Валентина ГЕОРГИЕВСКАЯ

звукооператор

Полное имя:
Валентина Серафимовна ГЕОРГИЕВСКАЯ

Дата рождения:
07 марта 1927
с. Орехово, Мошинской р-он, Ленинградская область, РСФСР, СССР

Дата смерти:
22 января 2023 (95 лет)

Профессии:
звукооператор

Краткая биография

Последнее обновление: 16.03.2023.

Георгиевская Валентина Серафимовна (07 марта 1927 года в с. Орехово, Ленинградской области — 22 января 2023, Санкт-Петербург) — звукооператор. Заслуженный работник культуры РСФСР (1987). «Отличник кинематографии СССР» (1969). Награды: орден «Знак Почета» (1976), медаль «За трудовое отличие» (1980), медаль «Ветеран труда» (1985). Член КПСС. Член СК СССР — СК России.

В 1945 году поступила на электротехнический факультета ЛИКИ. После окончания института в 1950 году была распределена на работу в Москву.

С 22 августа 1950 — инженер звукозаписи; с 01 июня 1952 — начальник смены Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

1962 год. Румыния. На фото (слева направо): асс. режиссера Наталия Межерицкая (Либерман), звукооператор Валентина Георгиевская. Фото из архива Н. Межерицкой.

1962 год. Румыния. На фото (слева направо): асс. режиссера Наталия Межерицкая (Либерман), звукооператоры Валентина Георгиевская (третья слева), Ирина Воскресенская. Фото из личного архива Н. Межерицкой.

С 28 февраля 1959 — звукооператор 2-й категории Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
С 23 апреля 1961 — звукооператор 1-й категории категории ЦСДФ.
С 11 января 1966 — звукооператор высшей категории категории ЦСДФ.

Звукооператор Валентина Георгиевская и оператор Валерий Никонов (ведет съемку на кинокамеру «Arriflex 35 BL»). Оператор (на фото слева) с видеокамерой «Betacam». Москва. Конец 80-х годов. Автор фото: Юрий Барыкин.

В 1994 1997  звукооператор Российской центральной киновидеостудии документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).
С 1999 года живет в Санкт-Петербурге.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

На съемках фильма ТОВАРИЩ МУЖЧИНА (1981). На фото (слева направо): звукооператор Валентина Георгиевская, режиссер Александр Микриков, оператор Валерий Никонов. Фото из личного архива Валерия Никонова.

1958 — Грядущему навстречу; режиссёр: М. Трояновский; оператор: Л. Панкин, звукооператор
1959 — Город чудес (16 июня 1969 года: подготовительные работы к открытию Выставки достижений народного хозяйства: подрезается трава, поливаются тротуары, цветы; фонтаны "Каменный цветок", "Дружба народов"; митинг, посвященный открытию выставки; выступает Н. С. Хрущев); полнометражный; автор сценария Н. Шпиковский; режиссер Л. Варламов; операторы: Р. Халушаков, Б. Шер; музоформитель Н. Гевиксман; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Георгиевская; художник И. Нижник; ассистент режиссера М. Нароушвили
1960 — Шурик и Шарик (
фильм Леонида Махнача о дружбе школьника Шурика и бездомной собаки Шарика. Рассказ идет от лица дворняжки Шарика. Текст читает Зиновий Гердт. Герои фильма — Шурик и Шарик катаются вместе на электричке, попадают на выставку породистых собак в московском парке Сокольники, смотрят выступление артиста Николая Андреевича Ермакова с дрессированными собаками на арене цирка, а ещё Шурику снится, как он и Шарик участвуют в представлении «Пионерского цирка»; в фильме снимались отец и сын Ермаковы[1], а также цирковая собака Мурзик в роли Шарика. Фильм снимали в старом Киевском цирке, где семья Ермаковых находилась в то время на гастролях); режиссер: Л. Махнач; оператор: Ю. Серов; звукооператор
1960 — За технический прогресс (фильм о выполнении решений Июньского Пленума ЦК КПСС об ускорении технического прогресса на практике); реж.:  Б. Небылицкий; операторы: Ю. Бородяев, И. Михеев; звукооператор: В. Георгиевская 
1961 Первый рейс к звёздам (фильм первом в мире космическом полете на корабле «Восток-1» с советским космонавтом Ю.А. Гагариным на борту); полнометражный; совместное производство ЦСДФ и Центрнаучфильма; режиссеры: Боголепов Д., Копалин И., Косенко Г.; операторы: Альдохин Ю., Анисимов Г., Афанасьев В., Ватутин В., Бганцев И. (ЦСДФ), Беспалов А., Бесчетнов М., Веселов А., Грачев И., Захарова Г. (ЦСДФ), Касаткин И., Касаткин П. (ЦСДФ), Каспий Д. (ЦСДФ), Кордюков Р., Кочетков А. (ЦСДФ), Медынский С. (ЦСДФ), Микоша В. (ЦСДФ), Монгловский Ю. (ЦСДФ), Мухин Е., Опрышко П. (ЦСДФ), Ошурков М. (ЦСДФ), Рафиков М., Суворов В., Ходяков В. (ЦСДФ), Филиппов А., Шишкин А., Шадронов В.; звукооператоры: Георгиевская В., Кулаков А., Нестеров В.
1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет по одноименной сказке П. Ершова; экранизация балета Родиона Щедрина в постановке ГАБТа СССР, балетмейстер-постановщик — А. Радунский; премьера — 1 декабря 1961 года); полнометражный; автор сценария: А. Радунский; режиссёр: З. Тулубьева; главные операторы: М. Силенко, Е. Яцун; операторы: Е. Аккуратов, Н. Генералов, И. Гутман, Л. Панкин; текст сказки П. Ершова читает Л. Хмара; звукооператоры: В. Нестеров, В. Георгиевская; асс. режиссера: Т. Чистякова; художники-мультипликаторы: В. Крестьянинов, К. Александрова, И. Знаменский, Б. Чани; директоры картины: Б. Чекалов, В. Бессонов
1963 — Волшебный луч (фильм–рассказ об истории советской кинематографии с момента ее зарождения до 1960-х годов); полнометражный; авторы сценария: Р. Кармен, А. Новогрудский; реж.: И. Посельский, Р. Кармен, В. Катанян, Л. Махнач, И. Посельский; главный оператор: В. Цитрон; операторы:  И. Бганцев, Л. Котляренко; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Овсяников; асс. режиссера: М. Бабак; директоры картины: Т. Кононова, М. Эминов
1964 — Гости из Браззавиля; реж.: М. Трояновский; операторы: А. Саранцев, Б. Шер; звукооператор: В. Георгиевская
1965 — Мы встретились на Байкале (Фестиваль дружбы советской и японской молодежи близ города Иркутска, на берегу озера Байкал); режиссер: В. Мусатова; операторы: В. Копалин, В. Ходяков, В. Цитрон; автор текста: К. Бакши; звукооператор: В. Георгиевская
1966 — Мастера высшего пилота­жа; реж.: Л. Данилов; оператор: А. Саранцев; звукооператор: В. Георгиевская
1966 — Леонид Енгибаров, знакомьтесь! (фильм рассказывает о выдающемся советском клоуне-миме Леониде Енгибарове); автор сценария: Зиновий Гердт; режиссёр: Виктор Лисакович; текст читает: Зиновий Гердт; оператор:  Юрий Буслаев; звукооператор
1966 — Три Андрея (фильм рассказывает о создании фильма "Андрей Рублев"  и авторах фильма — Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском); По заказу Центрального телевидения СССР; режиссер: Д. Мусатова; оператор: А. Кочетков; звкооператор
1967 — Письмо нашло адресата (одна из самых известных и любимых читателями детских поэтов Агния Барто в течение девяти лет на радио Маяк вела передачу "Найти человека", в которой занималась поисками людей, разлученных в годы Великой Отечественной войны; с ее помощью удалось воссоединить 927 семей; об этой работе Барто написала повесть «Найти человека»; впервые повесть была опубликованной в 1968 году в журнале «Знамя»); Производство: ЦСДФ при участии Комитета по культурным связям с зарубежными странам при Совете Министров СССР; автор сценария: Вениамин Горохов; режиссер: Г. Пчелякова; оператор: Александр Кочетков; звукооператор; редактор: Светлана Суркова
1969 — Дорога в небо (о школе юных космонавтов при Оренбургском лётном училище); По заказу Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД); реж.: Г. Пчелякова; оператор: А. Саранцев; звукооператор
1971 (1972) — Так начинается цирк (о воспитании артистов цирка во Всесоюзном училище циркового и эстрадного искусства); автор сценария и диктор: З. Гердт; режиссер: З. Фомина; оператор: В. Усанов; редактор: О. Головня; звукооператор; диретор картины: В. Гусева
1971 —  Дубна, Объединенный институт ядерных исследований; реж.: Л. Махнач; звукооператоры: Ю. Оганджанов, В. Георгиевская
1971 Магистрали под землей (фильм рассказывает о метрополитене пяти советских городов Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и Баку, о его техническом оснащении); по заказу ССОД; авторы сценария: Е. Клейнер, Г. Орлов; режиссер В. Софронов; операторы: И. Панов, М. Прудников; звукооператор В. Георгиевская; диктор Л. Хмара; редактор Н. Максимова; консультант Д. Суриков; директор картины В. Журавлев

На съемках цикла фильмов «Солдатские мемуары». На фото (справа налево): звукооепратор в. Георгиевская, директор картины: Т. Кононова, режиссер М. Бабак. 1976 год, Абхазия. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.

1975 — Константин Симонов «Шел солдат...» кино-поэма; полнометражный; автор: Константин Симонов; режиссер: Марина Бабак; оператор: В. Альтшулер; звукооператоры: В. Георгиевская, В. Котов; на XVIII МКФ короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге главный приз "Золотой голубь" 
1978 —  Советская Армия № 40 (Дорогами спортивных побед); реж.: Г. Бурашева; оператор: Ю. Оржеховский; звукооператор
1979 — Слово о недобром юбилее (о НАТО в связи с 30-летием образования после подписания соглашения об Организации Североатлантического Договора); реж.: А. Кочетков, И. Бессарабов; авторы текста: Г. Гурков, А. Кочетков; консультант: В. Ежов; редактор: Н. Персидская; редактор кинолетописи: Л. Широкова; звукооператоры: В. Георгиевская, Ю. Игнатов; диктор: Ю. Колычев; диреткор картины: Т. Салеева
1979 — Советские стратегические; реж.: А. Рыбакова; автор сценария: В. Капитановский; операторы: А. Истомин, Г. Мякишев; редактор: Г. Лысой; звукооператор: В. Георгиевская

На премьере полнометражного фильма «Солдаты народа, солдаты мира» в Доме кино. У микрофона режиссёр  А.С. Кочетков. На сцене стоят (слева направо): консультанты фильма, автор сценария Г. Гурков (третий слева), директора картины Валентина Гусева и Тамара Салеева, оператор Владимир Байков (седьмой слева), шумовой оформитель Ирина Цатурова, звукооператор Валентина Георгиевская, редактор Глеб Лысой, операторы Юрий Орлов, Иван Филатов, Юрий Голубев, музоформитель Пётр Кутьин. Фото из семейного архива В.И. Гусевой.1980 — Солдаты народа, солдаты мира (об истории Варшавского договора, целях и задачах этого военно-политического союза, призванного охранять завоевания стран социалистического содружества); полнометражный; режиссёр и главный оператор:  А.С. Кочетков; авторы сценария: Гурков Г., Кочетков А. С.; операторы: Байков В., Горбатский В., Ловков В., Филатов И.; военные учения снимали операторы: В. Байков, О. Воинов, Ю. Голубев, А. Истомин, А. Карпов, В. Никонов, Ю. Орлов; звукооператор
1980 — Товарищ мужчина (о роли мужчины в семье, в школе, в воспитании подрастающего поколения); реж.: А. Микриков, оператор: В. Никонов; звукооператор
1981 — Алжирские парламентарии в СССР; реж.: Г. Бурашева; операторы: Б. Киладзе, А. Минаев; звукооператор
1983 — Время спартакиады (Спартакиада народов СССР); автор сценария: А. Чайковский; реж.: А. Рыбакова, М. Рыбаков; главные операторы: А. Истомин, Р. Петросов; операторы: О. Воинов, Ю. Голубев, В. Горбатский, Ю. Егоров, В. Извеков, В. Семин, Г. Серов, Л. Сокольников; звукооператоры: В. Георгиевская, А. Демкин, Ю. Зорин, В. Иванов; редактор: Е. Крамарский; монтажер: Т. Щепетева; текст читает: В. Зозулин; директор картины: С. Оленев
1983 — Кинорежиссер Юлий РайзманПо заказу Совиинформкино; режиссер: Г. Бурашева; автор сценария: А. Зоркий;  оператор: С. Кузминский; редактор: А. Голубев; звукооператор: В. Георгиевская;  директор картины: В. Егоршин
1983 — Советская Армия № 57 (Огонь нерушимой дружбы); реж.: Г. Бурашева; операторы: В. Извеков, С. Кузминский; звукооператор
1987 — Советская Армия. Побратимы; реж.: Г. Красков; операторы: Г. Мякишев, В. Головня; звукооператор
Съемочная группа фильма «Встреча на Эльбе». На фото (слева направо): звукооператор Валентина Георгиевская, директор картины Татьяна Кононова, режиссер Александра Рыбакова, ассистент оператора Сергей Ширманов, операторы — Виктор Маев, Александр Истомин (справа на фото). 1990 год. Фото из семейного архива Ирины Кононовой.1990 — Встреча на Эльбе; реж. А. Рыбакова, операторы: А. Истомин, В. Маев; звукооператор
1992 — Женщина из стали и слёз (фильм о жизни и творчестве Арши Ованесовой); автор сценария: Лев Рошаль; режиссёр: Сэда Пумпянская; оператор: Юрий Орлов; звукооператор
_________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов.

Звания

1987 — Заслуженный работник культуры РСФСР

Награды

1969 — Значок «Отличник кинематографии СССР»
1976 — Орден «Знак Почёта» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1976 года)
1980 — Медаль «За трудовое отличие» (Указ Президиума Верховного Совета СССР; август 1980 года)
1981 — Почетная грамота Госкино СССР
1985 — Медаль «Ветеран труда»

Цитаты

[...]В 1969 году, к столетию Ленина, мы восстанавливали фильм Вертова «Три песни о Ленине». Это заслуга Копалина, который долго добивался в Госкино, чтобы дали денег на восстановление, и, в конце концов, добился. Работали втроем — Илья Петрович [Копалин], Елизавета Игнатьевна [Вертова-Свилова] и я [Сэдда Пумпянская]. Елизавета Игнатьевна была уже на пенсии, мы не сразу сообразили, что можем взять ее на зарплату, как консультанта, а она, по скромности, не сказала ни слова на этот счет. Она была счастлива уже тем, что восстанавливает картину Вертова. Когда мы поняли, что можем ее работу оплачивать, то пошли к студийному начальству с просьбой об этом, но только через два месяца мы сумели все оформить, хотя так и не удалось заплатить ей полностью.
Работа была сложной: оригинальных фонограмм не сохранилось, звук в фильме плохой. Что делать? Например, у Вертова похороны Ленина были смонтированы на музыке Вагнера из «Гибели Богов». А Вагнера после войны почти сорок лет нельзя было трогать, потому что он был любимым композитором Гитлера. Мы же считали, что все в фильме должно быть сделано как у Вертова. Нельзя вместо Вагнера какую-то отсебятину вставлять! Но когда пришли делать новую запись этой музыки, весь симфонический оркестр встал на дыбы: «Вагнера играть не хотим и не будем! Он враг, фашист!». Я объясняла им, что Вагнер умер задолго до Гитлера и никаким фашистом не был, что это замысел Вертова, что так сделано в оригинале, который шел в прокате, но они все равно не стали играть: «Не будем и все!». К счастью, нужные записи нашлись в Государственном Доме радиозвукозаписи, и мы обошлись без музыкантов.
При жизни Вертова микшер в кинотеатрах находился в зрительном зале, и Денис Аркадьевич [Вертов] написал партитуру по всему фильму, обозначив, как все должно звучать. Эта партитура сохранилась. Там был эпизод, который должен идти на тихой музыке. Мы так его и записали. А когда сдавали фильм, вдруг встал директор студии Семин и сказал: «Работа звукооператора очень плохая. Почему здесь так тихо?». У нас была прекрасный звукооператор Валентина Георгиевская. Она, бедная, даже заплакала от несправедливости. Вот такие были невежественные руководители.[...]

Семирамида Пумпянская, режиссёр, Источник