Киселев Николай Парфирьевич (18 (29) ноября 1912, Тула — 04 декабря 1987, Куйбышев (ныне Самара)) — оператор документального и начно-популярного кино. Беспартийный. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Член СК СССР с 1958 года.
В 1929 — 1930 — слесарь, токарь оружейной артели в Туле.
В 1930 — 1932 — киномеханик в Туле.
В 1937 году окончил операторский факультет ГИКа.
С августа 1937 по август 1943 — оператор Куйбышевской студии кинохроники.
Фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. В РККА с апреля 1944 года. Направлен фронтовым отделом Кинохроники. Звание: инженер-капитан.
Снимал (совместно с кинооператором Александром Казначеевым и кинооператорами эвакуированной в Куйбышев Центральной студии кинохрники) военный парад в Куйбышеве 7 ноября 1941 года.
Николай Киселев дошел до Берлина, участвовал в съемках Потсдамской конференции.
Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За трудовую доблесть», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и др.
В 1946 — 1979 — оператор Куйбышевской студии кинохроники.
В 1980 — 1985 — оператор киноотдела Куйбышевского политехнического института.
В 1979 — 1987 — преподаватель любительской студии. Был специальным корреспондентом на Жигулевской ГЭС.
Дочь — Людмила Николаевна.
Внук — Михаил.
1938 — Куйбышевский гидроузел
1939 — День в колхозе
1940 — На Волге
1941 — На родине Ленина
1942 — Уилки в СССР
1942 — На новом месте
1942 — Польская часть в СССР
1942 — Чехословацкая часть в СССР
1943 — Магистраль горючего; автор-оператор
1944 — От Вислы до Одера; режиссер: Беляев; операторы: Ибрагимов, Кармен, Софьин, Штатланд, Шнейдеров, Посельский, Н. Киселев и другие
1945 — Берлин (фильм создан при участии Штаба и Политуправления 1-го Белорусского фронта); полнометражный; автор фильма и руководитель фронтовых съёмок: Ю. Райзман; текст: Н. Шпиковский; монтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; композитор: Д. Шостакович; директор фильма: И. Хмельницкий; вторые директоры фильма: А. Кузнецов, М. Бессмертный, Н. Мельников; режиссёры киногруппы 1-го Белорусского фронта: Н. Шпиковский, Э. Волк, А. Усольцев; редактор: В. Попов; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров; при участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Е. Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин; начальники фронтовых групп: Л. Сааков, М. Ошурков; ассистенты режиссёра: З. Тулубьева, Н. Панкина, Н. Соловьёва; текст читает: Л. Хмара; графическое оформление: И. Нижник; музыкальное оформление: А Ройтман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич, К. Никитин; Главный консультант: генерал-майор С.П. Платонов
1946 — Город на Волге
1947 — Будь осторожен на улице; автор-оператор
1947 — Наука – сельскому хозяйству; автор-оператор
1947 — Самодеятельность Советской Армии; автор-оператор
1949 — Колхоз им. Куйбышева
1949 — Слуга народа
1949 — Город Горький
1950 — Руслановцы
1950 — Новаторы Волги
1950 — Город становится моложе
1951 — Большой Волжский проплыв; автор-оператор
1952 — Волжские речники; главный оператор
1953 — Новатор Колесов
1954 — Родные дела молодежи
1955 — Перекрытие русла Волги; автор-оператор
1956 — Куйбышевский гидроузел; автор-оператор
1956 — Рождение моря
1956 — Крылатая юность
1956 — Пропуск паводка; автор-оператор
1957— Паводок на Волге; автор-оператор
1959 — Смотр народных талантов; автор-оператор
1960 — Земляное полотно; режиссер-оператор
1963 — Жизнь в бурю
1964 — Продолжение летописи
1965 — Им аплодировала Москва
1965 — За отвагу на пожаре
1965 — Великая Отечественная (2 серии); полнометражный; авторы сценария: Роман Кармен, Сергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссёры: Ирина Венжер, Ирина Сеткина; операторы: фронтовые кинооператоры ЦСДФ; звукооператор: Виктор Котов
1966 — Волжский гигант; режиссер-оператор
1972 — Перед судом
1975 — Эстафета
1978 — Здравствуй, рабочий класс
1979 — В дружественной Болгарии; автор-оператор
1979 — Заводу 40 лет
Снял более 1000 сюжетов для кинолетописи и киножурналов.
____________________________
Фильмография: справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 391-393; ссылки на источник: РГАЛИ. — Ф. 2933. — Оп. 28. — Ед. хр. 68.). «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Монтажные листы фронтовых кинооператоров. Материалы к биографиям (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 725). Документы о награждении (копии) — информацией портала Минобороны РФ "Память народа 1941 —1945". Фотографии из частных архивов, а также сайта: ГОСКАТАЛОГ.РФ.
[...]В Карлсхорсте вместе с моим однокашником по ГИКу, оператором Николаем Киселёвым мы жили в небольшом коттедже с садиком: он занимал мезонин, а я — первый этаж. Мы оба были прикреплены к Пятой ударной армии, и наш дом примыкал к участку с коттеджем побольше, где расположился член Военного Совета армии генерал-лейтенант Ф.Е. Боков. По соседству он регулярно информировал нас о важных событиях. Будучи интеллигентным человеком, свои приказания он отдавал в деликатной форме рекомендаций.
Владимир Томберг, кинооператор, Источник
С его «подачи» вместе с Николаем Киселёвым мы снимали упорные, затяжные бои за овладение Силезским вокзалом. Дополняя друг друга, событие удаётся запечатлеть более подробно и выразительно. Во время затянувшегося штурма улицы на подступах к вокзалу у меня кончилась плёнка. Пришлось лезть в перезарядный мешок. Через проём в стене — это происходило на третьем этаже — я увидел, как из дома с противоположной стороны на улицу выскочил гитлеровец и метнул в нашу сторону фаустпатрон. Я подосадовал, что упустил выразительный момент, но этот момент из соседнего проема заснял Николай. Подобного кадра не удалось заснять больше никому из наших операторов.
С Колей Киселёвым мы снимали артиллерийские обстрелы, залпы «катюш», обработку вражеских позиций миномётчиками, продвижения наших бойцов через горящие дома, развалины, подвалы, перебежки от укрытия к укрытию.[...]