Опубликовано: facebook 27.12.2020. Фото: Джемма Фирсова и Владислав Микоша. Фото из частного архива.
85 лет назад родилась Джемма Фирсова — человек многогранного таланта, ворвавшийся в наш мир подобно яркой комете — стремительно и лучезарно. Получив при жизни широкое признание, она в то же время осталась до конца непонятой и в каком-то смысле одинокой в своих творческих и метафизических изысканиях.
Её яркая индивидуальность была заложена сразу же после рождения. Родители назвали дочку Джеммой. Как известно, это весьма редкое в наших краях имя имеет итальянское происхождение и в переводе означает «драгоценный камень, драгоценность». Нумерологи считают, что оно обладает таинственной и чрезвычайно могущественной силой. Первой знаменитой Джеммой была жена великого поэта Данте Алигьери. Второй — очаровательная итальянская девушка из романа Ивана Тургенева "Вешние воды". Ну а третьей — героиня нашего сегодняшнего повествования.
При жизни её талант проявлялся в самых разных сферах. Режиссер и актриса, кинокритик и музыковед, публицист и поэт, футуролог и эзотерик — она была поистине универсальной личностью, сродни творцам эпохи Возрождения. Ей был присущ индивидуализм и стихийное самоутверждение личности (я хорошо помню её железный характер и умение добиваться намеченного). И всё это ради одной цели — творчества.
Джемма Фирсова начинала как актриса — у неё, бесспорно, был драматический дар. Однако она обладала своеобразной, весьма странной красотой. А потому режиссёры часто предлагали ей роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью — сыграть ведьму или посланницу из другого мира. Она осознавала свою специфическую внешность и те ограничения в актёрской профессии, которые она накладывает. Чувствовала, что никогда не сыграет те роли, о которых мечтала (например, Анну Каренину). Более того, на протяжении всей своей жизни она болезненно ощущала свою индивидуальность — не только физическую, но и духовную. Причем ощущала её в историческом измерении, зная на многочисленных примерах, что толпа всегда боялась и ненавидела женщин, обладающих одновременно такими качествами, как красота и ум, сильная воля и проницательность. В средние века два безумных монаха написали книгу "Молот ведьм", подготовив тем самым идеологическую базу для первого в истории Европы геноцида, когда на костёр были отправлены миллионы "неправильных" женщин. Вот как сама Джемма пишет об этом:
Меня уже сжигали на костре
Во Фландрии, в Бургундии, в Салеме.
И в проруби во вьюжном декабре
Топили, останавливая время.
Мне не прощали избранность мою.
Мне не прощали то, что я летаю.
Мне не прощали то, что я люблю,
Что я дарю удачу и караю.
Мне не прощали то, что я пою
И вызываю молнии и грозы.
Мне не прощали искренность мою –
Мой смех, тоску, молчание и слезы.
Мне не прощали, что любой судьбы
Заранее я знала завершенье,
И то, что просто так, без ворожбы
Во всем читала тайные знаменья...
И это не просто поэтический образ — эмоциональный взрыв исторической сопричастности. Лично я уверен, что Джемма верила в метемпсихоз (переселение душ), так как долго и серьёзно увлекалась эзотерикой — но об этом поговорим чуть позже. Я хорошо помню, что на студии её многие не любили. Одни завидовали её успеху, таланту, незаурядному уму. Другие откровенно побаивались, так как знали, что она лечит людей нетрадиционными способами, а также читает странные книги. Одним словом, ведьма эпохи развитого социализма! Но уничтожить её было невозможно: времена костров и ложных доносов уже канули в лету. Оставалась только одно — сплетничать за спиной и завидовать черной завистью.
Как известно, большую часть своей жизни она посвятила документальному кинематографу и добилась на этом поприще успеха и признания. Достаточно было создать только «Встречу с Джокондой», чтобы навсегда остаться в истории отечественного кино. Но были и другие очень хорошие картины, которые следует обязательно пересмотреть, чтобы понять, как необходимо правильно работать с кинохроникой. Первым учителем Джеммы Фирсовой был Александр Петрович Довженко. Он учил будущих режиссеров быть честными перед собой и зрителем и всегда стремиться к правде. Если говорить о документальном кино, то здесь "правда"— это, в первую очередь, подлинность кинодокумента, его цитирование в художественном контексте в полном соответствии с хронологией и географией запечатлённого исторического факта или события. Джемма всегда строго следовала этому принципу. Блестящий знаток архивных материалов, она искренне переживала из-за набиравшего силу процесса раздокументирования военной кинохроники — её использования как иллюстративного материала, а не как подлинного документа времени. Она сама много и увлеченно монтировала, поэтому её фильмы практически безупречны — по ним и сегодня можно учиться основам монтажа.
Невероятно начитанный, разносторонне образованный человек, Джемма стала одним из лучших кинокритиков своего времени — она могла выступать в качестве эксперта на любом, даже самом высоком уровне, и к её мнению прислушивались. Круг её интересов был поистине огромен — она писала не только о кинематографе, но и о живописи и музыке, архитектуре и экологии, о проблемах современной цивилизации. Как правило, в своих суждениях Джемма была прямолинейной и даже резкой, но оспорить её выводы невозможно: они являются результатом глубокого анализа и безупречной логики.
Её спутником жизни стал оператор Владислав Микоша. Это был удивительный и одновременно счастливый союз. Большая разница в возрасте и несхожесть характеров никак не мешали их совместной жизни, наоборот, они сформировали единое духовное пространство, в котором постоянно возникали новые творческие идеи, происходил ментальный и энергетический обмен. Мне кажется, что в этом раскладе Микоша был своеобразной антенной, принимающей энергию из космоса, Джемма же использовала эту энергию для работы с поступающей информацией — именно так возникали новые смыслы, творческие установки и прогнозы на будущее. Вот такие необычные предположения!
Здесь я хочу остановиться на одном моменте, который ранее не затрагивался. Речь идет об увлечении идеями Елены Блаватской, а также Николая и Елены Рерих. В то время многие представители творческой интеллигенции интересовались древнеиндийской философией, теософией и "Живой этикой" ("Агни-йогой"). Но, как правило, дальше чтения дело не продвигалось. Однако и здесь Джемма сумела выйти на принципиально иной уровень — она установила контакт с Великими Учителями (Махатмами), с которыми прежде общались Блаватская и Елена Рерих. Общеизвестно, что Великие Учителя откликаются на призыв только тех, кто духовно созрел для общения с ними. И Джемма стала одной из избранных. Она задавала Учителям вопросы и получала подробные ответы. Вопросы эти касались самых разных вещей — понимания времени и пространства, электромагнитных полей, устойчивости различных систем, кроме этого, она интересовалось проблемами здорового образа жизни, стремилась понять, как и чем лечить те или иные недуги. Как происходил этот контакт — методом яснослышания или автоматического письма — сейчас установить сложно. Но этот контакт действительно был — послания Махатм фиксировались на бумаге.
Вот таким удивительным и многогранным человеком была Джемма Фирсова. Возможно, эта небольшая публикация вновь пробудит интерес к её творческому наследию. Если у вас будет время, обязательно пересмотрите её фильмы, читайте статьи и замечательные стихи, которые она оставила нам, — в них сокрыто немало интересного и полезного. Конечно, какая-то часть её внутреннего мира никогда не будет нам открыта. Всю жизнь она скрывала свою главную тайну и унесла её с собой — в сияющую вечность.
Я словно бы теряю очертанья —
Границы тела, разума, души...
Я всюду и во всём, в сплошном слияньи,
Растворена в космической тиши...
Возможно, она ещё вернётся в наш мир, но в другое время и в другом обличье. По крайней мере при жизни она искренне верила в это.