Мануэль БОЛЬШИНЦОВ

главный редактор, директор киностудии, кинодраматург, кинорежиссёр, писатель

Полное имя:
Мануэль Владимирович БОЛЬШИНЦОВ

Дата рождения:
15 декабря 1902
г. Екатеринослав, Екатеринославский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя

Дата смерти:
23 июля 1954 (51 год)
г. Тбилиси, Грузинская ССР, СССР

Профессии:
главный редактор, директор киностудии, кинодраматург, кинорежиссёр, писатель

Краткая биография

Благодарим Евгения Владимировича Свистова, краеведа, одного из авторов книги «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания» (2018), за предоставленную информацию и материалы, которые помогли установить малоизвестные факты биографии М. В. Большинцова. 

Последнее обновление: 31.10.2023.

Большинцов Мануэль Владимирович (02 декабря (15 декабря) 1902, Екатеринослав (ныне Днепр) — 23 июля 1954, Тбилиси (ныне Грузия). Награжден орденом «Знак Почёта» (1940). Член Союза писателей СССР с 01 июля 1938 года.

В 1913 году семья переехала в Ростов-на Дону. В 1914 году поступил Ростовскую (Степановскую) гимназию.

В 1922 году окончил режиссерское отделение Ростовской театральной школы; специальность — режиссер театра. 
В 1922 — 1923 гг. проходил актерскую и режиссерскую практику в Гос. театре им. Луначарского.
В 1924 году организовал (совместно с будущим летчиком  А. И. Грисенко, повторившим во время Великой Отечественной войны подвиг Алексея Маресьева) в  Ростове-на-Дону комсомольский общественный театр (КОТ (существовал в период 1924 — 1927 гг. ), также Центральный клуб рабочей молодежи) и молодежную киностудию «Ювкинокомсомол»[1на базе Киносекции театра, где поставил фильмы  — «Приказ № ...» (1926) и «Остров беглецов» (1927).
В 1927 — 1929 — режиссёр ялтинской кинофабрики ВУФКУ, АО «Кино-Си6ирь» (г. Новосибирск) и других киностудий СССР.
28 марта 1930 года состоялась премьера игрового фильма «Тунгус с Хэнычара» (Производство: Кино-Сибирь; режиссер и автор сценария: М. В. Большинцов). В США премьера фильма «Law of the Siberian Taiga» состоялась 25 июля 1930 года.
В 1931 — режиссер и автор сценария (в соавторстве с Михаилом Блейманом) игрового фильма «Конец Нахаловки» (фильм не сохранился) — о борьбе передовых рабочих, посланцев Ленинграда, за превращение отстающей текстильной фабрики в передовое социалистическое предприятие.

Автор сценария игрового фильма «Инженер Гоф» (1935; режиссеры: Рашель Мильман-Кример, Борис Шпис) — социальная дpама о классовой боpьбе в белоpусской деpевне в Полесье [режиссер фильма Борис Шпис 14 февраля 1938 года был незаконно арестован (8 мая он был приговорен к высшей мере наказания и, вероятно, в тот же день расстрелян); реабилитирован 9 февраля 1959 года.] Фильм не сохранился.

С 1931 года работал как кинодраматург. В 1934 году по сценарию М. Большинцова (в соавторстве с Ф. Эрмлером и В. Портновым режиссером Ф. М. Эрмлером был снят игровой фильм «Крестьяне» (Производство: киностудия «Ленфильм») — о борьбе коммунистов и передовых крестьян за укрепление колхозного строя. Фильм демонстрировался в конкурсной программе Московского кинофестиваля 1935 года[2].

По сценарию М. Большинцова (в соавторстве с М. Ю. Блейманом и Ф. М. Эрмлером) поставлен один из выдающихся советских фильмов «Великий гражданин» (1-я и 2-я серии, 1937 и 1939; Производство: киностудия «Ленфильм»; режиссер: Ф.М. Эрмлер)[3].

В марте 1941 года был вызван из Ленинграда в Москву для создания сценарной студии. 
С октября 1941 и до конца 1943 — находился с семьей в эвакуации в Алма-Ате (из Москвы в Алма-Ату была эвакуирована часть работников Центральной студии кинохроники, «Мосфильма» и «Ленфильма»; на базе Алма-Атинской студии художественных фильмов и эваку­ированных в Алма-Ату «Мосфильма» и «Ленфильма» была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС)). 

Автор сценария (совместно с режиссером Всеволодом Пудовкиным игрового фильма «Убийцы выходят на дорогу» (1942; альтернативное название «Школа подлости») — военная драма режиссёров Всеволода Пудовкина и Юрия Тарича по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935 — 1939). Фильм не выпущен на экран.

Автор сценария (совместно Н. Ю. Блейманом) игрового фильма  — «Небо Москвы» (1944; режиссер: Юлий Райзман; по одноимённой пьесе Георгия Мдивани) — о советском летчике-истребителе, охраняющем во время Великой Отечественной войны небо над Москвой.

Во время Великой Отечественной войны с 01 августа 1944 года — главный редактор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ)[4]. 

Один из руководителей фронтовых киногрупп 1-го Белорусского фронта. Руководил съемками документального фильма «От Вислы до Одера» (1945; режиссер В. Беляев).

С сентября 1945 до 11 января 1947 года совмещал работу главного редактора с исполнением обязанностией директора ЦСДФ[5].

Из характеристики на М. Большинцова от 29 июня 1946 года:

"За время работы т. Большинцова Студия все время выполняла и перевыполняла план, выпуская высококачественные фильмы для советского зрителя, и держит переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Министерства Кинематографии СССР.

Во 2-м квартале 1946 г. за отличную работу Знамя было передано студии на вечное хранение.

МИНИСТР КИНЕМАТОГРАФИИ СССР   /БОЛЬШАКОВ/

СЕКРЕТАРЬ ПАРТБЮРО ЦСДФ  /ВЕНЖЕР/

Уволен со студии в период борьбы с космополитизмом[6]. 

Режиссер документального фильма «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» (1945). В фильме фронтовые кинооператоры и Мануэль Большинцов в качестве руководителя ЦСДФ засвидетельствовали подлинность документального киноматериала, который лег в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе[7],

Автор фильмов о возрождении Днепрогэса (по заказу Украинской студии кинохроники) — «Днепрогэс» (1947, автор сценария совместно с О. Б. Подгорецкой).

Съемочная группа документального фильма «Днепрогэс» (1947). На фото (слева направо): оператор И. Кацман, режиссёр и автор текста Мануэль Большинцов, режиссёр Ольга Подгорецкая, редактор М. Розовский. Фото из коллекции Музыкального театра «Геликон-опера».

Режиссер-документалист Ольга Борисовна Подгорецкая:

"Работа над фильмом «Днепрогэс» вооружила меня хорошим опытом, обогатила не только интересными наблюдениями и встречами, но и оказала большое влияние на дальнейшую мою творческую практику.

Большую роль сыграл тут кинодраматург Мануэль Владимирович Большинцов, научивший меня уважать подлинную документальность, не нуждающуюся в заимствовании чуждых ей приемов. Жаль, что в фильме еще сохранились остатки таких заимствований. Большинцов предлагал больше доверять зрителю, его способности соучаствовать в процессе исследования действительности, дополнять своим воображением увиденное…"[8]

В 1949 году М. В. Большинцов уехал вместе с женой в Тбилиси, где  сотрудничал и дружил с режиссерами М. Э. Чиаурели, С. В. Долидзе и др.

Автор игрового фильма «Они спустились с гор» (1955, совместно с А. И. Белиашвили).

Занимался литературной деятельностью. Автор рассказов для детей младшего школьного возраста:  «Рассказы о великих днях» (в соавторстве с М. Э. Чиаурели (1952 года издания; тираж — 100 000 экз.)), «Мальчик с Нарвской заставы» (1956 года издания; тираж — 200 000 экз.; рассказы переизданы в 1957 году тиражем — 300 000 экз.).

Скончался в Тбилиси в 1954 году.

В 1959 году в сборнике статей «Вопросы кинодрама­тургии» (под редакцией кандидата искусствоведения И. В. Вайсфельдабыли опубликованы дневники М. В.  Большинцова, охватывающие период жизни и творчества с 1939 по 1945 год.  

________________________________________

1. «Госкиноком­сомол» / «Ювкинокомсомол» (1924 — 1927). Создан на базе Киносекции при Ростовском комсомольском театре (КОТ, также Центральный клуб рабочей молодежи), ор­ганизованной в 1924. После ликвидации на базе «Госкиноком­сомола» создана Ростовская-на-Дону студия кинохроники (Источник: Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005 год).
2. Московский кинофестиваль 1935 года (назывался «Советский кинофестиваль в Москве»). Проходил в московском кинотеатре «Ударник» в период с 21 февраля по 01 марта 1935 года. Жюри кинофестиваля во главе с режиссером Сергеем Эйзенштейном вручило Главный приз — «Большой серебряный кубок» программе киностудии «Ленфильм», включавшей картины «Чапаев» Георгия и Сергея Васильевых, «Юность Максима» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, как «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссёрского мастерства, актёрской игры и операторской работы».
3. Вымышленный рассказ о жизни и смерти Сергея Мироновича Кирова, двухсерийный фильм Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» (1937 и 1939), оказавший влияние на поддержку «большого террора» в СССР в 1937 — 1939 годах. Работа над фильмом «Великий гражданин» началась в ноябре 1935 года. По воспоминаниям создателей, их вдохновляло реальное обострение политической борьбы. В 1934 году был убит Сергей Миронович Киров, и это событие серьёзно повлияло на жизнь всей страны и выбор творческой группы. Центральным для рождающейся картины, по отзыву Эрмлера, должен был стать вопрос о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. В январе 1937 года, после приблизительно года работы, сценарий был утверждён («Работа над сценарием „Великий гражданин“» Блейман М., Большинцов М., Эрмлер Ф. //. Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974).
4. М. Большинцов "Штурм цитадели" [текст]. «Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров» (Составители: А. А. ЛебедевД. Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР; 2-е издание дополненное; Изд.: — М; «Искусство»; 1984; с. 244-246); личная карточка сотрудника ЦСДФ (Источник: ГЦМК (— Ф. 56; — Оп.2.). 
5. Источник: документальный фильм ЦСДФ 1945 года "Кинодокументы о зверствах немецко фашистских захватчиков" (в кадре цитируется документ от 21 декабря 1945 года, подписанный директором ЦСДФ М. В. Большинцовым).
6. В период 1947-1948 гг. был уволен ряд ведущих кинематографистов ЦСДФ. Большинцов М.В. 11 января 1947 года освобожден от врио («временно исполняющий обязанности») директора ЦСДФ в связи с откомандированием. Приказ Министерства № 2-м от 07 января 1947 года.
7. 20 ноября 1945 г. в 10.00 в Нюрнберге открылся международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников европейских стран. Первоначально на процессе кинодокументы были представлены американской стороной (съемки в концентрационных лагерях на территории Западной Европы, освобожденной войсками Союзников; авторы фильма под присягой свидетельствовали, что всё снятое ими не является постановкой, также авторы свидетельствовали об отсутствии изменений в исходных материалах). В течение месяца на ЦСДФ были смонтированы три фильма: «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков», «Разрушения, произведенные немцами на территории Советского Союза», «Разрушение памятников культуры», которые были представлены на Нюрнбергском процессе Главным Обвинителем от СССР Романом Руденко. Как и в американском фильме, советские фронтовые кинооператоры и директор ЦСДФ в лице Мануэля Большинцова свидетельствовали подлинность документального киноматериала. (Источник: веб-сериал «Плачьте, но снимайте» "Эпизод #17. Нюрнбергский процесс" (режиссер Георгий Молодцов).
8. Источник: «ЗАГЛЯНЕМ В ХХ ВЕК, ЛЁНЯ!» (Биографическая рукопись режиссера-документалиста О. Подгорецкой. Москва, 1977-1982 гг.)

СЕМЬЯ

Сын (от первого брака) — Большинцов Юрий Мануэльевич (1925 (по другим данным – 1927) — 1945). Участник Великой Отечественной войны. Член ВЛКСМ с 1942 года. В РККА с 1943 года. Звание: лейтенант. Юрий Большинцов, выдав себя за совершеннолетнего, поступил в военное училище. На фронте командовал  пулеметным взводом (пульвзводом) линейной пулемётной роты (пульроты) 1378-го стрелкового Шавлинского полка 1-го Прибалтийского фронта. Был тяжело ранен в октябре 1944 года. Погиб 26 января 1945 года. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1945 год; посмертно)

Во втором браке был женат на переводчице Большинцовой (в девичестве Фейнберг) Любови Давыдовне (1903–1983), которая в пером браке  была замужем за знаменитым переводчиком и стиховедом Валентином Стеничем, расстрелянным в 1938 году. Перевела на русский язык пьесы Л. Хеллман, М. Метерлинка, Ж.-П. Сартра, Ж. Ануя, Б. Брехта и др. Состояла в многолетней дружбе с  Анной Ахматовой.  

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1924 — История одного аванса (агитфильм о борьбе с пьянством и приобщении рабочих к культурному отдыху); Производство: Ювкинокомсомол (Ростов-на-Дону); режиссер и автор сценария совместно с М. Блейманом
1924 — Похождение Ваньки гвоздя (агитфильм - разоблачение церковных "чудес"); Производство: Ювкинокомсомол (Ростов-на-Дону); режиссер и автор сценария совместно с М. Блейманом
1926 — Приказ N; приключенческий игровой полнометражный фильм; Производство: Ювкинокомсомол (Ростов-на-Дону); автор сценария: М. Блейман; режиссер: М. Большинцов; оперераторы: А. Ажогин, Е. Славинский
1927 — Остров беглецов (другое название «Приключения на суше и на море»); игровой; Производство: Ювкинокомсомол (Ростов-на-Дону); режиссер; оператор: Александр Ажогин
1927 — Одна ночь; игровой приключенческий фильм; Производство: ВУФКУ (Ялта); режиссер


1929 — Великий северный путь; полнометражный; производство: Киносибирь (Сибирское АО, г. Новосибирск); автор сценария: В. Итин; режиссеры: М. Большинцов, К. Вецель; операторы: К. Кузнецов, А. Ожогин, В. Гласс
1930 — Тунгус с Хэныча; игровой; Производство: Кино-Сибирь; режиссер и автор сценария
1931 — Конец Нахаловки; игровой; режиссер и автор сценария совместно с Михаилом Блейманом  
1934 — Крестьяне; игровой; Производство: киностудия «Ленфильм»; автор сценария в соавторстве с Ф. Эрмлером и В. Портновым; режиссер: Ф.М. Эрмлер 
1935 — Инженер Гоф; игровой (фильм не сохранился); режиссеры: Рашель Мильман-Кример, Борис Шпис; автор сценария 
1937 – 1939 — Великий гражданин; игровой; двухсерийный; производство: киностудия «Ленфильм»; автор сценария в соавторстве с М.Ю. Блейманом и Ф.М. Эрмлером; режиссер: Ф. Эрмлер
1942 — Боевой киносборник № 12; игровой; Производство: ЦОКС; автор сценария киноновелл "Ванька" и "Сын бойца"; режиссеры: Вера Строева, Герберт Раппапорт
1942 — Убийцы выходят на дорогу; игровой; автор сценария совместно с Всеволодом Пудовкиным; режиссеры: Всеволода Пудовкин, Юрия Тарич    
1944 — Небо Москвы; игровой; автор сценария совместно с Н.Ю. Блейманом; режиссер Юлий Райзман   
1945 — От Вислы до Одера; документальный; производство: ЦСДФ; режиссер В. Беляев; операторы: Д. Ибрагимов, Р. Кармен, А. Софьин, В. Штатланд, М. Шнейдеров, В. Фроленко, И. Аронс, Б. Дементьев, В. Комаров, Л. Мазрухо, М. Посельский, Б. Соколов, В. Симхович, В. Томберг; реководитель съемок: М. Большинцов, и.о. начальника фронтовой киногруппы А. Кузнецов; автор текста Ю. Смирнитский; асс. режиссера: А. Кирюхина, В. Чекулаева; нач. группы А. Кузнецов; музоформитель Д. Штильман; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич; диктор Л. Хмара; консультант С. Платонов
1945 — Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков; полнометражный; руководитель монтажа М. Большинцов; операторы: А. ВоронцовР. ГиковВ. ЕшуринВ. ДоброницкийВ. ЗенякинР. КарменК. Кутуб-ЗадеА. ЛевитанВ. МикошаЕ. МухинИ. ПановМ. Посельский, М. Сегель, В. СоловьевА. СологубовМ. Трояновский    
1947 — Днепрогэс; документальный; по заказу Украинской студии кинохроники; автор сценария совместно с О.Б. Подгорецкой; режиссер О. Подгорецкая
1955 — Они спустились с гор; игровой; автор сценария совместно с А. И. Белиашвили  

Библиография

1952 — Большинцов М.В., Чиаурели М.Э. «Рассказы о великих днях» [По ист.-революционным фильмам «Великое зарево» и «Клятва»; Для младш. школьного возраста] (изд.: М.-Л; Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР (Детгиз))
1956 — Большинцов М.В. «Мальчик с Нарвской заставы» [Рассказы для младш. школьного возраста]. Рис. Кочергина; тираж: 200 000 экз. (изд.: М.: Детгиз)
1959 — Большинцов, М. Дневники (1939 - 1945 гг.) / М. Большинцов. - С .362-394, в сборнике «Вопросы кинодрама­тургии»: сборник статей / [Сост., общая ред. канд. искусствоведения И. В. Вайсфельда]. Выпуск 3; с. 395. (изд.: — М.; Искусство)
1977 — П.Гаврилов, М. Большинцов, Н.Коршунов, П. Воробьев. «Юные бойцы революции» (сборник) (изд.: — Калининград: Калининградское книжное издательство Госкомиздата РСФСР)
1979 — М. Большинцов, П. Павленко. Юные бойцы революции (изд.: — М.: Детская литература)
1984 — Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров // М. Большинцов [текст] "Штурм цитадели" (с.244-246) // (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР; 2-е издание дополненное) (изд.: — М; «Искусство»)
1987 — М. Большинцов. «Мальчик с Нарвской заставы» (изд.: – М.: Детская литература)

Награды

1940 — Орден «Знак Почёта» (01 июня 1940 года — за двухсерийный художественный фильм «Великий гражданин» (1937 — 1939))
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 06 июня 1945 года)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 мая 1945 года)

Цитаты

[...]Я начал работать в кинематографии по случайному поводу. Был болен, принужден был прожить год в Ростове-на-Дону. И там вместе с М. В. Большинцовым (тогда режиссером и организатором первого в Союзе комсомольского театра) и его театральной группой мы буквально своими руками сделали примитивную кинофабрику, перестроив летний кафешантан в ателье и всякими неправдами добившись передачи нам местной кинолаборатории. По линии технического оборудования у нас был сломанный аппарат Патэ с фотографом-моменталистом при нем в качестве оператора. По линии творческого оборудования — превосходный роман Жюля Ромэна — «Доногоо Тонка» (Доногоо-Тонка, или Чудеса науки; 1920 год; — прим. ред. #МузейЦСДФ). На этом романе я учился сценарной технике.
Фабрика называлась «Кинокомсомол». Она просуществовала около двух лет. На ней были поставлены пять картин. Сценарии для одной из них писал я. Остальные поправлял. Все это делалась наощупь. Мы не знали, как делается кинематограф.
Мы некультурно обращаемся со своим прошлым. Все забыли о том, что в Союзе была комсомольская кинофабрика. А ее опыт, методы организации, система работы очень пригодились бы Кинораму. Но мы уже умудрились растерять все материалы о первых годах советской кинематографии. Я не уверен, что можно сейчас найти их и о «Кинокомсомоле».[...]

М. Блейман, драматург (Журнал "СОВЕТСКОЕ КИНО" №1-2; стр. 11, 1933 год), Источник

В историю отечественного кинопроизводства эта организация вошла под названием «Ювкинокомсомол», в этих трудах прочтем, что расцвет советского киноискусства в середине 1920-х «обеспечивался работой нескольких государственных кинофабрик, а также рядом негосударственных фирм, среди которых лидировали «Межрабпом-Русь», «Пролеткино», ростовский «Ювкинокомсомол» и ряд других».
Но почему «Ювкинокомсомол»? — удивится иной читатель, заподозрив опечатку. Может быть, «Юг…»? Нет, все верно. Ведь полное название звучало так: «Юго-восточное краевое издательство Госкинокомсомол».
27 октября 1926 года корреспонденцию о «Кинокомсомоле» (называя эту фирму именно так) напечатала наша газета — «Большевистская смена». Там — множество интересных фактов...[...]
«Кинокомсомол» начался с КОТа — комсомольского общественного театра, который существовал при Ростовском Центральном клубе молодежи.
В октябре 1924 года группа комсомольцев во главе с тов. Большинцовым, как писал И. Б-к, поставила на сцене этого клуба пьесу «Следопыты» и загорелась идеей заснять спектакль на пленку.
Мануэль Большинцов (ну тогда просто Моня) был человеком разносторонним. То мелькнет информация, что тов. Большинцов — комсомольский работник, то что он — артист профессионального Ростовского театра им. Луначарского. Он и статьи пишет, и в финансах вроде разбирается, а самое главное — имеет, видно, талант к тому, что мы сегодня называем раскруткой фирмы.[...]

Марина Каминская, корреспондент, Источник

[...]Любовь Давыдовна и Мануэль Владимирович жили в той же квартире, из которой увели Стенича. Там Большинцов, один из сценаристов фильма «Великий гражданин», работал над его сценарием. Несколько членов творческой группы фильма за время съемок были репрессированы, несколько после выхода фильма на экраны получили Сталинскую премию. Большинцову премию не дали, но наградили его орденом «Знак Почета».[...]
Перед войной, в марте 1941 года, Большинцова вызвали в Москву, там он создавал Сценарную студию. Любовь Давыдовна поехала с ним, остановились в гостинице. Из Москвы отправились в эвакуацию в Алма-Ату. Там, как и все «киношники», жили в гостинице «Дом Советов». Номер был двухкомнатный, в нем размещались, кроме Большинцова с Любовью Давыдовной, Додик с бабушкой и одно время – сын Мануэля Владимировича Юра, которого удалось эвакуировать из Ленинграда. Когда Юре исполнилось 16, он выдал себя за восемнадцатилетнего, поступил в военное училище, а оттуда пошел на фронт, где погиб в 1944 году.
Из Алма-Аты в конце 1943 года вернулись Москву, где первое время также жили в гостинице, а в начале 1944 года получили квартиру в Сокольниках. Ленинградскую же квартиру, в которой во время войны все было сожжено, вернули государству.
После взлета карьеры деятельного Большинцова последовал практически запрет на профессию: его отовсюду выгнали. Это произошло в 1949–1950 годах.
По словам Д. Л. Файнберга, точная причина запрета неизвестна. Большинцов уехал вместе с Любовью Давыдовной в Тбилиси. Там он сотрудничал и дружил с режиссерами М. Э. Чиаурели, С. В. Долидзе и др. Там и умер в 1954 году на руках у жены.[...]

О. Е. Рубинчик, Источник

[...]Операцию 1-го Белорусского фронта на Познанском направлении снимала фронтовая киногруппа под руководством главного редактора ЦСДФ М. Большинцова.
Наступление, начавшееся 14 января, после мощной артиллерийской подготовки, развивалось успешно. Одна группа войск 16 января овладела городом Радом и стремительно продвигалась к Лодаи, другая обходила Варшаву с юга и севера. Войска противника, оборонявшие Варшаву, под угрозой окружения начали отход на запад, Утром 17 января части 1-й Польской армии вошли в Варшаву.[...]
23 дня продолжалась Висло-Одерская операция, одна из крупнейших наступательных операций Великой Отечественной войны.
Эта операция нашла своё отражение в фильме «От Вислы до Одера».
Заключительным эпизодом фильма было уничтожение окружённого в Познани гарнизона немецко-фашистских войск.
Руководитель съёмок М. Большинцов записал в своём дневнике:
«…В Познани третью неделю идут упорные бои. Съёмочный день кинооператоров начинается рано, одновременно с усиливающимся грохотом артиллерии, гулом самолётов и с оживлением движения на улицах… Было известно, что поутру наши бойцы будут атаковать дом, расположенный неподалёку от познанской цитадели.
Штурм начался часов в десять. Бойцы выкатили орудие, дали несколько выстрелов и один за другим побежали по мостовой к дому. Вот уже первая граната полетела в окно дома, занятого врагом.
Начался бой на лестницах, в квартирах, на чердаках. Оператор Б. Дементьев шёл следом за бойцами. Он заснял автоматчиков, бросавших гранату, пулемётчиков, стреляющих через пролом по засевшим за печкой немецким солдатам… К часу дня он снял первых пленных».[...]

Лебедев Алексей Алексеевич, фронтовой кинооператор (Журнал «Искусство кино», № 5, 1975 г.)

[...]Документов, запрещающих фильм [«Убийцы выходят на дорогу»], разыскать не удалось. По всей видимости, это связано с утратой большей части архива ЦОКС, а также — с пожаром в квартире Пудовкина, происшедшим после его возвращения из эвакуации в Москву. По словам режиссера Д.И. Васильева (в передаче киноведа Т.Е. Запасник) фильм еще до показа высшему руководству был закрыт Художественным Советом студии. Очевидно, что установка картины на показ «двух Германий», вытекающая из довоенных интернационалистических традиций, оказался в противоречии с утверждением «образа врага», решаемого кинематографией этого времени в сугубо плакатном ключе. По всей видимости, чувствуя это, режиссеры хотели снять возникшее противоречие с помощью многочисленных «разъясняющих» титров. Не исключено также, что Художественный Совет студии насторожила и неосознанная аллюзорность, которой безусловно, отмечена картина (родители боятся, что на них донесет родной сын, простая немка проклинает фюрера и т.д.). Во всяком случае, в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что фильм не был выпущен на экран и после смерти Сталина, и после ХХ съезда КПСС в числе других фильмов, не выпущенных в прокат в 30-50-е годы. Из-за отсутствия документов сложно установить и степень участия в партере каждого из режиссеров. Возможно, работа Ю. Тарича ограничилась разработкой ранних вариантов режиссерского сценария.[...]

Е. Марголит, В. Шмыров "(Из'ятое кино). 1924 – 1953», М., «Дубль-Д», 1995 год, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в т.ч.: фильмография — электронный каталог РГАКФД (документальные фильмы); www.kino-teatr.ru (игровые фильмы); биография — ГЦМК (— Ф. 56; — Оп.2.), www.philology.nsc.ru. Фотографии из частных архивов.