Благодарим Евгения Владимировича Свистова, краеведа, одного из авторов книги «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания» (2018), за предоставленную информацию и материалы, которые помогли установить малоизвестные факты биографии М. В. Большинцова.
Последнее обновление: 03.11.2024.
Большинцов Мануэль Владимирович (02 декабря (15 декабря) 1902, Екатеринослав (ныне Днепр) — 23 июля 1954, Тбилиси (ныне Грузия). Награжден орденом «Знак Почёта» (1940). Член Союза писателей СССР с 01 июля 1938 года.
В 1913 году семья переехала в Ростов-на Дону. В 1914 году поступил Ростовскую (Степановскую) гимназию.
В 1922 году окончил режиссерское отделение Ростовской театральной школы; специальность — режиссер театра.
В 1922 — 1923 гг. проходил актерскую и режиссерскую практику в Гос. театре им. Луначарского.
В 1924 году организовал (совместно с будущим летчиком А. И. Грисенко, повторившим во время Великой Отечественной войны подвиг Алексея Маресьева) в Ростове-на-Дону комсомольский общественный театр (КОТ (существовал в период 1924 — 1927 гг. ), также Центральный клуб рабочей молодежи) и молодежную киностудию «Ювкинокомсомол»[1] на базе Киносекции театра, где поставил фильмы — «Приказ № ...» (1926) и «Остров беглецов» (1927).
В 1927 — 1929 — режиссёр ялтинской кинофабрики ВУФКУ, АО «Кино-Си6ирь» (г. Новосибирск) и других киностудий СССР.
28 марта 1930 года состоялась премьера игрового фильма «Тунгус с Хэнычара» (Производство: Кино-Сибирь; режиссер и автор сценария: М. В. Большинцов). В США премьера фильма «Law of the Siberian Taiga» состоялась 25 июля 1930 года.
В 1931 — режиссер и автор сценария (в соавторстве с Михаилом Блейманом) игрового фильма «Конец Нахаловки» (фильм не сохранился) — о борьбе передовых рабочих, посланцев Ленинграда, за превращение отстающей текстильной фабрики в передовое социалистическое предприятие.
Автор сценария игрового фильма «Инженер Гоф» (1935; режиссеры: Рашель Мильман-Кример, Борис Шпис) — социальная дpама о классовой боpьбе в белоpусской деpевне в Полесье [режиссер фильма Борис Шпис 14 февраля 1938 года был незаконно арестован (8 мая он был приговорен к высшей мере наказания и, вероятно, в тот же день расстрелян); реабилитирован 9 февраля 1959 года.] Фильм не сохранился.
С 1931 года работал как кинодраматург. В 1934 году по сценарию М. Большинцова (в соавторстве с Ф. Эрмлером и В. Портновым) режиссером Ф. М. Эрмлером был снят игровой фильм «Крестьяне» (Производство: киностудия «Ленфильм») — о борьбе коммунистов и передовых крестьян за укрепление колхозного строя. Фильм демонстрировался в конкурсной программе Московского кинофестиваля 1935 года[2].
По сценарию М. Большинцова (в соавторстве с М. Ю. Блейманом и Ф. М. Эрмлером) поставлен один из выдающихся советских фильмов «Великий гражданин» (1-я и 2-я серии, 1937 и 1939; Производство: киностудия «Ленфильм»; режиссер: Ф.М. Эрмлер)[3].
В марте 1941 года был вызван из Ленинграда в Москву для создания сценарной студии.
С октября 1941 и до конца 1943 — находился с семьей в эвакуации в Алма-Ате (из Москвы в Алма-Ату была эвакуирована часть работников Центральной студии кинохроники, «Мосфильма» и «Ленфильма»; на базе Алма-Атинской студии художественных фильмов и эвакуированных в Алма-Ату «Мосфильма» и «Ленфильма» была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС)).
Автор сценария (совместно с режиссером Всеволодом Пудовкиным игрового фильма «Убийцы выходят на дорогу» (1942; альтернативное название «Школа подлости») — военная драма режиссёров Всеволода Пудовкина и Юрия Тарича по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935 — 1939). Фильм не выпущен на экран.
Автор сценария (совместно Н. Ю. Блейманом) игрового фильма — «Небо Москвы» (1944; режиссер: Юлий Райзман; по одноимённой пьесе Георгия Мдивани) — о советском летчике-истребителе, охраняющем во время Великой Отечественной войны небо над Москвой.
Во время Великой Отечественной войны с 01 августа 1944 года — главный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)[4].
Один из руководителей фронтовых киногрупп 1-го Белорусского фронта. Руководил съемками документального фильма «От Вислы до Одера» (1945; режиссер В. Беляев).
С сентября 1945 до 11 января 1947 года совмещал работу главного редактора с исполнением обязанностей директора ЦСДФ[5].
Из характеристики на М. Большинцова от 29 июня 1946 года:
"За время работы т. Большинцова Студия все время выполняла и перевыполняла план, выпуская высококачественные фильмы для советского зрителя, и держит переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Министерства Кинематографии СССР.
Во 2-м квартале 1946 г. за отличную работу Знамя было передано студии на вечное хранение.
МИНИСТР КИНЕМАТОГРАФИИ СССР /БОЛЬШАКОВ/
СЕКРЕТАРЬ ПАРТБЮРО ЦСДФ /ВЕНЖЕР/
Уволен со студии в период борьбы с космополитизмом[6].
Режиссер документального фильма «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» (1945). В фильме фронтовые кинооператоры и Мануэль Большинцов в качестве руководителя ЦСДФ засвидетельствовали подлинность документального киноматериала, который лег в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе[7],
Автор фильмов о возрождении Днепрогэса (по заказу Украинской студии кинохроники) — «Днепрогэс» (1947, автор сценария совместно с О. Б. Подгорецкой).
Режиссер-документалист Ольга Борисовна Подгорецкая:
"Работа над фильмом «Днепрогэс» вооружила меня хорошим опытом, обогатила не только интересными наблюдениями и встречами, но и оказала большое влияние на дальнейшую мою творческую практику.
Большую роль сыграл тут кинодраматург Мануэль Владимирович Большинцов, научивший меня уважать подлинную документальность, не нуждающуюся в заимствовании чуждых ей приемов. Жаль, что в фильме еще сохранились остатки таких заимствований. Большинцов предлагал больше доверять зрителю, его способности соучаствовать в процессе исследования действительности, дополнять своим воображением увиденное…"[8]
В 1949 году М. В. Большинцов уехал вместе с женой в Тбилиси, где сотрудничал и дружил с режиссерами М. Э. Чиаурели, С. В. Долидзе и др.
Автор игрового фильма «Они спустились с гор» (1955, совместно с А. И. Белиашвили).
Занимался литературной деятельностью. Автор рассказов для детей младшего школьного возраста: «Рассказы о великих днях» (в соавторстве с М. Э. Чиаурели (1952 года издания; тираж — 100 000 экз.)), «Мальчик с Нарвской заставы» (1956 года издания; тираж — 200 000 экз.; рассказы переизданы в 1957 году тиражем — 300 000 экз.).
[...]Я начал работать в кинематографии по случайному поводу. Был болен, принужден был прожить год в Ростове-на-Дону. И там вместе с М. В. Большинцовым (тогда режиссером и организатором первого в Союзе комсомольского театра) и его театральной группой мы буквально своими руками сделали примитивную кинофабрику, перестроив летний кафешантан в ателье и всякими неправдами добившись передачи нам местной кинолаборатории. По линии технического оборудования у нас был сломанный аппарат Патэ с фотографом-моменталистом при нем в качестве оператора. По линии творческого оборудования — превосходный роман Жюля Ромэна — «Доногоо Тонка» (Доногоо-Тонка, или Чудеса науки; 1920 год; — прим. ред. #МузейЦСДФ). На этом романе я учился сценарной технике.
М. Блейман, драматург (Журнал "СОВЕТСКОЕ КИНО" №1-2; стр. 11, 1933 год), Источник
Фабрика называлась «Кинокомсомол». Она просуществовала около двух лет. На ней были поставлены пять картин. Сценарии для одной из них писал я. Остальные поправлял. Все это делалась наощупь. Мы не знали, как делается кинематограф.
Мы некультурно обращаемся со своим прошлым. Все забыли о том, что в Союзе была комсомольская кинофабрика. А ее опыт, методы организации, система работы очень пригодились бы Кинораму. Но мы уже умудрились растерять все материалы о первых годах советской кинематографии. Я не уверен, что можно сейчас найти их и о «Кинокомсомоле».[...]
В историю отечественного кинопроизводства эта организация вошла под названием «Ювкинокомсомол», в этих трудах прочтем, что расцвет советского киноискусства в середине 1920-х «обеспечивался работой нескольких государственных кинофабрик, а также рядом негосударственных фирм, среди которых лидировали «Межрабпом-Русь», «Пролеткино», ростовский «Ювкинокомсомол» и ряд других».
Марина Каминская, корреспондент, Источник
Но почему «Ювкинокомсомол»? — удивится иной читатель, заподозрив опечатку. Может быть, «Юг…»? Нет, все верно. Ведь полное название звучало так: «Юго-восточное краевое издательство Госкинокомсомол».
27 октября 1926 года корреспонденцию о «Кинокомсомоле» (называя эту фирму именно так) напечатала наша газета — «Большевистская смена». Там — множество интересных фактов...[...]
«Кинокомсомол» начался с КОТа — комсомольского общественного театра, который существовал при Ростовском Центральном клубе молодежи.
В октябре 1924 года группа комсомольцев во главе с тов. Большинцовым, как писал И. Б-к, поставила на сцене этого клуба пьесу «Следопыты» и загорелась идеей заснять спектакль на пленку.
Мануэль Большинцов (ну тогда просто Моня) был человеком разносторонним. То мелькнет информация, что тов. Большинцов — комсомольский работник, то что он — артист профессионального Ростовского театра им. Луначарского. Он и статьи пишет, и в финансах вроде разбирается, а самое главное — имеет, видно, талант к тому, что мы сегодня называем раскруткой фирмы.[...]
[...]Любовь Давыдовна и Мануэль Владимирович жили в той же квартире, из которой увели Стенича. Там Большинцов, один из сценаристов фильма «Великий гражданин», работал над его сценарием. Несколько членов творческой группы фильма за время съемок были репрессированы, несколько после выхода фильма на экраны получили Сталинскую премию. Большинцову премию не дали, но наградили его орденом «Знак Почета».[...]
О. Е. Рубинчик, Источник
Перед войной, в марте 1941 года, Большинцова вызвали в Москву, там он создавал Сценарную студию. Любовь Давыдовна поехала с ним, остановились в гостинице. Из Москвы отправились в эвакуацию в Алма-Ату. Там, как и все «киношники», жили в гостинице «Дом Советов». Номер был двухкомнатный, в нем размещались, кроме Большинцова с Любовью Давыдовной, Додик с бабушкой и одно время – сын Мануэля Владимировича Юра, которого удалось эвакуировать из Ленинграда. Когда Юре исполнилось 16, он выдал себя за восемнадцатилетнего, поступил в военное училище, а оттуда пошел на фронт, где погиб в 1944 году.
Из Алма-Аты в конце 1943 года вернулись Москву, где первое время также жили в гостинице, а в начале 1944 года получили квартиру в Сокольниках. Ленинградскую же квартиру, в которой во время войны все было сожжено, вернули государству.
После взлета карьеры деятельного Большинцова последовал практически запрет на профессию: его отовсюду выгнали. Это произошло в 1949–1950 годах.
По словам Д. Л. Файнберга, точная причина запрета неизвестна. Большинцов уехал вместе с Любовью Давыдовной в Тбилиси. Там он сотрудничал и дружил с режиссерами М. Э. Чиаурели, С. В. Долидзе и др. Там и умер в 1954 году на руках у жены.[...]
[...]Операцию 1-го Белорусского фронта на Познанском направлении снимала фронтовая киногруппа под руководством главного редактора ЦСДФ М. Большинцова.
Лебедев Алексей Алексеевич, фронтовой кинооператор (Журнал «Искусство кино», № 5, 1975 г.)
Наступление, начавшееся 14 января, после мощной артиллерийской подготовки, развивалось успешно. Одна группа войск 16 января овладела городом Радом и стремительно продвигалась к Лодаи, другая обходила Варшаву с юга и севера. Войска противника, оборонявшие Варшаву, под угрозой окружения начали отход на запад, Утром 17 января части 1-й Польской армии вошли в Варшаву.[...]
23 дня продолжалась Висло-Одерская операция, одна из крупнейших наступательных операций Великой Отечественной войны.
Эта операция нашла своё отражение в фильме «От Вислы до Одера».
Заключительным эпизодом фильма было уничтожение окружённого в Познани гарнизона немецко-фашистских войск.
Руководитель съёмок М. Большинцов записал в своём дневнике:
«…В Познани третью неделю идут упорные бои. Съёмочный день кинооператоров начинается рано, одновременно с усиливающимся грохотом артиллерии, гулом самолётов и с оживлением движения на улицах… Было известно, что поутру наши бойцы будут атаковать дом, расположенный неподалёку от познанской цитадели.
Штурм начался часов в десять. Бойцы выкатили орудие, дали несколько выстрелов и один за другим побежали по мостовой к дому. Вот уже первая граната полетела в окно дома, занятого врагом.
Начался бой на лестницах, в квартирах, на чердаках. Оператор Б. Дементьев шёл следом за бойцами. Он заснял автоматчиков, бросавших гранату, пулемётчиков, стреляющих через пролом по засевшим за печкой немецким солдатам… К часу дня он снял первых пленных».[...]
[...]Документов, запрещающих фильм [«Убийцы выходят на дорогу»], разыскать не удалось. По всей видимости, это связано с утратой большей части архива ЦОКС, а также — с пожаром в квартире Пудовкина, происшедшим после его возвращения из эвакуации в Москву. По словам режиссера Д.И. Васильева (в передаче киноведа Т.Е. Запасник) фильм еще до показа высшему руководству был закрыт Художественным Советом студии. Очевидно, что установка картины на показ «двух Германий», вытекающая из довоенных интернационалистических традиций, оказался в противоречии с утверждением «образа врага», решаемого кинематографией этого времени в сугубо плакатном ключе. По всей видимости, чувствуя это, режиссеры хотели снять возникшее противоречие с помощью многочисленных «разъясняющих» титров. Не исключено также, что Художественный Совет студии насторожила и неосознанная аллюзорность, которой безусловно, отмечена картина (родители боятся, что на них донесет родной сын, простая немка проклинает фюрера и т.д.). Во всяком случае, в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что фильм не был выпущен на экран и после смерти Сталина, и после ХХ съезда КПСС в числе других фильмов, не выпущенных в прокат в 30-50-е годы. Из-за отсутствия документов сложно установить и степень участия в партере каждого из режиссеров. Возможно, работа Ю. Тарича ограничилась разработкой ранних вариантов режиссерского сценария.[...]
Е. Марголит, В. Шмыров "(Из'ятое кино). 1924 – 1953», М., «Дубль-Д», 1995 год, Источник
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч.: фильмография — электронный каталог РГАКФД (документальные фильмы); www.kino-teatr.ru (игровые фильмы); биография — ГЦМК (— Ф. 56; Оп.2.), www.philology.nsc.ru. Фотографии из частных архивов.