07.12.2020

Джемма Фирсова

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Член СК СССР — СК России. Беспартийная.

Опубликовано в газете «Правда», №255 (22320), 12 сентября 1979 года. Благодарим Ирину Никитину (компьютерный набор текста) за помощь в подготовке материала. Фото: "Токтогульское водохранилище. съемки с самолёта. 2014 год".

На соискание Государственной премии СССР

Дилогия Альгимантаса Видугириса «Нарынский дневник» и «В год неспокойного солнца» – явление выдающееся в нашем документальном кино. В течение 15 лет шла работа над этими картинами. И полтора десятилетия труда на «своём» объекте с непреложной очевидностью выявили в кинодокументалисте терпение исследователя, кропотливость летописца, преданность друга, талант влюблённого в свой материал режиссёра, готовность на любые трудности и испытания вместе со своими героями.

Постоянное кинонаблюдение на Токтогульской ГЭС было для киногруппы, возглавляемой Видугирисом, не обязанностью, а необходимостью. Такая верность делу всегда называлась ёмким словом «одержимость». Одержимость сказывалась во всём: и в том, что перед началом работы над первым фильмом группа просмотрела киножурнал «Советская Киргизия» за десять лет, в том, что прошла по Нарыну на плоту впервые, может быть, за всю долгую жизнь реки, и в том, что над фильмами самоотверженно трудились все – и даже те, у кого, казалось бы, совсем другая профессия: выпускница Литературного института имени Горького Лариса Боброва, взявшая на себя нелёгкую миссию ассистента режиссёра, доцент кафедры психологии одного из вузов Киргизии Валерий Соложенко. Одержимыми были и операторы фильмов.

Как часто даже маститым кинодокументалистам главное видится в том, что лежит на поверхности – эффектные кадры стройки, цеха, бескрайних полей. И не многим дано понять, что не стройка, завод, колхоз как таковые первооснова для киноисследования, а человек на стройке, заводе, в колхозе. Человек конкретный, на своём месте, со своими достоинствами и недостатками.

«Человековедение» – так было определено киргизское документальное кино начала шестидесятых годов, и кино это начинал вместе со своими товарищами литовский кинооператор и режиссер А. Видугирис. Раскрытие человека через поступок и действие – вот главное для киргизских документалистов, и на этом принципе построена дилогия. Но Видугирис пошёл дальше достижений шестидесятых годов – через человека он раскрывает величественные процессы, происходящие в республике, во всём нашем обществе.

Его фильмы не только о стройке – они о главном: о смысле человеческой жизни. Зачем живет человек? В чём находит счастье? В «Нарынском дневнике» – это нравственный спор двух людей: «жизнь для себя», «для спасения души» – позиция старика-отшельника, обитающего недалеко от строительства плотины, и активная жизненная позиция Александра Агеевича Ткаличева. «Добро? – спрашивает старик-отшельник. – Это не делать зла». «Добро? Наверное, это то, что остаётся после человека хорошего...» – говорит экскаваторщик, кавалер ордена Ленина Ткаличев.

Второй фильм дилогии «В год неспокойного солнца» – прежде всего о том, что человеку нужна большая цель, возможность подвига. Какой удивительной проверкой человеческих устремлений стал неожиданный срыв планов строительства в фильме. Год засухи грозил урожаю хлопка трёх республик. Воду искусственного моря было решено отдать полям. Нелёгкое решение. Двенадцать лет стройка шла к пуску, и до него уже оставались считанные дни. Но без необходимого уровня воды пуск состояться не может. Воду отдали колхозам. Хлопок уродился на славу. А стройка замерла, люди начали увольняться. Они начали уходить не тогда, когда было трудно и даже опасно, а когда стало тоскливо и, казалось некоторым, бесперспективно: «Зарплата – везде зарплата, а здесь скучно». Остались самые сильные, самые преданные стройке. И, несмотря на то, что стала очевидной невозможность завершить фильм – событие, ради которого он снимался, отменено, – киногруппа не ушла с боевого поста. Удержало сознание своего долга перед людьми. А пуск состоялся ...вопреки логике, вопреки невозможному, в последние часы старого года и первые часы нового, 1975 года. Люди сделали невозможное.

Герои Видугириса вызывают глубочайшую симпатию и уважение. Более того, они оставляют в душе неизгладимый след, заставляют переосмыслить многое в себе самом. Это прежде всего Александр Агеевич Ткаличев, в свободное время на всех своих стройках сооружающий для детишек карусели. Одни считают его странным, другие – удивительным. Да, он и впрямь удивительный человек: когда из армии вернулся сын и стал поступать в институт, не давалась ему высшая математика, Александр Агеевич, имея за плечами два класса школы, осилил математику и даже «выдал» два новых решения задач по высшей математике. Студенты стали ходить к нему за помощью.

Герои Видугириса... Это и водитель самосвала Борис Амирапов, каждый рейс которого добавляет всего лишь 0,4 миллиметра высоте плотины; и водитель Василий Чухрай, после аварии сменивший профессию, но оставшийся на стройке: «ГЭС мы построим... Я и здесь буду полезен...». Это – бульдозерист Эбазир Караев и прораб Беник Майлян, первыми проложившие высокогорную бульдозерную тропу, чья жизненная позиция проста и скромна: «Если работу считать подвигом, то что же тогда считать работой?»; и депутат Верховною Совета республики верхолаз Мамасалы Сабиров; и начальник строительства ГЭС 3.Л. Серый, отдавший стройке всю свою жизнь до последнего дня.

Самое существенное, что фильм – не рапорт о достижениях, не парадный отчёт, а исследование в области человеческих отношений. И потом, казалось бы, не самые важные события и эпизоды вдруг оказываются здесь такими необходимыми: спасение археологических ценностей и журавля в «Нарынском дневнике», эпизод в больнице, где лежит после инфаркта начальник стройки 3.Л. Серый в «Году беспокойного солнца». Понимаешь и почему режиссёр и оператор с такой обстоятельностью снимают сооружение Ткаличевым карусели для ребятишек. Ведь и ГЭС строится для того, чтобы росли и радовались дети.

Кинематографист влюблён в ГЭС, своих героев. И эта любовь взаимная. Именно она дала возможность ему подойти так близко к стройке, показать, что она значит для людей, именно она дала ему возможность раскрыть сердца и увидеть величие человека.

Фильмы Видугириса смотрятся сегодня с ещё большим интересом, чем тогда, когда был создан первый из них – «Нарынский дневник». Таков секрет настоящего большого талантливого документального кино. Потому дилогия и выдвинута на соискание Государственной премии СССР.