13.12.2019

Опубликовано: "Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 1048). Фото: "Разрушенный Минск. 1941-1942 гг.". Автор фото: Курт Вагнер. Источник: www.russiainphoto.ru.

Из стенограммы заседания Художественного Совета ЦСДФ по обсуждению фильма «Белоруссия»[*]

13 декабря 1944 г.

Тов. Герасимов: У нас сегодня на повестке дня — обсуждение кинофильма «Белоруссия». Обсуждение последнее и решительное. Обычно при обсуждении картины имеются одинаковые сложности при окончательном редактировании ее, здесь единогласие по выводу о всей картине в целом, но есть разногласия в смысле финала.

<…> [1].

Относительно сил партизанского движения с регулярными частями Красной Армии. Если и говорить, что картина получилась партизанской – это было бы неправильно и объективно ложно. Партизанский материал свое дело делает и отражается в картине как нужно. Он перехлестывает с необычной силой весь материал. Это указывает, что режиссер, не в обиду, не в претензию, не проделал всей той необходимой работы над отражением таких основных ударов, нанесенных гитлеровским войскам в Белоруссии, не отразили той мерой и силой, которые были в действительности. Этот материал не имеет исчерпывающее качество, которое мы хотим к нему предъявить. Мы не имеем право считать, что сделано здесь все. Здесь ощущение несовершенного, недоработанного. Можно сказать, что несоответствие между выстрелом и орудием и т.п. — это бросается в глаза. А бросается это в глаза потому, что это в пустом месте возникает, и рядом нет компенсирующего эпизода, кадра.

Мы выпускали фронтовые выпуски и материал был некоторый дискредитирован. Я совершенно убежден, что сливки с этого материала имеют право показывать и повторять еще раз, снова. Нам никто не запрещал брать из фильмотеки некоторые кадры, которые нужно для комплектования этого материала. Нужно собрать и показать одно хотя бы оружие и показать, что за силы были сконцентрированы Главным управлением Красной Армии, нужно показать ошеломляющую природу орудий, партизанское движение, борьбу, которая проделала наша Красная Армия и партизаны в общем. Нужно было показать исторические, решающие удары в Белоруссии. Этого кульминационного удара и нет. Работа эта не была такая большая, нужно было мобилизовать весь резерв, который имеется на Студии.

Вопрос языка, который сегодня возбуждает умы и сердца. Своевременно я докладывал свои общие положения для работы с текстом и кое-что удалось сделать в этом смысле, и это дало свои определенные результаты, свой определенный штамп: повествовательно, познавательно и т.д. Это вещи, которые могут быть предложены для всего. Тов. Садкович, молодой автор, он терпит известные сейчас убытки на нашем Художественном совете и мне хочется защитить его тем, что легче всего написать познавательную точность. Не в этом дело. Мне кажется, что об… картины, в отличие от картин, которой мы гордимся, где взяты целый ряд совершенно новых задач - .. военного специалиста, рассказывающего о Финляндии и решающего судьбу самой Финляндии. Я говорю, что эта картина резко отличается от картины, который сделал Райзман.[2]

Там было самым холодным и злым языком рассказано с очень ярким, примерно выражающим какие-то суммы кадров, о силе Красной Армии, которая может в совершенно определенные  сроки ставить разрешение тех задач, которые дает высшее командование.

Здесь стоит другая задача. Эта картина – народная. Она не может быть только стратегическая. Здесь необычная картина – народная тема – и если мы показываем победы партизанского движения – это нужно показать не только чисто зрительно, но и текстом.

<…>

Насчет финала.

 <…>

В одном из журналов появился кадр с поездом «Москва — Минск». Мне очень жалко, что этого материала в картине нет. Идет поезд по освобожденной Белоруссии, очень красивые, хорошие куски. Также в картине нет кульминации о сражении за окончательный разгром немецких частей в Белоруссии и здесь нужно показать, что сделал белорусский народ в своем освобождении.

Показать нужно парад в Минске, куда вливаются партизанские колонны, потом доклад тов. Сталина. Нужно сказать, что независимо от того, будет ли цитата из доклада тов. Сталина или нет, на какую ссылку на доклад нам придется сделать. Можно дать цитату из выступления тов. Сталина на торжественном заседании, посвященном Красной Армии,  в частности, где он говорит о Белоруссии. В общем, мы принципиально решим сделать фильм так: не выходить из Белоруссии, кончить парадом в Минске.

РГАЛИ Ф. 2451. Оп.1. Д. 1. Л.8-9.   

____________________________________ 

1. В обсуждаемом варианте фильм завершался съемками боев в Восточной Пруссии. Члены Худ. Совета полагали, что такое решение не совсем логично, и фильм необходимо завершить съемками в самой Белоруссии. 

2. «К вопросу о перемирии с Финляндией».


* Документальный фильм в редакции 1974 года (источник: БГАКФФД, 2050, 2051, 1974 г.) — «Освобождение Советской Белоруссии» (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. АронсМ.З. Беров,  Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. ВенцИ. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнер, Д. ИбрагимовР.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. КомаровЛ. КотляренкоА. КрыловЕ. Лозовский, В. МищенкоВ. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. ПискаревМ. Посельский, В. ПридорогинО.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, В. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. ФельдманВ. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. ШерС. Школьников, Д. Шолмович . - Прим. ред. #МузейЦСДФ.