Опубликовано: газета «Московские новости» № 34 от 26 августа 1984 года. Фото: Джемма Микоша (Фирсова). Автор фото: В. Микоша. Источник: www.russiainphoto.ru (МАММ / МДФ).
Благодарим Ирину Никитину (компьютерный набор текста) за помощь в подготовке материала.
Джемма Фирсова – режиссёр-документалист, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, а кроме того, актриса кино.
Тема, которую мы ей предложили, не об искусстве.
— Не кажется ли вам, Джемма, что из нашей жизни уходит любовь? Может быть, потому, сто сумасшедший темп жизни не оставляет места сложным и тонким чувствам?
— Любовь не исчезнет никогда, и это едва ли не самый щедрый дар природы людям. Мне думается, в личной жизни нет ничего важнее, чем встретить своего человека. Я с юности уверена, что только два человека, созданных друг для друга, могут создать счастливый дом, семью. Потому что только любовь одаривает детей ощущением покоя, надёжности, жизни.
— Но как встретить именно «своего» человека?
— Мне кажется, нужно уметь ждать, не растрачивая себя бесцельно. Нет ничего болезненнее, чем сознавать, что потеряны время и силы, надежды рухнули. Подлинного в любви не было.
— Когда двое любят друг друга, они обычно думают, что «это на всю жизнь», но число разводов растёт. И люди, которые были уверены, что они «созданы друг для друга», расстаются чужими. С обидами и взаимными претензиями. И с этим грузом проигрышей идут дальше по жизни…
— Для меня с годами ценность человека как личности измеряется не тем, как он умеет встретить свою любовь, а тем, как он умеет с ней проститься. Жизнь идёт, мы меняемся, и часто – в дружбе ли, в любви ли – происходит неожиданный момент, когда два человека понимают, что их необходимость друг в друге пропала.
— Почему же так, по-вашему, происходит?
— Исчезла, а может быть, её и не было, щедрость чувств. Она первый, по-моему, признак любви. Щедрость одаривать всем, что тебе дорого, и щедрость восхищаться миром любимого человека. Но если один человек принимает щедрость другого, не растрачивая себя, он доставляет боль, а она начало конца любви. Вот почему, кстати, эгоисты в жизни редко счастливы.
—- Когда два взрослых человека понимают, что им лучше расстаться, они не могут не думать о других людях, с которыми связаны. Как же быть с ответственностью перед людьми, с которыми прожита жизнь?
— Мне кажется, что измена самому себе никогда не может быть верностью другому человеку. Ведь человек, которого вы раньше любили, хочет, чтобы вы передали ему, как раньше, чашу, наполненную до краёв, а чаша наполовину его не очень-то устраивает. Когда двое взрослых людей приходят к мысли, мучительной и горькой, что им лучше расстаться, каждый из них понимает, что просто так они расстаться не могут, они не могут расстаться ни с воспоминаниями, ни с общей жизнью, они ведь родные люди. Даже расставшись, они в чём-то остаются друг для друга всё равно родными людьми. Если же ума, сердца и доброты не хватило на то, чтобы расстаться друзьями, значит, их встреча была случайной, и они просто потеряли годы, и шли не той дорогой.
— Что для вас ценно в чувствах?
— С годами – увы, это приходит только с возрастом – я стала понимать, что прежде всего в семье, в любви необходима терпимость. Нужно принимать того, кого ты любишь, таким, какой он есть, а не таким, каким бы ты хотел его видеть. Нельзя подвергать сомнению живое чувство. Не нужно пытаться увидеть в человеке, которого ты полюбил, идеал, это чревато разочарованиями. Не нужно даже пытаться навязывать ему свои предвзятые представления об идеале.
В любви нет слова «должен». Что ты можешь сделать для любимого человека? Наверное, отдать ему всё, что имеешь, но настолько, насколько он сам захочет взять, не больше. Даже щедрость не должна быть навязчивой.
Для человека, щедрого в любви, не существует понятия обиды. В любой ситуации он будет искать истоки собственной вины. «Обидеть» – глагол детский. И он позволителен до совершеннолетия.
Интервью взяла Жанна Гречуха