикмахерша Верка (игровой фильм о Великой Отечественной войне; киностудия «Ленфильм»; режиссер: Наталья Трощенко)
Режиссёр, сценарист
1966 — На полпути к Луне (дипломная работа; киноновелла в фильме «Путешествие» по рассказам Василия Аксенова); Мосфильм
1968 — Я часто спрашивал себя (Песни Франции); полнометражный ТО «Экран» ЦТ СССР; режиссер
1969 — Поезд в революцию (фильм о Февральской буржуазной революции в России); полнометражный; По заказу Центрального Телевидения СССР; авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин В., Семенов В.; режиссер: Микоша В.; Главный приз «Золотой голубь» на Международном кинофестивале в Лейпциге; в 1970 году был видвинут Союзом кинематографии на соискание Госпремии СССР
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (фильм о памятных местах Стокгольма, связанных с пребыванием В. И. Ленина); ЦСДФ; По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссёр; авторы сценария: Д. Фирсова, В. Семенов; операторы: В. Микоша, Н. Лыткин
1971 — 1972 — Зима и весна сорок пятого; четырёхсерийный полнометражный фильм подробно раскрывает события последнего этапа Второй мировой с января по май 1945 года; в основе фильма — битва за Берлин — одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны; ТО «Экран»; Госпремия СССР (1973):
3-я серия. Конец Третьей Империи (Берлин)
1968 — Я часто спрашивал себя (Песни Франции); полнометражный ТО «Экран» ЦТ СССР; режиссер
1969 — Поезд в революцию (фильм о Февральской буржуазной революции в России); полнометражный; По заказу Центрального Телевидения СССР; авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин В., Семенов В.; режиссер: Микоша В.; Главный приз «Золотой голубь» на Международном кинофестивале в Лейпциге; в 1970 году был видвинут Союзом кинематографии на соискание Госпремии СССР
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (фильм о памятных местах Стокгольма, связанных с пребыванием В. И. Ленина); ЦСДФ; По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссёр; авторы сценария: Д. Фирсова, В. Семенов; операторы: В. Микоша, Н. Лыткин
1971 — 1972 — Зима и весна сорок пятого; четырёхсерийный полнометражный фильм подробно раскрывает события последнего этапа Второй мировой с января по май 1945 года; в основе фильма — битва за Берлин — одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны; ТО «Экран»; Госпремия СССР (1973):
1972 — Встреча с Дагомеей (фильм рассказывает об одной из стран Западной Африки — Дагомее); режиссер Микоша В.; автор сценария Фирсова Д.; оператор Мякишев Г.; диктор Хлебников А.
1974 — Память навсегда; короткометражный
1975 — Встреча с Джокондой (фильм рассказывает о выставке картины Леонардо да Винчи "Джоконда" в музее им. А. С. Пушкина); ЦСДФ; режиссер; автор сценария: В. Горохова; оператор: В. Микоша; звукооператор: В. Нестеров; директор карины: Е. Карпов
1975 — Память навсегда (встреча Л. И. Брежнева с ветеранами 18-й Армии в Центральном доме Советской Армии); ЦСДФ (учетный № РГАКФД: 26835) режиссер; операторы: Н. Генералов, С. Кузминский, М. Генералов
1975 — Город-герой Новороссийск (прибытие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Новороссийск, посещение «Малой земли»); автор сценария и режиссер Д. Микоша (Фирсова); оператор В. Микоша; звукооператор И. Гунгер; текст читате М. Глузский; редактор С. Суркова; асс. оператора Г. Завьялов; диретор картины К. Иванов
1975 — Память навсегда (фильм посвящен одному из решающих периодов Великой Отечественной войны — битве за Кавказ; вошли съемки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны); полнометражный; производство: ЦСДФ (учетный № РГАКФД: 27365); режиссер и автор сценария Д. Фирсова; в фильм вошли съемки фронтовых операторов; консультанты: В. Голиков, В. Морозов, В. Муратов; звукооператор И. Гунгер; текст читает А. Хлебников; редактор С. Суркова; редактор кинолетописи С.Притуляк; музоформители: Б. Егорова, З. Алимова; графическое формление Б. Федосова; асс. режиссера: Л. Капралова, В. Соловьева; дир. картины: К. Иванов, Р. Агаджанян; Серебряная медаль имени А.П. Довженко
1979 — Битва за Кавказ (9-й фильм 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная»); ЦСДФ; режиссер и автор текста; Ленинская премия (1980)
1983 — Предупреждение об опасности (Свидетельство обвинения) (фильм посвящен проблемам разоружения; на уникальном материале зарубежной хроники и документах фильм исследует проблему войны и мира в 80-е годы XX века); ЦСДФ; режиссер; оператор: Владислав Микоша; авторы сценария: Г. Гурков, Д. Фирсова; Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984)
1985 — Покушение на будущее (продолжение антиваенной темы, начатой в фильме "Предупреждение об опасности"; фильм рассказывает о последствиях применения химоружия и призывает человечество к борьбе за его уничтожение); полнометражный; ЦСДФ; автор сценария совместно с Г. Гурковым; Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985)
1989 — Когда я вернусь (о судьбах людей по разным причинам покинувших СССР); По заказу Гостелерадио СССР; авторы сценария: Л. Тарнорудер, Д. Фирсова; реж.: В. Ходяков; оператор: С. Кузминский; редактор: С. Плюснина; звукооператоры: Ю. Зорин, В. Дорфман; монтаж: Ю. Кочановская, Л. Широкова; музоформитель: А. Корниенко; директоры картины: Т. Юрина, И. Казеннов
2007 — Москва первопрестольная; киностудия Экокультура
2007 — Государь Император Николай II; киностудия Экокультура
2009 — Владислав Микоша: Остановивший время; Нижне-Волжская студия кинохроники
К 75-летию со дня рождения Джеммы Сергеевны Фирсовой «Сны возвращений» (2010; реж. Т. Скабард).
[...]В один прекрасный момент я бросила кино и ушла в Чернобыль. Я была экспертом-координатором по непосредственным причинам аварии. Я практически закончила второй вуз. Я знаю по секундам, что случилось в этой "кастрюле". А началось все с моей рецензии на фильм однокурсника о Чернобыле. Ее раз пять вынимали из газеты, а когда я добилась публикации, то экземпляр продавали в Киеве за три тысячи. Во время поездки в Чернобыль я практически не спала. Вокруг была масса лжи, люди это понимали и шли высказаться, шли со всеми своими болями.
Из интервью Джеммы Микоши (Саратов, 2009; полностью интервью на сайте: Главархив Москвы), Источник
Я поняла тогда, что между прессой и учеными — пропасть. Ученые не могут сказать, пресса не может воспринять. В то время я была художественным руководителем документальной студии "Экран" на телевидении, уволилась и приняла участие в создании организации "Союз-Чернобыль", создании первой научной экспертизы. К тому времени я уже сняла картину о ядерной войне и знала, что сделанное мною работает, влияет на происходящее. Я была единственным журналистом среди ученых, руководителем группы народных движений. И в своем заключении написала, что ложь Центра по отношению к Украине и Белоруссии может привести к развалу Союза. Так и произошло. Почему случилась Беловежская пуща? Да потому, что против Москвы в обеих республиках были мощнейшие национальные движения, выросшие на Чернобыле.
Наша экспертная группа работала в рамках горбачевского Верховного Совета над первыми законами о чернобыльцах, об атомной энергетике. Я ушла из кино, потому что поняла: в настоящий момент это важнее. Может быть, потому что я рано видела смерть и войну, я с детства хотела строить, а не разрушать, знала, что нельзя жить только для себя. Другая жизненная установка - мерить по себе. Это тоже к вопросу о том, как существовать в документальном кино. На каком уровне мыслить и работать.[...]
Джемма ребёнком узнала войну так, как не знали её многие взрослые. Её отец Сергей Фирсов возил девочку с собой по фронтам все четыре военных года. И много времени спустя за участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» она будет удостоена Ленинской премии, а за фильм «Зима и весна сорок пятого» - Государственной премии СССР.
Лев Данилов, кинорежиссёр ЦСДФ, Источник
Фильмы Джеммы Фирсовой – это фильмы-размышления, фильмы-исследования, фильмы-документы. И вместе с тем они пронизаны подлинной поэзией. Одна из особенностей её кино - воссоздание атмосферы давно ушедшего, возвращение на экран самого дыхания эпохи – необычной и трудной. В её фильмах публицистика очень тесно соседствует с поэзией. И если публицистика даёт поэзии силу и значимость, то поэзия, в свою очередь, рождает образы, доведённые до глубокого обобщения.
[...]Один из первых фильмов, который мне предложили делать, был фильм о Дне Победы. Но когда я погрузилась в архивы, мемуары, а у меня под рукой, к счастью, была папина военная библиотека с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, наших военных, то поняла, что мне не интересно делать фильм о финале войны – интереснее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, я узнавала места, которые в 45-м вместе с моим отцом проходили с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого». Впервые в нашем кино я сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой, в рамках которой советско-германский фронт был главным. После этого фильма другого пути для меня уже не было. Да и война ведь была моим «домом».[...]
Дж. Фирсова (из интервью газете «Труд», 2005), Источник
[...]Конечно, придет момент, когда и Андрей Тарковский станет такой же ушедшей фигурой. Пока еще не стал, правда? Так вот без ушедших натур истории кино — Довженко, Ромма, Барнета, Юткевича — не было бы Тарковского, Шукшина, Шепитько, Иоселиани, не было бы никого из нас. Потому что они не учили нас режиссуре, не учили cнимать и монтировать кино, то есть тому, чему только и учат сейчас в многочисленных теле- и киношколах. Они просто делали из нас штучный товар.[...]
Джемма Фирсова. "Талант высвечивает время". Саратов. 2005 год, Источник
[…]разгильдяйство, с которым мы относимся к своим раритетам, ни с чем несравнимо. К сожалению, сегодня на сто процентов можно быть уверенным в том, что будет сохранено только то, что вывезено на Запад. Это больно, горько, страшно, но это факт. На Центральной студии документальных фильмов был уникальный архив кинохроники не только отечественной, но и зарубежной. Представляете, какая это ценность! Когда Центральная студия документальных фильмов гибла, мы с Владиком пришли туда и увидели страшный разгром, на полу валялись жестяные коробки с пленкой. Вот и все. Мы эту фильмотеку утратили.[…]
Из интервью Джеммы Фирсовой газете "Труд" (№223 за 29 Ноября 2005 года), Источник
[...]В 30-40-х годах миллионы людей на Западе начали думать об опасности только тогда, когда было уже поздно. В этом отношении серьёзные, не крикливые антифашистские, антимилитаристские фильмы – такие, как сделанные Фирсовой и Вермишевой, несомненно, оказывают большую услугу прогрессивному движению в мире. Они действуют на людей сильнее, чем газеты и выступления на митингах. Надо только не останавливаться на показе «ультра», а тут же демонстрировать растущее сопротивление им. И важно, чтобы это не отрывалось от другого – того, что особенно важно сегодня. Современный фашизм не только вновь проектирует лагеря смерти, он изо всех сил стремится помочь американским империалистам обрушить на человечество ядерную смерть.
Эрнст Генри, Источник
Замышляющие Освенцим №2 делают ставку на Вашингтон. Вспоминается сделанное Гитлером ещё накануне второй мировой войны заявление в разговоре с одним из его тогдашних сторонников: если он, фюрер, проиграет задуманную им войну, то «вовлечёт мир в эту гибель». Рейган так не говорит, но Пентагон так планирует. И фильм Д. Фирсовой «Предупреждение об опасности» наглядно раскрывает чудовищный размах ядерной истерии, грозящей гибелью нашей цивилизации.[...]
ПРОБУЖДЕНИЕ
Джемма Фирсова (сборник «Кинопублицистика и современность». Выпуск восьмой. –М., 1988; В рубрике "Точка зрения…")
Две главные проблемы стоят сегодня перед нами: экология внешняя – сохранность нашего мира, нашей планеты и экология внутренняя – сохранность человеческого в человеке. От решения этих двух задач во всём объёме и во всей их сложности – зависит – жить человечеству в следующем тысячелетии или погибнуть.
Раздаются голоса, что «критическая волна», став модной, исчерпает себя. Думаю, не исчерпает себя желание спасти свою Землю и человечество.
Не пугает меня и «дефицит положительного начала». Я вижу главное положительное начало в стремлении избавиться от того, что мешает нам жить, что разрушает и разлагает человеческую душу. И это стремление более созидательно и оптимистично, чем констатация наличия отдельных положительных элементов, когда всё, что вокруг – «крик о помощи». Самообман – ближайший путь к гибели. А дефицита положительного начала у нас нет и не будет, потому что приобщение тысяч людей к проблемам жизни, пробуждение их душ – это уже приобщение к добру. Главному добру – добру истинной гражданственности.
Сегодня в наших руках есть мощный рычаг, способный повернуть вспять все негативные процессы и стимулировать всё позитивное, что рождается сегодня в процессе перестройки. Не надо пренебрегать этим рычагом – и об этом на сессии Верховного Совета СССР говорила моя тёзка – художница из Прибалтики Джемма Скулме: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наверное, эта поговорка родилась вместе с кинематографом. Я даже думаю – с документальным кинематографом.
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фотографии из частных архивов. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД.