Фильм:
Восемь углов под одной крышей
(год выпуска – 1986)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(5 частей, хронометраж – 00:47:49)

Категории:
Война, Вторая мировая, Государство, История, Катастрофы, Общество, Политика, Профсоюз, Религия

Ссылка на РГАКФД (29232)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

"Восемь углов под одной крышей"— девиз императора Дзимму.

Фрагмент монумента Hakkō ichiu («Восемь углов мира под одной крышей») в окрестностях города Миядзаки (Япония).

"Смотришь 1000 раз и 1000 ликов дивишься... ветер и облака преображают обличье вечной красавицы Фудзи... Также многолика, изменчива и прекрасна, как священная гора Фудзи, и сама Япония, где новейшие достижения науки и техники уживаются с обычиями и традициями, идущими из глубины веков... Нелегко понять эту страну, её народ, её неповторимую культуру. Нелегко постигнуть душу Японии, которую поэты древности видели то в лепестках расцветающей сакуры, то в изгибе морской волны, то в блеске стального клинка... "

В фильме использованы материалы Госфильмофонда СССР и иностранной хроники.

В фильм вошли кадры:

1-я часть: Пейзажи. Гора Фудзияма. Улицы Токио. Витрины магазинов. Робот играет на фортепьяно и разносит напитки. Демонстрация моделей одежды. Невесту готовят к свадьбе. Жених и невеста проходят в свадебной процессии. Здание Будокана – национального центра воинских искусств. Монумент «Восемь углов мира под одной крышей» (в окрестностях города Миядзаки) – Памятник миру. Жители Японии дают интервью, говорят о монументе (синхронно). Кузнец кует меч. Кадры хроники: сентябрь 1940 года. А. Гитлер, Е. Мацуока и другие на балконе здания, приветствуют народ после подписания пакта между Германией, Италией и Японией. Боевые действия вооруженных сил Японии в период второй мировой войны.

Храм Ясукуни в Токио. 2016 год. Фото: Kuramasu Eiji (Япония).
2-я часть: Хроника периода второй мировой войны:
 Священники благословляют военных. Японские офицеры за столом. Восхождение на Фудзияму. Маршируют солдаты. Солдаты в храме Ясукуни. Проводы на фронт. 1986 год: Храм Ясукуни. Монахи и верующие в храме на молитве. Кадры хроники: 1950-е годы. Подписание одного из "договоров безопасности". Присутствует Д. Эйзенхауэр. Строительство одной из военных баз США в Японии. Демонстрация протеста. Американские солдаты и полиция разгоняют демонстрантов. Военная база США в Японии. Военные самолеты США в воздухе, авианосцы в море. Военные заводы. Спуск корабля на воду. Подводные лодки. 1986 год: Фехтуют два участника «Общества меча», Премьер-министра Японии Накасонэ приветствует возрождение культа меча. Токио, район Санье. Безработные на улицах: готовят еду, спят на скамейках, тротуарах. 

3-я часть: Вечерний Токио. Покупатели в магазинах. Витрины. Манекены в магазине военного снаряжения. Дети у прилавка магазина, играют на компьютерах. Фрагмент кинофильма "Звездные войны". Антивоенный митинг. Урок и перемена в одной из школ. Руководители Всеяпонского профсоюза учителей дают интервью (синхронно на японском языке).

4-я часть:  Токийская полиция разгоняет демонстрацию протеста, организованную ультраправыми организациями. Митинг. Фотографии лидера японских неофашистов, писателя и режиссера Ю. Мисимы. Кадры хроники 1970-х годов: Ю. Мисима на балконе здания одной из частей Сил самообороны, захваченного сподвижниками Ю. Мисимы. Вынос гроба с телом Ю. Мисимы, который сделал себе харакири. Полиция выводит сообщников Ю. Мисимы. 1986 год: Молодой японец говорит о Ю. Мисиме (синхронно).

Кадры хроники: 1945 г. Молитва в храме. Солдаты несут урны с прахом погибших. Инвалиды работают за станками. Подростки получают повестки на мобилизацию. Летчики – камикадзе пьют сакэ, садятся в самолет. Самолет взлетает, взрывается, падает в море. Воздушный бой. Женщина совершает самоубийство. Горящий и разрушенный Токио. Атомный взрыв. Военные преступники выходят из машины у здания суда. Военный министр Х. Тодзио в больничной палате. Тодзио выступает на суде.

5-я часть:  Памятник военным преступникам, повешенным по приговору Токийского процесса в 1948 году. Надпись на памятнике: "Могила семи самураев, павших за родину". Интервью жителя Японии (синхронно). Кладбище в г. Хиросиме. Семья рыбака. Рыбак дает интервью (синхронно). Виды города Хиросимы. Рыбацкие суда в море. Рыбный рынок. Уборка урожая чая. Танцуют молодые японцы.

 

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ ФИЛЬМАРГАКФД

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Автор сценария: Овчинников В.
Режиссер: Григорьев И.
Оператор: Орлов Ю.
Авторы текста: Овчинников В., Долин А.
Консультант: профессор Тамгинский И.
Редактор: Смоненко Н.
Редактор кинолетописи: Провоторова И.
Звукооператоры: Иванов В., Смирнов И.
Диктор: Щербаков П.
Монтажер: Кочановская Ю.
Монтажница: Минакова Л.
Директор картины: Татубалин Е.


СПРАВКА

День основания империи

Фото: Kuramasu Eiji (Япония). 2016 год.

С днём восшествия Императора Дзимму (神武天皇) на трон в 660 г. до н. э., вычисленному впоследствии, связан один из самых известных праздников Японии — Кигэнсэцу, установленный в 1872 г. Он выпадает на 11 февраля.
В год 2600-летия восшествия Дзимму на престол (1940 год) правительство Японии 27 сентября подписало тройственный пакт с Германией и Италией. Официальная пропаганда, на волне круглой даты посвящённой восшествию Дзимму, стала активно использовать его изречение о божественном предназначении Страны восходящего солнца: «собрать восемь углов мира под одной крышей» («хак-ко ити-у»). Несмотря на то, что существование Дзимму не было историческим фактом, эта дата была выбрана, чтобы подчеркнуть в самой Японии и за рубежом законную власть правительства, сконцентрированную в руках императора.
Праздник был отменён по приказу американских оккупационных властей после поражения Японии во Второй мировой войне, но вновь восстановлен в 1966 г. 
В связи с тем, что концепция праздника не соответствовала Новой Конституции Японии и современным принципам демократии и свободы, в 1967 году правительство решило дать новое название празднику - кэнкоку кинэнби, что буквально означает «День основания государства». Отношение в обществе к названию неоднородно, и до сих пор сторонники и противники официального названия этого праздника собираются и обсуждают проблему, которая будоражит общество каждый год.

«Будокан»

«Ниппон Будокан» (日本武道館) — арена, которая была построена в 1964 году для соревнований по дзюдо на XVIII Олимпийских играх. Название переводится как «зал боевого искусства». Арена находится в парке в центре Токио, в близости к храму Ясукуни. Здание представляет собой восьмиугольную фигуру. Его высота 42 м, вместительность — 14 201 человек. За пределами Японии «Будокан» более известен как место, где состоялись масштабные рок-концерты. The Beatles были первой зарубежной группой, отыгравшей концерт в «Будокане» в 1966 году. Их выступление вызвало серьёзные протесты со стороны японских националистов, считавших, что концерт западной группы осквернит зал, предназначенный исключительно для боевых искусств.

 Ясукуни-дзиндзя

Верующие в храме Ясукуни. Токио.Ясукуни (靖國神社) — синтоистское святилище («храм мира в стране»), расположенное в Токио. Выполняет функции центра религиозных церемоний религии синто. Особое положение Ясукуни определяется тем, что, в отличие от большинства храмов синто, там поклоняются не ками ((神) — в синтоизме духовная сущность, бог; — прим. ред.), а душам воинов, погибших за Японию и императора. Верховное божество храма — Император Японии.
Построен в 1869 году и, в отличие от других святилищ, находился в ведении военного руководства страны. На праздниках роль главных распорядителей принадлежала генералам и адмиралам. Именно в Ясукуни находились списки погибших в войнах. В этом святилище также хранились зеркало и меч — атрибуты императорской власти.
В 1874 году император Мэйдзи посетил Ясукуни, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, были приравнены к богам.
В числе святых, которым проводится поклонение в рамках синтоистских религизных церемоний в храме Ясукуни — приговорённые к казни через повешение за совершённые военные преступления Хидэки Тодзио (Тодзё), Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, Кэндзи Доихара, Иванэ Мацуи, Акира Муто, Коки Хирота и другие. Вследствие этого в Китае и Южной Корее, подвергшихся японской оккупации в первой половине XX века, в том числе в годы Второй мировой войны, храм считается символом японского милитаризма, а почитание его официальными лицами Японии расценивается как рецидив милитаризма и оскорбление памяти жертв японской агрессии.
С 2001 года ежегодные демонстративные посещения храма Ясукуни премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми вызывали активное недовольство Китая и Кореи, каждый раз высказывавшим по данному поводу официальные протесты. В официальном заявлении Пекина, в частности, говорилось, что подобное паломничество «равносильно отданию почестей нацистам, повешенным по приговору Нюрнбергского трибунала». Игнорирование протестов создало напряжённость в отношениях стран и привело к отмене двухсторонних переговоров Японии с Китаем и Южной Кореей.

Мисима Юкио – последний самурай Японии

Мисима (сидит на фото) с членами «Общества щита». Фото: http://yukio-mishima.tumblr.com

25 ноября 1970 года всемирно известный писатель Юкио Мисима вместе с четырьмя членами организованной им военизированной группировки «Общество щита» проник на базу Восточной дивизии японских Сил самообороны в токийском районе Итигая и захватил в заложники генерала Такаши Масуду. После того как захватчики, вооружённые только традиционными японскими мечами, забаррикадировались в кабинете генерала, сбежавшемуся на шум персоналу были предъявлены требования:

  1. К полудню перед зданием должна быть собрана Восточная дивизия в полном составе.
  2. Солдаты без шума должны выслушать выступление Мисимы и краткие речи пришедших с ним студентов.
  3. Членам «Общества щита», собравшимся в расположенном неподалёку зале Итигая Кайкан, должен быть предоставлен доступ на базу.
  4. Никто не должен вмешиваться в происходящее до 13:10.

Кроме членов «Общества щита» в Итигая Кайкан находились двое журналистов, заранее приглашённых туда Мисимой. Он позаботился о том, чтобы его действия получили широкое освещение в прессе: сохранилась даже видеозапись его предсмертной речи...
Все свои пьесы Мисима писал обычно так: сначала - финальную реплику, потом весь текст, без единого исправления. Отправляясь на встречу со смертью, Мисима оставил на своем столе краткую записку: "Жизнь человеческая ограничена, но я хотел бы жить вечно".

В предисловии к роману Мисимы «Золотой храм» (СПб, Изд-во "Азбука", 2000), Григорий Чхартишвили (он же Борис Акунин – русский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик) написал следующее: «Юкио Мисиме было 45 лет. За свою недолгую жизнь он успел сделать невероятно много. Сорок романов, пятнадцать из которых были экранизированы ещё до гибели писателя; восемнадцать пьес, с успехом шедших в японских, американских и европейских театрах, десятки сборников рассказов и эссе. Но интересы Мисимы этим не исчерпывались. Он был режиссёром театра и кино, актёром, дирижировал симфоническим оркестром. Занимался кэндо ("путь меча"— национальное фехтовальное искусство), карате и тяжёлой атлетикой, летал на боевом самолёте, семь раз объехал вокруг земного шара, трижды назывался в числе наиболее вероятных претендентов на Нобелевскую премию. Наконец, в последние годы жизни немало толков вызывало его фанатичное увлечение идеей манархизма и самурайскими традициями; он создал и содержал на собственные средства целую военизированную организацию —  «игрушечную армию капитана Мисимы», как её именовала насмешливая пресса (после смерти писателя «Общество щита» сразу же перестало существовать).... Националисты, при жизни Миссимы относившиеся к нему с подозрением и даже враждебно, не читавшие его книг, немедленно объявили писателя носителем «истинно самурайского духа» и ежегодно отмечают годовщину его смерти.
Ещё больше шумиха вокруг смерти Мисимы обрадовала советских идеологов: определённым образом интерпретированная, эта история отлично дополняла картину внешнего мира, зверино-опасного для Страны Победившего Социализма. В Америке свирепствовал ку-клус-клан, в Греции –  «чёрные полковники», в ФРГ – реваншисты, очень кстати тут оказался  «самурайствующий фашист» Мисима. Появились статьи в  «Правде» («В самурайском угаре»), «Красной звезде» («Наследники самураев»), прошла тассовка (сообщение ИТАР-ТАСС; — прим. ред.), перепечатанная множеством газет по всей стране: "Так называемее "самоубийство" Мисимы произошло совершенно не случайно. Оно является продуктом политики милитаризации, проводимой американо-японской реакцией...". Стоит ли после этого удивляться, что произведения писателя начали переводить на русский язык с многолетним опозданием, а его имя долгие годы было притчей во языцех у отечественных пропагандистов-международников?..».

Токийский процесс 

Международный военный трибунал для Дальнего Востока суд над японскими военными преступниками, проходивший в Токио с 3 мая 1946 года по  12 ноября 1948 года. Хидэки Тодзио перед военным трибуналом. 1946 год.Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19 января 1946 года по приказу Главнокомандующего союзными оккупационными войсками генерала Дугласа Макартура, согласно этому же приказу были проведены аресты подозреваемых в совершении военных преступлений. Всего было задержано 29 человек — в основном члены кабинета министров генерала Хидэки Тодзио.
В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др.
Все пункты обвинения были разделены на три категории:

А, В и С

  • обвинения в Претуплениях против мира;
  • обвинения в массовых убийствах;
  • обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности.

Подсудимые были признаны виновными и осуждены: 7 - к смертной казни, включая бывших премьер-министров Тодзио и Хироту, 2 — к длительным срокам тюремного заключения, 16 — к пожизненному заключению.

Ясухиро Накасоне (中曽根 康弘)

Президент США Рональд Рейган и Премьер-министр Накасонэ Ясухиро в резиденции Хиноде. Токио. 1983 год. Родился 27 мая 1918 года в Такасаки. В 1982–1987 гг. — председатель ЛДП, премьер-министр Японии. Накасонэ — нетрадиционный политик с ярко выраженным личным политическим стилем, выступавший под лозунгом «окончательного подведения итогов послевоенной политики». Член Либерально-демократической партии (ЛДП) с момента её создания. В 1959 г. впервые вошел в состав правительства в качестве начальника научно-технического управления. В дальнейшем занимал в кабинете министров посты начальника Управления национальной обороны, министра транспорта, начальника административного управления. С его именем связано наступление неоконсервативной волны в Японии и проведение административно-финансовой реформы. Трижды бывал в СССР, встречался с М. Горбачёвым (1985, 1988, 1989). 
Является одним из самых долгоживущих руководителей глав государств и правительств в современном мире.

Всеволод Владимирович Овчинников (род. 17 ноября 1926 года)

17 ноября 2016 года исполнилось 90 лет известному советскому и российскому журналисту, писателю, востоковеду и автору сценария фильма "Восемь углов под одной крышей" Всеволоду Владимировичу Овчинникову.


Использована информация из открытых источников, в том числе: Посольство Японии в России;  http://warspot.ru/4509-intsident-misimahttp://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Ясукуни