БИТВА ЗА КАВКАЗ

Из книги «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (1947).

БИТВА ЗА КАВКАЗ

13.12.2023


Автор:
В. Смирнов

Источник: «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (— М.: Госкиноиздат; 1947. — 278 с.; с. 67- 70). На фото (слева направо): оператор А. Левитан, нач. киногруппы киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов М. Трояновский и генерал авиации К. Вершинин. 1943 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7374660).

Летом 1942 года немецкие полчища ворвались на Кавказ. Неся огромные потери, они подошли к перевалам через Кавказский хребет. Но не горы, а сила советского оружия и железная воля и уверенность в победе воинов Красной Армии остановили зарвавшихся гитлеровцев. 24 декабря 1942 года войска северной группы Закавказского фронта перешли в наступление. Великое сражение за Северный Кавказ окончилось в сентябре 1943 года[1].

На фото (слева направо) операторы и начальники фронтовых киногрупп: А.Д. Каиров, Р.Г. Григорьев, С.Я. Коган, М.А. Трояновский, А.Ф. Казначеев, И.П. Копалин. Фото из личного архива Алексея Трояновского (сына М.А. Трояновского).

В статье «В горах Кавказа», напечатанной 16 января 1943 года в газете «Литература и искусство», работники Центральной студии кинохроники Р. Кацман и И. Копалин писали:

«В частях, которые дрались под Владикавказом (Дзауджикау), брали Моздок, Нальчик, Пятигорск, Минеральные воды, находились и кинооператоры. Заснятые ими кадры живое свидетельство силы наших ударов. Просматривая их материал, мы видим на экране бесчисленные трупы гитлеровцев, брошенные немцами при поспешном отступлении орудия, танки, автомашины, снаряды, склады с продовольствием и боеприпасами. Кинохроникеры снимают суровые бои в горах и долинах Кавказа, освобожденные города и селения, следы кровавых издевательств над свободолюбивыми горцами.

Когда враг прорвался к Кавказу, кинохроникеры Закавказья влились во фронтовые группы Юга. В их дружную семью входили ростовчане В. Петров и Д. Шоломович, ленинградец А. Смолка, тбилисец Л. Арзуманов, киевлянин Л. Котляренко,(родился в Воронежской губернии. - Прим. ред.), москвичи Д. Рымарев и Ф. Короткевич и др. Руководил кавказской фронтовой киногруппой Марк Трояновский. В этой группе молодые операторы воспитывали в себе солдатскую выносливость, стойкость, умение преодолевать во время съемки любые трудности.

Умело провели сложные съемки в горах операторы В. Петров, А. Казначеев и А. Каиров. Они снимали высокогорный поход отряда горных стрелков старшего лейтенанта Санакиева, которому было поручено уничтожить группу немецких автоматчиков в районе Нальчика. Это была тяжелая операция. Операторам помогла альпинистская подготовка. Карабкаясь по скалам, вытаскивая друг друга на веревках, они ни на мгновение не прерывали съемок. Хроникерам удалось заснять действия легкой горной артиллерии и минометчиков, самоотверженную работу санитарок в горах, захват в плен немецкого снайпера, загнанного в ледяную трещину.

Проведя много бессонных ночей, совершив тяжелые переходы по труднопроходимым тропам, под проливными дождями, получив в горах боевое крещение, операторы упорно продолжали съемки в горных районах Северного Кавказа.

Воздушная съемка в горах требует особой подготовки и выдержки и от пилота и от кинооператора. Оператор Д. Шоломович сумел хорошо заснять отважные полеты капитана Р. Гаспаряна, ведущего в сложных метеорологических условиях разведку войск противника на горных дорогах, перевалах, скалах, ущельях. С подлинным репортерским блеском засняты им бомбовые удары комсомольского экипажа Лобарёва по скоплению вражеских войск, по военным складам и железнодорожным узлам в глубоком немецком тылу.

Очень интересны кадры, заснятые в районе Новороссийска операторами А. Левитаном и М. Пойченко. Они показывают, что немецко-фашистским захватчикам, ворвавшимся три месяца назад в Новороссийск, не удалось стать его хозяевами. Операторы провели ряд съемок в районе крупнейших цементных заводов, которыми не смог овладеть враг. Они показали окраины рабочего поселка, где наши бойцы держат оборону, показали Цемесскую бухту и порт, находящиеся под нашим артиллерийским, минометным и пулеметным обстрелом. Недавние студенты Института кинематографии С. Стояновский и И. Аронс дали очень сильный эпизод штурма высоты Безымянной подразделением старшего лейтенанта Немудрого. Талантливо заснял М. Пойченко один из «отрядов смельчаков» — так называют небольшие группы морских пехотинцев, проникающие в тыл к немцам, громящие их штабы, добывающие «языка».

На боевых кораблях и в частях морской пехоты в районах Туапсе снимала киногруппа, работавшая при Черноморском военно-морском флоте. Она создала фильм «Черноморцы». Большинство операторов этой группы — участники обороны Севастополя, награжденные боевыми орденами. В их сегодняшних съемках перед зрителем предстают героические подвиги моряков, продолжающих славные традиции Севастополя. Фронтовые операторы Юга в съемках «Битвы за Кавказ» проявляют мужество, инициативу, журналистскую наблюдательность».

Киногруппа Северо-Кавказского фронта под Керчью (не ранее октября 1943 г.). На фото на первом плане (справа налево): фотограф Евгений Халдей, операторы Александр Казначеев, Леонид Котляренко; на втором плане: Аркадий Левита, стоят фотограф Макс Альперт (слева) и оператор Семён Стояновский. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7374737.

Вот двое из этих мужественных людей инженер-капитан Л. Котляренко и старший лейтенант С. Стояновский. Оба 1917 года рождения, оба окончили в 1940 году в Москве Институт кинематографии по операторскому отделению, оба до войны еще были призваны в армию и на третий день войны уже находились на фронте, почти все время работали вместе, спарено.
— Расскажите, как вам удается снимать во время боя? — спрашиваем мы друзей.
— Композицией кадра нам заниматься некогда, — отвечает Стояновский, — долго готовиться, устанавливать фокус тоже не приходится — фрицы мешают; поэтому мы, наметив объекты, сразу снимаем их с хода и без приготовлений.
— И как получается?
— Уже выработалась привычка; кроме того, какое-то особое чутье подсказывает правильный выбор места...
— Когда немцы подходили к Владикавказу, — перебивает Котляренко, — я в самом городе снимал оборону. Потом, на этом же месте, снимал разгром этой же вражеской группировки. И вот... Обычно ищешь, что снимать, а здесь я снимал на 360 градусов вокруг себя, и все заснятые кадры были использованы.
— Какие наиболее опасные минуты вам пришлось пережить во время съемки?
Стояновский рассказывает:
— Осень 1943 года... Холодно! Дует норд-ост. Темной ночью, после артподготовки, начался десант в Крым через Керченский полуостров... Это было 3 ноября; 4-го на рассвете я и оператор Казначеев сели на полуглиссер и направились через пролив с косы «Чушка» вслед за нашими десантниками. «Чушка» имеет протяжение в пятнадцать километров, но ширина ее составляет ленту метров в двадцать пять, не больше.
Мы плыли, находясь под артобстрелом противника. Всего водный путь был только четыре километра отделяли пролив от косы; весь наш минирован, над нами кружили немецкие бомбардировщики. Сами понимаете, что шансы на благополучный финиш были невелики. И, конечно, настроение было тревожное. Но только первые минуты. А потом работа настолько увлекла, так хотелось скорее запечатлеть геройство наших бойцов, что об опасности уже не думалось. И ухо уже привыкло к выстрелам и разрывам. К тому же рядом с нашими красноармейцами невозможно не быть смелым...

Фронтовые кинооператоры (слева направо): С. Стояновский (сидит на фото), А. Левитан (за кинокамерой), М. Пойченко (четвертый слева), Д. Шоломович (сидит справа). 1942 год. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7374688).

Мы — участники войны и ее свидетели. Средствами кино мы превращаем героические события в исторические документы, в летопись. Отсюда и сознание большой ответственности. Отсюда и исключительная активность, высокая дисциплина, творческий и производственный энтузиазм, преданность делу, способность на самопожертвование, граничащая подчас с подвигами.

Битву за Кавказ снимали операторы киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов: Г. Асатиани, Л. Арзуманов, О. Деканосидзе, А. Казначеев, А. Каиров, Д. Каспий, Л. Котляренко, С. Коган, А. Левитан, Л. Мазрухо, В. Петров, M. Пойченко, Н. Петросов, А. Сологубов, С. Семенов, Д. Шоломович, В. Шанидзе, Г. Асланов, И. Аронс, И. Эдигарашвили, А. Погосов, С. Стояновский, Г. Хнкоян. Руководителем съемочного коллектива был М. Трояновский.

На основе заснятого ими в течение 1942-1943 годов материала был создан большой документальный фильм «Кавказ», как впоследствии он был назван (режиссер Л. Варламов), который был передан в «Кинолетопись Отечественной войны»[2].


СПРАВКА

1. Битва за Кавказ (25 июля 1942 — 9 октября 1943) — сражение вооружённых сил нацистской Германии, Румынии и Словакии против СССР за контроль над Северным Кавказом. Сражение делится на два этапанаступление немецких войск (25 июля — 31 декабря 1942) и контрнаступление советских войск (1 января — 9 октября 1943). Битва за Кавказ в 1942-1943 годах стала одним из поворотных моментов во всей Великой Отечественной войне.

2. Звуковой полнометражный фильм хранится в РГАКФД (учетный № 4954)
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ);
 производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма Л. Варламов; режиссер Ш. Чагунава 


Материалы по теме