МНЕ НЕ ПРОЩАЛИ ИЗБРАННОСТЬ МОЮ...

85 лет назад родилась Джемма Фирсова.

МНЕ НЕ ПРОЩАЛИ ИЗБРАННОСТЬ МОЮ...

27.12.2020

Главный редактор проекта #МузейЦСДФ

Опубликовано: facebook 27.12.2020. Фото: Джемма Фирсова и Владислав Микоша. Фото из частного архива.

85 лет назад родилась Джемма Фирсова — человек многогранного таланта, ворвавшийся в наш мир подобно яркой комете — стремительно и лучезарно. Получив при жизни широкое признание, она в то же время осталась до конца непонятой и в каком-то смысле одинокой в своих творческих и метафизических изысканиях.

Её яркая индивидуальность была заложена сразу же после рождения. Родители назвали дочку Джеммой. Как известно, это весьма редкое в наших краях имя имеет итальянское происхождение и в переводе означает «драгоценный камень, драгоценность». Нумерологи считают, что оно обладает  таинственной и чрезвычайно могущественной силой. Первой знаменитой Джеммой была жена великого поэта Данте Алигьери.  Второй — очаровательная итальянская девушка из романа Ивана Тургенева "Вешние воды". Ну а третьей — героиня нашего сегодняшнего повествования.

При жизни её талант проявлялся в самых разных сферах. Режиссер и актриса, кинокритик и музыковед, публицист и поэт, футуролог и эзотерик — она была поистине универсальной личностью, сродни творцам эпохи Возрождения. Ей был присущ индивидуализм и стихийное самоутверждение личности (я хорошо помню её железный характер и умение добиваться намеченного). И всё это ради одной цели — творчества.

Джемма Фирсова начинала как актриса — у неё, бесспорно, был драматический дар. Однако она обладала своеобразной, весьма странной красотой. А потому режиссёры часто предлагали ей роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью — сыграть ведьму или посланницу из другого мира. Она осознавала свою специфическую внешность и те ограничения в актёрской профессии, которые она накладывает. Чувствовала, что никогда не сыграет те роли, о которых мечтала (например, Анну Каренину). Более того, на протяжении всей своей жизни она болезненно ощущала свою индивидуальность — не только физическую, но и духовную. Причем ощущала её в историческом измерении, зная на многочисленных примерах, что толпа всегда боялась и ненавидела женщин, обладающих одновременно такими качествами, как красота и ум, сильная воля и проницательность. В средние века два безумных монаха написали книгу "Молот ведьм", подготовив тем самым идеологическую базу для первого в истории Европы геноцида, когда на костёр были отправлены миллионы "неправильных" женщин. Вот как сама Джемма пишет об этом:

Меня уже сжигали на костре                                                                      
Во Фландрии, в Бургундии, в Салеме.                                                             
И в проруби во вьюжном декабре                                                   
Топили, останавливая время.

Мне не прощали избранность мою.                                                 
Мне не прощали то, что я летаю.                                                                       
Мне не прощали то, что я люблю,                                                                        
Что я дарю удачу и караю.

Мне не прощали то, что я пою                                                                                    
И вызываю молнии и грозы.                                                                                       
Мне не прощали искренность мою –                                                                         
Мой смех, тоску, молчание и слезы.

Мне не прощали, что любой судьбы                                                              
Заранее я знала завершенье,                                                                                               
И то, что просто так, без ворожбы                                                                            
Во всем читала тайные знаменья...

И это не просто поэтический образ — эмоциональный взрыв исторической сопричастности. Лично я уверен, что Джемма верила в метемпсихоз (переселение душ), так как долго и серьёзно увлекалась эзотерикой — но об этом поговорим чуть позже. Я хорошо помню, что на студии её многие не любили. Одни завидовали её успеху, таланту, незаурядному уму. Другие откровенно побаивались, так как знали, что она лечит людей нетрадиционными способами, а также читает странные книги. Одним словом, ведьма эпохи развитого социализма! Но уничтожить её было невозможно: времена костров  и ложных доносов уже канули в лету. Оставалась только одно — сплетничать за спиной и завидовать черной завистью.

Как известно, большую часть своей жизни она посвятила документальному кинематографу и добилась на этом поприще успеха и признания. Достаточно было создать только «Встречу с Джокондой», чтобы навсегда остаться в истории отечественного кино. Но были и другие очень хорошие картины, которые следует обязательно пересмотреть, чтобы понять, как необходимо правильно работать с кинохроникой. Первым учителем Джеммы Фирсовой был Александр Петрович Довженко. Он учил будущих режиссеров быть честными перед собой и зрителем и всегда стремиться к правде. Если говорить о документальном кино, то здесь "правда"— это, в первую очередь,  подлинность кинодокумента, его цитирование в художественном контексте в полном соответствии с хронологией и географией запечатлённого исторического факта или события. Джемма всегда строго следовала этому принципу. Блестящий знаток архивных материалов, она искренне переживала из-за набиравшего силу процесса раздокументирования военной кинохроники — её использования как иллюстративного материала, а не как подлинного документа времени. Она сама много и увлеченно монтировала, поэтому её фильмы практически безупречны — по ним и сегодня можно учиться основам монтажа.

Невероятно начитанный, разносторонне образованный человек, Джемма стала одним из лучших кинокритиков своего времени — она могла выступать в качестве эксперта на любом, даже самом высоком уровне, и к её мнению прислушивались. Круг её интересов был поистине огромен — она писала не только о кинематографе, но и о живописи и музыке, архитектуре и экологии, о проблемах современной цивилизации. Как правило, в своих суждениях Джемма была прямолинейной и даже резкой, но оспорить её выводы невозможно: они являются результатом глубокого анализа и безупречной логики.

Её спутником жизни стал оператор Владислав Микоша. Это был удивительный и одновременно счастливый союз. Большая разница в возрасте и несхожесть характеров никак не мешали их совместной жизни, наоборот, они сформировали единое духовное пространство, в котором постоянно возникали новые творческие идеи, происходил ментальный и энергетический обмен. Мне кажется, что в этом раскладе Микоша был своеобразной антенной, принимающей энергию из космоса, Джемма же использовала эту энергию для работы с поступающей информацией — именно так возникали новые смыслы, творческие установки и прогнозы на будущее. Вот такие необычные предположения!

Здесь я хочу остановиться на одном моменте, который ранее не затрагивался.  Речь идет об увлечении идеями Елены Блаватской, а также Николая и Елены Рерих. В то время многие представители творческой интеллигенции интересовались древнеиндийской философией, теософией и "Живой этикой" ("Агни-йогой"). Но, как правило, дальше чтения дело не продвигалось. Однако и здесь Джемма сумела выйти на принципиально иной уровень — она установила контакт с Великими Учителями (Махатмами), с которыми прежде общались Блаватская и Елена Рерих. Общеизвестно, что Великие Учителя откликаются на призыв только тех, кто духовно созрел для общения с ними. И Джемма стала одной из избранных. Она задавала Учителям вопросы и получала подробные ответы. Вопросы эти касались самых разных вещей —  понимания времени и пространства, электромагнитных полей, устойчивости различных систем,  кроме этого, она интересовалось проблемами здорового образа жизни, стремилась понять, как и чем лечить те или иные недуги. Как происходил этот контакт — методом яснослышания или автоматического письма — сейчас установить сложно. Но этот контакт действительно был —  послания Махатм фиксировались на бумаге.

Вот таким удивительным и многогранным человеком была Джемма Фирсова. Возможно, эта небольшая публикация вновь пробудит интерес к её творческому наследию. Если у вас будет время, обязательно пересмотрите её фильмы, читайте статьи и  замечательные стихи, которые она оставила нам, — в них сокрыто немало интересного и полезного. Конечно, какая-то часть её внутреннего мира никогда не будет нам открыта. Всю жизнь она скрывала свою главную тайну и унесла её с собой — в сияющую вечность.

Я словно бы теряю очертанья —                                                                     
Границы тела, разума, души...                                                                            
Я всюду и во всём, в сплошном слияньи,                                                   
Растворена в космической тиши...

Возможно, она ещё вернётся в наш мир, но в другое время и в другом обличье. По крайней мере при жизни она искренне верила в это.