Женщина из стали и слёз

Короткометражный фильм, 1992 год

Фильм:
Женщина из стали и слёз
(год выпуска – 1992)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(3 части, хронометраж – 00:36:56)

Категории:
история, кино, личность, пионерия

О фильме

23 декабря 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения Арши Ованесовой — создателя первого советского детского киножурнала "Пионерия

Документальный фильм о жизни и творчестве Арши Ованесовой был снят на Киновидеостудии "Человек и время".

В фильме об Арше Амбарцумовне рассказывает её муж — киноопертор, фронтовой оператор Семён Шейнин. Отрывки
из дневника Ованесовой читает  заслуженная артистка России Инна Алабина.

Над фильмом работали:

Автор сценария: Лев Рошаль
Режиссёр: Сэда Пумпянская
Оператор: Юрий Орлов
Звукооператор: Валентина Георгиевская
Редактор: Мария Рябова
Редактор кинолетописи: Мария Потолова
Оператор комбинированных съёмок: Галина Маяк
Музыкальное оформление: Алла Корниенко
Звукооформитель: Ирина Цатурова
Монтажёр: Наталья Глухова
Директора картины: Валентина Сафрайтер, Светлана Картовещенко

В фильме использованы кадры кинохроники РГАКФД.

Цитаты

[...]«Комсомол выдвинул меня в пионервожатые и научил работать с детьми. Четыре года общения с пионерами, множество вечеров и дней, проведенных с ними, позволили мне изучить психологию детей и их запросы... С большим трудом давались мне первые номера «Пио­нерии». Режиссеры, делавшие большие фильмы для детей, знали, что они должны делать. В большом художествен­ном произведении можно поставить проблемы, волнующие детей, создать интересные образы. Мой же журнал демон­стрируется лишь 10 минут. Как же это делать и что пока­зывать?»[...]

Арша Ованесова (из сборника «Летописцы нашего времени», М. «Искусство», 1987 г. стр. 215-234 (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова), Источник

[...]Работая с детьми и для детей, Арша Ованесова первой из режиссеров советского документального кино должна была обратиться в первую очередь к человеку — и только к человеку. И, хотя человек этот был еще маленьким, это не мог быть, как у других, «обобщающий образ», «символ» колхозницы или рабочего, интеллигента или пролетария. Это должен быть живой московский школьник Коля Калиновский со своей милой, застенчивой улыбкой, со своим чуть кар­тавым «р», со своей судьбой, которую Арша проследит до того времени, когда у Коли Калиновского и его одно­классницы Ксаны Горбачевской уже вырастут собственные дети. Это должна быть Аля Пахмутова — никому тогда не ведомый юный композитор, отважно отстаивающий свой первый фортепьянный концерт, исполнить который ей не так-то просто: ноги не дотягиваются до педали, а крошеч­ные ручки не в состоянии «ухватить» нужное количество клавиш. Это Ксана Горбачевская, забывшая, что она на экза­мене,— так захватил ее Пушкин: «Осенняя пора, очей очарованье...».
И это принципиально, что для Арши Ованесовой важно было запечатлеть не официальное мероприятие — сбор дружины, слет отличников, награждение победителей и т. д., а будни школы, чисто бытовые зарисовки. Это принципиаль­но в работе художника, который первым в кинодокументалистике открыл поэзию будничных дел, красоту и значительность обычного— из толпы — человека. И это еще за­долго до Мостового, Галантера или Когана.
Да, оказалось, что запечатлеть будни жизни так же важ­но, а может быть, более важно, чем торжественные события. Они оставляют образ времени, дыхание эпохи, характеры людей. На своем материале Ованесова решала принципи­альные вопросы будущей кинодокументалистики.
Если говорить об Ованесовой, то начинался этот процесс скромно — на «Пионерии», а завершился ярко и самобытно в ее фильмах «Повесть о наших детях», «Школьные годы», «Необыкновенные встречи».[...]

Джемма Фирсова, актриса, режиссёр, писатель (из сборника «Летописцы нашего времени», М. «Искусство», 1987 г. стр. 215-234 (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова), Источник