23 декабря 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения Арши Ованесовой — создателя первого советского детского киножурнала «Пионерия».
Документальный фильм о жизни и творчестве Арши Ованесовой был снят на Киновидеостудии "Человек и время".
В фильме об Арше Амбарцумовне рассказывает её муж — киноопертор, фронтовой оператор Семён Шейнин. Отрывки из дневника Ованесовой читает заслуженная артистка России Инна Алабина.
Над фильмом работали:
Автор сценария Лев Рошаль
Режиссёр Сэда Пумпянская
Оператор Юрий Орлов
Звукооператор Валентина Георгиевская
Редактор Мария Рябова
Редактор кинолетописи Мария Потолова
Оператор комбинированных съёмок Галина Маякова
Музыкальное оформление Алла Корниенко
Звукооформитель Ирина Цатурова
Монтажёр Наталья Глухова
Директора картины: Валентина Сафрайтэр, Светлана Картовещенко
В фильме использованы кадры кинохроники РГАКФД.
[...]«Комсомол выдвинул меня в пионервожатые и научил работать с детьми. Четыре года общения с пионерами, множество вечеров и дней, проведенных с ними, позволили мне изучить психологию детей и их запросы... С большим трудом давались мне первые номера «Пионерии». Режиссеры, делавшие большие фильмы для детей, знали, что они должны делать. В большом художественном произведении можно поставить проблемы, волнующие детей, создать интересные образы. Мой же журнал демонстрируется лишь 10 минут. Как же это делать и что показывать?»[...]
Арша Ованесова (из сборника «Летописцы нашего времени», М. «Искусство», 1987 г. стр. 215-234 (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова), Источник
[...]Работая с детьми и для детей, Арша Ованесова первой из режиссеров советского документального кино должна была обратиться в первую очередь к человеку — и только к человеку. И, хотя человек этот был еще маленьким, это не мог быть, как у других, «обобщающий образ», «символ» колхозницы или рабочего, интеллигента или пролетария. Это должен быть живой московский школьник Коля Калиновский со своей милой, застенчивой улыбкой, со своим чуть картавым «р», со своей судьбой, которую Арша проследит до того времени, когда у Коли Калиновского и его одноклассницы Ксаны Горбачевской уже вырастут собственные дети. Это должна быть Аля Пахмутова — никому тогда не ведомый юный композитор, отважно отстаивающий свой первый фортепьянный концерт, исполнить который ей не так-то просто: ноги не дотягиваются до педали, а крошечные ручки не в состоянии «ухватить» нужное количество клавиш. Это Ксана Горбачевская, забывшая, что она на экзамене,— так захватил ее Пушкин: «Осенняя пора, очей очарованье...».
Джемма Фирсова, актриса, режиссёр, писатель (из сборника «Летописцы нашего времени», М. «Искусство», 1987 г. стр. 215-234 (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова), Источник
И это принципиально, что для Арши Ованесовой важно было запечатлеть не официальное мероприятие — сбор дружины, слет отличников, награждение победителей и т. д., а будни школы, чисто бытовые зарисовки. Это принципиально в работе художника, который первым в кинодокументалистике открыл поэзию будничных дел, красоту и значительность обычного— из толпы — человека. И это еще задолго до Мостового, Галантера или Когана.
Да, оказалось, что запечатлеть будни жизни так же важно, а может быть, более важно, чем торжественные события. Они оставляют образ времени, дыхание эпохи, характеры людей. На своем материале Ованесова решала принципиальные вопросы будущей кинодокументалистики.
Если говорить об Ованесовой, то начинался этот процесс скромно — на «Пионерии», а завершился ярко и самобытно в ее фильмах «Повесть о наших детях», «Школьные годы», «Необыкновенные встречи».[...]