Геккер Елена Александровна (род. 07 апреля 1941 года в Москве) — режиссёр документального кино. Член СК СССР — СК России с 1989 года.
В кино с 1958 года. Прошла путь от ученицы монтажницы, склейщицы до режиссера документального кино.
В 1971 году окончила 1-й МГПИ иностранных языков им. М.Тореза. Будучи на четвертом курсе, параллельно училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВСКР), которые окончила в 1972 году (мастерская неигрового кино режиссёра-документалиста Екатерины Ивановны Вермишевой). Дипломной работой Елены Геккер стал документальный фильм «Мой университет».
С сентября 1958 — ученица монтажницы, с февраля 1959 — склейщица, с января 1963 — мастер-монтажница позитивно-монтажного цеха Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С мая 1966 — ассистент режиссера 3-й категории производственно-творческого объединения (ПТО-1) ЦСДФ.
В ноябре 1968 года присвоена 2-я категория ассистента режиссера; с сентября 1969 — ассистент режиссера 1-й категории.
В феврале 1973 года решением тарификационно-квалификационной комиссии присвоена 3-я режиссерская категория; с мая 1979 — режиссер 2-й категории ЦСДФ.
С марта 1987 — режиссер 1-й категории ТПО «Хроника» ЦСДФ.
С января 1994 — режиссер Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ) в порядке перевода из ЦСДФ.
С 1990 года отдает предпочтение авторскому кино.
Отец — Александр Владимирович Геккер (1906 — 2003); родился в семье офицера царской армии, окончил 4 класса Царскосельской гимназии; работал на ЦСДФ контролером ОТК.
Мать — Ирина Николаевна Шульцева (1917 — 1989) — музыкальный работник.
Сестра — Татьяна Александровна Геккер (родилась в 1947 году в Москве), работала асс. режиссера на ЦСДФ.
Муж — Андрей Васильевич Добровольский (родился 28 июля 1936 года в Таллине), оператор киностудии «Таллинфильм»; учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВСКР); работал режиссёром ТО «Экран»; профессионально занимается художественной фотографией.
Две дочери:
— Анастасия Добровольская (род. в 1975 году в Москве), юрист; окончила Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте Российской Федерации;
— Марина Добровольская (род. в 1978 году в Москве), режиссер; окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории в 2000 году и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в 2008 году. С 2001 года работала на киновидеостудии «Отечество». Призер отечественных и международных фестивалей.
1971 — Парламентарии Бельгии в СССР; режиссёр
1972 — Мой университет (фильм рассказывает о МГУ им. Ломоносова в Москве); по заказу Центрального Телевидения СССР; режиссёр; автор сценария: Ким Бакши; операторы: А. Крылов, И. Скачков; консультант Ф. Волков; редактор Г. Духовская; звукооператор Ю. Зорин; директор картины Э. Болотинская
1974 — Формула красоты (о Строгановском училище в Москве); режиссёр
1976 — Президент республики Венесуэла в СССР; режиссёр
1978 — Парламентарии Чехословакии в Советском Союзе (фильм о пребывании в Советском Союзе делегации Федерального собрания ЧССР во главе с Председателем Федерального собрания ЧССР Алонсом Индрой); режиссёр; операторры: В. Усанов, Е. Федяев Е.; дикторы Суслов Е.; автор текста Абелев М.; редактор М. Рябова; звукооператор Ю. Зорин; директор картины В. Гусева
1978 — Президент Республики Мадагаскар в Советском Союзе (фильм о визите Президента ДРМ Д. Рацирака в СССР); режиссёр; операторы: В. Байков, Л. Максимов; диктор Е. Суслов; автор текста О. Головня; редактор М. Шейнина; звукооператор Е. Уманский; директор картины В. Гусева
1980 — Крепнет советско-польское сотрудничество (о пребывании в СССР Председателя Совета Министров ПНР Э. Бабюха: режиссёр; операторы: Л. Максимов, Е. Федяев; автор текста Л. Корнешов; редактор В. Панасюк; звукооператор В. Дорфман; директор картины Р. Смирнова
1980 — По примеру отцов (фильм рассказывает о лётчиков гражданской авиации, погибших во время Великой Отечественной войны); по заказу: Министерство Гражданской авиации СССР; режиссер; автор сценария И. Прок
1981 — Двадцать эмблем на стекле (о проведении в Москве юбилейного 20-го конкурса водителей "За безопасность движения", в рамках которого прошел конкурс "Мисс - такси"); По заказу: Управление ГАИ УВД Мособлисполкома; операторы: Извеков В., Кузминский С.
1982 — Спорт отважных (о спортивно-парашютном клубе Воздушно-десантных войск)
1983 — От всего сердца (о пожертвованиях советских людей в Фонд Мира); автор сценария А. Павлов; режиссёр; оператор Е. Епифанов; автор текста Л. Браславский; редактор Е. Крамарский; звукооператор Е. Шиткин; директор картины В. Егоршин
1983 — Художник Греков (о художнике-баталисте М. Б. Грекове); автор сценария А. Новогрудский; режиссёр; оператор Г. Мякишев; диктор М. Глузский
1983 — Пешеходы: взрослые и дети (о работе, которую надо проводить с детьми и взрослыми, чтобы предупредить несчастные случаи на проезжей части. Работа сотрудников ГАИ, занятия юных инспекторов движения); По заказу: ГУ ГАИ МВД СССР; оператор С. Кузминский
1984 — Парламентарии Аргентины в СССР; режиссёр
1984 — Во имя мира на земле (фильм рассказывает о миролюбивой политике Советского государства); режиссёр; оператор В. Муратов
1985 — Улица Юности, 5 (фильм о деятельности Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ); режиссёр
1985 — Парламентарии Демократического Йемена в Советском Союзе; режиссёр
1986 — Причастность (На примере Тушинского района г. Москвы показаны формы борьбы с алкоголизмом: наблюдательно-профилактические группы трезвос ти, общества трезвости); режиссёр; оператор Г. Мякишев
1986 — Социалистическая экономическая интеграция (о развитии экономики, промышленности стран СЭВ); автор сценария В. Панасюк; режиссёр
1987 — Выбор "Артека" (рассказ о проблемах пионерского лагеря "Артек" и о выборах нового начальника лагеря); режиссёр; оператор В. Забабурин
1988 — Художник театра, кино, телевидения (о творческих и жизненных проблемах художников театра, кино и телевидения); режиссёр; автор сценария О. Свиблова; оператор С. Кондаков
1989 — СССР, профсоюзы, перестройка (о работе профсоюзов в промышленности и сельском хозяйстве); по заказу: ВЦСПС; режиссёр; операторы: В. Кузьмин, В. Фроленко
1991 — Нет памяти о прежнем (фильм-размышление о войне против Ирака, поработившего Кувейт); режиссёр; оператор М. Неред
1992 — Сказки Ирины Емелиной (фильм рассказывает о своеобразной художнице Е. Емелиной, которая проживает в деревне Хвощевка Богородского района Нижегородской области); автор сценария и режиссёр; оператор Г. Завьялов
1992 — Звезды России 1992 № 3 Цветы запоздалые (история жизни сестер художниц Майи и Розы Жарких); режиссёр; оператор Г. Завьялов
1994 — Школа на Брянской (фильм о 637-й московской школе, которой присвоен статус школы-вуза); автор сценария и режиссёр; оператор И. Кузнецов
1994 — Борис Скобельцын. Архитектурные летописи (о художнике-реставраторе Борисе Скобельцине.); автор сценария и режиссёр; оператор Г. Завьялов
1995 — Ключ (фильм о самобытной художнице из Череповца Т. Тюфякиной, создающей миниатюрные скульптурные композиции из глины); автор сценария и режиссёр; оператор Г. Завьялов
1973 — Советский воин № 2; режиссер; операторы: А. Истомин, И. Осипов, Р. Туморина, Н. Даньшин, М. Ошурков
1973 — Новости дня 1973 № 16; режиссер; операторы: Кузминский С., Федяев Е., Мякишев Г., Хавчин А., Байков В., Бабушкин И., Леонгардт Ю., Сепров Г.
1974 — Новости дня № 3; режиссер; операторы: Саранцев А., Извеков В., Софьин А., Лаптий А., Коган С., Попова М., Блюмберг Я., Иванов А., Короев Х., Кузминский С.
1974 — Новости дня № 47; режиссер; операторы: Максимов Л., Филатов И., Ходяков В., Извеков В., Усанов В., Хомяков А., Егоров Ю., Лебедев О., Софьин В., Грек И., Дудин В., Чекиров К., Орлов Ю., Кузьминский С., Петросов Р.
1974 — Новости дня № 48; режиссер; операторы: Крылов А., Попова М., Хавчин А., Мухин Е., Литвяков Ю., Панин А., Антонов И., Киселев С., Шмаков Н.
1977 — Советский воин № 2; режиссер; операторы: А. Сокольников, Ю. Орлов, Н. Фроленко, И. Бганцев, С. Кузминский, Е. Федяев
1977 — Советский воин № 3; режиссер; операторы: К. Дурнов, А. Кулиджанов, В. Семин, А. Крылов, А. Мирумян, В. Байков
1977 — Советский воин № 4; режиссер; операторы: А. Крылов, И. Осипов, И. Запорожский, В. Байков, Г. Епифанов, С. Кузминский
1977 — Советский воин № 5; режиссер; операторы: В. Забабурин, В. Байков, Д. Парфенов
1978 — Новости дня № 7; режиссер; операторы: Кузминский С., Максимов Л., Ходяков В., Байков В., Минаев А., Литвяков Ю., Киселев С., Дурнов К., Фроленко В.
1978 — Советская армия № 39 "Березина-78" (о проходивших в феврале 1978 г. плановых учениях Белорусского военного округа под кодовым названием "Березина"); режиссер; оператор В. Воронцов
1980 — Советский воин № 10; режиссер; операторы: Попова М., Дурнов К., Бочков Ф., Осипов И.
1980 — Советский воин № 11; режиссер; операторы: Ивлев Ю., Осипов И., Крылов А., Попова М.
1981 — Советский воин № 4. Во имя созидания и мира (о воинах-делегатах XXVI съезда КПСС); режиссер
1984 — Иностранная кинохроника № 14; режиссер монтажа
1984 — Иностранная кинохроника № 15; режиссер монтажа
1986 — Иностранная кинохроника № 21; режиссер монтажа
1986 — Иностранная кинохроника № 22; режиссер монтажа
1986 — Иностранная кинохроника № 23; режиссер монтажа
1986 — Иностранная хроника № 24. Мир дому нашему (о разных событиях 1986 года. Встреча Нового года в Японии: карнавальное шествие на улицах одного из городов; выставка снежных скульптур. Антивоенная демонстрация в Англии и другие); режиссер монтажа
1986 — Советское кино № 84 (Кандидат искусствоведения Л. М. Рошаль рассказывает об истории документального кино); режиссер; оператор: В. Микоша
1987 — Иностранная хроника № 4. Иран-Ирак: война продолжается. Экология и мы. Юбилей венгерских авиаторов. Зимний калейдоскоп; режиссер
1987 — Иностранная хроника № 6; режиссер монтажа
1988 — Советский патриот № 87 (о занятиях молодежи автоспортом, дельтапланеризмом, шлюпочным и парусным спортом); режиссер; операторы: И. Осипов, Ю. Голубев, М. Левенберг, В. Макаров
2001 — Летопись Православия № 1 (о Троице-Сергиевой Лавре и духовном возрождении в России); Производство: РЦСДФ, Отечество; режиссер; операторы: Г. Завьялов, К. Дурнов
2001 — Летопись Православия № 2; режиссер; оператор К. Дурнов
2001 — Летопись Православия № 3; режиссер; операторы: Г. Завьялов, К. Дурнов
[...]ЦСДФ в свое время называли флагманом документального кино. Его знали во всем мире. Когда пришли 90-е годы, началась чехарда с директорами. Как спасти студию? В сущности, это был вопрос экономический, и ни один из директоров никак не мог этого обеспечить по понятным причинам. Мы приложили массу усилий, чтобы сохранить студию. Инициативная группа, в которую я входила, такую волну подняли в СМИ, сейчас нам эту волну остановили и разрушили студию до конца. Лет пять назад пришел на студию Швыдкой. Министр, облеченный властью. Швыдкой приходит и говорит: такая замечательная студия и начинает петь соловьем. А люди ждут от него конкретных действий. И он представляет нового директора – молодой, красивый, обаятельная улыбка, с основанием экономических знаний – Мелик-Авакян. Швыдкой распевает: «Такая замечательная студия, надо спасать, вот вам новый директор, сильный, молодой, он вас всех поднимет». Для меня было ясно, что все это какая-то неправда. Народ же наивно верит, но я стреляный воробей, даю пробный шар. «Вот Вы говорите, что такая достойная студия, что она заслуживает много, что все заинтересованы. Почему бы Вам как министру не обеспечить студию прямым траншем. Студия немного обновит свою техническую базу и сохранит костяк, который остался». И что же он ответил? Он сидит за столом, не поднимая глаз, вертит какую-то скрепку и через паузу отвечает: «Если Вы вздумаете писать Президенту, учтите, что все письма проходят через меня…» И всё! И стало понятно окончательно, что это фигура, идущая на разрушение, это рука, которая будет делать всё! Что собственно и произошло. Новый директор пришел как тать. Надо учесть, что в любом коллективе существует таинственный антагонизм между творческим и производственно-техническим персоналом. И весь творческий костяк был выдавлен. Как пример: у нас была традиционная аппаратура – уникальная машина, 5 метровая комбинация линз, с помощью которой можно делать сложные, тонкие вещи, связанные со съемкой, но пришел зам Мелик-Авакяна Рубцов и приказал разрезать ее болгаркой. «А нам ваше кино здесь не нужно»[...]
Геккер Е.А., Источник
К юбилею Елены Геккер.
В. Орехов, В. Матвеева, К. Лаврентьев, А. Добровольский, Н. Обухович, О. Куликов, Г. Иванова, Г. Городничев (Газета СК Новости № 4 (342) 18 апреля 2016 года), Источник
Мы, Ваши однокурсники и друзья, поздравляем Вас с замечательным праздником; с тем, что, несмотря на
все невзгоды и тяготы, Вы поднялись на эту славную жизненную вершину.
Спасибо Вам за горячее сердце и восторг перед чудом жизни! Вы отдали родной ЦСДФ, на которую пришли
в восемнадцать лет, всю свою жизнь. Труд, вложенный Вами и коллегами в ЦСДФ, бесценен – Вы фиксировали время, запечатлели на пленке прекрасных людей. Ваши киножурналы вошли в золотую кинолетопись страны. Кроме того, Вы всегда поддерживали сомневающихся, помогали найти выход из сложной ситуации, когда человек был «на грани». И особая благодарность за гостеприимный дом и умение соединять человека с человеком, а еще радоваться миру, даже если он к этому не располагает. Спасибо Вам за доброе сердце, за дружбу и преданность! И пусть покорится Вам еще не одна житейская вершина! А мы были и остаемся Вашими друзьями и коллегами.
[...]Как и многие, я пришел на Курсы уже сложившимся человеком, за плечами которого было несколько лет работы после института культуры на Сахалине и Курильских островах и года работы на киностудии Министерства обороны, куда я поступил, чтобы постигнуть кинематографические азы.[...]
Вячеслав Орехов, режиссер, Источник
Вообще -то каждый человек в группе был индивидуальностью. Мы ведь часто забываем, что каждый из нас неповторим. Вспоминается артистичный Гена Красков, своими смешными байками доводивший всех до коликов, всегда задумчивый, неторопливый, но мгновенно отзывчивый Юра Татулашвили, разбитной балагур Володя Рютин, поэтически одаренный Толя Юшко, уже тогда мудрая Валя Матвеева и подвижная как ртуть, с ворохом всевозможных идей, веселая и искрящаяся симпатяга Лена Геккер, а по контрасту с ней солидный, в очках Гарик Халтурин. К моменту поступления он был уже довольно известным критиком, своим человеком в киношных журналах, и к нему все обращались за советом, как к старейшине племени.
В том, что собралась такая дружеская группа очень разных талантливых людей, несомненная заслуга Екатерины Ивановны Вермишевой, которая была нашей “классной дамой” и вела курс документальной режиссуры.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из семейного архива Е.А. Геккер и личного архива оператора Г. Завьялова.