Мануэль БОЛЬШИНЦОВ

главный редактор, кинодраматург, писатель, режиссёр

Полное имя:
Мануэль Владимирович БОЛЬШИНЦОВ

Дата рождения:
15 декабря 1902
Екатеринослав, Российская империя

Дата смерти:
23 июля 1954 (51 год)

Профессии:
главный редактор, кинодраматург, писатель, режиссёр

Краткая биография

Большинцов Мануэль Владимирович (2 декабря (15 декабря) 1902, Екатеринослав (ныне — Днепр) — 23 июля 1954 (по другим данным — 27 июля 1955 года). 

В 1924 году организовал (совместно с будущим летчиком  А.И. Грисенко, повторившим во время Великой Отечественной войны подвиг Алексея Маресьева) в  Ростове-на-Дону комсомольский общественный театр (КОТ (существовал в период 1924 — 1927 гг. ), также Центральный клуб рабочей молодежи) и молодежную киностудию «Ювкинокомсомол»[1на базе Киносекции театра, где поставил фильмы  — «Приказ № ...» (1926) и «Остров беглецов» (1927).
В 1927 — 1929 — режиссёр ялтинской кинофабрики ВУФКУ, АО «Кино-Си6ирь» (г. Новосибирск) и других киностудий СССР.
28 марта 1930 года состоялась премьера игрового фильма «Тунгус с Хэнычара» (Производство: Кино-Сибирь; режиссер и автор сценария: М.В. Большинцов). В США премьера фильма «Law of the Siberian Taiga» состоялась 25 июля 1930 года.
В 1931 — режиссер и автор сценария (в соавторстве с Михаилом Блейманом) игрового фильма «Конец Нахаловки» (фильм не сохранился) — о борьбе передовых рабочих, посланцев Ленинграда, за превращение отстающей текстильной фабрики в передовое социалистическое предприятие.
Автор сценария игрового фильма «Инженер Гоф» (1935; режиссеры: Рашель Мильман-Кример, Борис Шпис) — социальная дpама о классовой боpьбе в белоpусской деpевне в Полесье [режиссер фильма Борис Шпис 14 февраля 1938 года был незаконно арестован (8 мая он был приговорен к высшей мере наказания и, вероятно, в тот же день расстрелян); реабилитирован 9 февраля 1959 года.] Фильм не сохранился.

С 1931 работал как кинодраматург. В 1934 году по сценарию М. Большинцова (в соавторстве с Ф. Эрмлер и В. Портновым режиссером Ф.М. Эрмлером был снят игровой фильм «Крестьяне» (Производство: киностудия «Ленфильм») — о борьбе коммунистов и передовых крестьян за укрепление колхозного строя. Фильм демонстрировался в конкурсной программе Московского кинофестиваля 1935 года[2].

По сценарию М. Большинцова (в соавторстве с М.Ю. Блейманом и Ф.М. Эрмлером) поставлен один из выдающихся советских фильмов «Великий гражданин» (1-я и 2-я серии, 1937 и 1939; Производство: киностудия «Ленфильм»; режиссер: Ф.М. Эрмлер)[3].

В годы Великой Отечественной войны — главный редактор Центральной студии документальных фильмов[4]. Один из руководителей фронтовых киногрупп 1-го Белорусского фронта. Руководил съемками документального фильма «От Вислы до Одера» (1945; режиссер: В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг).

Автор сценария (совместно с режиссером Всеволодом Пудовкиным  игрового фильма «Убийцы выходят на дорогу» (1942; альтернативное название «Школа подлости») — военная драма режиссёров Всеволода Пудовкина и Юрия Тарича по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935 — 1939).

Автор сценария (совместно Н.Ю. Блейманом) игрового фильма  — «Небо Москвы» (1944; режиссер: Юлий Райзман; по одноимённой пьесе Георгия Мдивани) — о советском летчике-истребителе, охраняющем во время Великой Отечественной войны небо над Москвой.

После окончания Великой Отечественной войны — автор фильмов о возрождении Днепрогэса (по заказу Украинской студии кинохроники) — «Днепрогэс» (1947, автор сценария совместно с О.Б. Подгорецкой), игрового фильма «Они спустились с гор» (1955, совместно с А. И. Белиашвили).

Автор рассказов для детей младшего школьного возраста:  «Рассказы о великих днях» (в соавторстве с М.Э. Чиаурели (1952 года издания; тираж — 100 000 экз.)), «Мальчик с Нарвской заставы» (1956 года издания; тираж — 200 000 экз.; рассказы переизданы в 1957 году тиражем — 300 000 экз.).

1959 году в сборнике статей «Вопросы кинодрама­тургии» (под редакцией кандидата искусствоведения И.В. Вайсфельда)  были опубликованы дневники М.В.  Большинцова, охватывающие период жизни и творчества с 1939 по 1945 год. 

_________________
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. «Госкиноком­сомол» / «Ювкинокомсомол» (1924 — 1927). Создан на базе Киносекции при Ростовском комсомольском театре (КОТ, также Центральный клуб рабочей молодежи), ор­ганизованной в 1924. После ликвидации на базе «Госкиноком­сомола» создана Ростовская-на-Дону студия кинохроники (Источник: Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005 год).

2. Московский кинофестиваль 1935 года (назывался «Советский кинофестиваль в Москве»). Проходил в московском кинотеатре «Ударник» в период с 21 февраля по 01 марта 1935 года. Жюри кинофестиваля во главе с режиссером Сергеем Эйзенштейном вручило Главный приз — «Большой серебряный кубок» программе киностудии «Ленфильм», включавшей картины «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых, «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссёрского мастерства, актёрской игры и операторской работы».

3. Вымышленный рассказ о жизни и смерти Сергея Мироновича Кирова, двухсерийный фильм Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» (1937 и 1939), оказавший влияние на поддержку «большого террора» в СССР в 1937 — 1939 годах. Работа над фильмом «Великий гражданин» началась в ноябре 1935 года. По воспоминаниям создателей, их вдохновляло реальное обострение политической борьбы. В 1934 году был убит Сергей Миронович Киров, и это событие серьёзно повлияло на жизнь всей страны и выбор творческой группы. Центральным для рождающейся картины, по отзыву Эрмлера, должен был стать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. В январе 1937 года, после приблизительно года работы, сценарий был утверждён («Работа над сценарием „Великий гражданин“» Блейман М., Большинцов М., Эрмлер Ф. //. Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974).

4. М. Большинцов "Штурм цитадели" [текст]. «Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров» (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР; 2-е издание дополненное; Изд.: — М; «Искусство»; 1984; с.244-246).


Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в т.ч. сайта: http://www.kino-teatr.ru.

Библиография

1952 — Большинцов М.В., Чиаурели М.Э. «Рассказы о великих днях» [По ист.-революционным фильмам «Великое зарево» и «Клятва»; Для младш. школьного возраста] (изд.: М.-Л; Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР (Детгиз))
1956 — Большинцов М.В. «Мальчик с Нарвской заставы» [Рассказы для младш. школьного возраста]. Рис. Кочергина; тираж: 200 000 экз. (изд.: М.: Детгиз)
1959 — Большинцов, М. Дневники (1939 - 1945 гг.) / М. Большинцов. - С .362-394, в сборнике «Вопросы кинодрама­тургии»: сборник статей / [Сост., общая ред. канд. искусствоведения И. В. Вайсфельда]. Выпуск 3; с. 395. (изд.: — М.; Искусство)
1977 — П.Гаврилов, М. Большинцов, Н.Коршунов, П. Воробьев. «Юные бойцы революции» (сборник) (изд.: — Калининград: Калининградское книжное издательство Госкомиздата РСФСР)
1979 — М. Большинцов, П. Павленко. Юные бойцы революции (изд.: — М.: Детская литература)
1984 — Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров // М. Большинцов [текст] "Штурм цитадели" (с.244-246) // (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР; 2-е издание дополненное) (изд.: — М; «Искусство»)
1987 — М. Большинцов. «Мальчик с Нарвской заставы» (изд.: – М.: Детская литература)

Цитаты

В историю отечественного кинопроизводства эта организация вошла под названием «Ювкинокомсомол», в этих трудах прочтем, что расцвет советского киноискусства в середине 1920-х «обеспечивался работой нескольких государственных кинофабрик, а также рядом негосударственных фирм, среди которых лидировали «Межрабпом-Русь», «Пролеткино», ростовский «Ювкинокомсомол» и ряд других».
Но почему «Ювкинокомсомол»? — удивится иной читатель, заподозрив опечатку. Может быть, «Юг…»? Нет, все верно. Ведь полное название звучало так: «Юго-восточное краевое издательство Госкинокомсомол».
27 октября 1926 года корреспонденцию о «Кинокомсомоле» (называя эту фирму именно так) напечатала наша газета — «Большевистская смена». Там — множество интересных фактов...[...]
«Кинокомсомол» начался с КОТа — комсомольского общественного театра, который существовал при Ростовском Центральном клубе молодежи.
В октябре 1924 года группа комсомольцев во главе с тов. Большинцовым, как писал И. Б-к, поставила на сцене этого клуба пьесу «Следопыты» и загорелась идеей заснять спектакль на пленку.
Мануэль Большинцов (ну тогда просто Моня) был человеком разносторонним. То мелькнет информация, что тов. Большинцов — комсомольский работник, то что он — артист профессионального Ростовского театра им. Луначарского. Он и статьи пишет, и в финансах вроде разбирается, а самое главное — имеет, видно, талант к тому, что мы сегодня называем раскруткой фирмы.[...]

Марина Каминская, корреспондент, Источник

[ Страница дополняется материалами ]