СО СВОЕЙ ТЕМОЙ

Газета «Советская культура», № 57 (5169) от 18 июля 1978 года.

СО СВОЕЙ ТЕМОЙ

23.11.2018

Данилов Лев Стефанович (19 апреля 1926, Владивосток — 22 сентября 1991, Москва). Лауреат Ленинской премии (1980).

Опубликовано: газета «Советская культура», № 57 (5169), стр. 5, 18 июля 1978 года. Фото: "Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в кинотеатре "Россия" 23 февраля 1978 года". На фото: режиссер Д. Фирсова (стоит у микрофона), фронтовой кинооператор В. Микоша (справа на фото). Фотографии из личного архива Джеммы Микоши (Фирсовой). Материал подготовлен к публикации И. Никитиной.

Глубокоуважаемая Джемма Сергеевна – наш почётный ветеран – гвардеец-малоземелец!» - так обращаются в своих письмах прославленные воины 18-й десантной армии не к убелённой сединами участнице войны, а к той, которой не было и десяти лет в сорок пятом, к режиссёру Д. Фирсовой, посвятившей своё творчество исследованию подвига советского народа в Великой Отечественной войне. «Зима и весна сорок пятого»[1972], «Битва за Кавказ», «Память навсегда»[1975], «Город-герой Новороссийск»[1975]. Последние три фильма подружили режиссёра с ветеранами битвы за Кавказ, сражения за Новороссийск, и особенно с  воинами 18-й десантной армии, что сражалась на легендарной Малой земле, освобождала Новороссийск, Правобережную Украину, Польшу, Румынию, Чехословакию.

У воинов, прошедших фронт, у искушённых в вопросах Второй мировой войны историков, у коллег-режиссёров возникает естественный вопрос: откуда молодая женщина так знает войну, так понимает её?

Джемма Фирсова с отцом Сергеем Михайловичем на фронте. Фото из личного архива Джеммы Микоши (Фирсовой).Джемма ребёнком узнала войну так, как не знали её многие взрослые. Её отец – полковник Сергей Фирсов воевал в пустынях Средней Азии с басмачами, служил в Туркестанском военном округе. В Самарканде незадолго до войны родилась у него дочь. Расскажи нынешним мальчишкам и девчонкам про то, что Джемма Фирсова была на фронте четыре года: с пяти лет до девяти, пожалуй, не поверят. А она  действительно прошла с отцом по фронтам- Северо-Западный, 4-й Украинский, 2-й Белорусский…

Взгляд актрисы и режиссёра Д. Фирсовой на войну – не заёмный, выводы о войне свои, ощущение атмосферы не выветрится из души никогда… А всё остальное – трудолюбие, талант, кинематографическое видение – пришло с годами. Сложен путь к образному осмыслению кинодокументов – такому, чтобы фильм мог воздействовать на тех, кто живёт сегодня и будет жить завтра. Джемма Фирсова пересмотрела миллионы метров плёнки в киноархивах. Один метр плёнки идёт на экране две секунды. Она провела в просмотровом зале миллионы секунд. Ей предстояло найти среди миллионов метров плёнки те кадры, которых ещё не видел широкий зритель, найти кадры, неизвестные и вместе с тем вобравшие в себя квинтэссенцию всей правды о войне, найти такие кадры, которые рассказали бы о героизме советского солдата, о великом его подвиге. В фильмах Фирсовой остро ощущается, что автор любит и что ненавидит, к чему безразличен, против всего восстаёт, что защищает, к чему пристрастен, во что вмешивается…. И каждая документальная лента – это всегда диалог режиссёра с материалом, собрание уникальных кинодокументов и ярких, запоминающихся образов. Это фильмы-размышления, фильмы-исследования, фильмы-документы. И вместе с тем они пронизаны подлинной поэзией. Одним словом, это искусство! И знаменательно, что за сериал «Зима и весна сорок пятого» Д. Фирсова и С. Жданова, которая была вместе с режиссёром автором сценария и тескта, удостоены Государственной премии СССР.

Наверное, не менее символично то, что другой фильм Д. Фирсовой – «Память навсегда» – удостоен медали имени Александра Довженко. Ибо воспитанница замечательного мастера Джемма Фирсова следует в своих документальных лентах за учителем, продолжая традиции фильмов «Битва за нашу Советскую Украину» и «Победа на Правобережной Украине», ставших давно классическими. Пожалуй, именно от А.П. Довженко склонность молодого режиссёра к историческому исследованию на экране, проявившаяся уже в таких ранних фильмах Фирсовой, как «Стокгольм, который помнит Ленина» и «Поезд в революцию». Последний был удостоен в 1969 году Золотого голубя на Международном кинофестивале в Лейпциге. «Одна из особенностей фильма, одна из его удач, – писал об этой ленте в журнале «Искусство кино» режиссёр С. Кулиш, – воссоздание той необычной эпохи, которую дала миру революция… В этом фильме публицистика очень тесно соседствует с поэзией. И если публицистика даёт поэзии силу и значимость, то поэзия в свою очередь эмоционально овеществляет публицистику, рождая образы, доведённые до глубокого обобщения…» На мой взгляд, в этих словах предельно точное определение творческой манеры режиссёра, проявившейся во всех её последующих работах – и авторских, таких как «Встреча с Дагомеей», и режиссёрских, таких как «Встреча с Джокондой», не говоря уже о тех картинах, что исследуют войну.

Джемма Фирсова ещё до того, как стала режиссёром, была знакома многим по своим актёрским работам в кино, хотя училась она во ВГИКе с самого начала на режиссёрском факультете. Запомнился дебют актрисы в фильме «Хождение по мукам». Потом мы видели её на экране в картинах «Последняя остановка», «Алые паруса», «Война и мир», «Белая птица с чёрной отметиной», «Чёрное солнце», «Хроника ночи», «Это сладное слово – «свобода»… И только после знакомства с актрисой Фирсовой мы открыли для себя Фирсову-режиссёра.

— Если режиссура – моё призвание, то актёрская работа – тайная любовь, – с улыбкой замечает Фирсова. – А если всерьёз, то актёрская работа даёт режиссёру гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Постоянный тренаж, творческие встречи с разными системами мышления. Это как путешествия в иные миры. И это настолько для меня важно, что я, становясь актрисой, прячу своё режиссёрское «я» в дальний карман, становлюсь предельно послушной, внимательной и исполнительной.

Уже в годы её учёбы на курсе у Довженко во Всесоюзном государственном институте кинематографии Михаил Ромм написал о Фирсовой одному из своих коллег: «Знаю, что девушки у нас в режиссуре не в почёте, но сдаётся мне, что эта – особенная. Меня просто поразила её начитанность, общий высокий уровень развития, несомненная талантливость, энергия и воля. Если бывают прирождённые режиссёры, то у неё есть всё для нашего дела».

Рядом с Фирсовой в режиссёрской мастерской А. Довженко учились Отар Иоселиани, Гунар Пиесис, Георгий Шенгелая, Лариса Шепитько… Первой режиссёрской работой Джеммы стала игровая лента «Путешествие» по новеллам В. Аксёнова «На полпути к луне». Потом появился документальный фильм «Я часто спрашивал себя (Песни Франции)» и, наконец, целый ряд документальных картин о войне…

Фирсова – художник со своей темой. И не только потому, сто она последовательно развивает её в своём режиссёрском творчестве. Позади у Джеммы Сергеевны три года работы в Госкино СССР в качестве главного редактора группы военно-патриотических фильмов. В эти годы на различных студиях страны были созданы такие ленты, как «Аты-баты, шли солдаты» (режиссёр Л. Быков), «Восхождение» (режиссер Л. Шепитько), «Весенний призыв» (режиссёр П. Любимов), «Венок сонетов» (режиссёр В. Рубинчик), «В зоне особого внимания» (режиссёр А. Малюков) и другие.

На вручении Государственной премии СССР 1973 года. На фото лауреаты: М. Аймедова, Д. Фирсова, С. Жданова, А. Гончаров. Фото из архива Д. Микоши (Фирсовой).

Недавно на киностудии «Беларусьфильм» закончена двухсерийная картина «Чёрная берёза» (режиссёр В. Четвериков), где после трёхлетнего перерыва Джемма возвращается к актёрской работе. А сейчас Фирсова заканчивает вместе со Стеллой Ждановой работу над рукописью книги «Зима и весна сорок пятого» для издательства «Искусство». И, конечно же, разрабатывает тему для своего нового фильма.

Джемма Фирсова – заместитель председателя комиссии Союза кинематографистов СССР по работе с творческой молодёжью. Она ведёт вечера дебютов в Центральном доме кино, придумала такой раздел клубной работы, как традиционные встречи «ВГИК: вчера, сегодня, завтра». Общественных обязанностей у Фирсовой очень много, но главное для неё – творчество.